Аксиологический подход. Актуальность
Скачать 46 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 3 1.1. Актуальность 3 1.2. Цель 3 1.3. Задачи 4 1.4. Предмет исследования 4 ГЛАВА 1. МОДЕРН АКСИОЛОГИИ 6 Параграф 1.1. Контекст современности 9 Параграф 1.2. Современная аксиология. 11 ГЛАВА 2. ЦИФРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ 14 ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ 21 Параграф 3.1. Психология детей 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 ЛИТЕРАТУРА 32 ВВЕДЕНИЕ1.1. АктуальностьАктуальность проблемы цифровой трансформации образования в основном связана с цифровыми технологиями и их ориентацией на обучение, однако воспитательный и развивающий потенциал этого процесса и его аксиологическая составляющая часто игнорируются. Если культурные и национальные ценности будут по-прежнему игнорироваться, существует риск замены их суррогатом культивируемой государством модели гражданина. В данной статье обращается внимание на необходимость целенаправленного формирования ценностных убеждений и национального кода в процессе цифровой трансформации системы образования, выявления и представления рисков этого процесса, а также средств решения возможных проблем. Основной подход исследования-аксиологический. 1.2. ЦельСогласно современной аксиоматике, возможно выделить следующие направления: 1) Повышение эффективности использования информационных ресурсов и ИКТ в качестве специалиста- исследователя определенной научной области; 2) саморазвитие как предмет научного исследования (переход от исполнителя к исполнителю, самостоятельно определяющему целенаправленное ситуационное использование ИКТ и информационных ресурсов в своих исследованиях); 3) оптимизация профессионального общения в научном сообществе через использование современных ИКТ; 4) реализация своих профессиональных и научных целей, ценностей и смыслов, знание критериев эффективности научной деятельности, ее лучших особенностей в условиях глобального информационного общества; Эта идея особенно значима для педагогического образования, поскольку учитель должен не только быть носителем базовых ценностей и культурных смыслов, но и знать средства и методы обучения подрастающего поколения таким ключевым ценностям, как свобода, ответственность, равенство, развитие, познание и безопасность в цифровую эпоху (Лубков). 1.3. ЗадачиЗадачами данной работы являются: 1) изучение значимости аксиологического подхода в педагогических моделях 2) исследование влияние цифровизации и электронных технологий на развитие и формирование мышления нового поколения 3) рассмотреть факторы формирования мышления и знаний в эпоху цифровой индустрии 4) изучить значимость технологий на процесс межличностных отношений с сохранением человечности 1.4 Объект исследования Технологизация и цифровизация не должны рассматриваться как самоцель; процессы цифровой трансформации должны основываться на общечеловеческих ценностях и сохранять уникальный социокультурный код нации. Переход к цифровому образованию связан не только с процессом преобразования аналоговых технологий в цифровые, но и с комплексными изменениями инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера, а также изменениями коммуникационной парадигмы. 1.4. Предмет исследованияНеобходимо понимать, что в современном мире цифровые технологии должны основываться прежде всего на общечеловеческих ценностях, которые призваны интегрировать технологии в реальность, а не наоборот, когда цифровизация ставится на первое место в пренебрежении человечеством. И если цифровые технологии не будут основаны на человеческих ценностях, человеческое образование прекратится и начнется программирование нейронных сетей. ГЛАВА 1. МОДЕРН АКСИОЛОГИИАксиология - это философское исследование ценности. Как философское направление оно было создано только в 19 веке. Представители - напр. Оскар Краус - находят свой вопрос уже в этике добра греческих философов, хотя у одного из самых влиятельных представителей философии ценности, Макса Шелера, его теория развивалась в противовес этике добра. Это либо собирательный термин для этики и эстетики, философских областей, которые в решающей степени зависят от понятий ценности, либо основы для этих областей и, таким образом, аналогичны теории ценностей и метаэтике. Этот термин впервые был использован Полем Лапи в 1902 году и Эдуардом фон Хартманном в 1908 году. Аксиология изучает в основном два вида ценностей: этику и эстетику. Этика исследует концепции «правильного» и «хорошего» в индивидуальном и социальном поведении. Эстетика изучает понятия «красота» и «гармония». Формальная аксиология, попытка изложить принципы ценности с математической строгостью, иллюстрируется наукой о ценности Роберта С. Хартмана. Если две ценности находятся в конфликте и не могут быть реализованы, не подвергая опасности друг друга, то аксиология говорит о ценностной антиномии. Сегодняшнее использование концепции повседневного и нефилософского технического языка (педагогический, юридический, социологический ...) ценности, который не соответствует ни одной философски разработанной современной теории ценности, привело к многочисленным композициям. Между V и VI веками до нашей эры в Греции было важно иметь знания, если вы хотите добиться успеха. Философы начали понимать, что существуют различия между законами и моралью общества. Сократ считал, что знание имеет жизненно важную связь с добродетелью, тесно переплетая мораль и демократию. Ученик Сократа Платон укрепил эту веру, установив добродетели, которым должны следовать все. С падением правительства ценности стали индивидуальными, что привело к расцвету скептических школ мысли, в конечном итоге сформировав языческую философию, которая, как считается, повлияла и сформировала христианство. В средневековый период Фома Аквинский проводил различие между естественными и сверхъестественными (богословскими) добродетелями. Исторически философия ценности восходит к принятию концепции ценности национальной экономики; у Иммануила Канта, например, разговор об «абсолютной ценности» доброй воли представляет собой такое метафорическое заимствование концепции экономической ценности. Концепция ценности уже играет важную роль в этике Якоба Фридриха Фриса, но Лотце был точкой отсчета для более поздних философий ценностей, начиная с 1890-х гг., Концепция ценности была принята Лотце непосредственно Джорджем Сантаяна и другими в Соединенных Штатах. широко распространено и сыграло важную роль в позднем моральном творчестве Джона Дьюи, так что выражение value в англоязычных странах давало такое же повседневное употребление, что и в немецкоязычных регионах. Лотце взял объективную философию ценности и приписал ценности своему собственному модусу: «действительность». Субъективные теории ценности, с другой стороны, исходят из оценочного суждения как основы ценности: субъективный человек устанавливает связь между своей шкалой и объектом, который представляет ценность вещи. Если мера ценности основана на чувстве удовольствия через удовлетворение потребностей, тогда возникает психологическая теория ценности. Если ценностям придается только относительная важность и обоснованность, это приводит к релятивизму ценностей как особой форме релятивизма. Наиболее известными теориями ценностей XIX и XX веков были: Неокантианство Badische Schule Генриха Риккерта и Вильгельма Виндельбанда, которые приписывают ценностям трансцендентный статус и приписывают им способ подтверждения, который следует отличать от способа (эмпирического) бытия. Ценности образуют свое собственное царство и имеют абсолютную значимость, существуют, но не в способе существования. Философия жизни Фридриха Ницше, который определяет мировоззрение как результат уважения как «физиологические требования для сохранения определенного вида жизни» и ценностей. Эта оценка выражается в стремлении к власти. Поэтому он требует переоценки всех ценностей. Виндельбанд объяснил философию ценностей критической науке об общих ценностях. Этим он отличается от точных наук, которые исследуют и систематизируют законы природы и особые явления. Философия ценностей составляет истинный центр философии. Математически точная наука о ценностях была в центре работ Роберта С. Хартмана. Благодаря аксиоме науки о ценностях, которую он разработал, стало возможным построить точную науку о ценностях независимо от различных этических моральных ценностей. Теория ценностей как всеобъемлющий философский подход, прошедшая обучение у Лотце, Гартмана и неокантианства юго-западной Германии, подверглась резкой критике со стороны Мартина Хайдеггера. Сегодня она больше не представлена как философская теория, хотя у нее все еще есть сторонники в юриспруденции (например, во влиятельной школе Рудольфа Сменда), и даже анализ оценочных суждений - это особая тема аналитической философии. Некоторые представители философии ценностей были философией ценностей 19-го и начала 20-го века, однако, как основа других философских дисциплин, поскольку они претендовали на роль основы для других областей, таких как логика, этика, эпистемология, философия право, философия культуры, философия религии, социальная философия, политическая философия, экономика и эстетика. Параграф 1.1. Контекст современностиЯвное размышление о ценностях, однако, предшествует понятию аксиологии, и его можно проследить до Дэвида Юма, который в первую очередь озабочен моральными и эстетическими ценностями и разрабатывает антиметафизическую и номиналистическую теорию ценностей. Однако теория Юма определяет ценности как принципы моральных и эстетических суждений, видение, которое будет подвергнуто критике со стороны Фридриха Ницше и его генеалогической концепции ценностей, согласно которой не только эстетические и моральные суждения зависят от ценностей, но даже научные истины и повседневные наблюдения соответствуют определенным ценностям и способам оценки (Добровольный иррационализм, близкий к Артуру Шопенгауэру и противоречащий Просвещению, продвигаемому Иммануилом Кантом). Перед ними в порядке важности будет философия Канта, которая поместит возможность Этики в основу Субъекта и Субстанциального Разума (а не в простой инструментальной рациональности утилитаризма Джереми Бентама). Для Канта этика возможна только при наличии Свободы, условия необходимой Автономии, против навязанной Гетерономии. Итак, для Канта - вопреки консервативному Юму - мир необходимости - это мир физики, то есть мир механики Ньютона (Кант был скорее физиком, чем профессором философии). Кант, критический читатель Юма, спасает физику Ньютона, но разрабатывает предметную теорию как окончательную основу своей философской системы («Gründ» на немецком языке), идею, развитую позже Г. Фихте, а затем Г. Ф. В. Гегелем. Для целей Этики Канту здесь нужна не его любимая физика Ньютона, а Регулятивные идеи разума (существенного), которые используют понимание (категории инструментального разума для построения научного знания) и чувствительность (эмпирические, чувствительный опыт). Таким образом, Кант примиряет научный и философский разум с возможностью практической эмансипации (политической и этической). С другой стороны, на основе другой дискурсивной матрицы Маркс от критики к политической экономии развивает критику стоимости, которая выходит за рамки критики обычной мистификации между потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Таким образом, Маркс развивает критику экономической концепции стоимости, чтобы в значительной степени обосновать свою критику и социально-экономический анализ. Конечно, цена - не ценность, но прочтение этой социальной критики не является ни религиозным, ни моралистическим, ни метафизическим, а имеет научно-социальные претензии. Конечно, марксистская критика, хотя и является частью философских элементов, выходит за их пределы, потому что она исходит из социально-исторических элементов, которые ее допускают. Маркс, а затем марксизм (в его различных дискурсивных разработках) предлагают (n) теорию и практику, ту часть его теории истории (обычно известной как исторический материализм, в различных вариантах), а также из его социологической концепции, которая является частью современной теории «классовой борьбы», для объяснения различных гегемоний и форм господства в различных конкретных исторических формациях и в самых общих способах производства. Например, рабский производственный режим, феодальный производственный режим, азиатский производственный режим, деспотически-налоговый производственный режим, капиталистический производственный режим, бюрократический режим, социалистический производственный способ и т. Д. подавляющее большинство населения мира в условиях капиталистической мир-системы. Эти коллективные культурные операции иногда выполняются очень тонко и с использованием элементов коллективного бессознательного (просмотрите здесь Фрейда и вклад психоанализа). поскольку человеческое существо посвящено воспроизведению своей непосредственной жизни посредством своей отчужденной работы, поэтому он не может знать структурное происхождение своего коллективного отчуждения. Таким образом, решение могло бы быть не только этическим и дискурсивным, но и теоретической и политической практикой, чтобы вы могли изменить свое текущее отчужденное социальное состояние.) Параграф 1.2. Современная аксиология.Современная аксиология занимается не только рассмотрением положительных ценностей, но также и отрицательными (или антиценностями), анализируя принципы, которые позволяют нам считать что-то ценным или нет, и рассматривает основы такого суждения. Исследование теории ценностей нашло особое применение в этике и эстетике, областях, где понятие ценности имеет особое значение. Некоторые философы, такие как немцы Генрих Риккерт или Макс Шелер, выдвинули различные предложения по развитию соответствующей иерархии ценностей. В этом смысле можно говорить об «аксиологической этике», разработанной, главным образом, самим Шелером и Николаем Хартманном. С этической точки зрения аксиология является одной из двух основных основ этики наряду с этикой. Согласно традиционным представлениям, ценности могут быть объективными или субъективными. Примеры объективных ценностей включают добро, истину или красоту, которые сами по себе являются целями. Однако субъективные ценности рассматриваются, когда они представляют собой средство для достижения цели (в большинстве случаев характеризующееся личным желанием). Кроме того, значения могут быть фиксированными (постоянными) или динамическими (изменяющимися). Ценности также можно дифференцировать на основе их важности и концептуализировать в терминах иерархии, и в этом случае одни будут занимать более высокое положение, чем другие. Фундаментальная проблема, которая возникает у истоков аксиологии в конце XIX века, заключается в объективности или субъективности всех ценностей. Макс Шелер займет первую из двух позиций. Субъективизм с самого начала будет противостоять этому подходу. И он поймет - по старому пути Протагора - что строго человеческое есть мера всех вещей, того, что стоит, а что нет, и того же масштаба ценностей, без поддержки во внешней реальности. Альфред Жюль. Вчера, говоря о языке, истине и логике, его ранние работы исключили бы оценочные суждения, потому что они не соответствуют принципу эмпирической проверки. Таким образом, этическое и эстетическое являются не более чем «выражением» духовной жизни субъекта. С точки зрения Ницше, однако, нет существенной разницы между тем, что традиционная концепция называет «оценочными суждениями» и научными суждениями, поскольку оба они основаны на оценках, которые были исторически сконфигурированы и которые конституируют себя. такие же специфические способы интерпретации и жизни. Точно так же нет существенной разницы между суждением и действием, поскольку обе вещи состоят в развертывании определенных сил, которые по определению являются ценными силами и движение которых также зависит от предыдущих оценок. В философском мышлении есть центральный момент: какими мы хотим стать в будущем, в лучшем состоянии. Чтобы перейти от текущего состояния к лучшему, необходимо сначала понять, что для внесения улучшений мы должны основывать их на определенных ключевых моментах. Мысленно мы всегда называли их философской или экзистенциальной аксиологией, то есть ценностями, которые основаны на действиях, которые завтра могут привести нас к лучшему состоянию; Это потому, что ценности придают смысл и последовательность нашим действиям. Природа ценности вызывает споры среди ученых разных дисциплин. Это сложная проблема, требующая философского уточнения. Аксиология - это наука, изучающая ценности, и они имеют философский подтекст. В статье кратко представлена история аксиологии и представлены различные интерпретации концепции ценности, анализируемые с точки зрения марксистской философии. Подчеркивается диалектико-материалистический ответ в отношении ценности, утверждающий, что это социальное явление, имеющее значение в контексте субъект-объектных отношений и выражающее потребности и интересы людей или всей природы. ГЛАВА 2. ЦИФРОВОЕ МЫШЛЕНИЕВ связи с общемировой тенденцией цифровизации, влияющей на все сферы человеческой деятельности (цифровое удостоверение личности - цифровые паспорта и другие документы, электронное резидентство, электронное гражданство, цифровое посольство, электронное обучение, цифровая медицина-цифровое здравоохранение, цифровая экономика и др.), необходимо готовить высококвалифицированных преподавателей, которые не только умеют использовать современные технологии, но и способны создавать технологии будущего в повседневной профессиональной деятельности. Таким образом, необходимо развивать профессиональные навыки (Hard skills) и личностные качества (Soft skills), к которым относятся когнитивные, коммуникативные, творческие навыки, а также навыки сотрудничества, эмоциональный интеллект, навыки принятия решений, управленческие навыки и др. (Cohen, Manion, & Morrison, 2018). Ведущая роль в этом процессе принадлежит образованию, которое должно как адаптировать будущих педагогов к потребностям системы, так и модифицировать современные цифровые технологии, которые следуют за интеграцией когнитивных практик. Этот процесс должен основываться на гуманистических идеалах, общечеловеческих и национальных ценностях, внедряемых в каждый новый компонент системы общего образования (Гордиенко, 2017). Педагогическая культура, один из предпочтительных способов введения этих ценностей, также является “рамкой для описания многих процессов, связанных с образованием” (Попов и Ермаков, 2019), то есть существует определенный набор знаний, с которым должен ознакомиться любой представитель национального сообщества. Таким образом, аксиологические характеристики являются основой любого трансформационного процесса образовательной системы, в том числе и цифрового. В связи с этим разработка философско-методологических основ цифровизации на основе аксиологических, антропоцентрических и эпистемологических принципов становится одной из актуальных проблем. Основой любой сознательной и целенаправленной трансформации должна стать, в первую очередь, личность и система ценностей, что особенно важно для системы образования. Цифровая технология - это инструмент, разработанный для конкретной цели на основе ценностей и имеющий свою область применения, которая должна быть исследована и определена в соответствии с ее характеристиками, ее аксиологическим и антропоцентрическим потенциалом. Цифровизация, как и любой процесс, имеет три основные характеристики: содержательную, организационную и технологическую. И если технологическая и организационная составляющие этого процесса изучаются как зарубежными (Bailey, Vaduganathan, Henry, Laverdiere, & Puglese, 2018), так и российскими исследователями (Вербицкий, 2016; Кязимов, 2016), то его содержание, наиболее тесно связанное с аксиологическим аспектом, занимает второе место, поскольку парадигма знания считается устаревшей. Однако необходимо понимать, что цифровизация-это всего лишь форма, она не может существовать без содержания. Есть фундаментальное знание, которое не устаревает на протяжении веков; методологическое знание тоже присутствует, но сейчас оно более подвержено изменениям и связано с существующей парадигмой науки и образования в тот или иной момент. Такие знания менее устойчивы, но необходимы для развития мира в определенный период времени; технологические знания наиболее восприимчивы к изменениям, которые должны следовать за развитием науки и техники. Хотя пирамида знаний не постоянна - ее фундамент стабилен, но вершина может меняться, полный отказ от всей схемы и замена знаний исключительно навыками приводит к катастрофическим последствиям. Навыки не могут стимулировать развитие познавательных и творческих способностей; навыки направлены не на воспитание творцов, а на формирование потребителей. Только упомянутая пирамида позволяет выстроить иерархию знаний, имеющую аксиологические основания каждого из элементов и удерживающую различные научные смыслы на оси антропоцентризма. За любой формой знания стоит целостная концепция культуры. Леонардо да Винчи не создал бы своих шедевров без эпохи Возрождения, которая определила многие его открытия и идеи. Только овладение всей сложной системой культурных кодов (явлений и способов деятельности, которые должны быть усвоены учащимися в процессе овладения социокультурными смыслами), их аксиологическими особенностями и творческими идеями может провести тонкую грань между человеком и машиной (роботом). Ситуация социального взросления личности в современном мире сложна, противоречива, текуча. Она определяется быстро меняющейся средой, ставящей перед университетским образованием бесконечные задачи, создающей новые контексты, предъявляющей новые требования и перспективы. В русле возникающих проблем все более очевидной становится необходимость уделять больше внимания изменениям и личностным трансформациям, проблеме определения доминирующих ценностей образовательной деятельности. В условиях неопределенного будущего следует обратить внимание на возрастающую значимость воспитания ценностно- сознательных черт личности, мотивации личности и способности к самоопределению через осмысление экзистенциальных форм жизни, в том числе и образования. Интенсивность коммуникаций, расширение информационного поля, эффективность быстрых коммуникаций и новые технологии не только улучшают человеческие ресурсы, но и повышают риски в его деятельности. В частности, сегодня мы можем наблюдать изменение базовых установок личности в социальном и материальном мире через совершенствование таких характеристик, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение и эвристика. В этом социальном контексте особенно значимыми становятся вопросы ориентации личности в обществе. окружающего мира объективных ценностей общества и культуры, в себе самом, в своих возможностях; чувство уверенности в прошлых и настоящих событиях, в построении образа будущего и своей личной жизненной перспективы. В связи с общемировой тенденцией цифровизации, влияющей на все сферы человеческой деятельности (цифровое удостоверение личности - цифровые паспорта и другие документы, электронное резидентство, электронное гражданство, цифровое посольство, электронное обучение, цифровая медицина-цифровое здравоохранение, цифровая экономика и др.), необходимо готовить высококвалифицированных преподавателей, которые не только умеют использовать современные технологии, но и способны создавать технологии будущего в повседневной профессиональной деятельности. Таким образом, необходимо развивать профессиональные навыки (твердые навыки) и личностные качества (навыки), к которым относятся когнитивные, коммуникативные, творческие навыки, а также навыки сотрудничества, эмоциональный интеллект, навыки принятия решений, управленческие навыки и др. (Cohen, Manion, & Morrison, 2018). Ведущая роль в этом процессе принадлежит образованию, которое должно как адаптировать будущих педагогов к потребностям системы, так и модифицировать современные цифровые технологии, которые следуют за интеграцией когнитивных практик. Этот процесс должен основываться на гуманистических идеалах, общечеловеческих и национальных ценностях, внедряемых в каждый новый компонент системы общего образования (Гордиенко, 2017). культура и язык. Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской Духовной Академии, считает, что” человек смотрит на мир не своими глазами, а своим языком " (Кураев, 2000), поэтому в процессе формирования системы мировоззрения студентов необходимо знакомить их с языком как культурным богатством общества, которое сохранялось и приумножалось веками. Студенты должны понимать, что русский национальный язык отражает эстетическое развитие действительности и культуры. Ушинский (1974), определяя ценность изучения родного языка через изучение родной культуры, писал: “ребенок при изучении родного языка не только усваивает отдельные звуки, он пьет духовную силу из груди родного слова. Она объясняет свою природу лучше, чем любой натуралист; она знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с историей и стремлениями лучше, чем любой историк; она вводит его в народную поэзию лучше, чем любая эстетика.; она дает философские убеждения лучше, чем любой философ”. Цель педагогического воздействия-воспитание социально ценной и внутренне свободной личности, духовно развитой личности со своей точкой зрения и высокими нравственными основаниями. Духовное развитие определяется как нравственное состояние человека, проявляющееся в готовности следовать идеям свободы, гуманизма, социальной справедливости, правды, добра, красоты, стремлении постичь тайны смысла жизни, умении ставить высокие нравственные идеалы выше сиюминутных потребностей и склонностей. Основы духовной культуры заложены в языке: Русский национальный характер, русская жизнь выражены в родном языке; для всего было в нем обозначение, соответствующее духу народа, его” национальной стихии " (Гоголь). Наиболее прогрессивным считается комплексное (эстетическое, патриотическое, нравственное) воспитание учащихся. В процессе такого воспитания у детей развиваются лучшие национальные качества, они осознают ответственность за передачу национальных ценностей. Следующая проблема с цифровизацией образования лежит в области мышления. К сожалению, целостность, полнота, глубина, фундаментальность и концептуальность воспринимаются многими молодыми людьми как пережитки прошлого. Молодые люди предпочитают лозунги типа "выучи английский за три дня!”," стань гением за неделю " и т. д., Они считают, что без особых усилий можно добиться успеха в любом начинании. Цифровые технологии уже изменили способы восприятия и мышления (Дзиб-Гудин, 2012; Роскамс, 2015), социализацию и систему ценностей, и поэтому дальнейшее игнорирование аксиологического аспекта в образовании приведет к потере национальной идентичности и социально-духовных верительных грамот поколений. Свобода подрастающим поколением воспринимается как полное отсутствие авторитета, чему способствует способность скрывать свое истинное лицо в виртуальном мире за своим аватаром (придуманные имена, внешность, биографии и т. д.), В то время как ответственность за свои действия от имени вымышленного цифрового альтер-эго не до конца осмысливается, что накладывает отпечаток на человека в реальном мире, личность которого все меньше признается реальной, заменяясь условно воображаемой. Эскапизм ведет к социальному разрыву, формирует социальный аутизм, который усиливает агрессию (человек неадекватно реагирует, когда его отрывают от созданного им иллюзорного мира). Отсутствие моральных ценностей и установок связано с амбивалентностью свободы (свобода одного человека ограничена там, где она посягает на свободы других), что приводит к эгоизму и нетерпимости. Благодаря плотному информационному полю изменение способов восприятия и мышления происходит у всех, даже у взрослых. Хаотическая информация, собранная из различных источников в Интернете, порождает хаотическое мышление. Это очень опасно для ребенка, который постоянно связан с социальными сетями, получает разрозненную и противоречивую информацию, и ему трудно следовать правильным ценностям и ориентирам. Ребенок не способен понять, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо, для него мир-это клубок противоречивых идей и мыслей, а не пирамидальная система со всеми смыслами, правильно нанизанными на моральную ось. Человеческий мозг испытывает стресс, потому что ему постоянно приходится обрабатывать информацию, полученную в виде запутанного набора несвязанных и противоречивых информационных потоков. Информационная перегрузка, информационный шум, негативно влияет на способность человека адекватно анализировать ситуацию и принимать обоснованные решения. В этом случае проблема не в том, что компьютеры начнут думать как люди, а в том, что люди могут начать думать как компьютеры. Одним из путей решения этой проблемы является обучение различным методам анализа, гармонизации информационных потоков, дифференциации необходимой и ненужной информации. Главным критерием здесь является ценность информации, которую способен защитить мозг. ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВПроектирование модели повышения квалификации педагогов представлено в виде базового комплекса взаимосвязанных элементов. Данный комплекс выступает как методологический инструмент исследования педагогических систем и как содержательно-процессуальная дидактическая модель при построении содержания непрерывного образования педагогов. Создание на основе аксиологических императивов модели развития педагога, направленной на достижение необходимого уровня профессионального мастерства, отвечает современным социальным требованиям. Теоретико-методологические основы исследования был составлен из двух подходов, а именно контекстуального подхода и положений фонда. Контекстный подход, выделенный А. А. Вербицким, предусматривает профессиональную деятельность, основанную на моделировании языка, знаковых средств предметного поля и его социального содержания (Вербицкий, 2010). В процессе моделирования профессиональные навыки являются средством решения задач, касающихся профессиональной деятельности педагогов. Они помогают воссоздать реальные профессиональные ситуации и фрагменты отношений занятых в них людей, с целью осмысления трудовых функций и действий с использованием системы новых и традиционных форм и методов обучения А. А. Вербицкий относит их к деловым и воспитательным играм (коммуникативные игры, игры защиты от манипуляций, игры на развитие интуиции, рефлексивные игры и др.) (Вербицкий, 2010). Моделирование профессиональной деятельности следует рассматривать на основе учебно-ценностной модели. По мнению К. Д. Каменовой, эта модель имеет три основных компонента. Первый компонент-это потребность в непрерывное образование. С одной стороны, она представлена как непрерывный и целенаправленный процесс овладения человеком профессиональными и иными знаниями, позволяющими ему оставаться творчески активным на протяжении всей своей жизни. С другой стороны, непрерывное образование рассматривается как способ непрерывной передачи отечественных и научных знаний. Второй компонент модели представлен субъектом, то есть творчески активным человеком, непосредственно связанным с коллективной деятельностью. Путь определяется как третий компонент модели; он включает в себя ориентацию на подходы, позволяющие обеспечить соответствие образовательной парадигмы ряду изменяющихся детерминант социально-образовательной ситуации (Каменова, 2010). Концептуальные положения фонда обоснованы В. Д. Шадриковым и Е. И. Смирновым (Смирнов, 2012). Эти положения свидетельствуют о том, что в процессе подготовки педагогов происходит формализация и материализация познавательных процессов в виде конкретных учебных дисциплин и форм учебной деятельности. Когнитивные процессы формируют навыки, позволяющие им осуществлять вне трудовых функций. Содержание этих умений включает в себя мотивацию, эмоции, рефлексию, саморегуляцию, самооценку, выбор, интеллект и креативность личности. Fundierung - это процесс создания модельных компонентов для обновления профессиональных навыков и трудовых функций педагогов в соответствии с видами профессиональной деятельности. Fundierung также включает в себя уточнение содержания обучения с последующим теоретическим обобщением структурных единиц на модули. Эти модули интегрируют профессиональные навыки и трудовые функции в видах профессиональной деятельности педагога. Фундаментальная концепция процесса формирования личности педагога является эффективным механизмом преодоления профессиональных кризисов и актуализации интегративных связей между наукой, профессиональным образованием, рынком труда и системой оценки квалификации. Эти формы нашли отражение в реализации мероприятий федеральной программы развития образования на 2016-2020 годы: По направлению "повышение качества образования в школах, работающих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов" в 2017-2018 годах. Целью проекта является создание комплексной модели управления процессами повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения предполагается обеспечить непрерывное образование и самообразование педагогов в школах. Это должно осуществляться через управленческие, ресурсные, обеспечивающие условия и механизмы, направленные на повышение основных показателей качества образовательной деятельности. По направлению "развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования путем реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества". Целью данного направления является развитие региональной системы оценки качества образования, в том числе технологической, информационно-методическое обеспечение национальных и региональных систем оценки качества образования; создание региональных оценочных инструментов для проведения процедур оценки качества общего образования, а также повышения квалификации специалистов, обеспечивающих реализацию этих мер. Параграф 3.1. Психология детейДругая проблема связана с тем, что благодаря цифровым технологиям, социальным сетям и компьютерным играм Дети чувствуют себя всеведущими, не признают авторитетов, нетерпеливы и ориентированы в основном на сиюминутные цели, они менее коммуникативны в реальности, коммуникации стали более техногенными по своей природе, но в то же время быстро развиваются, дети очень быстро осознают изменчивость цифрового мира, у них складывается ложное впечатление, что человека тоже можно быстро изменить. Вот как описывает их американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: "они предпочитают текстовое сообщение разговору. Они общаются онлайн-часто с друзьями, которых никогда не встречали. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не могут представить себе жизнь без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира без высоких технологий и терроризма. Они предпочитают компьютеры книгам и во всем стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и все они, как ожидается, будут успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, ведут себя намного старше своих лет” (цитируется по Вербицкому, 2016, с. 11). Общение через социальные сети приводит к социальной и личностной трансформации, отсюда и изменение коммуникативных каналов, которые, с одной стороны, умножаются количественно, но сужаются в качественном смысле. Все эти факторы трансформируют мировоззрение и привычки, выработанные на протяжении поколений, люди начинают по-разному воспринимать и судить о мире. Процесс обучения меняется: современные студенты в первую очередь ориентированы на результат. Они не получают удовольствия от процесса. Они сосредотачиваются на новом материале, игнорируя “повторение прошлого”. Среда, созданная высокими технологиями, является для них важным инструментом. Традиционная лекция похожа на” немое кино " для зрителей, привыкших к звуку. Они воспринимают визуальную информацию лучше, чем любое другое поколение. Если обучение занимает слишком много времени, они либо отказываются изучать материал курса, либо ищут информацию где-то еще (Coats, 2007). В этом случае ценность знания исчезает. Все это, в конечном счете, приводит к изменению ценностно-смысловой парадигмы общества, изменению культурных смыслов и образов, трансформирующим процессы идентификации и социализации. Сейчас главным требованием к социализации является умение общаться через мессенджеры и социальные сети. “Я " перестает существовать, вместо него появляются сетевые многоаспектности (многопользовательские миры и фэндомные сообщества), которые стимулируют интеграционные процессы, снижающие идентификацию и персонификацию. Это порождает сетевой нарциссизм-человек постоянно пытается везде оставить свой цифровой след: оставляет комментарии в чужих блогах, делится фото-и видеоматериалами на чужих сайтах. Решение проблемы можно найти, обратившись к ценностному аспекту. Даже в киберпространстве общим местом должна быть ценность. Для развития системы ценностей должна быть создана целая система работы на благо общества. Если учитель будет устранен, технология займет его место. Это уже происходит, например, в социальных сетях, где дети и подростки вступают в сообщества, содержащие сомнительную и часто вредную информацию. Главная роль в цифровизации должна принадлежать учителю, который с помощью цифровых средств и технологий способен формировать личность, развивать базовые социальные навыки, укреплять национальную идентичность и духовно-нравственные основы. Цифровизация в Китае, например, сделала большие шаги вперед, но национальная идентичность и ценность образования как культурного феномена по-прежнему важны для них. Параграф 3.2. Аксиологический императив педагогов Профессиональная деятельность педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, начальной школе, основном общем образовании и среднем общем образовании, предполагает постоянное личностное и профессиональное развитие в соответствии с требованиями постиндустриального информационного общества. Что касается основных подходов развития, то A. McElearney, C. Мерфи и Д. Рэдклифф ссылаются на сотрудничество и интерактивность, которые, способствуя совершенствованию педагогической деятельности, могут улучшить личные достижения учащихся (McElearney, Murphy, Radcliffe, 2019, С. 433). Эти подходы связаны с необходимостью развития профессиональных навыков педагогов по проектированию и реализации образовательного процесса, на что указывает С. Ким, М. раза и Э. Сейдман, а именно обратная связь, рефлексивное действие и непрерывное совершенствование (2019, с. 99). Высокий уровень развития этих умений позволяет педагогам успешно выполнять свою работу в соответствии со своей профессиональной деятельностью, например, общепедагогической функцией (обучением), учебной деятельностью и развивающей деятельностью. Поддержка со стороны профессиональных навыков высокого уровня развитие сопровождает педагогов на протяжении всей их профессиональной деятельности, которая встроена в контекст непрерывного образования. Непрерывное образование также интерпретируется как "обучение на протяжении всей жизни" в международных документах, удостоверяющих формальное образование взрослых (Coelli, Tabasso, 2019, p. 205). Обращение к непрерывному образованию продиктовано особенностями современного этапа развития общества в его отношении к образованию. Для человека 21-го века, живущего в глобализированном, постиндустриальном информационном обществе, только непрерывное образование обеспечит что их личные потребности удовлетворяются, как на рабочем месте, и в возможности трудоустройства (Coelli, Tabasso, 2019, п. 206). А. Ю. Гох подчеркивает смысл человеческого образования, которое состоит из коллектива рефлексивной деятельности для личностного и профессионального разработки и развитие образовательных организаций в который человек работает (го, 2019, стр. 1). это значение подразумевает, что целенаправленное развитие человека является субъектом деятельности на протяжении всей его жизни и выступает как средство самореализации человека. Проблема актуальности образования в динамично меняющемся мире приводит к пониманию необходимости определения новых приоритетов непрерывного образования. В своем собственном контексте человек осваивает действительность, проявляет активность, направленную на ее преобразование, и использует имеющиеся ресурсы, которые необходимо постоянно пополнять. Ценностные приоритеты непрерывного образования базируются на требованиях общества, отражающих переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, которое тем не менее содержит педагогический консерватизм, недостаточную материально-техническую базу, Региональный информационно-технологический дисбаланс (Лафишева, Кудаева, Тайсаев, 2017, С. 668). В контексте непрерывного образования предлагаются дополнительные профессиональные программы для личностного и профессионального развития педагогов. К ним относятся непрерывное образование (краткосрочная подготовка) и профессиональная переподготовка (долгосрочная подготовка). Широкий доступ к курсам непрерывного образования связан с краткосрочным обучением, которое позволяет преподавателям повышать свою профессиональную квалификацию или повысить свой профессиональный уровень в рамках своей квалификации. Систематическое развитие этих навыков определяется ростом использования технологий в базовых отраслях, свободным потоком информации и цифровизацией общества. Необходимость проектирования моделей в контексте непрерывного образования способствует повышению профессиональной мобильности и конкурентоспособности педагогов в различных сферах деятельности. Важно интегрировать именно тех педагогов, которые имеют профессиональный опыт и практическую трудовые навыки на рынке труда (Рыбакина, 2018, с. 32). Проектирование модели опережающего обучения связано с изучением сложных систем (научная картина мира, система научных знаний, педагогические системы, процесс обучения), которые характеризуются своей многомерностью, неразрывной взаимосвязанностью элементов и состоянием неопределенности, возникающим на отдельных этапах их развития. Раскрытию закономерностей развития этих систем может способствовать использование когнитивной модели, которая, предлагая целостный взгляд на содержание повышения квалификации одновременно формирует закономерности в ее компонентах. Учет ценностных приоритетов непрерывного образования в модели повышения квалификации педагогов является обязательным компонентом ее проектирования в современных реалиях. Внутренние нравственные установки выступают источником цели и смысла “образования через жизнь " и интерпретируются как аксиологические императивы непрерывного образования. Эти императивы определяют всестороннее понимание и трансформацию идеи внутреннего саморазвития личности, а также рассмотрение проблем осмысленной жизни личности. Аксиологические императивы непрерывного образования пронизывают все содержание модели непрерывного образования, а значит, их необходимо учитывать при проектировании его форм для удовлетворения потребностей личностного саморазвития и, соответственно, личностного и профессионального развития педагогов. Актуальность реализации аксиологических императивов в процессе личностно-профессионального развития педагогов отражена в цели исследования, а именно: определить содержание модели развития педагога с учетом аксиологических императивов непрерывного образования. При проведении исследования авторы исходят из следующего предположения, определяющего гипотезу исследования: выявление аксиологических императивов непрерывного образования педагогов и определение содержания моделей повышения их квалификации, позволит определить актуальные формы непрерывного образования педагогов. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ цифровую эпоху роль учителя по-прежнему жизненно важна для общества. Более того, на первый план выходит роль педагогики, изучающей воспитание и образование. Человечество имеет огромный опыт создания различных систем развития образования. Его пионером был Ян Амос Коменский. Все эти системы создавались в силу общественного спроса, в поисках нового человека. Ответом XVII века на требование более образованного человека, способного работать со сложными механизмами, стала система уроков. Система может усреднить человека, с одной стороны, с другой, дает возможность одаренным детям из малообеспеченных социальных классов расширить свой кругозор. Эта система оказалась настолько жизнеспособной, что просуществовала четыре столетия, пока не столкнулась с проблемой индивидуализации обучения и утраты смыслового содержания из-за развития технических устройств. Современные педагоги сталкиваются с очень сложной проблемой-они должны включить в процесс цифровые технологии, не теряя при этом содержательности содержания. Все это доказывает, что мы стоим на пороге появления новой отрасли педагогики, способной стать основным направлением развития этой науки, как с точки зрения образовательной парадигмы, так и с точки зрения методологии и методологии; а философской основой новых разработок должна стать аксиология, способная сочетать лучшие достижения, сложившиеся за века, с новыми цифровыми инновациями, не теряя при этом человеческой идентичности. Отсутствие нравственных ценностей и смыслов ведет к утрате национальной идентичности, утрате культурного кода и разрыву в общении с реальным миром. Конечно, цифровая трансформация затрагивает все сферы человеческой деятельности и положительные влияния, которые компьютеры и гаджеты привносят в жизнь современного общества, неоспоримы, но крайне важно изучать проблемы социализации и самоидентификации в цифровом мире, поэтому цифровая аксиология должна стать инструментом “мягкой силы” в руках педагогов-воспитателей и оказывать положительное влияние на неокрепшие умы подрастающего поколения. Мы не можем предсказать, в каком мире будут жить наши потомки, но если на первое место поставить ценности, то можно быть уверенным, что этот мир будет гуманным и антропоцентричным. ЛИТЕРАТУРАBailey, А., Vaduganathan, N., Henry, N., Laverdiere, R., & Puglese, L. (2018) Making Digital Learning Work. Success Strategies from six leading Universities and Community Colleges. Baltovskij L. et al. Axiological guidelines of civil education in modern Russia //Journal of Environmental Treatment Techniques. – 2020. – Т. 8. – №. 1. – С. 266-271. Barnes S., Mattsson J. Brand value in virtual worlds: an axiological approach //Journal of Electronic Commerce Research. – 2008. – Т. 9. – №. 3. Cohen, L., Manion, L., & Morrison, K. (2018). Research Methods in Education (8th ed.). London: Routledge. ESI M. C. et al. Axiological Dimensions in the Educational Process //LOGOS, UNIVERSALITY, MENTALITY, EDUCATION, NOVELTY. Section Social Sciences. – 2012. – Т. 1. – №. 1. – С. 73-83. Hartman R. S. The structure of value: Foundations of scientific axiology. – Wipf and Stock Publishers, 2011. Kiryakova A. V. et al. The axiological approach to the analysis of the problems of modern university education //Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Т. 6. – №. 2 S3. – С. 22. Kotlyarova V. V. et al. Explication of the methodological difficulties of modern axiology //Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Т. 6. – №. 3 S1. – С. 477-477. Kudashov V. I. et al. Historical reflection in the educational process: an axiological approach //Analele Universitatii din Craiova. – 2017. – Т. 22. – №. 1. – С. 139-147. |