Якуба Е. А. Социология, учебное пособие. Учебное пособие для студентов, Харьков Издательство "Константа", 1996 г
Скачать 1.31 Mb.
|
Каковы же механизмы социализации? 3. Фрейд выделил в качестве психологических механизмов: имитацию, идентификацию, чувство стыда, вины и т.д. Т. Парсонс применил эти понятия в социологической теории социального дей- ствия. Он определял имитацию как процесс усвоения элементов куль- туры (особых знаний, умений, образов) путем подражания. Иденти- фикация выражает отношение к социальному миру, принятие цен- ностей. По своей структуре социализация тоже носит сложный харак- тер. Она включает адаптацию, т.е. приспособление к новым услови- ям, ролям, нормам, и интериоризацию т.е. принятие норм, ценнос- тей, включение их во внутренний мир человека. В то же время она не сводится к ним, ибо не может быть полной без реализации интере- сов, ценностей. Существеннымее моментом является развитие соци- альной активности. Социальная активность личности В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значе- ние. ' Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимос- тью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием -активности масс, между этой потребностью и деструк- тивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявле- ния активности. ^ Что же такое социальная активность? Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова - это ее связь с социально - 96 ЛИЧНОСТЬ целым: обществом, социальными общностями, человечеством. Со- циальность может быть.раскрыта только через изучение системы со- циальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографически- ми, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интере- сы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие соци- альной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации. В условиях качественных изменений особенно важно выяснить уровень, характер социальности личности. Ощущает ли, понимает ли личность потребности, интересы социума и в связи с этим цели и задачи социальных движений? Принимает ли их в качестве собствен- ных? Бездумно ли следует им, или способна осознать, самостоятель- но осмыслить? Как реализует? Осознает ли себя в качестве субъекта общественных отношений? Насколько развито человеческое в челове- ке, усвоен ли опыт его исторического социального развития? Нельзя ответить на эти вопросы без обращения к категории социальной ак- тивности. Социальная активность личности - системное социальное каче- ство, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превраще- ния личности в субъекта общественных отношений. Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное соци- альное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качест- венные особенности и сознания, и деятельности, и состояний лич- ности. Интересы личности, ценности, которые^на принимает, могут вступать в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не явля- ется социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автомати- ческое принятие его ценностей. Социальная активность - это не только понимание и приня- тие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоя- тельного субъекта. Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устой- 4 5-275 97 личность чивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общест- венных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна. Пред- ставляется, что именно анализ ее связи с социальностью позволит выявить определенные типы социальной активности. Можно выде- лить, исходя из особенностей этой связи, три основных критерия социальной активности [12]. Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон цен- ностей личности, уровень социальности в плане ориентации на инте- 1 II III Направленность на определенные интересы, потребности, ценности. Характер и уровень принятия интересов, потребностей, ценностей. Характер и уровень реализации интересов, потребностей, ценностей. ресы не только узкой социальной группы, но и более широких об- щностей, общества в целом, человечества. Социальная активность может иметь эгоцентрическую направленность, замыкая человека в пространстве его личной субъективности; альтероцентрическую, под- чиняющую жизнь служению близким; социоцентрическую, направ- ленную на реализацию общественных потребностей разного уровня, делающую жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких социальных общностей. В современных условиях возрастает значе- ние ориентации на общечеловеческие ценности. Для социально ак- тивной личности они являются исходными, определяющими. Таким образом, первый критерий выявляет характер побудительных сил, потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности. Активная личность - личность, для которой наивысшей цен- ностью является жизнь во имя общественных интересов, жизнь в гуще социальных событий, жизнь, субъективно включенная в движение и развитие общественных организмов и общественных процессов. В основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рас- - 98 ЛИЧНОСТЬ сматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Продуктивным является поня- тие генеральной ценностной направленности личности, которая ин- 'тегрирует в целостное единство все ценности, представления. Зная содержание генеральной ценностной направленности индивида, нельзя с уверенностью предсказать его поступки на определенных, дискрет- ных отрезках жизненного пути (они могут быть следствием влияния многих факторов), но можно с уверенностью прогнозировать общие линии его социальной активности в длительной жизненной перспек- тиве [9,12]. Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, ус- воения ценностей. При этом исходным методологическим принци- пом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой. Личность , может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Как правило, на уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. На уровне знаний происходит более глубокое и конкретное усвоение ценностей. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т.е. готовность к действию, к реализации по- требностей, ценностей. Только в единстве все эти уровни дают дейст- вительно полное и глубокое принятие ценностей. Ярким выражени- ем органической связи знаний, Чувств и воли, обеспечивающим под- линную социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь, высокая личная значимость интересов общества в целом и конкрет- ных общностей, осознание личностью своего места в обществе, пер- сональной ответственности за происходящие в нем процессы. Третий критерий раскрывает особенности реализации ценнос- тей. Показателями уровня реализации выступают характер и масшта- бы, результаты, формы деятельности. При анализе характера особенно важно выяснить, реализуются ли интересы, социальные роли чисто формально, стандартно или твор- чески, каков уровень творчества, новаций в методах, способах реали- зации. Является ли реализация внутренне непротиворечивым про- цессом, когда реализуются ценностные ориентации личности, ее со- циальные установки, или существует разрыв между ценностями, цен- ностными ориентациями личности, ее социальными установками и деятельностью, когда на базе ситуационных мотивов реализуются иные 4* 99 личность ценности. Выявление внутреннего единства процесса реализации до- стигается в результате сопоставления ценностных ориентации, соци- альных ^установок и деятельности личности. При изучении масштабов необходимо выявить, берет ли лич- ность на себя в связи с ориентацией на определенные ценности цели, дополнительные обязательства, более весомые специализированные роли или лишь добросовестно либо инициативно выполняет ранее ей присущие. При изучении форм активности - самое существенное уясне- ние одноплановости или многоплановости выражений социальной активности. Реализуются ли определенные ценности, интересы, цели в одной или многообразных формах? В современных условиях про- дуктивным является сопоставление уровня развития форм активнос- ти и выявление их связи. Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной актив- ности является необходимым условием ее существования и развития. И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В совре- менных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической и нравственной активности. Развитие нравственной активности от- стает, и это приводит к превращению политической активности в квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия. Можно дать следующую схему основных показателей соци- альной активности личности (см. рис. ь6). При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объ- ективного, как система ориентации и ценностей, выражающих инте- ресы тех или иных социальных общностей, как система чувств, зна- ний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагаю- щее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах; Социальная активность - это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельству- ет согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство. Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в "100 личность (Эгоцентрическая и альтероцентрическая направленность Моносоциоцентрическия направленность Направленность на определенные интересы, потребности. ценности Полисоциоцентрическ;?я напрасленность Ориентация на общечеловеческие ценности Принятие на уроцне чукств Принятие на 'уровне знаний Принятие на уровневолевых устрем-лений , , ^Принятие на уровне чувств, .знаний, волевых устремлс-ншй Хириктер и уровень принятия интересов, ценностей Принятие на уровне чувств и волевых устремлений Принятие на уровне знаний ц чувств Принятие на уровне знаний и волевых устремлений Характер творческий, нетворческий противоречивый и непротиворечивыйМасштабы и результаты (социальные роли и эффективность деятельности)Формы (ориентация на-многоплановое и однопланоиое пыражеине, связь форм) Характери уровень реализации потребностей интересов,' ценностей Рис, ь 6. 101 личность преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности - это ее духовное оснащение [14, с. 47]. Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура - это более общее понятие, это качественно зрелое проявление социальности личности измеряе- мое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура - это не только направленность, настро- енность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной ак- тивности и социальной инициативы личности. Это реализация ду- ховного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельнос- ти, который складывается на основе определенных ценностных ори- ентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Ос- новными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уров- ню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению опре- деленных функций, по владению в этом плане механизмами усвое- ния и развития социального опыта. Обращение к культуре как интег- ративному показателю ориентирует на изучение моментов активнос- ти личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь, . структурную упорядоченность, системность качеств, целостность де- ятельности. Изучение механизма становления социальной активности лич- ности в современных условиях требует прежде всего анализа влияния новаций общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важ- но сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм. Противоречия в структуре социальной активности Социологические исследования социальной активности в 80-х и 90-х годах свидетельствуют об углублении противоречий в структу- ре активности.[12] Нарушение целостности активности как социального систем- ного качества наблюдается ярче всего во взаимосвязи ценностной ориентации и деятельности, когда деятельность развивается вопреки ценностным ориентациям на базе ситуационных мотивов. Высоко - . 102 личность оценивая творческий характер работы, творческую атмосферу в кол- лективе, все-таки большинство ориентируется не на новации, твор- чество в современном труде, а только на добросовестное выполнение трудовых обязательств. Большинство считает своим личным вкладом в обновление общества добросовестный труд. 55,8% отмечает, .что выполняют все, что требуется, но не более того, и лишь немногие принимают труд как уход от стереотипов, поиски нового. Т.е. мо- дальным типом личности является тип исполнителя, а не творца, со- зидателя. . Насколько интенсивны подобные мнения, готовы ли опраши- ваемые бороться за добросовестное отношение к труду в собственных коллективах? Опрашиваемым был задан вопрос: "Если Вашими това- рищами, коллегами допускается недобросовестное отношение к ра- боте, как Вы относитесь к этому?'' Практически каждый четвертый не осуждал недобросовестное отношение коллег, так как это может случиться с ним, 28,5% осуждали, но не высказывали своего мнения, каждый третий высказывал свое недовольство виновнику и только чуть более 8,3% старались добиться нетерпимого отношения к таким поступкам в коллективе. Особенно настораживает разрыв в'области нравственного со- знания и нравственной активности. Опрошенные очень высоко оце- нивают уровень развития у себя нравственного качества вниматель- ного, доброжелательного, уважительного Отношения к человеку (ин- декс 4,13 при высшем 4,15, 2-е место после ответственности, чувства долга), более того, они ставят его на первое место, когда говорят о качествах, которые хотели бы видеть в детях. Вместе с тем, ответы на вопрос: "Если Вы видите, что Ваш товарищ по работе допускает не- уважительное, невнимательное отношение к человеку, то как Вы к этому относитесь?" говорят о том, что более 40% не присуща нравст- венная активность, они не включаются в борьбу с нарушениями нрав- ственных норм. Как правило, это люди, ориентирующиеся на формальную ис- полнительность, ограничение деятельности только рамками прямых обязанностей и т.п. И, напротив, среди лиц, ориентирующихся на борьбу с нарушениями нравственных норм, преобладают люди, наце- ленные на творчество, поддерживающие новации. Среди них больше и лиц с высокими потенциалами трудовой и общественной деятель- ности. Так, среди позитивно активно действующих в полтора раза больше тех, кто более творчески относится к своей работе. Среди тех, кто отдает все силы работе, в три раза больше ведущих борьбу с нару- шениями нравственных норм (64% и 24%). 103 . личность Среди тех, кто ведет активную борьбу с нарушениями нравст- венных норм, вдвое больше уверенных, оптимистичных людей, более тесно связанных с трудовыми коллективами, в частности, ориентиру- ющихся на участие в органах самоуправления, и вместе с тем втрое меньше тех, кто ожидает ухудшения дел в нашем,обществе. Естест- венно, они и больше удовлетворены своим личным вкладом в обнов- ление общества. Среди них больше тех, кто высоко оценивает чувст- во долга, ответственности. Среди поставивших это качество на пер- вое "место в полтора раза больше тех, кто проявляет реальную актив- ность. Среди активных больше, но не намного, тех, кто готов жертво- вать своим благополучием ради гражданского долга. Бросается в гла- за резкое падение значения данного качества, в шкале оценки оно заняло последнее место. Только 18% опрошенных хотели бы видеть это качество у своих детей. - В какой-то мере сказывается на уровне активности и возраст, и образование опрошенных. Среди тех, кто не осуждает недобросовест- ное отношение к работе, преобладают люди в возрасте 20-40 лет, сре- ди осуждающих и ведущих борьбу - 40-60 лет. В целом в группах, проявляющих большую активность возрастает число представителей старших возрастных групп, лиц с высшим и средним образованием. Среди тех, кто пытался реально действовать, большее число участву- ют в новых формах хозяйствования и общественных инициатив. Таким образом, корреляционный анализ показал тесную взаи- мосвязь проявлений активности, отношения к различным формам активного инициативного действия. Они могут выступать единым основанием типологического анализа. Наряду с нарастанием неустойчивости, противоречивости со- знания и поведения нельзя не видеть и положительных моментов, связанных с углублением понимания сложных современных проблем социальных процессов, места и роли личности в мире и т.п., Возросло понимание значения волевых качеств, символизиру- ющих активность в переходный период/Если ранее (в 70-80-е годы) среди качеств, необходимых личности лишь немногие называли ре- шительность, энергичность, работоспособность, жажду деятельнос- ти, то сейчас более половины именно эти качества хотят видеть в своих детях. Факторный анализ позволил определить тесноту связи между этими качествами, составляющими уже определенную систе- му, их место среди других качеств. 104 ЛИЧНОСТЬ Нарушение целостности социальной активности проявляется в виде разорванности эмоционального, рационального и волевого ком- понентов, что порождает определенную ущербность социальной ак- тивности. Принятие социальных ценностей на уровне эмоций порождает, например, непоследовательный,.неустойчивый, ситуационный харак- тер активности. Принятие социальных ценностей только на рацир- нальном уровне не обеспечивает превращения социальных ценнос- тей в собственные личностные и потому тоже порождает непоследо- вательность, может привести к делячеству, прагматизму, неискрен- ности. Принятие социальных ценностей на уровне чувств и воли мо- . жет вести к экстремизму, в чем мы неоднократно убеждались, анали- зируя, например, отношение к межнациональным проблемам, к ко- оперативному движению и т.д. Противоречия в структуре социальной активности выражается в несогласованности форм активности. Результатом разорванности форм является, например, узкий профессионализм, который не соче- тается с гражданской позицией, нравственно ущербный характер по- литической деятельности, когда она не сочетается, с нравственной культурой, нравственной активностью, что ведет к оправданию лю- бых подходов, методов, способов деятельности, к вседозволенности в борьбе за достижение политических целей. Выражением противоречивости молодежного сознания являет- ся, например, сочетание высокого профессионализма с непонимани- ем общественного значения, нравственного смысла профессиональ- ной деятельности, политической активности и нравственной инерт- ности и т.п. Как преодолеть противоречивость, неустойчивость социальной актив- |