Шпоры по философии12. 1. Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания
Скачать 197 Kb.
|
1. Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания. Ф. – любовь к мудрости. Функции философии: 1) Мировоззренческая: система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей. 2) Гносеологическая: законы развития познавательной деятельности, формы движения мышления к истине. 3) Интегративная: постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры. 4) Критическая: анализ путей познания и действия людей. 5) Ценностно-регулятивная: соотнесение целей и путей познания и действия и социально-этической оценки. 6) Методологическая: общий метод познания, требования к мыслящему субъекту. Ф. – система самых общих взглядов на мир, место в нем чел., выяснение разнообразных форм отношения чел. к миру. На основе осмысления природы: онтология (сущность бытия мира), ф. природы, теория развития. На основе осмысления общества и его истории: социология, соц. ф., ф. истории, ф. культуры. На основе осмысления чел.: ф. антропология, антропософия (смысл появления чел. в мире). На основе изучения дух. жизни чел.: гносеология, логика (формы мышления), этика (мораль), эстетика (природа искусства), ф. религии и др. Объект ф. – реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. – характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности. 2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, опред. самое общее видение, понимание мира, места в нем чел., жизненные позиции, программы поведения, действия людей. 3 компонента: мироощущение (образная картина мира), мировосприятие (эмоц. и оценочная картина), миропонимание (совокупность абстракт. понятий и суждений о мире). Мифология – осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти. Религия – форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера – главное средство постижения бытия. Главное – достижение единения с Богом. Философия – альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения. Наука – систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел. 3. Философия Древнего Востока. Индия. II тыс. до н.э. Литер. памятник – «Веды» (знание). Это предфил. источники (гимны, молитвы). «Упанишады» - диалог мудреца со своим учеником. Зарождаются идеи о ф. как своеобразной области знаний. Это самые ранние из извест. фил. произведений. Проблемы: первооснова мира, сущность чел., его место в окр. среде. Толкование противоречиво. Главенств. роль в объяснение первопричины явлений мира отводится дух. началу – брахман (вселенский Бог), атман (инд. психич. бытие). Познание и приобретенное знание – 2 уровня: низшее (только окр. действит-ть) и высшее (истина). Йогические упр-я. Сложность чел. психики (сознание, воля, память, дыхание - взаимосвязаны). Высшее блаженство для чел. – полное отстранение от всех мирских забот (не чувств. удовольствия, а спокойное состояние души). Впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Попытка с помощью нравств. принципов (дхармы) скорректировать поведение чел. Роль «Упанишад» в истории всех инд. ф. чрезвычайно велика. Буддизм – религиозно-фил. учение (VI-V вв. до н.э.). Этико-практич. направленность. Центр. проблема – проблема бытия личности. Стержень содержания – проповедь Будды о 4 благородных истинах. Освобождение – уничтожение желаний. Принцип среднего пути: избегать крайностей. Нет понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного. Китай. Один из самых ранних литер. памятников – «И цзин» («Книга перемен»). Осущ. переход от дофил., миф. представлений к фил. мышлению. Виднейшие философы Др. Китая – Лаоцзы и Конфуций. Лаоцзы – книга "Дао дэ цзин". Основы даосизма – первой фил. системы Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр. значение – понятие «дао». Это естеств. путь всех вещей, а также вечное, неизменное, непознаваемое начало, нематер. дух. основа всех вещей. Идеал знания – созерцательное. Конфуций – конфуцианство. Основ. понятия – «жэнь» (человеколюбие) и «ли» (почтительность). «Жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». По своей природе люди сходны между собой. Судьба предопределяет сущность чел. Главные темы: нравств. принципы, соц. отношения, проблемы госуд. управления. 4. Проблема первоначала в древнегреческой философии. Милетская школа. Основатель – Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной. Фалес: первовещество – вода (преобразование в лед и пар – возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз). Анаксимен – воздух (его всепроникновение – вещественная заполненность бытия). Анаксимандр – апейрон: мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля – цилиндр. Гераклит Эфесский – огонь (причина всего – движение, все меняется в сторону своей противоп-ти); первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы – разработка идеи о мироздании. Элейская школа. Основатель – Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие). Парменид – разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей – постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание. Школа атомизма. Демокрит – родоначальник атомистической концепции. Атом – наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса – истина. Школа пифагорейцев. Основатель – Пифагор. Первооснова мира – число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего – единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии - точка. Диада – неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады – триада (равновесие) – священное число, треугольник. Тетраэдр – закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе. 5. Учение Платона об идеях. Платон – ученик Сократа. Центр. учение – учение об «идеях»: - матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие); - все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными; Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени. - идеи дают общую сущность вещей; - их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих; - идеи – идеальный образ создания вещей; Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие – идеи вещей, далее – идеи классов вещей, наверху – истина, добро, красота. 6. Аристотель как первый систематизатор философии и науки. Считал, что философия должна изучать нематер., самост., наиболее общие причины развития матер. и дух. миров: - наука изучает материальное, ф. – одновременно и материальное, и идеальное; - изучение идеального – конечная цель ф.; - ф. становится теологией, т.к. идеальное есть Бог; Критиковал Платона: идеи – лишь копии вещей и не отлич. от них по смыслу, сущность вещей в самих вещах. Дуалистическое учение о бытии: для сущ-я мира необходимы 2 первоначала – материальное и идеальное: - материя – пассивное начало; - форма – активное начало, первая сущность, а конечной формой всех форм явл. Бог; Душа – причина и начало чел. тела. Гносеология: - возможность познания мира; - противоп. рациональное чувственному; - различал пассивный разум (отраж. бытие) и активный разум (способный творить мир); 7. Философские школы поздней античности. Киники. Основатель – Антисфен. Диоген. Главная проблема – смысл жизни. Выраж. настроения демократ. слоев рабовлад. общества. Основа счастья – пренебрежение к обществ. нормам, отказ от богатства, чувств. удовольствий, достижение независимости и внутр. свободы личности. Нельзя достичь абсолют. матер. свободы, но можно – духовности. 3 принципа: аскетизма (отказ от благ), аморализма (главный враг - стыд), космополитизм («я гражданин мира и государству ничего не должен»). Создали ф. разрушения личности. Все ценности даны изначально (вода, воздух, солнце). Киренаики – гедонизм: счастье – в чувств. наслаждении. Идеология рабовлад. аристократии. Эпикуреизм. Основатель – Эпикур. Главная цель ф. – счастье чел., к-рое возможно через познание законов мира. 3 вида знания: физика, каноника (учение о познании), этика. Все явления природы объяснял различ. соединениями бессмертных атомов. Учение об эманации: образы-копии, отделяясь от предметов окр. мира, воспринимаются органами чувств, вызывая ощущения-копии. Чел. – чувств. существо; главная жизненная задача чел. – достижение счастья и душевной невозмутимости. Лукреций. Основ. цель ф. – избавление чел. от страха загробного наказание (через познание природы). 2 вопроса: смертность души, невозможности богов повлиять на жизнедеятельность чел. Отрицал влияние богов на природу. Наименьшие частицы природы вечны, явл. первоосновой мира. Душа также телесна: отлич. от других физич. тел лишь формой атомов. Скептицизм. Указывали на относительность чел. познания. Истина только субъективна. Ф. индивидуализма. 3 вопроса-ответа: - какими есть все вещи? – каждая вещь явл. не более такой, чем какой-либо иной; - как чел. должен относиться к предметам мира? – зная, что противоп. суждения о предметах мира в равной степени достоверны, мудрый чел. будет воздерживаться от любых суждений о них; - какую выгоду получает чел. от своего отношения к предметам мира? см. выше => достигается высшее блаженство; Стоицизм. Основатель – Зенон. Стоицизм – фил. школа в основном этической направленности. Призывали к терпению, мужеству, спокойствию. - весь мир – единое тело, насквозь пронизанное активным началом (Бог); - каждое событие – необходимое звено незыблемой цепи постоянных преобразований; - благодаря «творческому огню» (Бог) в мире властвует фатум – неумолимый закон судьбы, судьба явл. предначертанной, чел. не следует сопротивляться фатуму; - чел. должен сознательно, разумно познать свое место в мироустройстве, должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе; 8. Философия средневековой Европы. Патристика и схоластика. Характ. черты: - чел. жил в ожидании смерти, в страхе перед ней; - чел. утверждался, растворяясь в обществе (гордыня – страшный грех); - главные объекты ф. – Бог и религия; Теоцентризм: центром всего явл. Бог. Монотеизм: признание лишь одного Бога. Идея богочеловека: Иисус Христос – и бог, и чел. Креационизм: идея сотворения мира Богом из ничего; возвышение Бога над природой. Идея всеобщего равенства. Патристика: «отцы церкви». Основы христ. и средневек. ф. 3 периода: апостольский период, апологетика (защита христ-ва от языческой ф. – Юстин, Татиан), зрелая патристика (восточная и западная). Августин Блаженный. Разработал учение о свободе воли. Душа нематер., бессмертна, свободна в своих решениях. Первенство веры перед разумом. Безоговорочный авторитет церкви как послед. инстанции в утверждении любой истины. Наука подчинена мудрости. Принципиально новое линейное толкование времени: движение от прошлого к будущему. История – короткий промежуток между двумя «вечностями»: созданием мира Богом и «тысячелетним» царством Бога на земле. Схоластика – школьная ф. В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. 2 периода: ранняя схоластика (Ансельм, Иоанн Росцелин) и зрелая, классическая схоластика (Фома Аквинский). Задача ф. – познание Бога (через природу). Проблема единичного и общего – спор об универсалиях. Реализм: общие понятия не явл. отображением предметов и явлений, а составляют субстанцию вещей. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Последователи: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский. Номинализм: общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Пьер Абеляр. Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами: бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. 9. Философия эпохи Возрождения. Характ. черты: - движение к освобождению от господства религии и церкви во всех сферах обществ. жизни (секуляризация); - возвращение к античному культ. наследию; - в центре внимания – проблема чел. (антропоцентрическое мышление); - появление гуманизма как идейного движения; - возрастание интереса к природе (развитие натурфилософии); Гуманизм (человечность). Родоначальник – Франческо Петрарка. Содержанием подлинной ф. должны стать науки о человеке. Гуманисты (Лоренцо Вала, Пьетро Помпонацци) вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Гуманисты – в большинстве верующие, но выдвигали чел. на первый план. Ренессанс и Реформация. Начало XVI в. - крупнейший кризис римско-католической церкви. (продажа индульгенций). Мартин Лютер – «95 тезисов против индульгенций». Начало Реформации - движения за обновление веры. Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. Общее: неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам. Но Реформация - протест против ренессансного возвеличивания человека: перед лицом бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознаёт, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись; вся жизнь человека должна быть покаянием, следует добросовестно исполнять своё земное призвание. Формированию новой, предпринимательской этики, "дух капитализма", становление капиталистических отношений. Натурфилософия: - пантеизм: «природа – это Бог, разлитый в вещах»; - осознание бесконечности природы, Вселенной; - органический взгляд на Вселенную: мир – живое существо, наделенное душой; - взаимосвязь «микрокосма» (чел.) и «макрокосма» (Вселенная); - обращение к магии, алхимии, астрологии; Изменение образа мира и представлений о науке. Н. Коперник – гелиоцентрическая картина мира. Г. Галилей – деистическая модель мира. Николай Кузанский: Бог – абсолют, пребывающий в единстве с миром; признание движения Земли. Джордано Бруно – тезис о бесконечности Вселенной, в ней происходит непрерывное движение (естеств. хар-р); природа – Бог в вещах. Л. да Винчи: смысл научной деятельности – в ее практической пользе чел; искусство служит познанию реального мира. Основной признак эпохи Возрождения – ее светская, земная направленность. 10. Характерные особенности философии Нового времени. Главная черта времени - проблемы гносеологии; вопросы познания; поиск основного метода познания мира. Время зарождения и утверждения нового обществ. строя – буржуазного (новые ценности). Перед обществом - проблема разработки методов изучения природы. Два противоп. направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм: единств. источник познания – чувств. опыт, процесс познания начинается с ощущений. Представители: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Томас Гоббс. Ф.Бэкон - создал индуктивный метод; "знание - сила". Только знание позволит человеку покорить природу. Различал 2 вида опытов: плодоносные (принесение непосредственной пользы чел.) и светоносные (ведут к познанию законов природы). Рационализм: истина может быть выведена только из разума. Определяющая роль разума в деятельности людей. Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц. Р. Декарт. Дуализм – сущ-е 2 независимых друг от друга субстанций: материальной (протяженность) и духовной (мышление). Все в природе подчинено сугубо механич. законам. Джордж Беркли: субъективный идеализм. Ощущения – единств. реальность, вещи – комбинации ощущений. «Существовать – значит восприниматься чувствами». 11. Философия эпохи Просвещения. Характерные черты: - возвышение роли разума по отношению к вере; - борьба против религиозных предрассудков; - выступление против феодально-абсолютистского режима; - материалистическая философия; - выступление за свободу научного и философского мышления; - представители «третьего сословия»: естествоиспытатели, философы и др.; Невежество, религиозный фанатизм – причины чел. бедствий. Представители: Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро и др. Вольтер - считал необходимым существование бога для обеспечения нравственности. Деизм – учение, к-рое признает сущ-е бога как первоосновы мира, но затем мир развивается по собств. законам. Обращается к проблемам равенства (политическое, т.е. равенство перед законом). Миром правят мнения людей. Руссо - прямо заявлял о радикальном изменении общества; призывал к революции, к устранению неравенства в меру уравнительного распределения. Монтескье – анализировал различные формы государства и правления. Средство обеспечения законности – принцип разделения властей. |