Шпоры по философии12. 1. Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания
Скачать 197 Kb.
|
12. Философия познания И. Канта. Кант дал более обоснованную картину познания. Чел. разум может признать надежным лишь такое знание, к-рое он сам получил на понятных ему началах. В теории познания Кант: - раскрыл взаимосвязь чувств. и рационального в процессе познания; - концепция 3 ступеней познания: чувственность, рассудок и разум; - отстаивал позиции агностицизма: чел. ощущения – лишь субъект. впечатления; Субъект опред. объект знания. 2 части объекта: вещь-в-себе (трансцендентная сущность, вызывает ощущения; сущность, к-рая скрыта от чел., невозможно понять) и вещь-для-нас (воспринимаемые чел. вещи и явления). 2 уровня познания в субъекте: эмпирический и трансцендентный. Познание наше начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Процесс познания: импульс -> априорные формы/ощущения -> рассудок/понятия -> разум/идея. Познание - активный процесс, творческая деятельность. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы познавать. Полное познание невозможно (рассудок пытается познать то, что находится за пределами опыта). 13. Объективный идеализм и диалектическая логика философии Г. Гегеля. Фил. система Гегеля – система объект. идеализма. В основе мира – ограниченно сущ. мышление (абсолютная идея, абсолют. дух или абсолют. разум). Абсолют. идея активна, деятельна, мыслит и познает себя. Деятельность абсолют. идеи - в мышлении, цель - в самопознании. Противоречия – центр гегелевской ф. В противоп. проявлениях предмет сам от себя отличается, оставаясь единым, но разнообразным. Такое видение основ мира – диалектика: - мир подвижен и изменчив вследствие борьбы противоп-тей; - раскрыл содержание и значение противоп. сторон, создал учение о противоп-тях; Три закона диалектики: 1. Перехода количества в качество. 2. Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали. 3. Единства и борьбы противоположностей. 14. Основатели иррационализма в немецкой философии (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Артур Шопенгауэр – основатель ф. жизни (волюнтаризм). Разум в жизни чел. играет незначит. роль, основ. жизненно важные процессы происходят без участия интеллекта. Единственное, что приводит в порядок хаотичный мир чел. – «мировая воля» (абсолют. начало). Воля - некая иррациональная сила, порыв к жизни. Ф. пессимизма: «все к худшему». *ф. буддизма: жизнь – вечная борьба и вечные страдания. Фридрих Ницше: 1) Окружающий мир – «хаотический поток жизни»; жизнь – вечный принцип бытия. Основ. стимул всех действий чел. – сфера бессознат. жизненных влечений.
15. Этапы формирования русской философской мысли. Основная проблематика русской философии. Ф. России – органическая часть всемирной ф. + самобытные подходы. 5 периодов: 1) Фил. мысль Киевской Руси. Предпосылки: установление христ-ва, письменность. Основ. черты: - синкретизм (нерасчлененность); - многообразие подходов к решению проблем; - теистичность (под влиянием церковного мировоззрения); 2) Ф. эпохи Просветительства (XV – XIX вв.) Полемика нестяжательства и иосифлянства. Н. (Нил Сорский) – идея восхождения личности по ступеням совершенства своего дух. мира, недопущение церкви в деятельность гос-ва. И. (Иосиф Волоцкий) – идея богоустановленности великокняжеской власти. Религиозные ереси – проявление вольнодумства. Ф. нач. XVIII в. тяготеет к теоретич. отделению от религии. Г.С. Сковорода – учение о «двух натурах»: все существующее в мире имеет 2 стороны: внешнюю (видимую) - изменчива и внутр. (невидимую) – вечна (это дух. начало, Бог - истина). А.Н. Радищев – материалистич. хар-р мировоззрения. Отстаивает реальный хар-р материи; лестницу развития жив. существ венчает чел., ему присущи разум, речь, способность к обществ. жизни, у чел. есть дух. начало. Западничество и славянофильство – об историч. судьбе России. С. – 3 принципа: православие, самодержавие, народность. З.: европеизация страны, развитие общества по капиталистич. пути. 3) Кон. XIX – нач. XX вв. П.Л. Лавров – позитивизм, «практическая ф.», идея «критически мыслящей личности». Ф. персонализма (А.А. Козлов): в центре – понятие личности. Личность – некая дух. субстанция, обладающая волей, самосознанием. Русский космизм: проблема единства чел. и космоса, космич. природа чел. Религиозная ф. – В.С. Соловьев: идея положительного всеединства и мировой гармонии. Мир иерархичен, низшее и высшее органически взаимосвязаны. Бог – некий космич. разум, мир динамичен, несет в себе активное внутр. начало (мировая душа – творящая энергия). Н.А. Бердяев: идея оправдания чел. через творчество. Л.И. Шестов – «ф. трагедии»: разум и наука не представляют подлинной ценности, путь спасения и к истине – в религии. Материалистическое направление – Н.Г. Чернышевский: нравственный мир подчинен закону причинности, мышление – отбор ощущений и представлений, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением. 4) Ф. советского периода. Ф. мысль не имела достаточных возможностей для самост. сущ-я. Ее функция – идеологич. обоснование необходимости сущ-я советского строя. 5) Кон. XX – нач. XXI вв. Возрождение нац. фил. традиции – этический хар-р русской ф. В русской ф. всегда присутствует дух свободы. 16. Закономерности исторического развития в русской и немецкой философии XIX в. Немецкая ф. Гегель: историю движут противоречия между нац. духами, которые суть — мысли и проекции Абсолют. Духа. Когда у Абсолют. Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолют. Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Шпенглер: отвергал общепринятую условную периодизацию истории. Культурологическая концепция: умирание культуры – переход к цив-ции (культура древней Греции – цив-ция древнего Рима). Отрицает понятие историч. прогресса. История распадается на ряд независимых замкнутых цикличных культур. Марксизм: история – смена общественно-экономич. формаций (первобытно-общинная, рабовлад., феодальная, капиталистич., коммунистич.). Русская ф. Данилевский - концепция культурно-историч. типа, 4 основы: религия, культура, политика, общественно-экономич. уклад. 10 культурно-историч. типов: египет., китайский, индийский, греческий, европ. и др. 17. Понятие всеединства и соборности в русской философии. Соборность – славянофилы. Соборность – множество, объединенное в свободное и органическое единство силой любви. Только в соборном единении личность обретает свою подлинную дух. самост-ть. С. противоположна индивидуализму, разобщенности. Отрицает подчинение какому-либо авторитету, включая авторитет церковных иерархов. Ее неотъемлемый признак – свобода личности, ее добровольное и свободное вхождение в церковь. Истина дается только соборному сознанию. Всеединство – Соловьев. Центр идея учения - идея положительного всеединства или "всеединого сущего" (совершенный синтез истины, добра и красоты). Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного; обладает признаками безусловности и всецелостности. Чел. должен изменять природу до ее одухотворения. Цель истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. В обществе идея "всеединства" -богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь. 18. «Русская идея» в отечественной философии. Понятие «русская идея» было выдвинуто Соловьевым и глубоко рассмотрено Николаем Александровичем Бердяевым. Оно включает: особенности русского сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории и исторической судьбе России. Бердяев – христ. экзистенциализм: проблема свободы (выбор), «Чувство вины за все завершающееся вокруг него – чувство свободного человека». Проблема духовности, смысла жизни и смерти. Личность первичнее бытия. Главное в чел. то, что определяется его внутр. миром. Личность – категория религиозного сознания. Одной из основ. проблем, волновавших Бердяева, была «русская идея». В его «русской идее» нет строгой последоват-ти, но зато присутствует образность и контрастность: - восточное и западное в русской душе; - язычество и православие; - анархизм и подавление свободы; - странничество и застой; В душе русского народа – необъятность (геогр. положение), не знает меры. Рос. истории характерна прерывность. Определяющее значение на формирование русской идеи оказывал противоречивый хар-р русской души. Внесли вклад: Филофей (Москва – третий Рим), Чаадаев, славянофилы, Хомяков (идея о соборности), Пушкин, Толстой, Достоевский, Соловьев и др. Эта идея народная: соответствует хар-ру и призванию русского народа. Русские люди продолжают искать правду, смысл жизни. Русские призваны играть достойную роль в истории мира. Это идея братства народов. 19. Основные направления в философии XX-XXI века. Ф. XX в. – основные черты: - наличие разнообразных школ; - отказ от рационализма, позиции иррационализма; - антропологический хар-р (проблема чел.); - противоречивое отношение к науке: сциентизм и антисциентизм; - развитие религиозной ф.; - противостояние ф. марксизма (идеологическое); «Ф. жизни» - Вильгельм Дильтей. Основ. задача ф. – постижение жизни. Дух – индивид. сознание и сами фил. системы. Георг Зиммель: жизнь – непрерывная борьба со смертью, вечное течение и изменчивость форм культуры (ее судьба трагична). Феноменология (Эдмунд Гуссерль) – учение об особом состоянии сознания (чистое сознание – формируется феноменами). Фрейдизм. Психика - нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам, а управляемое особыми, вечными психич. силами, лежащими за пределами сознания. Все психич. состояния, все действия чел., а затем и все историч события и обществ. явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных влечений. Неофрейдизм: истолковывает психич. нормы как приспособление личности к социальной среде. Неотомизм – фил. учение католической церкви. Предмет: бытие Бога. Цель: док-во бытия Бога и подчиненности чел. божеств. началу. Принципы: гармония веры и разума, подчинение ф. и науки теологии, сознат. сопротивление тенденциям обновления. 20. Философия марксизма и ее судьба в XX веке. Предпосылки возникновения марксисткой ф.: - промышленная революция в Европе; - появление пролетариата; - идеи немецкой классической ф.; - открытия в области естественных наук; Ф. марксизма основана на диалектическом материализме. Открыли диалектику вещей. Проблема чел.: чел. – частица природы, активное, сознат. существо, к-рое имеет право на свободу и требует гуманного отношения к себе; чел. – соц. феномен. Проблема практики (целенапр. деятельность чел.); практика – критерий истины; высший уровень практики – революц. изменение обществ. отношений. Мышление – результат практики. На каждом этапе обществ. развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в независящие от их воли производственные отношения. Производит. силы + производ. отношения = способ производства -> тип общественно-экономич. формации. Производ. отношения исчерпывают себя => революция. Бытие определяет сознание (свойство материи отражать себя). Материя находится в постоянном движении и развитии. Атеизм: Бога нет (плод фантазии). Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Ф. - "руководство к действию" (революционное преобразование общества). Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма. 21. Экзистенциализм о сущности человека. Сер. XIX в. – Сёрен Кьеркегор. Предмет рассмотрения – не объективная реальность, а внутренний мир чел. Центр. проблемы: - проблема сущ-я чел. (экзистенция указывает на возможности, к-рые таятся в чел.); - проблема бытия чел. и бытия мира: чел. создает мир таким, каким желает его видеть, создает свою эмоц. картину мира; - проблема свободы чел.: э. – ф. свободы, свобода – выбор чел. самого себя (т.е. свобода выбора); задача чел. – не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему; Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и др. 22. Философские идеи русского космизма. Космизм – совокупность течений фил. и религиозной мысли, изучающих проблему космич. всеединства всего живого, волю к познанию внеземных пространств. Николай Фёдорович Федоров - родоначальник русского космизма. В основе концепции - поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Главное зло для чел. - в смерти, порабощенности его слепой силой природы. Идея регуляции природы силами науки и техники. Константин Эдуардович Циолковский. Пытался решить ряд фил. проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего. Ф. - общая наука, наука наук. Признает наличие во вселенной вечных элементов материи - атомов, обладающих чувствительностью и зачатками духовности. Космос - живое существо, а чел. - союз атомов, блуждающих во вселенной. Владимир Иванович Вернадский. Биосфера - целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Живое вещество вечно, изначально присутствует в космосе и повсеместно в нём распространено. 3 пласта реальности: космич. просторы, атомные явления, жизнь чел., природные явления ноосферы и нашей планеты, взятых как целое. 23. Позитивизм как философское направление XX века. Позитивизм - наиболее распространенное течение западной ф. XIX-XX вв. Основатель - О.Конт. Изучает способы и методы достижения положительного, позитивного знания. Ф. должна опираться только на достоверное научное знание, исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность. Ф. О.Конта, Д.Миля, Г.Спенсера - первая историч. формой п. Вторая историч. форма п. – кон. 19 - нач. 20 вв. Создатели - Э.Мах и Р.Авенариус. П. не является философией материализма или идеализма, а представляет собой ф. реализма; любое положительное научное знание само по себе знание философское. Основная идея махизма: в основе философии должен лежать критический опыт. Неопозитивизм - третья историч. форма п. Прародители - М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштейн. Главная идея - изучение и анализ языка науки, он - главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир. Четвертая волна п. - «постпозитивизм». Главные представители - К.Поппер, Т.Кун. Поппер - концепция критического рационализма. Наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, общая ее тенденция - это рост и совершенствование научного знания. 24. Философия о глобальных проблемах современности. Ф. имеет свой аспект в этой области: - разрабатывает методологию и мировоззренческие аспекты проблем; - исследует научные и соц. пути их решения; - концентрирует внимание на их гуманистических аспектах; Особенности глобальных проблем: - планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира; - угрожают деградацией и гибелью всему человечеству; - нуждаются в неотложных и эффективных решениях; - требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов; Основные глобальные проблемы: предотвращение ядерной войны, экологическая, сырьевая, энергетическая, демографическая, преодоление опасных болезней, мирное освоение космоса, преодоление экономического отставания развивающихся стран, статус чел. в современном мире и его будущее. 25. Понятие бытия в философии. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Учение о бытии – онтология. Парменид: бытие неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Платон: бытие – мир идей, явл. истинными, неименными, вечными. Гераклит: стабильного бытия нет, его сущность – в единстве бытия и небытия. Экзистенциализм: внутр. бытие чел. – экзистенция. Неотомизм: «чистое бытие» - божеств. первоначало. Современная материалистич. ф.: бытие – категория, к-рая охватывает все сущее, имеет опред. структуру. Формы бытия: бытие природы, бытие чел., бытие духовного, бытие социального. Следует различать понятия бытие и сущ-е. Бытие – бесконечная основа, сущ-е – опред. бытие, относится к конкретным предметам. Категория бытия позволяет объяснить устойчивость, постоянство и целостность мира. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает опред. ограничения на его деятельность, но вместе с тем явл. источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Т.о., бытие – предельно общая фил. абстракция. 26. Философия о природе и материи. Материя – одно из фундамент. понятий ф. Представления о материи менялись. Античная ф.: материя – то, из чего состоят все вещи. Платон: м. – небытие, разрушающая сила, Аристотель: м. – потенциальность, субстрат. Средневек. ф.: м. – вторична, пассивное начало, преобразованный мрак, хаос. Новое время: м. – природа; вещество как сумма опред. неизменных свойств. XIX-XX вв.: распространение понятия м. на обществ. устройство (общество развивается вследствие матер. деятельности людей). Ф. XX в.: материя – субстанция, лежащая в основе всех явлений и предметов, это объект. реальность. Материя – фил. категория для обозначения объект. реальности, к-рая дается чел. в его ощущениях к-рую он пытается познать, но при этом м. сущ. независимо от чел. Свойства материи: изменчивость (движение), пространственно-временная оформленность, бесконечность, системность, отражение, объективность. Природа. Античная ф.: неразделенность природы и чел. Средневек. ф.: чел. стремится к возвышению над природой, но подчинен ее законам. Новое время: природа – объект научного анализа, объект приложения сил чел. (естествознание, физика и др.). XX в.: чел. должен руководить ходом природных процессов на основе разума. Аналитическая ф.: научный, научно-технический подход к природе; природа – то, что описывается совокупностью естественных наук. Герменевтика: природа включена в бытие. Чел. познает природу посредством умеренной практич. деятельности. Природа – многообразие явлений и предметов, начиная с элементарных частиц (микромир) и кончая космическими объектами; совокупность естественных условий сущ-я чел. и чел. общества. |