Главная страница

1. Русские сатирические журналы рубежа xixxx вв


Скачать 345.59 Kb.
Название1. Русские сатирические журналы рубежа xixxx вв
Дата25.05.2022
Размер345.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkursovaya_rabota_2017_1.docx
ТипРеферат
#548812
страница2 из 3
1   2   3

Название Радакова всем понравилось. Особенностью являлось свободное изложение событий в «Сатириконе». Это представлялось для редакции удивительной находкой, благодаря чем можно было не сковывать авторов рамками. Свободное изложение давало намного большую свободу творческой фантазии авторов.

Именно так зародилось творческое лицо нового феномена. Теперь с 3 апреля 1908 года вместо блеклой, надоевшей всем «Стрекозы» в свет стал выходить сатирический журнал «Сатирикон», который поставил перед собой задачу морального исправления общества путем сатиры на нравы. «Стрекоза» же вскоре навсегда прекратила существование.

Однако именно время создания журнала было не совсем хорошим для его роста. Первая русская революция была подавлена. 3 июня 1907 г. Николай II, нарушив обещания, которые был вынужден дать народу в революционные дни 1905 г., разогнал II Государственную Думу. Началась полоса мрачной реакции, вошедшей в историю под именем "столыпинской". Шаг за шагом отбирались завоеванные кровью «свободы».

«То были времена, - писал Блок, - когда царская власть в последний раз достигла чего хотела: Витте и Дурново скрутили революцию веревкой; Столыпин крепко обмотал эту веревку о свою нервную дворянскую руку».

И если устами Гоголя Россия жаловалась: «скучно жить», а в 80-е годы произнесла вслед за Чеховым: «грустно жить», то теперь она могла только простонать: «страшно жить».

«Сатирикон» появился в тот момент, когда цензурным террором была окончательно задушена сатирическая литература прогрессивного направления. На книжном рынке господствовали испытанные «ветераны» русской юмористики: «Будильник», «Осколки» и «Шут».

Последние искорки ракеты гасли постепенно еще в 1906 г., а 1907 г. был уже годом полной тьмы, мрака и уныния.

С горизонта, представляемого кожаной сумкой газетчика, исчезли такие пышные, бодрящие названия, как «Пулемет», «Заря», «Жупел», «Зритель», «Зарево» - и по-прежнему заняли почетное место загнанные до того в угол - тихие, мирные «Биржевые ведомости» и «Слово».

В этот период все, успевшие уже привыкнуть к смеху, иронии и язвительной дерзости «красных» по цвету и содержанию сатирических журналов, снова остались при четырех прежних стариках, которым всем в сложности было лет полтораста: при «Стрекозе», «Будильнике», «Шуте» и «Осколках».

«Когда я приехал в Петербург (это было в начале 1908 г.), в окна редакций уже заглядывали зловещие лица «тещи» и «купца, подвыпившего на маскараде», «дачника, угнетенного дачей», и т.п. персонажей русских юмористических листков, десятки лет, питавшихся этой полусгнившей дрянью. Пир кончился. Опьяневших от свободных речей гостей развезли по участкам, по разным «пересыльным», «одиночкам», и остались сидеть за залитым вином и заваленным объедками столом только - безропотные: «дачный муж», «злая теща» и «купец, подвыпивший на маскараде».

То, что называется бедные родственники. Таким образом, я приехал в столицу в наиболее неудачный момент - не только к шапочному разбору, но даже к концу этого шапочного разбора, когда уже почти все получили по шапке».

Все это следует помнить, говоря о характере и направлении «Сатирикона». Возникшие впоследствии разногласия внутри сатириконской редакции наглядно отразили процесс идейного размежевания русской интеллигенции.

Вначале «Сатирикон» активно противостоял двум отрицательным тенденциям в развитии тогдашней сатиры: убогому злопыхательству черносотенной юмористики и беспардонному зубоскальству уличной прессы. Редакция нового журнала поставила перед собой цель - взбодрить приунывшее русское общество с помощью «противления злу смехом» или напоить его "волшебным алкоголем".

Появление «Сатирикона» стало событием в литературной жизни столыпинской России. Читатель, только что переживший эпоху «свободы слова», настоятельно требовал от сатириков злободневных откликов на все волновавшие его вопросы. А между тем последний из журналов, славящих «политическую весну», - «Серый волк» - в 1908 г. был запрещен по распоряжению правительства.

Сатириконцы противопоставили свое творчество беззубой юмористике «Шута», «Будильника» и «Осколков». После революции 1905-1907 гг. спрос на эти издания окончательно упал. Русскую публику, покупавшую из-под полы запрещенные номера «Пулемета» и «Сигнала», уже не мог удовлетворить пустопорожний, легковесный юмор. Высмеивая своих «соседей» по сатире, А. Аверченко так определил их лицо:

«Будильник»: Старичок с дрожащими руками, подслеповатый, хихикающий скрипучим беспричинным смехом. Выходит в старческом халатике с яркими разводами, и если этот халатик распахнуть, то как у Плюшкина, видно, что под халатиком ничего нет.

«Шут», некогда блиставший на фоне тоскливых бесцветных изданий, сам превратился в убогого клоуна, без малейших признаков оригинальности и искры остроумия. Теперь его дряхлость преждевременна, и вид уныл до чрезвычайности».

И наконец, - «Осколки». О них Аверченко отозвался еще злее:

«Был честный симпатичный журнал, в котором при Лейкине работали Чехов, Будищев и др. Теперь это - кокотка, павшая на склоне дней своих, размалеванная копеечными красками, безрадостная, со своим примитивным обольщением с помощью скверно нарисованной ноги или лихо выведенного женского бедра» [6].

Естественно, что сатириконцы всячески стремились отмежеваться от таких литературных собратьев.

В первом номере «Сатирикона» редакция заявила:

«Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием».

Первые восемь номеров журнала редактировал А. Радаков, с девятого номера редактором и душой журнала стал А. Аверченко. Под его руководством «Сатирикон» превратился в издание, рожденное живой современной жизнью. Русский читатель находил на страницах «Сатирикона» меткую характеристику политического положения России, сатирическое изображение общественных нравов.

В журнале широко пропагандировался иностранный юмор: английский, французский, немецкий. «Сатирикон» из номера в номер перепечатывал карикатуры из немецких юмористических журналов: «Simplicissimus», «Fliegende Blatter», «Meggendorfers Blatter», «Kladderadatsch», «Jugend» и др. Поэтому современники воспринимали «Сатирикон» как русский «Симплициссимус».

Достаточно точно определил место «Сатирикона» в литературной жизни, как и в редакционно-издательском деле, исследователь того времени Л.Ф. Ершов. По его мнению, «путь от "Будильника» (1865-1918) и «Осколков» (1881-1916) к «Сатирикону» - это движение от развлекательно-увеселительной юмористики, вращающейся в неизменном кругу традиционных тем (дачный муж, злая теща, купец, подвыпивший на маскараде, рождественско-пасхальные квипрокво), к журналу нового типа - своеобразному сатирико-юмористическому обозрению общественно-политической злобы дня». Нельзя не согласиться и с его выводом о том, что в «Сатириконе», учитывая высокое искусство редактирования (ред.А.Т. Аверченко) и высокий профессионализм его сотрудников, появились новые приемы создания комического. Вместо отдельных «смешных» словечек и строк появилось умение пронизывать иронической, насмешливой экспрессией всю ткань стиха, в том числе и пейзаж».

Опыт сатириконцев несомненно сказался на развитии редакторского мастерства, однако в революционной прессе их деятельность оценивалась, главным образом, с политических позиций. Красноречивое свидетельство тому - статься в «Правде» от 25 июля 1912 года под названием «Сытый смех», в которой журнал воспринимается как адвокатура богатых и власть имущих, поскольку в нем отсутствует критика основ существующего строя и правопорядка.

Однако сама возможность существования той полифонической атмосферы, которой отличалась общественная жизнь и в которой протекала редакционно-издательская деятельность, стимулировала духовное раскрепощение творческой личности, активизировала искания в области форм и средств ее художественного самовыражения. Это коснулось не только авторов и редакторов, но и других участников редакционно-издательского процесса.

В 1913 году был введен новый закон о печати, на который журнал отозвался карикатурою О. Дымова «Печальная нота» с подписью: «Редактор (стоя над черным гробом). Я, конечно, знал, что законопроект о печати будет отложен в долгий ящик, но я не думал, что этот ящик будет такой формы». Тут же сообщалось о смерти Фомы Опискина - это был псевдоним Аверченко, стоявший под наиболее острыми материалами. В этом же году произошел окончательный раскол в редакции «Сатирикона»: группа сотрудников во главе с Аверченко начала издавать «Новый Сатирикон», который продержался до начала 1918 года [2].

Русские эмигранты в 30-е годы попытались возродить «Сатирикон». В 1931 году М. Корнфельд в Париже собрал группу сатириконцев и снова начал издавать журнал. Первый номер возрожденного «Сатирикона» вышел в апреле 1931 года. В нем приняли участие В. Азов, И. Бунин, В. Горянский, С. Горный, Дон-Аминадо (А.П. Шполянский), Б. Зайцев, А. Куприн, Lolo (Мунштейн), С. Литовцев, А. Ремизов, Саша Черный, С. Яблоновский. Художественный отдел составляли А. Бенуа, И. Билибин, А. Гросс, М. Добужинский, К. Коровин и другие. Особого успеха возрожденный «Сатирикон» не имел (вышло всего около 20 номеров). Отсутствие связей с родиной вредило ему гораздо больше, чем отсутствие средств.

Остро критическое отношение ко времени у сатириконовцев перерастало в чувство неполноценности, деградации всего человечества. Отсюда особая восприимчивость к малейшей дисгармонии. Благодаря этой «чуткости» они создают целый спектр образов, в основе которых - попытка изобразить человека без идеалов, полемика среди них: унылый обыватель Саши Черного, духовный горбун Петра Потемкина, провинциальный герой Хоренского. У Аркадия Аверченко это обыватель, ударенный в полемику, дамочки Тэффи, воображающие себя сокровищами земли, патриоты-губошлепы Князьева и т.д.

Теперь рассмотрим иные сатирические журналы, входящие в периодику начала XX века.

Именно в это время начинают искать всякие изобразительные, смысловые средства для создания текста и последующей печати в издании. Это заметно показало себя при градации сатирической прессы. Выделяют следующие периоды журналов: первый - 1900-1909гг., второй - на 1910-1915-е гг. Рассмотрим их поближе.

В начале XIX столетия число журналов было около 350. Популярными являлись: «Забияка», «Жупел», «Зритель», «Пулемет». Большинство приобрело немыслимый для тех пор демократически-социальный окрас.

Различные структурные инструменты нужны были редакторам для преумножения результата комбинирования картинки и текста. В пример можно привести один из номеров «Зрителя» издателем которого был Ю.К. Арцыбушев. В нём присутствовала ироническая иллюстрация на председателя С.Ю. Витте, который являлся автором Манифеста 17 октября 1905 года. Он сидел у возведенного им же карточного домика. Всё это хорошо описывала подпись: «Наша конституция. Просьба не дуть!» [13].

В оборот пошли разнообразные методы лаконизации выразительных инструментов в виде небольших, стиснутых типов призыва, плаката, выражения, лозунга. Журнал «Сигнал», редактировавшийся Чуковским, преподносил «неизданные афоризмы» Козьмы Пруткова. Они были изменены: в обычный вид которых был помещен похожий для современников толк: «Если ты не умен, зачем завидуешь прокурорам?», «Долгое заключение дополняет краткую издательскую деятельность» и прочее. Подбор таких изменений приемов неслучаен, так как афористические строчки требуют задуматься над очень глубоким подтекстом.

Обширно применяли всякие возможности поэтических жанров. Обращение к ним позволяло выразить то самое душевное настроение, которое человек испытывает во время ломки традиционных реалий его мировоззрения.

Особенностью следующего временного промежутка жизни сатирических журналов, а точнее 1910-1915 годы, является увеличение этих самых журналов. Появляется иной опыт редакторской работы, в частности «Сатирикона», а также «Нового сатирикона», редакторами же являлся Аверченко. Благодаря организаторским особенностям Аверченко вовлек к собственным журналам сильнейшие поэты, драматурги того времени. К примеру, публиковалась Н.А. Тэффи – последующий ведущий сотрудник, А.М. Гликберг, В.В. Маяковский и другие.

Октябрьская революция послужила катализатором для роста сатирических изданий – в этот период публиковалось до 300 самых разных еженедельников, наполненные карикатурами, стихами, сатирой в общем.

Одним из первых сатирических органов был «Зритель» (1905-1908 годы). Под издательством Ю.К. Арцыбушева свет увидели 39 номера. Родившись в середине 1905 года, к концу сатирическая журналистика обрела мощную популярность и стала жить наравне с газетной прессой. Вот одни из наиболее известных журналов: «Пулемет» (1905-1906 года, всего 5 номеров) под редакторством Н.Г. Шебуева, «Сигнал» (1905 год, 4 номера), который редактировал Чуковский, «Жупел» (1905-1906 годы, вышло 3 номера) З. Гржебина и «Маски» (1906, вышло 9 номеров) С. Чехонина. Большая часть этих журналов являлись беспартийными, однако находились они в центре слухов, разговоров, политических скандалов. К примеру, самый первый номер «Пулемета», вышедшего в конце осени 1905 года, удивил подписчиков последним разворотом. Там изображался кровавый отпечаток ладони на тексте манифеста 17 октября с подписью: «К сему листу свиты его величества генерал-майор Трепов руку приложил» [14].

В журнале присутствовало разделение ролей – текст и темы для рисунков давал Шебуев, а рисовал художник И.М. Грабовский. «Пулемет» прожил в районе двух месяцев, но вскоре закрылся из-за правительства, а Шебуева заключили в крепость.

Помимо антиправительственных изданий, в свет выходили рабочие сатирические издания. Одним из таких был журнал «Свобода» (1905 года, 2 номера). Издание заявило, что оно принимает программу социально-демократической партии. После того, как журнал закрылся (1906 год), вышла пара номеров «Девятого вала», редактировал его А.И. Яргин. 1907 год – это год, когда в Петербурге издавался сатирический журнал «Балда», вышло 3 номера. Особенность его заключалась в том, что сотрудниками этого журнала были сами рабочие. После закрытия его сменил журнал «Топор», вышедший в 1907 году с двумя номерами. Был ещё сатирический журнал «Кнут» (1907) А. Оловенниковой, но он прожил совсем немного [20].

В сатирических журналах ранних лет 20 века главнее всего ценилась иллюстрация, карикатура. Именно эта часть зачастую являлась лицом журнала, а текст, в основном, всего лишь дополнял рисунки. Очень нужно было привлечь хороших художников. Такие журналы как «Жупел», «Жало» оформлялись известными художниками из объединения «Мир искусства» - И. Библин, В. Перов, Е. Лансере. Помимо них в журналах работали и популярные писатели – А.И. Куприн, И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт и др. Предметом для злободневных насмешек являлись: идиотская бюрократия, придворная камарилья, полицейский метод управления страной. Поэты-сатирики и карикатуристы не сжалились над личностью самого самодержца.

Так А. Аверченко говорил об этом времени: «Как будто кроваво-красная ракета взвилась в 1905 году. Взвилась, лопнула и рассыпалась сотнями кроваво-красных сатирических журналов, таких неожиданных, пугавших своей необычностью и жуткой смелостью. Все ходили, задрав восхищенно головы и подмигивая друг другу на эту яркую ракету. – Вот она где, свобода-то!».

Аверченко же в годы революции также редактировал и издавал сатирические журналы в Харькове – «журнал сатирической литературы и юмористики с рисунками», а также «Штык» и его продолжение «Меч».

2. Тематические модели журналов «Искра», «Сатирикон»

2.1. Круг авторов журнала «Искра»

Рассмотрим некоторых личностей, входивших в состав журнала «Искра», их вклад в историю развития журнала, а также жизнь главных редакторов, их деятельность и прочее.

Главным редакторам Курочкину и Степанову удалось привлечь к сотрудничеству лучшие силы тогдашней журналистики. В «Искре» принимали участие поэты Д. Д. Минаев, П. И. Вейнберг, В. И. Богданов, Н. С. Курочкин, Н. Л. Ломан, В. П. Буренин, Г. Н. Жулев, П. В. Шумахер, Л. И. Пальмин, А. М. Жемчужников, Козьма Прутков, Л. А. Мей, Ал. К. Толстой, А. Н. Плещеев, В. Р. Щиглев, прозаики Н. В. Успенский и Гл. Успенский, А. И. Левитов, Ф. М. Решетников, П. И. Якушкин, Н. Н. Златовратский, С. Н. Фёдоров, публицисты Г. З. Елисеев, М. М. Стопановский, Н. А. Демерт, И. И. Дмитриев и многие другие. По одному-два произведения напечатали в «Искре» Герцен, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Некрасов [7].

Как поэт П.И. Шумахер стал известен с конца 1850-х годов, когда в сатирическом журнале В.С. Курочкина «Искра» начали публиковаться его стихи. С этим журналом поэт тесно сотрудничал в течение десяти лет. Поэзию Шумахера отличают искусная рифмовка и непринужденность. Многие его стихотворения представляют собой своеобразные сценки, монологи персонажей, имеют форму куплетов с рефреном. Сатирические стихотворения Шумахера направлены против самодержавия, полицейского произвола, крепостничества. Стихотворение «Сказка про белого царя» (1859) обличавшее Николая I распространялось в списках [21].

Фёдор Михайлович Решетников 5 сентября 1841, Екатеринбург — 9 марта 1871, Санкт-Петербург — русский писатель. «Кумушка Мирониха» — первое произведение Решетникова, появившееся на страницах революционно-демократического журнала обличительного направления «Искра», сотрудничество с которым продолжалось до 1870 г. Помимо это рассказа были также «Прокопьевна», «Старые и новые знакомые», «Глухие места», «Из дорожных заметок», «Ильич», «Внучкин», «Былые чудеса», «Дедушка Онисим», «Белуга», «Шилохвостов», «На большой дороге», также к ним примыкают более ранние очерки о горнозаводских людях, об уральском мелком чиновничестве «На палубе», «Складчина», «Лотерея», «Горнозаводские люди», «С новым годом».

Лиодор (Илиодор) Иванович Пальмин - 15 мая 1841, имение в Ярославской губернии — 26 октября 1891, Москва — русский поэт и переводчик, деятельный сотрудник «Искры» и ряда других журналов 1860—1880-х годов. Как поэт Пальмин воспитывался бурной эпохой 1860-х годов, идеалам которых он остался навсегда верен. Впрочем, отчетливой политической позиции у Пальмина не было. Стихотворение «Requiem» — вершина его творчества. Уже в 1870-х годах оно стало популярно в качестве революционной песни: традиция относила его к подсудимым «процесса 193-х», хотя смертных приговоров по этому процессу и не было. Положенное на музыку, оно продолжало оставаться популярным и в начале ХХ в.
1   2   3


написать администратору сайта