Главная страница

1. Русские сатирические журналы рубежа xixxx вв


Скачать 345.59 Kb.
Название1. Русские сатирические журналы рубежа xixxx вв
Дата25.05.2022
Размер345.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkursovaya_rabota_2017_1.docx
ТипРеферат
#548812
страница3 из 3
1   2   3

Первые несколько лет Курочкин редактировал «Искру» совместно с Н. А. Степановым, а с 1865 г., когда Степанов начал издавать другой сатирический журнал, «Будильник», - один. Курочкин был не только редактором, но и одним из самых активных сотрудников журнала. В течение пятнадцати лет он печатал в нем все свои стихотворения, переводы, фельетоны, статьи, лишь изредка отдавая их в другие журналы. В 1866 г. поэт предпринял издание своих стихотворений, но выпустил лишь первый том, где были собраны его переводы. Кроме «Песен» Беранже и «Мизантропа» Мольера Курочкин перевел также ряд произведений Вольтера, Грессе, Виньи, Мюссе, Барбье, Надо, Гюго, Шиллера, Бёрнса и др. Однако многие из этих переводов относятся к более поздним годам и не попали поэтому ни в издание 1866 г., ни в двухтомное собрание стихотворений Курочкина, вышедшее в 1869 г. В него вошли также далеко не все оригинальные стихотворения Курочкина [5].

Убедительность и сила сатирических материалов, помещавшихся в журнале, многократно увеличивалась благодаря тому, что литературный текст сопровождался талантливыми карикатурами. С «Искрой» работали такие известные художники той поры, как А. Н. Бордчелли, А. Волков, К. Данилов, Н. В. Иевлев, М. О. Микешин, М. С. Знаменский, Э. Т. Комер, В. Д. Лабунский, С. А. Любовников, А. В. Богданов и другие. К примеру Н.А. Степанов нарисовал для журнала около 1600 карикатур [12].

Сами Николай Степанов и Василий Курочкин публиковали множество собственных произведений и принимали деятельное участие в создание чужих, так что иногда сложно оценить, каков вклад в опубликованный материал редакторов и сотрудников, чьим именем они подписаны.

Несмотря на отсутствие монолитности среди поэтов, печатавшихся в журнале, некоторая общность демократических взглядов авторов большинства публикаций привела к тому, что поэтов «Искры» стали иногда воспринимать как единое целое. Как позднее авторов «Сатирикона» стали обобщенно называть «сатириконовцы», так в шестидесятых годах девятнадцатого века в русской литературе появилось понятие «поэты-искровцы» [9].

2.2. Круг авторов журнала «Сатирикон»

Количество авторов, так называемых «Сатириконовцев» было довольно много. Главными редакторами являлись: в 1908 году А. А. Радаков; в период с 1908 по 1911 годы - Аркадий Аверченко; в 1911 году был П. П. Потёмкин; и в 1913 году редактором являлся М. Г. Корнфельд, который по совместительству также был и издателем.

Всю свою жизнь А. А. Радаков совершенствовался в остроумнейшей и актуальнейшей области искусства — сатирической графике. Он создал огромное количество карикатур и шаржей для газет и журналов, плакатов и рисунков на злобу дня.

Слава сатирика-рисовальщика и поэта сопутствовала этому замечательному человеку, творчество которого связано и с Москвой, и с Ленинградом. Еще до революции 1917 г. он получил известность, сотрудничая в популярных российских журналах «Сатирикон» (1908—1914) и «Новый Сатирикон» (1913—1918), экспонируя свои работы на больших и малых выставках новых художественных объединений. В годы Гражданской войны Радаков создает агитационные плакаты, из которых самым известным стал «Неграмотный — тот же слепой…». В 1920-х гг., работая рядом с А. Т. Аверченко и В.В. Маяковским, с Сашей Черным и Тэффи, с мастерами графики и иллюстрации В. М. Конашевичем, В. С. Сварогом, М. М. Черемных и др., он сотрудничает с журналами «Лапоть», «Бегемот», «Бич», «Смехач», «Безбожник».

Личный вклад Аркадия Аверченко в создание «Сатирикона» был, несомненно, огромен. Аркадий Аверченко был центральной фигурой, основой редакции журнала, стал его душой и создателем «Нового Сатирикона». Аверченко удалось првести свой новый журнал через нелегкие для страны военные годы и через мощные революционные события 1917г. «Новый Сатирикон» во главе с А. Аверченко приветствовал Февральскую революцию, а Октябрьскую воспринял крайне настороженно. Эту революцию они восприняли как недоразумение. Творчество Аверченко начинает приобретать новые черты. В рассказах и фельетонах вместо забавной абсурдности все чаще используется гротеск, это привело к тому, что творчество писателя стало в чем-то походить на черный юмор [16].

За все время своей творческой деятельности от основания «Сатирикона» до закрытия «Нового Сатирикона» Аркадий Аверченко опубликовал в общей сложности более 650 рассказов, юморесок и фельетонов.

Пётр Петрович Потёмкин (20 апреля 1886, Орёл — 21 октября 1926, Париж) — русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. С момента создания журнала «Сатирикон» стал одним из самых активных авторов. Этот журнал, по словам Петра Потёмкина, создал «направление в русской литературе и незабываемую в её истории эпоху». Пытался издавать при «Сатириконе» детский юмористический журнал «Галчонок».

Саша Чёрный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, родился 1 октября 1880, Одесса, Российская империя, умер 5 августа 1932, Ле-Лаванду, Прованс, Франция) — русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов. Первые стихи были опубликованы в 1904 году в житомирской газете «Волынский вестник» под псевдонимами «Сам по себе», «Мечтатель» и др. Но настоящее рождение поэта — рождение Саши Черного — произошло в Петербурге, куда он переехал в 1905 году и где начал работать в налоговой службе Петербургско-Варшавской железной дороги. Первое стихотворение под этим псевдонимом, политическая сатира «Чепуха», увидело свет 27 ноября. Оно сразу же принесло известность начинающему поэту [19].

В 1906 г. поэт отправился в Германию, в Гейдельберг, где, наконец, смог продолжить образование: в течение двух лет он слушал лекции в университете, общался с философами, что сказалось и на его мировоззрении, и на творчестве. Вернувшись в Петербург в 1908 году, он стал одним из ведущих авторов журнала «Сатирикон». Теперь его сатира направлена, в основном, против обывателей и пошлости быта. С 1908 по 1911 год выходят его сборники «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Но постепенно сатирическая поэзия перестает его интересовать, и он уходит из «Сатирикона».

Надежда Александровна Лохвицкая (Тэффи) родилась 9 мая 1872 года в Санкт-Петербурге в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого (1830—1884). Училась в гимназии на Литейном проспекте.

В истории творческого сотрудничества Н. А. Тэффи – одна из самых известных и любимых российских писателей начала ХХ века. Круг её поклонников был весьма широк (от мелких чиновников до Николая II). Росту популярности Тэффи способствовало её сотрудничество со многими периодическими изданиями. Среди них особенно выделяется «Сатирикон» (1908-1913 гг., с 1913 по 1918 гг. – «Новый Сатирикон»). Тэффи оставалась постоянной сотрудницей журнала с 1908 г., когда вышел первый номер, и до 1918 г., когда большевиками был закрыт «Новый Сатирикон». Критики и рецензенты начала ХХ века неизменно присоединяют Тэффи к основным авторам журнала. Творчество А. Т. Аверченко, Саши Чёрного (А. М. Гликберга) и Тэффи воспринимается в неразрывной связи с «Сатириконом».

Число опубликованных в «Сатириконе» произведений Тэффи весьма невелико. Таким образом, за всё время выхода журнала «Сатирикон» на страницах его выпусков (298 номеров) появилось всего 32 произведения Тэффи. Рассказы, фельетоны и стихотворения Тэффи появлялись далеко не в каждом выпуске, в отличие от произведений А. Т. Аверченко, Г. А. Ландау, Саши Чёрного. Тем не менее, несмотря на небольшое количество публикаций, Тэффи можно назвать одним из главных авторов журнала «Сатирикон».

Таким образом, сотрудничество Тэффи с «Сатириконом» не ограничивалось только публикацией её рассказов, стихотворений и миниатюр на страницах журнала. Статус постоянного, ведущего автора закрепился за писательницей, в том числе, благодаря её участию в коллективных сборниках, балах, устраиваемых редакцией, а также выходу её книг в серии «Дешёвой юмористической библиотеки “Сатирикона”». Длительное продуктивное сотрудничество Тэффи с журналом позволяет исследователям говорить о «сатириконском» периоде творчества писательницы [11].

Также в журнале присутствовали следующие авторы: А. С. Бухов, О. Дымов, Я. Гордин, В. Азов, О. Л. Д’Ор, А. Яблоновский, С. Городецкий, И. Вышлевский, В. В. Маяковский (27 публикаций), В. В. Князев, В. П. Лачинов, Л. Василевский, И. Василевский, В. Я. Абрамович, Н. Я. Агнивцев, В. В. Адикаевский, И. Я. Гуревич, А. А. Кондратьев, М. Я. Пустынин, А. Д. Скалдин, А. М. Флит. Были и художники, такие как: А. А. Радаков, Н. В. Ремизов-Васильев, А. А. Юнгер, А. В. Ремизова, А. Радимов, И. Билибин, Л. Бакст, Б. Кустодиев, Д. И. Митрохин, В.В. Лебедев, В. П. Белкин, Б. Д. Григорьев, С. Ю. Судейкин, А. Е. Яковлев [15].

Каждый из этих авторов, художников внёс свой непосредственный вклад в создание журнала «Сатирикон». Позже, как было сказано выше, тот, кто когда-либо принимал участие в создании журнала становился «сатириконовцем».

2.3 «Искра» и «Сатирикон»: общее и особое

«Сатирикон» продолжил традиции сатиры, заложенной Новиковым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Все пришедшие в журнал молодые люди уже имели газетно-журнальный опыт, были достаточно амбициозны. Поэтический журнал отличался эклектичностью. Похоже на то, что эту черту он перенял у «Искры», так как в нём же разнообразного рода поэзия (от стихотворного фельетона до песни и лирического стихотворения) составляла ядро журнала «Это был своеобразный фольклор тогдашней разночинной интеллигенции, – писала Н.К. Крупская, – авторов не знали, а стихи знали. Ленин знал их немало. Эти стихи входили как-то в быт. Поэты «Искры», их сатира имели несомненное влияние на наше поколение. Они учили всматриваться в жизнь, в быт и замечать в жизни, говоря словами Некрасова, «все недостойное, подлое, злое», они учили разбираться в людях». Девиз же журнала «Сатирикон» был: «Смех ужасный, ядовитый смех…».

Давайте рассмотрим и сравним основные темы «Сатирикона» и «Искры». У первого были:

-Сатирическое обличение царских сановников, бюрократов, непопулярных промышленников и банкиров;

-Выступления против черносотенцев-националистов, шовинистов и т.д.;

-Выступления против реакционной прессы, полемика с другими периодическими изданиями.

В свою очередь у второго:

-Сатирическое обличие чиновников, губернаторов, популярных личностей;

-Раскрытие подкупных судей, полицейских и вообще коррупции, а также высмеивание городов, в которых находились подобные преступники.

-Выступления против либеральной прессы, поддержка демократических взглядов, споры с другими изданиями.

Но если поставить вопрос, что же было в «Искре» главным, определяющим в 1859–1860 гг., то на него можно ответить только так – острая социальная сатира, беспощадное обличение крепостничества. Развиваясь, эта тенденция прочно утвердилась в журнале. В 1861 г. «Искра» становится изданием революционно-демократическим.

Как мы выяснили – цели вполне схожи. Из этого можно сделать вывод, что наличие подобных целей тех времен сильно помогало журналу стать популярным среди обширных кругов.

Сатириконцы называли свое издание беспартийным. «В политике вне партий, в искусстве - вне направлений».

Общественная роль журналов также похожа, хоть и определить её достаточно сложно:

-высокий уровень сатиры;

-некоторая беспартийность издания;

-отсутствие положительной программы: критика существующего порядка, но нет предложений.

Появление обоих журналов, случайность это или нет, оказывается на самый мрачный период редакции. По замыслу редакции, «Сатирикон» «должен был соединять олимпийское спокойствие, жизнестойкость, ясность и здравый смысл с критическим изображением современных событий и общественных нравов».

Оба издания приобрели такое влияние, которого даже не ожидали их создатели и участники. Материалы журналов цитировали с самых различных мест, а читатели горячо обсуждали напечатанное. «Сатирикон» и «Искра» были значительным явлением не только в истории русской журналистики, но и общественно-политической и культурной жизни страны.

Отличительной чертой и особенностью модели «Сатирикона» был часто используемый своеобразный прием - выпускались тематические номера, заголовок которых говорил сам за себя. Так, после убийства П.А. Столыпина, к деятельности которого журнал относился резко отрицательно, был выпущен «провокаторский» номер. Еще были «военный», «полицейский», «еврейский», «экзаменационный» номера.

Теперь мы поговорим о роли текста и рисунках в номерах. В «Искре» особенность была такова, что там делался сильнейший упор на иллюстрации, карикатуры. Один из популярных примеров таковых является карикатура от 1859 в тридцатом номере. В нём изображена обычная для сельского быта тех лет сценка: барин сечет мужика, а барчонок отцовской тростью бьет дворовую девочку. При этом мамаша его уговаривает: «Ах, Митенька! Для чего ты бьешь так сильно, сломишь палку – папа будет сердиться». Как нам известно, из-за тяжелых времён журнал в своё время отказался от картинок и, тем самым, подписал себе смертный приговор. В «Сатириконе» же иногда текст и рисунок тесно увязывались между собой, в других случаях рисунок дополнял текст, часто изобразительный материал существовал самостоятельно, занимая целые страницы. Да, там были очень хорошие художники, рисовавшие самые что ни на есть злободневные карикатуры, но у «Искры», как нам кажется, иллюстрации были сильнее. Помимо всего этого был прием рассказа в рисунках, где подписи поясняли карикатуры. При всей осторожности и умеренности журнал умел придать политическую окрашенность самым нейтральным материалам. Например, в "экзаменационном" номере обыгрывались темы студенческих экзаменов, шпаргалок, зубрежки и прочее. Маленький, занимающий четверть страницы текст "Экзамен на фельетониста" подписан литерой "Ф". Он явно принадлежит Аверченко, который использовал массу псевдонимов. На вопрос экзаменатора будущий фельетонист должен ответить, перечислив ассоциации, вызванные вопросом.

В двух-трех словах даны характеристики самых реакционных деятелей IV Думы. Одной из отличительных сторон «Сатирикона» от «Искры» заключалась в приложениях – это сборники, включающих в себя юмористические рассказы как самого А. Аверченко, так и других русских, зарубежных писателей-юмористов.

К 1911 г. политическая острота журнала ослабела, он потерял свою радикальность. Общественный подъем ставил перед редакцией новые задачи. По мнению Аверченко, «Сатирикон» должен был угодить той части общества, которая чувствовала необходимость стряхнуть с души давящий кошмар столыпинщины, свободно вздохнуть, весело засмеяться. Журнал предлагал смех как спасительное средство от тоски и уныния, в то время, как цели «Искры» всю жизнь журнала были иными. Вот отличительная особенность содержания между рассматриваемыми нами журналами. Редакция постоянно публиковала стихотворные произведения, высмеивающие различные либеральные идеологии. К примеру:

Послушать – век наш – век свободы,

А в сущность глубже загляни,

Свободных мыслей коноводы

Восточным деспотам сродни.

У них на все есть лозунг строгий

Под либеральным их клеймом:

Не смей идти своей дорогой,

Не смей ты жить своим умом...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После рассмотрения особенностей модели и содержания сатирических журналов рубежа 19-20 вв., на примере «Искры» и «Сатирикона», можно сделать следующие выводы:

- Содержание журналов не сильно отличалось друг от друга. У обоих были как литературные, так и карикатурные, иллюстрационные элементы.

- Журналы не были больших размеров – количество страниц редко превышало 4-5. В связи с чем их стоимость не была высока. Обе эти причины также стали фактом популяризации рассматриваемых нами изданий.

- Оба журнала направлены на высмеивание недостатков таких как коррупции, плохого правления, просто качеств человека. Эти черты позволили выделить журналы на фоне остальной массы, у них была своя искра, своя идея.

- Данные журналы стали эталоном для последующего поколения не только сатирической, но и общей русской журналистики в целом. На примере данных редакций, используя их цели и задачи, исследуя их ценнейший опыт можно сделать вывод, что если делать журнал похожего типажа, то он довольно быстро обретёт популярность.

История журналов «Искра», «Сатирикон» оказала непосредственное влияние на все вышеперечисленные особенности и модели содержания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ворошилов В. В. Журналистика. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000 [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/2366506/ (дата обращения 2.05.2017)

  2. Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» / Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко, О. Л. Д'Ор; предисл. В.Н. Токмакова. М.: Наука, 1993. -204с.

  3. Елкин В.Г. «Искра» на путях к революционно-демократической сатире: Диссертация. кандидата филологических наук. М., 1956.

  4. Е. П. Прохоров. Введение в теорию журналистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». М.: Аспект Пресс. 2003 [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. URL: http://knigi.link/jurnalistika-uchebniki/vvedenie-teoriyu-jurnalistiki-ucheb-dlya.html (дата обращения 20.04.2017)

  5. Журнал Искра (1859-1873) [Электронный ресурс] // Русская литература. URL: http://russkay-literatura.ru/zhurnalistika-xix-veka/70-zhurnal-iskra-1859-1873.html (дата обращения 20.03.2017)

  6. Жуков В.Ю. Сатирическая журналистика периода Первой российской революции как исторический источник (на материалах Петербурга): Автореф. дис… канд. истор. наук.-Ленинград, 2009.-27с.

  7. Журналистика второй половины 19 века. [Электронный ресурс] // Молодежный портал Studmedia. URL: http://studmedia.info/tvorim_zolotym_perom/jurnalistika_vtoroi_poloviny_19_veka (дата обращения 23.03.2017)

  8. История русской журналистики XVIII-XIX веков. [Электронный ресурс] URL: http://evartist.narod.ru/text3/06.htm#%D0%B7_14 (дата обращения 22.03.2017)

  9. Искра: Сатирический журнал с карикатурами. [Электронный ресурс] // Издательство Альфарет. URL: https://alfaret.ru/item.php?prod=2733&subid=258&catid=265 (дата обращения 21.03.2017)

  10. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений, 8-е изд. М.: Просвещение, 2009. - 399с.

  11. Костырева О.В., Н.А. Тэффи и журнал «Сатирикон» // Политематический журнал научных публикаций Дискуссия. №8 (сентябрь), 2013. URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=62

  12. Лебедева Г.М. Сатирический журнал «Искра», орган передовой демократической печати. М., 1959.

  13. Муравьева И.А. Былой Петербург. Век модерна. СПб.: Издательство "Пушкинского фонда", 2004. – 272с.

  14. Нива Ж., Серман И. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век. М.: Прогресс, 1995. -383с.

  15. Поэты «Сатирикона». М.-Л.: Сов. писатель, 1966. - 364 с.

  16. Сатирикон: Еженедельное издание. – СПб., 1908-1914. [Электронный ресурс] // Государственная публичная историческая библиотека России. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/15793-satirikon-ezhenedelnoe-izdanie-spb-1908-1914 (дата обращения 21.03.2017)

  17. Сатирические журналы «Искра», «Будильник». [Электронный ресурс] // Studfiles. URL: http://www.studfiles.ru/preview/1798480/ (дата обращения 19.03.2017)

  18. Сатирическая журналистика 60-х годов. «Свисток» и «Искра». [Электронный ресурс] // Русская литература. URL: http://russkay-literatura.ru/literaturnaya-borba/216-satiricheskaya-zhurnalistika-60-x-godov-lsvistokr-i-liskrar.html (дата обращения 23.03.2017)

  19. Саша Черный: стихи, биография. [Электронный ресурс] // Русские стихи. URL: http://www.stihi-rus.ru/1/chernyiy/ (дата обращения 01.05.2017)

  20. Ученова В.В. Беседы о журналистике. М.: Молодая гвардия, 1985 - с.205

  21. Шумахер Петр Васильевич. [Электронный ресурс] // MEGABOOK. URL: http://megabook.ru/article/%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B5%D1%80%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения 02.04.2017)
1   2   3


написать администратору сайта