Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ _____________Социология________________

  • 1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта.

  • Структура семьи

  • нуклеарные

  • Расширенная семья

  • Функции семьи.

  • 2. Репродуктивная функция

  • 3. Функция социализации

  • Функция эмоционального удовлетворения

  • Статусная функция

  • Защищающая функция

  • Экономическая функция

  • 3. Социальная типология личности.

  • Модальным

  • Идеальный

  • " Традиционалисты"

  • У "идеалистов"

  • "Реалисты"

  • социология. 1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта


    Скачать 46 Kb.
    Название1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта
    Дата09.11.2021
    Размер46 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласоциология.doc
    ТипДокументы
    #267705

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Факультет менеджмента
    Форма обучения: заочная с применением ДОТ













    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    _____________Социология________________











    Группа _М20М511_





    Студент




    И.О. Фамилия




    К.П. Фирсова













    МОСКВА 2020


    1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта.

    Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования общественной системы. Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная динамика изучает законы развития и изменения социальных систем. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

    Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда. Социальная динамика - это законы развития и изменения социальных систем. Общество Контом рассматривается как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

    Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, непрерывно связано у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать. Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию - с точки зрения их общественных функции, их роли в деле социальной интеграции. Семейные отношения Конт определяет как нравственно-эмоциональный союз, основанный и взаимный симпатии. Роль семьи - служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать природный эгоизм. Основой семьи, по Конту, являются патриархальные отношения в семье, он резко выступает против женского равноправия и всячески подогревает необходимость укрепления авторитета и власти мужчины - отца и мужа. В семье индивид социализируется, приобретает качества, необходимые для успешного служения человечеству, изживает природный индивидуализм, учится жить для других.

    Позитивную теорию общественного процесса Конт называет социальной динамикой. Социальная динамика - это абстрактная история, без имен, без лиц и даже без названий народов Социальная динамика сознательно абстрагируется от многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс, по Конту, означает развитие, но восходящей линии. В общественном развитии Конт выделяет:

    1. первичные факторы;

    2. вторичные факторы.

    Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К вторичным факторам Конт относит климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения. Общество проходит через три стадии:

    1. теологическая;

    2. метафизическая.

    Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики, общественного устройства.

    Теологическая стадия (раннее и среднее средневековье до 1300 г.). Она делится на три периода:

    1. фетишизм;

    2. политеизм;

    3. монотеизм:

    - при фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов;

    - политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа, вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер). Создается гармония между средневековым государством и религией.

    Метафизическая стадия (1300-1800 г.) характеризуется разрушением старых верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением. Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии.

    Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины, которая могла бы объединить умы. Стремление к революционным изменениям - значит идти против исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический беспорядок. Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и исполнит интегрируемую общественную роль.

    Последняя - позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки, создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование достижений науки на пользу всего человечества.

    Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:

    1) победа альтруизма над эгоизмом;

    2) рост социальных чувств;

    3) обеспечение легкой и приятной жизни;

    4) быстрое развитие материальной культуры общества;

    5) справедливость и мир.
    2. Структура и функции современной семьи.

    Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении хозяйства и взаимной моральной ответственности.

    Социология семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и функций семьи. Структура семьи - это не только её количественный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, социальных ролей отношений её членов. По структурным особенностям различаются семьи нуклеарные и расширенные.

    Нуклеарная семья - это семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ именно такая семья считается важным и даже основным социальным объединением.

    Расширенная семья - это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) включает других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и т.д.

    Структура семьи далеко не всегда совпадает со структурой брака, что обусловлено различиями этих двух тесно связанных друг с другом, но всё-таки разных социальных явлений.

    По своим структурным параметрам выделяются следующие формы брака:

    1. Моногамия - это брак между одной женщиной и одним мужчиной;

    2. Полигамия - брак между одним и несколькими дружными индивидами;

    3. Групповой брак - брак между несколькими мужчинами и женщинами.

    По мере развития общества брак из преимущественно экономического института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви, личном выборе. Происходит перераспределение обязанностей мужа и жены в экономическом обеспечении семьи, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. В результате ослабления давления экономических и правовых уз в современной семье возрастает роль внутрисемейных отношений в обеспечении её устойчивости и прочности.

    Функции семьи. Семья во всех обществах развивается как институциальная структура, целью которой является решение определенных социальных задач.

    1. Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей.

    Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ прощает нарушение этих норм. При этом, как нигде, наблюдается отклонение реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи.

    2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии способными к обучению и специализации. Важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот, взрывов.

    3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в процессе, занимает семья. Это объясняется тем, что в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в сутки и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников.

    4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе. Огромное количество данных свидетельствуют о том, что серьезные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье. Доказано, что потребность людей в близком выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Отношение родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

    5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в наследие некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это относится к важным для личности статусом как национальность, место в городской или сельской местности. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь.

    6. Защищающая функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую. Экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого.

    7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Семья представляет собой ячейку общества.

    3. Социальная типология личности.

    Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей и отражает их устойчивые черты характера, сформировавшиеся под влиянием общественной системы.

    В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

    В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Эрих Фромм (1900—1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер — это "ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры". Значение социального характера Э.Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э.Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э.Фромм выделил четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Все эти типы он считал "неплодотворными" и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

    В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации.

    " Традиционалисты" ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.

    У "идеалистов", наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

    "Реалисты" сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

    Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

    В то же время социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений того или иного типа. Иллюстрацией этому может служить уже приводимое ранее заключение М. Вебера о том, что именно изменения под влиянием протестантизма ценностных ориентации личности, се отношения к труду дали импульс к возникновению "духа" капитализма, стимулировали развитие предпринимательской деятельности. Следовательно, комплекс определенных личностных качеств, выраженных в социальном характере, может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.


    написать администратору сайта