Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Характеристика сиблинговых позиций и личностных особенностей братьев и сестер в зависимости от порядка рождения

  • 24. Психодинамические теории о зависимости супружеских отношений от сиблинговых позиций. Понятие об идентичности и комплементарности супружеских ролей

  • 25. Комбинация типов личности как причина супружеского благополучия - неблагополучия (психодинамический подход).

  • 26.Причины отчуждения от партнера в браке. Истоки моногамного идеала (К. Хорни «Проблемы моногамного идеала»).

  • Истоки моногамного идеала

  • 27.Анализ статьи К. Роджерса «Нити постоянства и развития».

  • шпоры психология семьи. 1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи


    Скачать 245.64 Kb.
    Название1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи
    Анкоршпоры психология семьи
    Дата17.09.2021
    Размер245.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры психология семьи.docx
    ТипДокументы
    #233330
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    22.Идентификация, проекция и проективная идентификация как механизмы переноса модели родит семьи.

    Практика семейного консультирования, ее теоретическое осмысление в рамках современного психоанализа показали наличие неосознанной тенденции к повторению в главных чертах модели родительской семьи в семье детей. Основными механизмами, обеспечивающими этот процесс, являются механизмы идентификации, проекции, проективной идентификации. Особенностью этих механизмов является то, что они действуют на бессознательном уровне, а значит, позволяют объяснить неосознаваемые процессы в отношениях между членами семьи. Эти механизмы описывают выбор партнера, эмоционально окрашенные переживания и взаимодействия как в благополучных, так и в конфликтных семьях.

    Ребенок обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. Принятие этой роли повышает самооценку, отказ - приводит к снижению уверенности в себе, способствует возникновению неврозов. В эту схему включается, дополняя ее, и роль родителя другого пола. Имеет значение восприятие и оценка образа, роли родителя противоположного пола. Если она положительна, то выбор подобного ему брачного партнера создает предпосылки к супружеской гармонии. В противоположном случае партнер с подобными характеристиками становится источником негативных переживаний и реакций. Таким образом, формы родительских отношений по механизму идентификации становятся для ребенка эталоном, внутренней схемой будущих супружеских отношений и супружеского поведения.

    Естественно, что выбор супруга осуществляется на основе характерологического подобия потенциального брачного партнера с родителем противоположного пола. Партнер действует по тому же сценарию. В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к этим внутренним схемам. Сходство личностных свойств родителя и супруга определяет и сходство супружеских отношений, в связи с чем часто повторяется не только выбор партнера, но многие ошибки и проблемы родителей. В таком случае супруг и супружеские отношения становятся экраном всевозможных проекций. В тех случаях, когда образ родителя противоположного пола имеет негативные характеристики в оценке ребенка, то естественно, что став взрослым, он ищет партнера с другими характеристиками.

    Сущность механизма проективной идентификации состоит в следующем: один человек проецирует на другого свои переживания, приписывает ему свои чувства, мысли. К тому же сам он (неосознанно) начинает себя вести в соответствии со своей проекцией, со своими ожиданиями, тем самым побуждая другого к соответствующему поведению. Человек, который является объектом проекции в силу разных личностных особенностей или в связи с той или иной ситуацией, может соответствовать проекции. Проективная идентификация выполняет разные функции: например, защитную, поскольку индивид, отделяя деструктивные, не признаваемые в себе качества и стороны «Я» избавляется от тревога, сохраняя уважение к себе.
    23. Характеристика сиблинговых позиций и личностных особенностей братьев и сестер в зависимости от порядка рождения

    Первый ребенок после появления брата или сестры будет сомневаться, а по-прежнему ли любят его родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же как раньше. И чтобы избавиться от этого сомнения ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от соперника. Наиболее частым спутником соперничества выступает зависть. Старший ребенок изначально воспитывается как единственный. Он получает громадную любовь со стороны родителей. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Особенно эти черты проявляются с появлением второго ребенка. Другие исследователи пришли к выводу, что к первенцу предъявляют большие требования и многого ожидают от него. В семье обычно у первенца образцом для подражания являются родители. Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Вторые роды в большинстве случаев воспринимаются как более приятный опыт, таким образом, второй ребенок еще до рождения развивается в более спокойной атмосфере. После рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Мать относится ко второму ребенку нежнее и ласковее. Семья также продолжает нянчить младшего, когда детство его давно позади. Хотя ребенок радуется вниманию, которое окружает его, любая крайность вызывает в нем желание зависеть от кого-то. Такой ребенок, вырастая и сталкиваясь с жизнью, делается мнительным и беспокойным. Другие исследователи, в частности Г.Т. Хаментаускас, считают, что второй ребенок более уравновешенный, чем старший, т. к. он никогда не переживает ситуацию «свержения с трона». Можно сказать, что второй ребенок имеет лучшую стартовую площадку, чем первенцы. Существует третья точка зрения. Р. Ричардсон считает, что родители, независимо от мотивации, ожидают от младшего ребенка гораздо меньше, чем от старшего. Поэтому он меньше достигает. Младший ребенок также может оказаться бунтарем, если о нем слишком много заботятся или руководят им, и в итоге прийти к защите слабых людей в обществе. Поскольку он привык быть в семье маленьким, он знает, что быть агрессивным бесполезно, и вырабатывает манипулятивный путь достижения желаемого, либо демонстративно обижаясь, либо пытаясь очаровать.

    Если ребенок другого пола, то прямое соперничество отсутствует, и поэтому характеристики старшего ребенка, описанные здесь, выражены го­раздо слабее.

    Когда второй ребенок того же пола, его воздействие на первого очень велико - возникает конкуренция. Она стимулирует один из распространен­ных стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хо­рошим, чтобы родители продолжали любить его, уделяли ему внимание больше, чем новорожденному.
    24. Психодинамические теории о зависимости супружеских отношений от сиблинговых позиций. Понятие об идентичности и комплементарности супружеских ролей

    То, как индивид отно­сится к себе и другим, как реагирует на происходящие события, общается со своим окружением вне семьи, начинается с того, как члены семьи отно­сились к нему в качестве будущего мужчины или женщины. В дополнение к рассмотренным факторам, важное влияние на всю последующую жизнь оказывает также порядок рождения и положение среди братьев и сестер. » Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Иссле­дования Уолтера Тоумена, изучившего тысячи нормальных семей, позво­лили утверждать, что люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют тождественные характеристики. Работы Тоумена показали, что сиблинговая позиция ребенка зависит от количества детей в семье, их I пола и временных промежутков между их рождением. Если разница в воз­расте составляет более, чем пять или шесть лет, каждый из детей будет при­ближаться по своим характеристикам к единственному ребенку.

    В результате старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть воспитателем, способен принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера.

    Это чувство ответственности может превратить старшего ребенка в тре­вожного субъекта, стремящегося к совершенству, который не имеет права на ошибку, боится огорчить своих родителей или другую авторитетную фигуру.

    Старшие дети, идентифицируя себя с родителями, в итоге становятся хранителями семейных традиций, правил, морали, которые преподают своим младшим братьям и сестрам, а затем пытаются реализовать и в своей соб­ственной семье.

    Старшая сестра сестер - это обычно яркая, независимая и сильная лич­ность, способная позаботиться о себе и о других. Ей свойственны доминант­ность, хорошая организованность. Старшая сестра братьев - обычно сильная, независимая женщина. Легко общается с мужчинами, не конкурирует с ними, а готова их опекать. Выйдя замуж, она с радостью заботится о муже, выполняя по отношению к нему роль внимательной матери. Старший брат братьев обычно стремится к лидерству. Старший брат сестер обычно гораздо более легок в общении, нежели старший брат братьев. Для него жизнь, наполненная любовью, радостью -значимая ценность. Он внимателен к окружающим и особенно предупреди­телен с женщинами. Младший ребенок так же, как единственный, никогда не был травми­рован появлением новорожденного. Младший ребенок, к которому хорошо относились в детстве, обычно социально адаптирован, легок в общении и популярен среди друзей. Если же в детстве его дразнили и притесняли, он, скорее, станет робким и раздра­жительным с другими. В основном младший ребенок остается зависимым от других, даже если бунтует против правил и авторитетов. Младшая сестра сестер склонна быть спонтанной, непосредственной, веселой и любящей приключения, независимо от возраста. Она может так­же быть капризной, неорганизованной и временами даже взбалмошной. Младшая сестра братьев обычно является ласковой, оптимистичной, увлекающейся женщиной. Она занимает особое привилегированное место в своей семье и продолжает сохранять его в течение всей жизни. Младший брат братьев — сообразительный, капризный, а часто и бун­тарь. Бывает неуравновешенным и непредсказуемым. Младший брат сестер всю жизнь обычно находится под опекой жен­щин. Средний ребенок в одно и то же время является старшим для тех, кто родился после него, и младшим для тех, кто родился прежде. Поэтому у не­го могут быть проблемы с самоопределением. Однако средние дети часто умеют хорошо взаимодействовать с различными людьми, так как вы­нуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Вследствие этого они обычно дружелюбны, дипломатичны со всеми и активно стремятся к дру­жеским взаимоотношениям.

    Тоумен ввел понятие идентичности и комплементарности супружес­ких ролей. Согласно Тоумену, происходит перенос моделей взаимодей­ствия с братьями и сестрами на партнерские отношения в браке. Супружес­кие роли партнеров, занимавших в родительской семье одинаковые позиции среди братьев и сестер, называются идентичными. Человек легче всего идентифицирует себя с тем, кто происходит из однотипной семейной констелляции. Идентичность сиблинговых позиций обеспечивает способность к лучшему взаимопониманию: старших старшими, младших млад­шими, средних средними.

    Понятие комплементарности, как уже было отмечено, также связано с по­рядком рождения и сиблинговой позицией в родительской семье. Комплемен­тарные роли - это роли взаимодополняющие: старшего брата и младшей сес­тры, старшей сестры и младшего брата. В основе комплементарности ролек лежит взаимодополняемость потребностей индивидуумов. Взаимосогласован­ность и сотрудничество легче достигаются между людьми, занимавшими комплементирующие положения среди братьев и сестер. Если роли мужа и жены дополняют друг друга, то они могут создать прочный брачный союз на основе сотрудничества. В таком супружестве нет места соперничеству.

    Таким образом, количество и пол детей в семье, разница в возрасте между ними сказываются существенным образом на способах взаимодействия с брач­ным партнером.
    25. Комбинация типов личности как причина супружеского благополучия - неблагополучия (психодинамический подход).

    Понятие комплементарности используется психотерапевтами дина­мической ориентации и для описания характера сочетаний типов личности супругов. Sager на основании характерных реакций супругов в браке пред­ложил следующую типологию партнерского поведения в браке:

    1. «Родительский партнер» - супруг (супруга), проявляющий заботу и покровительство по отношению к другому. Он (она) с удовольствием сове­тует, подсказывает, исправляет поведение супруга, особенно, если тот до­бровольно принимает детскую позицию.1

    2. «Детский партнер» - супруг (супруга) слабый, беспомощный, не­посредственный, игривый. Он (она) привносит в отношения радость, спон­танность. За счет своей детскости он (она) приобретает власть над другим.

    3. Романтический партнер ориентирован на сентиментальную, эмоци­ональную связь в супружеских отношениях. Любовные признания, роман­тические символы имеют для него (нее) важное значение. Много времени он (она) уделяет романтическим играм; в случае, если партнер не поддер­живает такие отношения, он (она) чувствует себя обманутым и обижается.

    4. Рациональный тип партнерского поведения характеризуется при­верженностью трезвым рассуждениям и оценкам. Он (она) следит за прояв­лением эмоций и чувств. Ответственен, хорошо адаптирован в социуме, но имеет трудности в понимании чувств супруга (супруги).

    5. Товарищеский партнер стремится в браке быть надежным товари­щем для своего супруга (супруги) и ожидает подобного поведения от него (нее). Для него (нее) семейная жизнь — это, прежде всего, совместное пре­одоление неизбежных трудностей, повседневных забот.

    6. Независимый партнер сохраняет некоторую дистанцию по отноше­нию к своему партнеру. Ценит автономность и не стремится к интимности в супружеских отношениях. Уважает интересы другого и претендует, чтобы другой считался с его требованиями.

    7. Партнер, ориентированный на равноправие в супружестве. Для нега (нее) важно равное распределение прав и обязанностей в семье.

    Благополучие супружеских отношений определяется тем, каков тип личностного поведения обоих супругов, насколько они комплементарны по отно­шению друг к другу. Наиболее благополучным является сочетание взаимодо­полняющих типов. Комплементарными являются «детский» и «родительский» типы. Благополучное взаимодействие наблюдается в случае, если супруги кон­груэнтны друг другу по своему поведению. Примером конгруэнтности пар­тнерских комбинаций является супружество двух независимых или двух эмоциональных, или двух романтических партнеров. Конфликтное супружество возникает, если поведение партнеров в браке противоречит друг другу. Причи­ной тому - конфликтная партнерская комбинация, например: романтический и рациональный партнер, романтический и независимый.
    26.Причины отчуждения от партнера в браке. Истоки моногамного идеала (К. Хорни «Проблемы моногамного идеала»).

    Исходная ситуация в браке преисполнена чреваты­ми риском бессознательными желаниями. Со стороны Оно субъекту угрожает разочарование что жена или муж – это всегда лишь эрзац. Горечь разочарования зависит, с одной стороны, от степени фиксации, а с другой – от степени расхождения между обретенным объектом и достигнутым удовлетворением и специфическими бессознательными сек­суальными желаниями. Сверх-Я угрожает опасность оживления старого запрета инцеста – на этот раз по отношению к брачному партнеру; и чем полнее осуществляются бессоз­нательные желания, тем сильнее эта опасность. Прямые сексуальные цели уступают место отношениям привязанности, налагающим запрет на сексуальные цели.

    Что касается Оно, то это всевозможные генитальные запреты, от простой сексуальной сдержанности по отноше­нию к партнеру, исключающей разнообразие в предвари­тельных любовных ласках или коитусе, до полной импотен­ции или фригидности. Со стороны Я мы видим по­пытки успокоить себя или оправдать, которые могут принимать самые разные формы. Одна из них – отрицание брака, часто проявляющееся у женщин в виде чисто внеш­него признания того факта, что они состоят в браке, безо всякого внутреннего его принятия.

    Я часто принимает и противоположную установку по отношению к супружеству, придавая ему пре­увеличенное значение или, точнее, выставляя напоказ лю­бовь к мужу или жене. Фрейд отмечает, что ни в чем другом наше сознание не бывает столь несовершенным и ложным, как в оценке степени любви или неприязни, которую мы испытываем к другому человеку.Более глубокое объяснение дает нам обраще­ние к эдипову комплексу. Ибо мы видим, что заповедь и обет любить супруга, с которым человек вступает в брак, и хранить ему верность, воспринимаются бессознательным как повторение четвертой заповеди. Таким образом, не любить партнера по браку становится для бессознательно­го столь же великим грехом, как нарушение заповеди по отношению к родителям, и в результате вновь с детальной точностью навязчиво повторяются ранние переживания – вытеснение ненависти и преувеличение любви.

    Фундаментальная материнская установка – «В моих отношениях с мужем я должна играть не роль жены и любовницы, но ис­ключительно роль матери». Это влечёт за собой скрытую враждебность к мужу или жене, приво­дя к отчуждению от партнера и вынуждая его или ее не­вольно искать новый объект любви.

    Истоки моногамного идеала Стремление к монополии раскрывается прежде всего как производная оральной фазы, в которой оно принимает форму желания инкорпорировать объект с целью исключительного им обладания. Влечение к монополии у мужчин сильнее. И на то есть серьезные основания – муж­чины хотят быть уверены в своем отцовстве, – но именно оральный источник требования и придает мужчине больший импульс, потому что, когда мать его кормила, он пережил, по крайней мере, частичную инкорпорацию объекта любви.

    В ранние годы стремление монополи­зировать отцовскую или материнскую любовь натолкнулось на фрустрацию и разочарование, и в результате возникла реакция ненависти и ревности. По этой причине наша гордыня требует в дальнейшем моногамных отношений, причем тем настойчивее, чем чувствительнее была рана, нанесенная ранним разочарованием. Требование моногамии тесно связано с анально-садистскими элементами влечения, и именно они, наряду с нарциссическими элементами, придают требованию моно­гамии в браке особый характер. Ибо в отличие от свобод­ной любви вопросы обладания в браке двояким образом связаны с его историческим значением. Женщина принадлежит мужчине подобно любому другому имуществу.
    27.Анализ статьи К. Роджерса «Нити постоянства и развития».

    Преданность? Привязанность? «привязанность» Здесь брачные взаимоотношения рас­сматриваются как продолжающийся процесс, а не как контракт. Совершаемые усилия направлены на личное удовлетворение, а не только на взаимное. Первичные слова Я—Ты могут быть высказаны только целостным существом... Когда человек говорит Ты, он ни­чего не имеет в качестве своего объекта... Он обретает свой статус в отношениях.

    Общение Невербальное общение бывает весьма выразительным. В любом браке, к счастью или к несчастью, происхо­дит какое-то общение, вербальное или невербальное. Однако общение обусловлено многими компо­нентами. Повторяющиеся чувства если в достаточной мере отдавать себе отчет в том, какие чувства возникают внутри, тогда после нескольких повторов своего ощущения можно выразить суть дела с точки зрения того, что происходит. Риск Он заключается в том, что раскрытие самых глубоких чувств, которые только можно найти в своем «Я», почти неизбежно вызывает в ответ аналогичную откровенность. После такого общения остается огромный задел волнующих и впечатляющих открытий, на которые можно опираться, чтобы совершенствовать процесс взаимоотношений. Чем меньше скрытого оста­ется во взаимоотношениях (копание в прошлом не в счет), тем лучше подготовлена почва для изменения и развития.

    Отмирание социальных ролей Жизнь, выстроенная согласно ролевым ожи­даниям, представляется полностью не совместимой со вза­имоотношениями, которые к чему-то движутся, находятся в процессе развития. в тех брачных союзах, которые стремятся к тому, чтобы стать гармоничными и успешными, ролевые ожида­ния имеют все меньшее и меньшее значение, пока не исчезают практически пол­ностью.

    Становясь самостоятельной личностью когда каждому из партнеров удается в большей степени стать самостоятельной личностью, взаимоотношения становятся более гармоничными. стать самосто­ятельной личностью: Выявление собственного «Я»: он/она все время ста­рается приблизиться к своему внутреннему существу. Признание самого себя Человек приходит к признанию в качестве подлинной части самого себя всей этой изменчивой сложности — этой безумной мозаики своих особенностей. Он начинает владеть собой. Отбрасывание масок в этом процессе он и она отказываются от фасадов, брони самозащиты и при­творства. Освоение ценностей ценность или значение всего, переживаемого вами на опыте, определяются не тем, что говорит ваш партнер, не суждениями ваших родителей, но одним лишь «ощу­щением», возникающим на самых глубоких уровнях вашего существа. Развитие обоих партнеров усилия, направленные на пробуждение под­линного собственного «Я», настолько себя оправдывают, что почти неизбежно вы будете уговаривать и поощрять своего партнера последовать вашему примеру и радоваться каждому сделанному им шагу.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта