Главная страница
Навигация по странице:

  • Общение

  • 48.Понятие об открытом браке. Принципы открытого брака.

  • 49.Феномен материнства: психологический анализ.

  • 50.Психология мужчин и женщин с точки зрения К. Хорни (К. Хорни «Недоверие между полами»). Психология женщин с точки зрения К. Хорни

  • Психология мужчин с точки зрения К. Хорни

  • 51.Истоки различий психологии мужчин и женщин в теории К. Юнга (К. Юнг «Анима и Анимус»).

  • 52.А. Адлер: различия психологии мужчин и женщин (А. Адлер «Мужское и женское начало»).

  • 53.Факторы возникновения симпатии в паре.

  • 54.Теории выбора брачного партнера.

  • шпоры психология семьи. 1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи


    Скачать 245.64 Kb.
    Название1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи
    Анкоршпоры психология семьи
    Дата17.09.2021
    Размер245.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры психология семьи.docx
    ТипДокументы
    #233330
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    47. Концепция брака К. Роджерса

    Основное в учении Рождерса - это роль и значение межличностных отношений, как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я.

    Семья - одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях: 1) постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом -партнерство рассматривается как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера;
    2) выражение чувств - речь идет о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера;
    3) неприятие специфических ролей - Роджерс учит супружескую пару "жить по собстенному выбору, а не формироваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят нам навязать;
    4) способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера -основана на способности понять и принять себя и своего партнера такими, каковы вы есть на самом деле.

    Роджерсовские представления о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, непринятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из этих элементов он описывает как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отношения.

    1. Посвящение соглашения. Каждый из партнеров по браку должен рассматривать «партнерство как продолжающийся процесс, а не как контракт. Осуществляемая работа осуществляется ради своего удовлетворения, так же как и ради удовлетворения другого». Отношения – это работа; это работа ради отдельных, равно как и ради общих целей.

    2. Общение – выражение чувств. К. Роджерс настаивает на полном открытом общении.

    3. Непринятие ролей. Многочисленные проблемы развиваются из попыток удовлетворять ожиданиям других, вместо того, чтобы определить свои собственные. «Мы будем жить по своему собственному выбору с наибольшим организмическим чувствованием, на какое мы способны». Роджерс указывает, что многие папы испытывают огромное напряжение, пытаясь жить в соответствии с частичным и амбивалентным принятием образов, которые их родители и общество в целом им навязывают.

    4. Становление собой. Это глубокая попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Это наиболее вызывающее из предприятий, решение снимать маски так скоро и так часто, как они проявляются.
    48.Понятие об открытом браке. Принципы открытого брака.

    Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу.

    Принципы открытого брака': • строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

    • относиться с уважением к личной жизни партнера; • открытость общения: свободно, открыто выражать чувства («Скажи, что видишь и чувствуешь, но без критики»); • подвижность и гибкость ролевого общения;

    • открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

    • равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;

    • аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;

    • доверие: сочетание «статистического» доверия с «динамическим» доверием.

    Этот брак является исторически новым феноменом, т. к. для традиционных представлений он фактически

    узаконивает право на измену. Достаточно часто брачно-семейные отношения сотрясаются фактами измены супругов. Открытый брак возник как отказ от поведения предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали шпионить, ревновать. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на чувстве долга, то он, по сути, себя исчерпал, кроме того, в форме открытого брака они видят возможность протестовать против запретов церкви на разводы. Возникновение открытого брака также связывают с движением за обогащение брачно-семейных отношений, которое реализуется через отсутствие невротических срывов в браке, постоянное обновление человека в брачно-семейных отношениях и возможность личностного роста партнеров, обновление семьи в целом.
    49.Феномен материнства: психологический анализ.

    Материнство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть — нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции матери полностью осознаются. Часть из них представлена в форме поверий, примет, суеверий и т. п. Все вместе это может быть охарактеризовано как конкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. В современной психологии личности и психотерапии материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ролью, как стадия личностной и половой идентификации. Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в детской психологии, как отечественной, так и зарубежной. Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка — как субъекта познавательной активности, общения, самосознания. Материнство, как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. Все исследования родительского, и в частности материнского, отношения эмоционального благополучия ребенка говорят о том, что эмоциональное отношение матери, формы его проявления, способы оказания поддержки и т. п. сильно различаются у разных матерей. Все это заставляет предположить, что материнство не является полностью обеспеченной врожденными механизмами. Акцент на материнском инстинкте как наиболее значительной составляющей психологической готовности к материнству вызывает сомнение.
    50.Психология мужчин и женщин с точки зрения К. Хорни (К. Хорни «Недоверие между полами»).

    Психология женщин с точки зрения К. Хорни Маленькая девочка, пережившая тяжелое разочарование в отце, преобразует врожденное инстинктивное желание получать от мужчины в мстительное желание отбирать у него силой. Так закла­дывается фундамент для развития последующей установки, в соответствии с которой она уже не только отречется от ма­теринских инстинктов, но и будет испытывать лишь одно влечение: навредить мужчине, эксплуатировать его и высо­сать все соки. Она превращается в вампира. Реактивное обра­зование, принявшее вид исключительной скромности, за­маскирует вытесненное влечение к власти. В таком случае мы получим тип женщины, стесняющейся что-либо требо­вать или получать от своего мужа. Однако такая женщина из-за возвращения вытесненного будет реагировать депрес­сией на неосуществление своих невыраженных и зачастую даже несформулированных желаний.

    Очень часто вытеснение агрессии против мужчи­ны отнимает всю жизненную энергию женщины. Она чув­ствует себя беспомощной перед жизнью. Она возлагает всю ответственность за свою беспомощность на мужчину, лишая и его возможности нормального существования. Перед нами тип женщины, которая под маской беспомощности и инфан­тильности доминирует над своим партнером.

    Психология мужчин с точки зрения К. Хорни Мужчины на сознатель­ном уровне позитивно относятся к женщинам и высоко их ценят, тем не менее в глубине души питают тайное недове­рие к ним; и это недоверие восходит к чувствам к ма­тери, которые они испытывали в годы своего становления.

    Страх мужчины перед женщиной глубоко укоренен в сексуальности, о чем свидетельствует тот простой факт, что мужчина боится толь­ко сексуально привлекательных женщин, которых как бы страстно он ни желал, пытается держать в повиновении. Даже женоненавистник внешне готов уважать женщину как мать и при определенных условиях чтить материнство в связи с куль­том Девы.

    Мужчины всегда будут благосклонны к материнству как выражению определенных духовных качеств женщины: самоотверженной матери-кормилицы, ибо это идеальное воплощение женщины, которая могла бы исполнить все ожидания и желания мужчины.

    Незначительная роль мужчины в сотворе­нии новой жизни становится для него огромным стимулом создать со своей стороны что-нибудь новое. И он создал ценности, которыми вправе гордиться.

    Сохраняется явный осадок обиды мужчин на женщин. Эта обида выражается, также и в наши дни, в порожденных недоверием оборонительных маневрах мужчин, направленных против угрозы вторжения женщин в их владения; отсюда и их тенденция обесценивать беременность и роды и превозносить мужскую генитальность.

    Страх мужчины перед женщиной направлен против нее как сексуального существа. Наиболее отчет­ливо один из аспектов этого страха проявляется у мужчин племени арунта. Они верят, что женщина способна магичес­ки воздействовать на мужские гениталии.
    51.Истоки различий психологии мужчин и женщин в теории К. Юнга (К. Юнг «Анима и Анимус»).

    Охваченной анимусом женщине всегда грозит опас­ность потерять свою женственность, свою хорошо при­лаженную женскую персону, точно так же как мужчина в подобных обстоятельствах рискует феминизироваться. Такие психические изменения пола зиждутся исключи­тельно на том, что функция, относящаяся к внутренне­му миру, оборачивается наружу. Причина этой перевер­нутости – конечно, недостаточное или вовсе отсут­ствующее признание внутреннего мира, автономно про­тивостоящего внешнему и предъявляющего столь же серьезные требования в отношении адаптации, как и внешний мир. В бессознательном мужчины существует уна­следованный коллективный образ женщины, с помо­щью которого он постигает природу женщины. Этот унаследованный образ важный источник женственности души.

    Персона, идеальный образ мужчины, каким он дол­жен быть, компенсируется внутри женской слабостью, и как внешне индивидуум играет роль сильного мужчи­ны, так внутри он становится бабой, анимой, ибо именно анима противостоит персоне. То, что относится к персоне и вообще ко всем авто­номным комплексам, относится и к аниме – она тоже личность и по этой причине с такой легкостью может быть проецирована на женщину, т. е., покуда она бес­сознательна, она проецируется всегда, ибо все бессозна­тельное проецируется.

    Анима в форме материнского imago переносится на женщину – с тем результатом, что, едва женившись, мужчина становится ребячливым, сентиментальным, зависимым, послушным, а в против­ном случае – вспыльчивым, деспотичным и обидчи­вым, постоянно раздумывающим о престиже своей пре­восходной мужественности.

    Мнения анимуса очень часто имеют характер солидных убежде­ний, поколебать которые нелегко, или принципов, ко­торые якобы неприкосновенно общеобязательны.
    52.А. Адлер: различия психологии мужчин и женщин (А. Адлер «Мужское и женское начало»).

    Мужчинам – гарантируются опре­деленные преимущества, и результатом этого является их господство над женщинами в разделении труда. В настоящее время имеет место постоян­ное стремление мужчин к господству над женщинами. Ре­бенок быстро признает важную роль, которую играет его отец. С любой точки зрения отец кажется ему сильным и могу­щественным. Со дня своего рождения он вос­принимается с гораздо большим энтузиазмом, чем дочь, так как родители зачастую предпочитают детей мужского пола. На каждом шагу мальчик ощущает, что, будучи сы­ном и наследником, он имеет большие привилегии и бо­лее серьезное значение в обществе. По мере того как мальчик подрастает, мужественность превращается в его важную обязанность. Его честолюбие, его стремление к власти и главенству бесспорно связаны с обязанностью быть мужественным и отождествляются с ней. Для многих мальчиков, желающих власти, недостаточно просто знать о своей мужественности; они должны дока­зать, что они мужчины, и поэтому должны иметь приви­легии. Идет постоянная битва за личное превосходство, поскольку стремление к преобладанию счи­тается “мужской” добродетелью.

    концепция неполноценности женщины настолько распро­странена, что затрагивает все расы. Зачастую женщины считались источником всяческого зла. Легенды и сказки всех веков повествуют о моральной неполноценности женщин, их злобе и двуличии, их коварстве и непостоянстве. Пренебреже­ние женщинами и их работой повсеместно демонстрирует тот факт, что женщинам зачастую платят меньше, чем муж­чинам, даже в тех случаях, когда их работа имеет одинако­вую стоимость. Девочкам каждый день объясняют, что они менее спо­собны, нежели мальчики, и могут заниматься лишь самой простой работой. Неудивительно, что рано или поздно их удается убедить, будто женщинам уготована горькая судь­ба и этого ничем не исправить, и даже заставить поверить в собственную неполноценность. с того момента, когда девочки появляются на свет, им постоянно внушают пред­рассудки, всецело рассчитанные на то, чтобы лишить их веры в ценность собственной личности, подорвать их уве­ренность в себе и уничтожить их надежду когда-либо сде­лать что-нибудь достойное. Если этот предрассудок посто­янно подкрепляется, если девочки вновь и вновь видят, как женщин обрекают на подчиненные роли, нетрудно понять, почему они теряют решительность, оказываются не в силах принять на себя свои обязанности и самоуст­раняются от разрешения жизненных проблем. Черты женского характера, которые якобы служат до­казательством утверждения о неполноценности женщин, при тщательном рассмотрении оказываются не более чем проявлениями заторможенного психического развития.

    Предрассудки могут в зна­чительной степени не позволить детям правильно понять жизнь. Чем меньше склонны женщины играть роль послушной самки и чем больше стремятся мужчины сохранить свое привилегированное положение, тем ожес­точеннее становится этот конфликт. Недоверие между полами, приобретшее всеобъемлющий характер, не позволяет людям быть откровенными друг с другом, и вследствие этого страдает все человечество. счастье человечества в целом зависит от создания условий, в которых женщины смогут примириться со своей женской ролью, а мужчины в отношениях с ними достиг­нут счастья и спокойствия. Из всех установлении, разработанных для улучше­ния взаимоотношений между полами, наиболее важным является совместное обучение мальчиков и девочек. Совместное обучение пред­ставляет собой тренировку и приготовление к сотрудни­честву в будущем между людьми различного пола при совместном выполнении различных задач. В результате оба пола барахтаются в навозной куче борьбы за престиж, и каждый пол пытается играть роль, для которой он не приспособлен.
    53.Факторы возникновения симпатии в паре.

    • Степень сходства между партнерами. • Особенности их взаимодействия друг с другом.

    • Ситуация, в которой происходит общение. • Свойства самого субъекта аттракции.

    • Культурный контекст. • Временная детерминанта развития отношений

    Для этого периода характерна идеализация партнера: в партнере видят источник своего личностного роста, его образ прекрасен, он окрыляет, вдохновляет. Положительные, принимающие эмоции видят достоинства вещей через увеличительное стекло, а недостатки — через уменьшительное. Молодые люди начинают стремиться к более близкому общению, которое, конечно, не всегда безоблачно. Очень большое влияние на аттракцию оказывают

    самораскрытие, взаимное доверие, удачливость другого человека, сходство установок. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры. Также возникновению и укреплению симпатии

    способствуют, по Л.Я. Гозману, такие факторы как пространственная близость, частота контактов, соответствующая ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество, не переходящее в соперничество, положительные подкрепления.

    Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым - внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия - это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.

    Еще одной особенностью объекта, влияющей на симпатию к нему, является характеристика, не столько в действительности присущая человеку, сколько приписываемая ему, — это его удачливость, т. е., представление о том, что даже в ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других. Обладание такими «свойствами» нередко повышает симпатию к человеку. На симпатию влияют и некоторые особенности вербального и невербального поведения объекта. Так, большей популярностью пользуются люди, предпочитающие смотреть в глаза собеседнику, резко повышает привлекательность человека улыбка, влияют на симпатию и ряд индивидуальных характеристик объекта, таких, как тембр голоса, конституциональный тип и т. д. Значимой для симпатии является и склонность человека к самораскрытию
    54.Теории выбора брачного партнера.

    Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности. Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине.

    Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

    Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на протяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов.

    Теория «стимул — ценность — роль» основывается на двух важных посылках:
    1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

    2) брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

    В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:

    1. установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);

    2. самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

    3. формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);

    4) реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

    Общим для перечисленных теорий является то, что все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая неподходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и женщин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта