Главная страница
Навигация по странице:

  • Выбор партнёра

  • Психолог осн брака

  • 29.Методологические основания системного подхода к семье. Особенности семьи как системы.

  • 30.Теория семейных систем М. Боуэна: методологические основания. Понятие о семье как об эмоциональной системе

  • 31.Понятие о дифференциации Я.Уровни дифференциации Я.

  • 32.Дифференциация межличностных отношений в семье. Триангуляция в семейной системе.

  • 33.Симптомы недифференцированности супружеских отношений

  • Супружеский конфликт

  • шпоры психология семьи. 1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи


    Скачать 245.64 Kb.
    Название1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи
    Анкоршпоры психология семьи
    Дата17.09.2021
    Размер245.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлашпоры психология семьи.docx
    ТипДокументы
    #233330
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    28.Концепция брака в теории К. Юнга (К. Юнг «Брак как психологическое отношение»)

    Рассматриваемый как психологическое взаимоотношение, брак представляет собой чрезвычайно сложную структуру, образован­ную целым рядом субъективных и объективных факторов — большей частью — весьма разнородной природы. Это сознательное взаимоотношение, ибо не существует такой вещи как психологическое взаимоот­ношение между двумя людьми, находящимися в состоянии бес­сознательности.

    Выбор партнёра Именно прочность связи с родителями бессознательно влияет на выбор мужа или жены, — либо положительно, либо отрицательно. Когда брак не устраивается под влиянием благоразумия, рас­чета или так называемой любящей заботы родителей и когда древние инстинкты детей не загублены неправильным воспита­нием или скрытым воздействием скопившихся и оставленных без внимания родительских комплексов, брачный выбор обычно следует бессознательным мотивировкам инстинкта.

    Психолог осн брака Путей, ведущих к сознательному пониманию (realization), мно­го, но все они подчиняются определенным законам. Обычно изменение начинается с наступлением второй половины жизни. Человек вдыхает собственную жизнь в свои создания; пока они, наконец, не начинают жить сами по себе. Середина жизни — время наибольшего раскрытия, когда человек еще отдает своему делу все силы и способности. Делаются попытки оты­скать свои истинные мотивации и, в этом отношении, совер­шаются подлинные открытия. Критическое рассматривание са­мого себя и своей судьбы дает ему возможность распознать собственное своеобразие.

    Сознание еще проталкивается вперед, повинуясь, так сказать, собственной инерции, а бессознательное отстает. Таким путем создается критическая атмосфера, необходимое вступление к сознательному пониманию. Даже наилучший брак не в состоянии стереть индивидуальные различия до такой степени, чтобы душевное состояние супругов было абсолютно идентичным. В большинстве случаев один из них адаптируется к браку значительно быстрее другого.

    женщина, духовно, пол­ностью умещается в своем муже, а мужчина, эмоционально, полностью помещается в своей жене. Пожалуй, можно было бы охарактеризовать это как проблему «содержимого» («contained») и «содержащего» («container»). Чём крепче «содержимый» держится за партнера, тем больше «содержащий» чувствует себя исклю­ченным из взаимоотношения. «Содержимый» протискивается во взаимоотношение благодаря своей верности (clinging), и чем сильнее он пробивается и него, тем меньше способен ответить на это «содержащий».

    переход из первой половины жизни во вторую представляет собой переход от состояния, в котором человек является лишь орудием инстинктивной природы, к другому состоянию, где он больше не является чьим-то орудием, но становится самим собой: происходит преобразование природы в культуру, инстинкта — в дух.

    Особая гармония, характеризующая брак на протяжении первой половины жизни (при условии успешного приспособления Суп­ругов друг к другу), основывается в значительной степени на проекции определенных архетипических образов, как это ясно показывает критическая фаза брака.
    29.Методологические основания системного подхода к семье. Особенности семьи как системы.

    Мюррей Боуэн является крупнейшим теоретиком системного подхода к семье. Он стремился создать естественнонаучную теорию человеческого поведения, которая была бы применима к любому человеку любой культуры, независимо от конкретных исторических, социально-экономических условий. Будучи биологом по первому образованию и психоаналитиком по психологической подготовке, он разрабатывал теорию поведения человека в семье с учетом эволюционной теории Ч. Дарвина и фрейдовского учения о бессознательном.

    По мнению М. Боуэна, человек принадлежит к миру живой природы. Его поведением, как и реакциями других живых организмов, управляет эмоциональная система. Она является врожденной, инстинктивной, бес­сознательной, автоматически направляющей активность человека. Эмо­циональные расстройства имеют в своей основе нарушения в функционировании эмоциональной системы. Тревога, переживаемая человеком, яв­ляется признаком эмоционального неблагополучия. Человек имеет готовые механизмы справляться с тревогой. Если она относительно неве­лика, то человеческий организм функционирует нормально. Если тревога возрастает, или в течение некоторого времени сохраняет свою интенсив­ность, хронифицируется, то возникают симптомы соматического, эмоционального или поведенческого характера. Есть люди, предрасположенные к стрессу, они не могут справляться с эмоциональными переживаниями в силу слабой интеграции своего «Я», что определяется уровнем дифференциации личности.

    Семья является естественной системой, в которой эмоциональные связи между супругами, детьми, родителями и детьми являются определяющими. Семейное благополучие или неблагополучие определяется уровнем дифференциации личности и межличностных отношений в семье.

    «Система – это комплексов объектов, а также взаимоотношения между объектами и их атрибутами (определениями). Объекты являются составными частями системы, атрибуты - свойства частей, а отношения связывают систему воедино». Семейная система динамична. Это означает, что влияние одного предмета на другой или отношение одного предмета к другому оказывает воздействие на все его части. Все предметы и отношения влияют друг на друга и испытывают на себе воздействие. Поэтому мы можем понять части систем только как функции системы.

    Системный подход содержит парадокс. В системной психотерапии это означает, что мы лучше сможем понять пациента, рассматривая не только его интропсихические особенности и проблемы (высокая реактивность, мнительность), но и, рассматривая его в контексте тех социальных связей, составной частью которых он является.

    Таким образом рассмотрение семьи как системы требует учитывать состав семьи, и взаимоотношения которые существуют между ее членами, т.е. системный подход к семье рассматривает каждую семью с точки зрения ее структуры, с точки зрения того как организуется выполнение ее функций. Семья как система обладает целым рядом свойств. Во-первых, семья – это нечто большее, чем просто сумма составляющих ее частей. Внутри семьи существует огромное количество взаимосвязей. Это означает, что если вы хотите улучшить семейную атмосферу, вам надо изменить отношения и поведение всех домочадцев.
    30.Теория семейных систем М. Боуэна: методологические основания. Понятие о семье как об эмоциональной системе Субъективная природа науки о человеческом поведении создает препятствия для признания ее места среди естественных наук. Но, не смотря ни на что, существуют исследователи, верящие, что научное изучение человеческого поведения возможно. Теория Семейных Систем Боуэна - это результат именно такого подхода. Боуэновская теория - это результат попытки применить научный подход к изучению человеческого поведения, сфокусированный на связи человека со всем живым. Боуэн пытался увидеть системные процессы, которые управляют эмоциональным поведением человека. Большая часть человеческого поведения является автоматической и не подвластна контролю со стороны индивидуума. Что ещё важней, результаты этих экспериментов связывает развитие человеческой семьи в эволюционный процесс и располагает человеческий мозг в одном ряду со всеми его эволюционными предшественниками. Характерный для в биологии взгляд на человеческую семью, схож с Боуэновской теорией, предполагающей базовую общность всех живых существ.

    Семья - это одно из проявлений человеческой руководящей системы в действии, семья является также частью природной системы.Пока у человечества есть способность изучать и понимать собственную деятельность, остается возможность, что он сможет это сделать. Наибольшей преградой является стремление каждого человека исключить себя из сети взаимосвязанности и автоматических реакций, которые и формируют "танец жизни". Человек субъективно определяет себя как отличающегося от всех других живых форм. В вызове, брошенном теорией систем, содержится призыв к пониманию на эмоциональном уровне собственной связанности с семьей, обществом, природой и планетой. Эмоциональная система включает в себя все автоматические или инстинктивные функции, которые являются автоматическими реакциями индивида на любые аспекты среды.

    Теория была создана между 1963 и 1967 годами и включала в себя шесть концепций: Концепция о дифференциации Я ; Концепция о триангуляции;Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи ;Концепция о проективных процессах в семье ;Концепция о многопоколенной передаче; Концепция об эмоциональном разрыве; В 1975 Боуэн добавил к своей теории две новые концепции: Концепция о позиции сиблингов; Концепция о социальной регрессии.

    Теория Боуэна содержит две основные переменные: уровень тревоги (или эмоционального напряжения) и степень дифференциации Я. Все организмы способны адаптироваться к сильной тревоге, справиться с короткими приступами тревоги. Но когда тревожность возрастает и становится хронической, в этот период в организме возрастает напряжение (внутри себя или в системе отношений). Напряжение приводит к появлению симптомов или дисфункций (физической, эмоциональной или социальной). Существует феномен заражения тревожностью - тревога может быстро распространяться в семье или в обществе. Любой человек в разное время может иметь разный уровень хронической тревоги. И выглядеть нормальным при одном уровне тревожности и ненормальным при другом, более высоком уровне.
    31.Понятие о дифференциации Я.Уровни дифференциации Я.

    Во всех видах семей (от самых нарушенных до великолепно функционирующих) существует слияние между чувствами и интеллектом. Различия будут лищь в способах и степени, в которой они слиты или дифференцированы друг от друга. Это и есть - концепция дифференциации Я. Боуэн утверждает, что "чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от проблем всех видов. По степени дифференциации Я люди образуют континуум. "

    Далее Боуэн полагает, что "все эмоциональные расстройства - часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого. Боуэн обнаружил: жизнь индивидума в гораздо большей степени регулируется эмоциональной системой чем мы признаем. Степень дифференцированности человека будет определяться сообразно тому в какой степени он в состоянии различать процессы связанные с чувствами и интеллектуальные процессы. Чем меньше уровень дифференциации Я у человека тем менее он способен делать такие различения. Боуэн полагал, что всех людей в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием можно расположить на одном континууме.

    Ещё одна важная составляющая дифференциации Я - Уровень Целостного Я и Псевдо -Я в человеке.

    Структура Псевдо-Я -формируется для приспособления к окружающей среде и состоит из множества убеждений, установок, и.т.д., разделяемых потому, что их разделяет и считает правильными та группа, с которой идентифицирует себя человек. Она создается и модифицируется под влиянием эмоционального давления, существующего в любом эмоциональном союзе, будь то семья или общество. Целостное Я - не участвует в феномене слияния, состоит из четко определенных убеждений, мнений, установок и жизненных принципов. Когда человек делает выбор, он становится ответственным за себя и за последствия своих поступков. Именно на уровне Псевдо-Я люди дают, получают, одалживают, торгуются и обмениваются своими Я. В браке два Псевдо-Я сливаются в МЫ, где один становится носителем инициативы и ответственным за принятие решений. Этот одни получает Псевдо - Я в той степени, в которой теряет другой его теряет. В зависимости от расположения на континууме, Боуэн разделил всех людей на четыре группы:

    Слияние: Недифференцированная эго масса семьи (или общества);Не отличают чувства от фактов; Полностью ориентированы на отношения; Вся энергия уходит на поиски любви, одобрения, поддержание отношений в гармонии; На жизненные цели энергии нет;

    - умеренная дифференциация Я: Начало дифференциации эмоциональной и интеллектуальной систем; Псевдо-Я превалирует; Жизнь подчинена эмоциональной системе, но жизненные стили более гибки; Если тревога низкая, функционируют как при высокой дифференциации Я, если высокая - как при слабой; Ориентированы на отношения. Большая часть энергии уходит на поиск любви и одобрения; Чувства выражаются более открыто, чем на первом уровне.

    хороший уровень дифференциации Я: Интеллектуальная и эмоциональная системы дифференцированы достаточно для того, чтобы работать бок о бок, в сотрудничестве, как команда;

    Интеллектуальная система достаточно автономна. Когда тревога возрастает - она не теряет автономности и не подчиняется эмоциональной системе; Хороший уровень развития Целостного – Я; Свобода повышается. Эти люди больше не пленники чувственно-эмоционального мира; Их эмоциональная жизнь удовлетворяет, гораздо больше.

    уровень дифференциации Я: скорее гипотетический, чем реальный.
    32.Дифференциация межличностных отношений в семье. Триангуляция в семейной системе.

    Комплексный показатель, учитывающий как реальное распределение ролей в семье, так и отношение к нему супругов, получил в литературе название поло-ролевой дифференциации. Поло-ролевая дифференциация (ПРД) в широком смысле определяется на основании следующих характеристик: 1) представления супругов о ролях мужчины и женщины (поло-ролевые установки); 2) представления супругов о распределении ролей в семье (частные полоролевые установки); 3) ролевое поведение супругов (реальное распределение ролей); 4) половая идентичность (феминность-маскулинность супругов). Спектр форм ПРД достаточно широк, но основными являются: традиционная, антитрадиционная и равноправная, каждая из которых характерна для соответствующего типа семьи. Традиционная ПРД присуща семьям, где обязанности супругов распределены строго в связи с их полом (для женщины —уход за домом и воспитание детей, для мужчины — материальное обеспечение семьи и поддержание контактов с внешним миром) и каждый из них считает такую ситуацию нормальной и единственно возможной. Антитрадиционная ПРД пока встречается довольно редко и характерна в основном для семей Швеции и Финляндии, где отпуск по уходу за ребенком может взять не только мать, но и отец. Равноправная форма отражает ситуацию, когда оба супруга одинаково включены в реализацию семейных ролей и обязанностей и когда каждый из них отвечает в основном за то, что больше соответствует его вкусам и возможностям.

    Диада может оставаться стабильной до тех пор, пока уровень тревоги низкий. Как только он повышается, в целях снижения тревоги, привлекается достаточно уязвимый третий, чтобы создать треугольник. Если напряжение в треугольнике слишком велико для троих, включаются другие люди, и все отношения организовываются в серию взаимосвязанных треугольников.

    Эмоциональный процесс между двумя людьми или группами имеет постоянную тенденцию вовлечения третьего. В этом - суть концепции треугольников. Однако если третья сторона сможет оставаться в активном контакте с каждой из двух других, находясь в то же время вне эмоционального поля их отношений, то эмоциональная интенсивность отношений первых двоих найдет автоматическое разрешение.

    Когда напряжение в семье достаточно велико, а возможности внутрисемейных треугольников исчерпаны, семейная система триангулирует людей извне, например - полицейских или социальных работников. Попытка выноса напряжения вовне считается успешной, если привлеченные люди вступают в конфликт с семейной системой, а она при этом становится спокойней.

    Когда в треугольнике среднее напряжение, две стороны чувствуют себя комфортно, а одна находится в конфликте. Такие паттерны воспроизводятся в треугольнике много раз, участники получают фиксированные роли и закрепленные отношения друг с другом. Важно отметить, что в вершинах треугольника могут быть не только отдельные личности, но и предметы, проблема, хобби, работа, группы людей и т. п.

    33.Симптомы недифференцированности супружеских отношений

    Симптомами недифференцированности межличностных отношений в семье являются: супружеские конфликты, нарушение деятельности одного и супругов, процесс семейной проекции.

    Супружеский конфликт Основной паттерн супружеских взаимоотношений проявляется в том, ч! супруги, предъявляя требования друг к другу, не могут уступить и ни одш из них не хочет занять адаптивную позицию. В таком случае отношения! паре разворачиваются по этапам. Этап 1. Период интенсивной эмоциональной близости, в течение которого супруги обмениваются большим количеством энергии. Наступает момент, когда супруги не могут больше находиться в слиянии. Тогда происходит эмоциональный взрыв - конфликт между супругами, свидетельствующий о настунлении следующего этапа.Этап 2. Непосредственно супружеский конфликт. Для периода конфликтов характерны частые ссоры, обиды. Затем частота и интенсивность контактов снижается, что обеспечивает эмоциональное дистанцирование зависимых супругов.Этап 3. Период примирения, с которого начинается эмоциональное сближение супругов и новый период эмоциональной близости.Затем цикл отношений повторяется вновь.

    Появление нарушений в деятельности одного из супругов связано с тем, что большое количество недифференцированной эмоциональности сконцентрировано в адаптивной позиции одного из партнеров. В его поведении постояннно обнаруживается стремление приспособиться к супругу (супруге), к его доминантной позиции. Псевдо-«Я» адаптивного партнера посгепенно поглощается псевдо-«Я» доминирующего, вынуждая последнего брать все больше ответственности за обоих. Тот из супругов, который длительное время находился в адаптивной позиции, постепенно утрачивает и потребность, и способность самостоятельно принимать решения, ощущая постоянную зависимость от своего супруга. И тогда, по мнению М. Боуэна, достаточно небольшого стресса, чтобы дать толчок к нарушению деятельности адаптивного партнера. Дисфункция может выражаться в эмоциональном расстройстве, болезни, пьянстве и т. п. Такие нарушения часто становятся хроническими и трудно устраняются.

    Суть процесса семейной проекции состоит в том, что родители с низ­кими уровнями дифференциации, межличностные отношения которых ха­рактеризуются симбиотичностью, действуя в своей семье как единое «мы», проецируют недостаток дифференциации на одного или нескольких детей. Такой паттерн поведения наносит ущерб ребенку - объекту семейной про­екции. М. Боуэн считает, что этот процесс универсален и в той или иной степени интенсивности присущ каждой семье. Общим признаком является особая эмоциональная вовлеченность матери в появление ребенка.

    Процесс семейной проекции начинается с тревоги матери, в основе ко­торой, по мнению М. Боуэна, лежит материнский инстинкт. Именно он по­буждает мать чрезмерно беспокоиться во время репродукции и раннего дет­ства. На тревогу матери ребенок отвечает беспокойством, которое мать не­верно трактует как проблему ребенка. Отец, как правило, сензитивен к тревоге матери. Родительская опека, внимание, забота приобретают чрез­мерный характер и не соответствуют потребностям ребенка. Так возникает паттерн инфантилизации ребенка. Он растет в ситуации усиленного кон­троля, гипертрофированного внимания и заботы, не приобретая самостоятельности, ответственности и автономии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта