Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему.

  • 5 семинар социология. 1. Социологический аспект исследования личности. Социологический аспект изучения личности раскрывается через


    Скачать 12.39 Kb.
    Название1. Социологический аспект исследования личности. Социологический аспект изучения личности раскрывается через
    Дата12.05.2022
    Размер12.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла5 семинар социология.docx
    ТипДокументы
    #524395

    1.Социологический аспект исследования личности.

    Социологический аспект изучения личности раскрывается через: 

    а) Анализ факторов и условий успешного самообразования и социализации;

    б) Механизм социальной мобильности;

    в) Анализ личностных изменений в процессе социальной мобильности;

    г) Анализ эгоизма личности как фактора развития личности;

    д) Влияние социального окружения на характер личности;

    е) Целеполагание в жизни личности;

    ж) Влияние социально-экономических, правовых  и других факторов на развитие личностных качеств.
    Социальный статус является основным объектом социологического анализа личности. Это обусловлено тем, что статус в целом подразумевает наличие определенных функций, а также соблюдение социальных норм, соответствие правам, выполнение всех обязанностей и полномочий, которые закреплены за человеком при достижении конкретного социального статуса.

    Социологический анализ личности происходит в своих особых условиях. В целом, в науке принято разграничивать некоторые понятия, среди которых «индивид», «индивидуальность» и «личность». Также отдельной категорией выделяют понятие «человек». Именно личность служит для выражения и характеристики всех социальных черт, которыми обладает человек, изначально являясь лишь продуктом биосоциальной природы. Социологию как науку человек личность интересует как выражение общественных отношений. Он обладает индивидуальными навыками, особенностями своего предписанного статуса. В процессе жизнедеятельность он начинает брать на себя все более сложные социальные роли, проходя два этапа социализации: первичную и вторичную. Таким образом, выходя из всех возможных рамок, личность становится устойчивым комплексом качеств и свойств, которые приобретаются под влиянием социально-культурных условий, а также условий, которые существуют в конкретных социальных группах.

    Социологический анализ личности проходит несколько основных этапов:

    1. Социологический анализ потребностей личности;

    2. Социологический анализ интересов личности, ее способностей (интеллектуальных, физических, духовных);

    3. Социологический анализ ценностей и совокупности ценностных представлений конкретной личности;

    4. Социологический анализ мотивов личности и дальнейшая социальная характеристика ее деятельности.

    Немаловажным предметом при произведении социологического анализа личности является ее социальный потенциал. Это понятие носил собирательный характер и включает в себя такие личностные характеристики, как творческие задатки, способности, умения и навыки, интересы и предрасположенность к определенному виду деятельности. По сути, благодаря своему социальному потенциалу человек приобретает ценность в социальной системе, что помогает ему достичь новых статусов и сохранять их. Также многие исследования направлены на измерение уровня способностей человека к выполнению стандартный социальных функций, а также их подготовленности к профессиональной, экономической, политической и культурной видам деятельности.
    2.Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему.

    Проблема социальной интеграции личности является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению. Согласно взглядам Т. Парсонса, социальная интеграция является органичной частью социализации. В социологии разработано множество теорий, которые отражают различные научные направления объяснения этого явления социальной реальности.

    Понятие «интеграция» пришло в социальные науки из естественных — физики, биологии и других, где под ней понимается состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое и процесс, ведущий к такому состоянию.

    В психологию, понятие интеграции введено Карлом Густавом Юнгом. Под интеграцией он понимал:

    а) осознание конфликта между фрагментами сознания; 

    б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости.

    Смысл интеграции заключается в том, что та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась. То есть, интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).

    В современной социологической литературе понятию социальной интеграции, как отмечают З. Т. Голенкова, Е. Д. Ихитханян, уделяется недостаточно внимания, и нет четкой определенности понятийного аппарата. Чаще всего социальная интеграция понимается как (от лат. integratio — соединение, восстановление) состояние и процесс объединения в единое целое, сосуществование ранее разрозненных частей и элементов системы вместе, на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, в том числе как процесс гармонизации отношений между различными социальными группами.

    пространство социальной интеграции способствует развитию коммуникативной культуры человека, предоставляет возможность для сознательного и бессознательного обучения необходимым, адекватным и продуктивным практикам социального взаимодействия, посредством освоенных ранее социальных ролей и формирует у индивида социальное поведение, ожидаемое обществом и обусловленное социальным статусом, то есть социальной позицией, связанной с определёнными правами и обязанностями и культурными нормами. В целом, социальная интеграция сводится, во-первых, к объединению людей на основе существования общих ценностей и взаимозависимости, а во-вторых, к возникновению межличностных связей, практик взаимодействия, взаимной адаптации между социальными группами и интегрированными индивидами. 

    Социализация определяется исследователями как процесс усвоения человеком определенной системы норм и ценностей, а также знаний, которые необходимы ему для того, чтобы быть полноценным членом социума. Поскольку это неоднородный процесс, то он включает в себя сразу несколько ключевых элементов. Это и воспитание, и образование, а также еще и совокупность достаточно стихийных воздействий, которые могут влиять на человека, на его процесс ассимиляции в социальные группы и в целом в общественную систему. Помимо этого, на процесс социализации влияют некоторые факторы, которые необходимо типологизировать следующим образом:

    Внутренние факторы;

    Внешние факторы.

    В качестве внутренних факторов социализации индивида мы выделим генетически заданные факторы, а также процесс самовоспитания. Что касается генетически заданных аспектов, то этом могут быть физиологические и интеллектуальные особенности индивида, а также его психические данные, которые могут как способствовать социализации, так и тормозить ее. Индивид может страдать некоторыми психическими заболеваниями и отклонениями, а также может попросту не быть полноценным в физическом плане (проблемы со зрением, слухом, речью, иные физические недостатки и увечья). Все это напрямую оказывает влияние на то, каким образом он будет адаптироваться к новым социальным и культурным условиям.

    Что касается внешних факторов, то их также можно разделить на две основные группы:

    1)Макросреда – вся общественная система, государство и его устройство, социальное положение индивида, нация и культура, вероисповедание. Все эти элементы неизменно оказывают влияние на человека и его жизнь, а также могут способствовать индивидуализации его процесса социализации, делают его уникальным;

    2)Микросреда – в нее входят разнообразные социальные группы, неформальные общности, семья и отдельные личности, которые также влияют на человека и его мышление, мировоззрение, ценностные ориентации.

    Процесс социализации включает в себя несколько фаз. Первая фаза – это социальная адаптация индивида. адаптация выражается в приспособлении индивида к новым социальным и экономическим условиям, а также к ролевым функциям и нормам, социальным группам и организациям, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Вторая фаза – это интериоризация индивида. он выражается в непрерывном процессе включения социальных норм и ценностей в повседневную человеческую жизнь.


    написать администратору сайта