Шпоры по социологии. 1. Социология как наука
Скачать 186.5 Kb.
|
12.Город как социально-территориальная общность Социально-территориальная общность(СТО) – это совокупность людей, обладающих единством отношений к определенной хозяйственно освоенной территории. Основная целевая функция СТО заключается в соц-ом воспроизводстве населения. СТО является составной частью общества, а также самостоятельными элементами. Соц-ое воспроизводство – деятельность соц-ых институтов: предоставление работы, политической деятельности, возможности духвной и семейной деятельности. Причины возникновения СТО-город: 1)социальные отношения; 2)экономические условия; 3)разделение труда по уровню образования; 4)политические условия(власть, упраление). Город эксплуатирует деревню – устанавливает неэквивалентный обмен на продукты питания; 5)идеологические условия; 6)экологические условия; Социально-профессиональная структура города и деревни разные: 1)город обеспечивает профессиональную работу; 2)разные уровни благосостояния; 3)жесткий соц-ый контроль в деревне; Город – территориально-концентрированная форма селения людей, занятых преимущественно индустриальным трудом. Характеристики города: разнообразие трудовой деятельности; развитая сфера культуры и образования; развитая соц-ая культура; специфический образ жизни; огромная концентрация промышленности; Большая концентрация транспорта; высокая плотность населения. Урбанизация – процесс роста городов, предопределяющий большую численность, плотность, гетерогенность населения, распространение городского образа жизни на все общество. | 15.Ролевые и статусные теории личности Личность должна иметь определенный набор качеств и занять определенный уровень (статус) в иерархической системе общества. Соц-ые статусы (позиции) – места индивида или групп в иерархически организованной структуре общества. Важнейшими показателями статуса личности выступают: уровень доходов, образование, объем властных полномочий, престижность профессии. Статусы делятся на достигнутые(это статус, который определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью или оказывается следствием удачи и везения) и предписанные(навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности – раса, пол, этническое происхождение). Человека характеризует не один, а несколько статусов (статусный набор): 1)главный или интегральный статус(обусловлен должностью или профессией); 2)социально-групповой статус(положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой соц-ой группы – расы, нации, пола); 3)личный статус(положение индивида в малой группе – семье, студенческой группе); Социальная роль – это ожидаемое поведение от человека, занимающего определенный статус. Т.е. социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус в соответствии с ожиданиями людей. Пять основных характеристик роли(Парсонс): способ получения, эмоциональность, масштаб, формализация, мотивация. | 18.Социальные регуляторы поведения личности Личность – это относительно устойчивая система социально-значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующиеся в процессе социализации и являющиеся продуктом индивидуального опыта и соц-го взаимодействия. Человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Социальный контроль – система соц-ой регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Две формы соц-го контроля: 1)внутренний (совесть); 2)внешний (совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения); Основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости: обычаи, нравственные нормы, институциональные нормы, законы. Одними из важнейших элементов социального регулирования являются санкции. Санкция – соц-ые последствия того или иного действия в рамках требований соц-ой системы. Они могут быть: моральными, юридическими, политическими, экологическими и тд., реализуемыми через деятельность конкретных соц-ых институтов. Смысл соц-ых санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. |
19.Культура как социальная реальность Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества. Предметом соц-го изучения культуры может быть: 1)вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятый во взаимодействии с другими общественными системами; 2)каждый из элементов культуры, взятый в соотношении с другими элементами или другими системами общества; Основные принципы изучения культуры: 1)Культура - качество духовной жизни общества, т.е. соотношение понятий общество и культура надо рассматривать не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества; 2)Культура связана с творческой деятельностью и является неотъемлемой характеристикой человеческого разума, свидетельствует о его преобразующей силе; 3)Культуру важно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей; 4)эстетический компонент культуры - специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сфере деятельности людей; | 22.Образование как социальный институт Социальные институты – это сложившаяся устойчивая форма связей, отношений и организаций, совместной деятельности людей в данном обществе, в которых реализуются различные общественные отношения. Социальный институт – совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию. – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование интересов. – это приспособительные устройства общества, созданные для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемые сводом соц-ых норм. Основные функции образования: передача знаний и навыков из поколения в поколение. Группы и организации в образовании: школы, колледжи, университеты, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей и тп.. Ценности образования: академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость. Роли в системе образования: преподаватель, студент, декан, профессор, директор, тренер. Нормы образования: выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей. | 25.Трудовые организации: соц-ая структура, виды, функции Труд – целесообразное, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Трудовая организация – это организованно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Трудовые организации часто называют трудовыми коллективами. Соц-ая организация – это разновидность общественного института и элемент соц-ой структуры общества. По непосредственному общению и численности трудовые коллективы разделяются на первичные (бригады, отделы, цеха, участки) и вторичные (большое предприятие, объединение). Трудовые организации можно различить по двум основаниям: 1)По форме собственности – государственная, кооперативная, акционерная, частная, иностранная; 2)По сферам деятельности – организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте тд.), и организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и тд.); Функции трудовых коллективов: производственно-экономическая, политическая, соц-ая, воспитательная (идеологическая). |
20.Социокультурная динамика (взгляды П.Сорокина, А.Моля) Основные закономерности в развитие культуры: 1)Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение; 2)Преемственность в развитии культуры (может быть временной – вертикальной, пространственной - горизонтальной, позитивной – продолжение той или иной культурной традиции, негативной – отрицание прежнего культурного опыта); 3)Неравномерность развития культуры выражается в двух аспектах: а)расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни; б)виды культуры развиваются неравномерно; 4)Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе; Сорокин: социокультурная динамика объясняет исторический процесс как движение типов культур, основанный на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности. Существует два противоположных культурных типа – умозрительный и чувственный. Это идеальные типы. Умозрительная культура характеризуется: 1)реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями, она вечна и неизменна; 2)потребности и цели людей в основе духовности (спасение души); 3)для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. Чувственная культура: 1)реальность материальна, доступна чувствам, она переменна, постоянно изменяется; 2)потребности и цели людей чисто плотские; А.Моль: культурная динамика открывает изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве. Основные изменения культуры – открытие и изображение. Открытие снабжает человека новыми знаниями, которые сходны с известными и порождают новые элементы. | 23.Наука как социальный институт Социальные институты – это сложившаяся устойчивая форма связей, отношений и организаций, совместной деятельности людей в данном обществе, в которых реализуются различные общественные отношения. Социальный институт – совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование интересов – это приспособительные устройства общества, созданные для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемые сводом соц-ых норм. Основные функции науки: освоение окружающей среды и поиск оптимальных путей преобразования ее для удовлетворения потребностей общества. Группы и организации в науке: научно-исследовательские институты, научные комитеты, лаборатории, международные организации. Ценности науки: объективность исследований, открытая публикация полученных данных. Роли в системе науки: ученый, исследователь, лаборант, техник, администратор. Нормы науки: применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные. | 26.Основные этапы становления и развития социологии Основоположник позитивизма О.Конт, реформируя систему общественного знания, предложил новую науку об обществе, названную «социология», развив на базе уже проверенных в естествознании методов. Сторонник эволюционного развития в социологии – Г.Спенсер приоритет отдается личности, но говорит, что государство – «необходимое зло». В понимании Э.Дюргейма соц-ия прослеживает две тенденции: натурализм (общество – часть природного мира) и соц-ый реализм (специфика общества). Основным моментом учения Э.Дюркгейма стало учение о соц-ой солидарности(личность и коллектив дополняют друг друга). В.Дильтей говорит, что общественные науки должны стремиться не к объяснению, как естественные, а к пониманию. Так зародилась «понимающая» социология. Задачи понимающей социологии М.Вебера: 1)выяснить, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось; 2)какие последствия имели их стремления для осмысленного поведения других людей. Главным выводом марксизма явилось утверждение, что общество – не порождение духа, оно материально и основа его – материальное производство. Выдающимся вкладом П.А.Сорокина в социологию является создание им соц-ой аналитики, соц-ой механики (процессы взаимодействия людей) и соц-ой генетики (рождение и развитие соц-ой жизни и ее институтов), практической социологии (куда он внес теорию стратификации и соц-ой мобильности). Социокультурная динамика П.Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности. |
21.Социальные коммуникации Любое социальное взаимодействие предполагает коммуникации. Коммуникация – процесс, с помощью которого люди передают друг другу информацию, идеи, мнения и душевные состояния. Коммуникации включают в себя процессы, с помощью которых человек посылает и принимает сообщения. Коммуникация позволяет установить “общность” друг с другом, объединяя “отправителя” и “получателя” сообщения. Коммуникации – неотъемлемый механизм, с помощью которых люди добиваются соц-ых целей. Коммуникация помогает людям координировать сложную групповую деятельность и является выражением общественной жизни. Существуют вербальная (с помощью слов) и невербалная (с помощью жестов, мимики) коммуникации. | 24.Труд как важнейшая форма соц-ой деятельности людей Социальное действие- действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них. Труд – целесообразное, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Труд – целенаправленная деятельность, предполагающая преобразование среды, изготовление продуктов для удовлетворения собственных потребностей. Труд включает в себя: 1)сам труд; 2)предмет, преобразуемый в процессе труда; 3)орудие, используемое в процессе трудовой деятельности (самый главный компонент); Совершенное орудие труда совершенствовало человека (рабочую силу). Орудие труда и трудовые силы – это производительные силы. По Марксу трудовой деятельности присущи опосредствующая, регулирующая и контролирующая функции, изменяющиеся по мере развития науки и техники. Организация труда – это формы и способы его осуществления. Содержание труда – это технико-функциональная сторона. | 27.Социальные отношения Социальное отношение - осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви. В этом случае поведение участников будет соотнесено по смыслу, поскольку один действующий индивид предполагает, что чувства, присущие ему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на это ожидание ориентирует свое поведение. В настоящее время ряд видных социологов (Г. Лассвелл, А. Кэплэн) считают, что основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д. Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. |
28.Теоритические предпосылки возникновения социологии Социология возникает в конце30-х – начале 40-х годов 19 века. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание ткачей во Франции, в Германии, революция 1848 года во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. О.Конт и другие “отцы – основатели соц-ии” – Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Социология рассматривалась ими в качестве познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методологической Основой реформизма, с их точки зрения, является “позитивный метод”. | 31.Политика как объект соц-го анализа Социология политики – специальная отрасль социологии, которая изучает взаимоотношения политической сферы с другими сферами общественной жизни, политических институтов, с другими политическими институтами. |