|
Шпоры по социологии. 1. Социология как наука
1.Социология как наука. 2.Функции соц-ии и ее место в системе общественных наук.
3.Основные парадигмы соц-ии.
4.Общество как объект социологического анализа.
5.Социальные институты
6.Социальные организации
7.Социальные общности и группы
8.Социальная структура общества.
9.Социальная стратификация.
10.Социальная мобильность. (П. Сорокин)
11.Миграция населения как социальный процесс.
12.Город как социально-территориальная общность.
13.Регион как социально-территориальная общность
14.Личность как социальная система.
15.Ролевые и статусные теории личности.
16.Социализация личности: ее факторы, осн-е возрастные этапы.
17.Образ жизни личности.
18.Социальные регуляторы поведения личности.
19.Культура как социальная реальность.
20.Социокультурная динамика (взгляды П.Сорокина, А.Моля).
21.Социальные коммуникации.
22.Образование как социальный институт.
23.Наука как социальный институт.
24.Труд как важнейшая форма соц-ой деятельности людей.
25.Трудовые организации: соц-ая структура, виды, функции.
26.Основные этапы становления и развития социологии
27.Социальные отношения.
28.Теоритические предпосылки возникновения социологии.
29.Конт основоположник социологии. Позитивизм.
30.Экономическая социология.
31.Политика как объект соц-го анализа.
32.Бюрократия как соц-ое явление. (Вебер)
33.Соц-ое управление: сущность, принципы, основные этапы.
34.Социальный конфликт (Дориндорф, Маркс).
35.Социально-демографические процессы.
36.Семья как соц-ый институт и соц-ая группа.
37.Общяя харак-стика соц-го исследования: стр-ра, фун-и, типы.
38.Методы и техника прикладных соц-ых исследований
39.Этносоциология.
40. Социология деревни. 40. Социология деревни.
Село — одно из древних названий поселений у славянских племен, исторически сложившиеся населенные пункты. В зависимости от места расположения, условий проживания, характера образования, численности, традиций, обычаев такие поселения могли именоваться по-разному. На северо-востоке страны их называли деревнями, на Дону и Кубани — станицами, в Украине и Белоруссии — селами. Более мелкие могли называться выселками, хуторами, починками, заимками. Понятием «деревня», заключает в себе специфический комплекс социально-экономических, производственно-бытовых и естественно-природных условий жизни, отличных и не похожих на условия жизни города.
При характеристике сельского образа жизни рассматриваются сферы занятости населения, технико-технологические и социально-экономические отношения, размеры поселений, быт, культура, духовность, интересы и потребности людей; формы общения, внутренние и внешние связи, коммуникации, местные обряды, обычаи, традиции, то, что именуют уровнем и стилем жизни. Динамика же изменений поселенческой структуры населения на планете такова: если в 1900 г. на селе проживало 86,4%, то, по данным ООН, к концу XX в. селяне составляют менее 50% населения земного шара.
|
38.Методы и техника прикладных соц-ых исследований
Прикладная социология – это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также соц-ых технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение и достижение реального соц-го эффекта.
Прикладные соц-ые исследования – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить достоверные данные об изученном явлении для их практического применения.
Главная причина обращения к социологическим исследованиям - это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления.
Методы: 1)Опрос (анкетирование, интервьюирование); 2)Наблюдение; 3)Анализ документа; 4)Социальный эксперимент.
Анкетирование – составленная анкета и растиражированная.
Интервьюирование – интервью (существует психологическое давление на интервьюированного).
Документы – архивные, дневники, кино, фотоматериалы.
Контент-анализ – изучение прессы.
| 3. Основные парадигмы соц-ии
Структурный функционализм (Т. Парсонс)
Основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902—1979). Он стремился обосновать центральную идею своего учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Парсонс исходит из того, что система не может функционировать и выжить, если не решены определенные основополагающие проблемы. Поэтому первой фазой анализа является выяснение, что это за проблемы. Парсонс выделяет четыре такие функциональных предпосылки, которые касаются любой системы, будь то семья, предприятие или национальное государство:
1) Система должна уметь приспособиться к внешней среде. Это адаптивная функция (адаптация).
2) Система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствие стремления к адаптации. Это целенаправленная функция (достижение цели).
3) Чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью. Это интегративная функция (интеграция).
4) Внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения членами системы «интериоризации» норм системы. Это функция сохранения порядка (сохранение существующего порядка, или латентность).
Эти четыре основные функции, соответствуют специальным институтам, составляющим подсистему общества. Такой подсистемой, имеющей целью приспособление общества к среде, является экономика. Экономика — та часть общественной структуры, которая поставляет и распределяет материальные продукты, необходимые членам общества. Достижением целей занимаются политические учреждения, которые выбирают целевые установки общества и побуждают членов общества работать на них.
| 3. Основные парадигмы соц-ии
Интеграцией занимаются институты, которые берут на себя социальный контроль и поддерживают общую культуру и набор символов, в то время как функцией поддержания порядка занимаются, наконец, социализирующие институты (семья, школа, религия), согласовывающие структуру личностных мотиваций с целями и ценностями общества. Это происходит, когда индивид в процессе социализации приобретает свою индивидуальность. Теории социального конфликта (Р. Дарендорф)
Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.
Обладающий властью или влиянием заинтересован в сохранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего положения. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на поддержание организации как таковой.
| 39.Этносоциология
Этносоциология изучает этническое через призму социального, а значит, рассматривает социальные проблемы этносов, происходящие в них социальные процессы и межэтнические отношения.
Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры, а также самосознанием.
Этнические общности называются также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.
Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.
Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку.
Несколько кланов, объединившись, составляют племя.
Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной орган-цией (вождь, племенной совет), общими церемониями.
Их численность доходит до десятков тысяч человек.
В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации.
Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.
| Нация – это многообразная, солидарная, организованная, полузакрытая, социально-культурная группа, состоящая из индивидов, которые 1)являются гражданами одного государства; 2)имеют общий или похожий язык и общую совокупность ценностей; 3)занимают общую территорию.
Этносоциология развивается в настоящее время по четырем основным направлениям: 1)всестороннее изучение жизни этносов в ее социально-экономическом, социально-политическом и духовном воплощении; 2)анализ современных внутриэтнических процессов; 3)исследование актуальных вопросов межэтнических отношений; 4)осмысление ошибок прошлых лет в области этнической политики.
|
| Шпоры к экзамену по социологии. Лектор- Альберт Опушевич. |
|
|