1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России. Становление теоретической юриспруденции
Скачать 0.58 Mb.
|
16.Плюрализм в понимании и определении государства. Определить общее понятие государства,которое бы отражало все признаки и свойства,характерные для всех его периодов в прошлом,настоящем и будущем невозможно. Государство обладает набором признаков. Они проявляются на всех этапах его развития.В своей совокупности они позволяют определить государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для исполнения законы, обладает суверенитетом. Понятие государства на разных исторических этапах его развития трактовалось по-разному. Аристотель-определял государство как сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон-государство-союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Коркунов-государство - общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми.Большинство мыслителей прошлого рассматривали государство с социологической точки зрения, но также предпринимались попытки дать ему и юридическое определение.Еллинек-государство-целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта,обладающее волей и являющееся носителем прав.Гегель-государство-порождение особых духовных начал человеческого бытия.Маркс,Энгельс-государство-аппарат угнетения одного класса другим. Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство-чрезвычайно сложное исторически меняющееся явление.Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества. С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Ци-церона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Стоит заметить, что он утверждал, что «государство есть общественный союз ϲʙᴏбодных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но ϶ᴛᴏ только один из признаков данного феномена. В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой данными людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,— повествовал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Рассматриваемое определение, верно отражающее некᴏᴛᴏᴩые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал ϶ᴛᴏ определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было» . Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». При этом «форма общежития», форма организации общества — тоже исключительно один из признаков, но не все государство. Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, повествовал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Почти нет таких задач, выполнение кᴏᴛᴏᴩых политический союз не брал бы в ϲʙᴏи руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о кᴏᴛᴏᴩой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, кᴏᴛᴏᴩые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, кᴏᴛᴏᴩые исторически предшествовали современному государству». Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Стоит заметить, что они считали, что ϶ᴛᴏ «та форма, в кᴏᴛᴏᴩой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют ϲʙᴏи общие интересы и в кᴏᴛᴏᴩой все гражданское общество данной эпохи находит ϲʙᴏе сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронта-ционное определение, согласно кᴏᴛᴏᴩому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некᴏᴛᴏᴩые изменения. Стоит заметить, что он повествовал: «Государство— ϶ᴛᴏ _ есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. При этом они применимы только к таким государствам, в кᴏᴛᴏᴩых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, данные определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка. Отметим тот факт - что в современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать ϲʙᴏи веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. По϶ᴛᴏму мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — ϶ᴛᴏ политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, ϲʙᴏбоды граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение демонстрирует общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Стоит заметить, что оно реализует жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. При всем этом государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и ϲʙᴏбоды граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. 17. Основополагающие признаки государства, отличающие его от догосударственной организации общества и от негосударственных организаций. 1)государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего населения, объединяемого им по признаку гражданства. 2)государство-единственный носитель суверенной власти; 3)государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права; 4)государство-сложный механизм управления обществом, социальными сферами, представляющий собой систему гос. органов и соответствующих материальных средств,необходимых для выполнения его задач и функций. 5)государство-единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;6)только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.7)тесная органическая связь государства и права,представляющим собой экономически и духовно обусловленное выражение государственной воли общества,государственный регулятор общественных отношений. 1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью); 3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство); 4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.); 5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения); 6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти); 7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство); 8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.); 9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну); 10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека; 11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. 18.Сущность государства: понятие, методологические подходы к ее выявлению и исследованию. Сущность государства-обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия.При рассмотрении сущности государства важно учитывать 2 аспекта:1)то, что любое государство-организация политической власти(формальная сторона);2)то, чьим интересам служит данная организация(содержательная сторона).Можно выделить 2 подходы к сущности государства:1)классовый-в рамках которого государство рассматривается как организация политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызвать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.2)общесоциальный-в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.Наряду с этими основными можно выделить религиозный,расовый,национальный и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные,расовые,национальные интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал. 19.Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ. Оно объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права. Это учение преувеличивает связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Длительное время в отечественной ТГП происхождение государства и права определялось в соответствии с взглядами Ф.Энгельса(Происхождение семьи, частной собственности и государства) и В.И.Ленина(лекция «О государстве»).Энгельс показал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности-на появление и развитие государства. Примерно в таком же духе В.И.Ленин в своей работе говорит о его происхождении.Но лекцию он читал в 1919 году, когда шла гражданская война. В этих конкретно-исторических условиях он делал упора на принудительные, насильные стороны государства. Он называл государство аппаратом для систематического применения насилия и подчинения людей насилию, подчеркивал, что государство-это машина для поддержания господства одного класса над другим, что первое государство-рабовладельческое-это аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управлять всеми рабами. Марксистская теория достаточно четко и конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами.Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, объединяет его содержание, игнорирует общесоциальное назначение государства, его регулятивные и арбитражные возможности. Марксистско-ленинское учение о государстве Марксистско-ленинское учение о государстве является классовой (материалистической) теорией происхождения государства. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (земледелие - скотоводство - ремесло; обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих. Государство по своему внутреннему содержанию - продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса для того, чтобы подавлять классовых противников. Господствующий в экономике класс овладевает государством как механизмом управления обществом и использует этот механизм в своих классовых интересах. В.И. Ленин "О государстве": "Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим". Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. Конструктивно-критический анализ марксистско-ленинского учения о государстве В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности. После победы революции, полагали Маркс, Энгельс и Ленин, право, как типичный продукт классового общества, будет постепенно отмирать. Этот прогноз по известным причинам не сбылся. История, реальные факты развития общества показали ошибки этого учения. Но столь же неверным был бы и поворот к другой крайности, к признанию этого учения изначально ложным, ошибочным во всех своих оценках. Можно, видимо, утверждать, что марксистско-ленинское учение о государстве и праве соответствовало реальным фактам на определенном этапе развития общества в определенных странах. Конкретнее, оно соответствовало фактам в период обострения противоречий между трудом и капиталом в странах Западной Европы и России (ориентировочно с середины XIX в. до 20-х - 30-х гг. XX в.). Для научной теории столь длительный период соответствия фактам и правильного их предвидения нужно признать крупной заслугой. А дальше, с 20-х - 30-х гг. XX в. учение марксизма-ленинизма перестало соответствовать фактам, его прогноз развития общества разошелся с практикой. Марксистская теория достаточно четко и конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами. Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, объединяет его содержание, игнорирует общесоциальное назначение государства, его регулятивные и арбитражные возможности. Марксистско-ленинская теория, как и многие другие теории, на определенном этапе внесла свой вклад в человеческую культуру, и должна была уступить место иным учениям, соответствующим новому этапу развития общества. В современных условиях дело не может сводиться только к критике марксизма. Речь должна идти о формировании новых научных воззрений, которые соответствовали бы реалиям сегодняшнего дня и позволяли бы компетентно заглянуть в будущее. 20.Типология государств в формационном подходе. Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Основные подходы к типологии государства: формационный; цивилизационный. Формационный подход к типологии государства Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя: тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство. Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества. Достоинства формационной типологии: продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. Недостатки формационной типологии: во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства. В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе. Формационный подход к типологии государства и права основывается на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. Каждой из них соответствует свой исторический тип государства. Так, рабовладельческой формации свойственны рабовладельческий тип государства и права, феодальной - феодальный и т.д. Формационный подход исходит из закономерностей развития государства и права как определенных политических реалий, сменяемых на определенной фазе развития общества в результате антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Когда последние становятся оковами в развитии первых, наступает социальная революция, разрешающая указанные противоречия. Вот как об этом пишет К. Маркс: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или, что является только юридическим выражением последних, с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Формационный подход характеризуется тем, что признает только революционный переход от одного типа государства к другому. В антагонистических типах государства он усматривает диктатуру соответствующего господствующего класса, а социальное назначение государства сводит к реализации классовых интересов. Причем эксплуататорское государство марксизм трактует как государство в собственном смысле слова, а социалистическое как полугосударство. Таким образом, формационный подход к государству и праву имеет четко выраженный классовый характер. Сердцевиной марксистского учения о социалистическом государстве, возникающем на обломках буржуазного, является концепция диктатуры пролетариата. |