1. Становление и развитие теоретической юриспруденции в России. Становление теоретической юриспруденции
Скачать 0.58 Mb.
|
11.Социальные регуляторы первобытного общества. Признаки первобытных обычаев. Уже на ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой зоологический индивидуализм и в процессе общения с себе подобными вырабатывать социальные регуляторы. ВИДЫ:1)табу;2)мифы, сказания, в которых закреплялись существующие регулятивные установления, предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения людей с учетом прошлого опыта;3)обычаи-исторически-сложившиеся, естественные правила поведения людей, которые благодаря их частому повторению вошли в привычку и коренятся в сознании людей. ПРИЗНАКИ: 1)меры,нормы,образцы для поведения людей; 2)они носят общий и неоднократный характер; 3)все они были мононормами,т.е выступали одновременно в качестве норм организации общественной жизни, н6орм первобытной морали и религиозных норм; 4)они соблюдались в силу авторитета и привычки, но в необходимых случаях они подкреплялись коллективным,общественным принуждением. Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами: 1) Базировалась на семейных отношениях. 2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления. В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями. 3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Религиозные функции выполнял жрец, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему. Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги». Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи. Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах. В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения (служили регулятором общественных отношений людей). Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени. Социальные нормы и право в первобытном обществе Причины возникновения социальных норм: экономические; психологические; политические; биологические; демографические; другие. Виды социальных норм: – обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку; – религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений; – нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле; – мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие; - табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару. Мононормы – единые специфические нормы. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию. Признаки первобытных обычаев: это социальные нормы; обеспечиваются мерами общественного воздействия; сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку; консервативны по своей природе. Отличие норм права от социальных норм первобытного общества: – источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство; – социальные нормы обеспечивались общественным убеждением всего рода племени, а нормы права – принудительной силой государства; – социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны; – социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах. Со временем, по мере роста сознания, у наших предков инстинкты постепенно стали трансформироваться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулирования поведения людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для решения общих задач. Социальные нормы создали положение, когда поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с наиболее общими принципами общественного бытия. Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе. Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари. Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение. Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали. Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках. Сакральные предписания Табу — это сакральное предписание, запрет на совершение чего-то. Существует точка зрения (фрейдистская концепция), согласно которой главари первобытного стада с помощью табу делали людей управляемыми и послушными. Это позволяло избавляться от негативного проявления природных человеческих инстинктов. По мнению отечественного этнографа Е.А. Крейновича, система табу имеет социальные корни. Так, у нивхов данная система представляет выражение борьбы различных человеческих групп за существование и базируется на двух видах противоречий: между старшими и младшими поколениями; между мужским и женским полом. Так, охотники каменного века, используя устрашающие запреты, лишали молодежь и женщин права употреблять в пищу самые лучшие части медвежьей туши и закрепили это право за собой. Несмотря на то что добычу, скорее всего, приносили молодые, сильные и ловкие охотники, право на лучшие доли все равно оставалось за стариками. Зарок — это своеобразный запрет или ограничение, которые человек добровольно накладывает на себя. Человек, на котором лежали обязательства по кровной мести, мог дать обещание не появляться в родном доме, пока не отомстит за убитого родича. В древнем обществе зарок являлся одним из способов борьбы человека за индивидуальность, ибо через него он показывал свой характер. Заклинания являлись магическими актами, с помощью которых человек стремился воздействовать на поведение другого человека в нужном направлении, — привязать к себе, оттолкнуть, пресечь злое поведение, колдовские действия. Проклятие — это эмоциональный призыв к сверхъестественным силам обрушить на голову врага всяческие страдания и несчастья. Агрокалендари — система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ. Итак, в первобытном обществе существовало много социальных норм, запретов. Е.А. Крейнович, который в 1926-1928 гг. работал на Сахалине и Амуре среди нивхов, отмечал, что «и хозяйственная, и общественная, и духовная жизнь нивхов чрезвычайно сложна. Жизнь каждого человека задолго до его рождения предопределена и расписана в массе традиций и норм». Русский путешественник и географ В. К. Арсеньев, изучавший жизнь удэгейцев, удивлялся тому, как много у них было запретительных правил. Б. Спенсер и Ф. Гиллен, исследователи первобытного образа жизни австралийцев, также отмечали, что «австралийцы по рукам и ногам связаны обычаем... Всякое нарушение обычая в рамках известных границ встречало безусловное и часто суровое наказание». Таким образом, в первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, многие из которых по общепринятым современным взглядам являются нецелесообразными. 12.Концепции происхождения государства. Причины их многообразия. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием регионов мира, идеологическими взглядами авторов. К наиболее известным относятся:1.Теологическая (божественная теория). Объясняет возникновение государства и права божественной волей. Представители-Ф.Аквинский, А.Августин.Эта теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. В тоже время она отстаивает идеи вечности государства, необходимости всеобщего подчинения гос.воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимость самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь.2.Естественно-правовая теория. Представители Гоббс, Локк, Гроций. До появления государства люди находились в естественном состоянии-свобода и равенство всех членов общества(Дж.Локк), война всех против всех(Т.Гоббс),всеобщее благоденствие(Ж.Ж.Руссо).В большинство концепций входит идея естественного права. Однако в процессе развития человечества права одних людей противоречат правам других, нарушается порядок, возникает насилие.Это происходит потому,что в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому,чтобы защитить человека, гарантировать себе нормальную жизнь,люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.3.Органическая теория. Представитель-Спенсер.Эта теория сравнивает государство с живым организмом, состоящим из клеток и имеющим волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства. Воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне – с руками и ногами, а движения и связи – с нервами.4.Патриархальная теория-государство возникает из разрастающейся семьи. Разрастание семьи приводит к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится главой государства-монархом. Его власть-продолжение власти отца и он является отцом всех подданных.Люди обязаны подчиняться гос.власти и ее законам.5.Теория насилия. Основоположник-Дюринг,Гумплович.Выделяют теорию внутреннего и внешнего насилия.Государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Возникновение государства и права также связано с завоеванием одним племенем другого.Для подавления порабощенного племени и создавался гос.аппарат,принимались нужные законы.Возникшие государства рассматривались как реализациязакономерности подчинения слабого сильному.6.Марксистская теория. Основоположники - Маркс, Энгельс, Ленин. Государство возникло как результат естественного развития первобытного общества,развития прежде всего экономики,которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.7. Психологическая теория.Основоположники-Тард,Петражицкий. Эта теория обращает внимание на роль и значение биологических и психологических факторов в возникновении государства и права. Психика людей – фактор, определяющий возникновение государства и права. Понятие и сущность права выводятся через правовые эмоции людей. Одни авторы утверждают, что государство существовало вечно, другие опираются на данные исторических и этнографических наук, дают все новые знания о причинах возникновения государства и права. Основным средством поддержания общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет. Нормы первобытного общества – это естественно сложившиеся правила поведения, отвечающие интересам всех членов первобытного общества, выполнение которых обеспечивается привычкой людей, а так же авторитетом и силой общества. Право складывалось путем перерастания обычаев в правовой обычай - обычное право, из которого формировались нормы права и форма права. Выделяют 2 пути возникновения государства: восточный (плавный переход первобытного общества в государство, форма правления абсолютная монархия, власть – деспотичный характер); западный (классовое разделение общества, интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов). Теории происхождения государства: (мнемоправило - Бог Отец Договорился до Насилия над Психикой Класса) теологическая (государство это божественное установление, воплощение божественной воли: вся власть от бога); патриархальная (государство возникает из разросшейся семьи); договорная (государство - результат взаимного договора людей); насилия (государство возникает в результате внешнего насилия - завоевание одного народа другим, и внутреннего насилия – экономического и политического господства одних членов над другими); психологическая (появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать); классовая (возникновение государства обусловлено экономическими причинами: разделение труда, появление прибавочного продукта и частной собственности, расколом общества на классы с противоположными экономическими интересами). Причины многообразия концепций происхождения государства Множественность теорий о происхождений государства и права основана на доминировании одного конкретного способа возникновения государства и права и объясняется: различными взглядами различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс; различными взглядами и суждениями представителей одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса возникновения и развития государства и права. Причины плюрализма в подходах: сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права и объективно существующие при этом трудности его адекватного восприятия; неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порой противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами; преднамеренное искажение процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных и иных соображений; в преднамеренном или непреднамеренном смешении процесса возникновения государства и права с другими сопутствующими процессами. 13.Теории происхождения права. Теологическая теория происхождения права Теологические взгляды на право – это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности. Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский. Согласно его учению, миром управляет божественный разум. Право создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя. Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего. Ф. Аквинский различал право и закон, который оценивался с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права. Жак Маритен: Право, как и государство, представляет собой результат развития духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке. Авторы теологической теории впервые связали вместе такие понятия как право и справедливость. Теория естественного происхождения права Согласно естественноправовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективные порядок. Естественное право – передано человеку извне и имеет приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Право наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права. В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик ЕП в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должна соответствовать основным положениям естественного права. В современных условиях нормы ЕП наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако, равенства между ними никогда не будет. Идеи и основные причины ЕП в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных стран (РФ: «основы права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»). Историческая теория происхождения права Обосновывает происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства. Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе естественного права (Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухта). Право вырастает из национального духа, «народного духа». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него, «подсказанное». Главный принцип существования права – саморазвитие. Индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями. Право существует всегда, оно присуще народу, но не государству. Право есть одно из проявлений духа народа, законодатель – это выразитель духа народа, законы и обычаи есть ничто иное, как формы для распознавания права, таящегося в глубине народного духа. Классовая теория происхождения права Опирается на историко-материалистическое учение об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права (Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И.Ленин). Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми. Марксистская концепция выделяет его классово-волевой характер. В обобщенном виде право – выведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Он изменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы. Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру. Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греций утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным. Создатели исторической школы права в Германии XVIII–XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право». Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало. Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной. Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами. |