Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Формирование единого Российского государства

  • 3.4. Смутное время. 3.5. Время царя Михаила Федоровича. 3.6. Время царя Алексея Михайловича. Бунташный век. 3.7. Русская культура XVII века.

  • 3.8. Ливонская война. 3.1. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

  • 3.2. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ. ОПРИЧНИНА

  • 3.3. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

  • 3.4. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

  • 3.5. ВРЕМЯ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА

  • 1. Сущность, формы, функции исторического знания. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории


    Скачать 0.82 Mb.
    Название1. Сущность, формы, функции исторического знания. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории
    Анкорlekcii_po_istorii_otechestva.doc
    Дата18.05.2018
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаlekcii_po_istorii_otechestva.doc
    ТипДокументы
    #19386
    страница4 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    2.14. Распространение ислама на Руси.

    В VII—VIII вв. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию, Закавказье, Среднюю Азию, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров и Север­ную Индию.

    Арабские захватчики под знаменем священной войны ог­нем и мечом насаждали ислам среди порабощенных народов. На завоеванных землях образовалось обширное государство — халиифат, в котором ислам стал господствующей религией. Так ислам в феодальном халифате начал превращаться в одну из несмирных религий.

    Для истории ислама характерна борьба различных направлений и сект. Уже в первый век своего существования ислам распался на два основных направления — суннизм и шиизм. Их возникновение было вызвано междоусобной борьбой за власть и влияние среди преемников и последователей Мухаммеда.

    Суннизм — это основное, ортодоксальное направление ислама, последователи которого строят свое учение на Коране и сунне, а своим духовным главой признают халифа.

    Шиизм развился главным образом в Персии. Шииты подвергают Коран особому толкованию, имеют свое священ­ное предание, заменяющее сунну, не признают суннитских халифов и противопоставляют им свою династию 12 имамов, Которых считают прямыми потомками Мухаммеда.

    К началу IX в. появилось рационалистическое течение в исламе. Его первыми представителями выступили мутааилипгы. В IX—X вв, было положено начало ортодоксальному мусульманскому богословию — каламу, основоположником которого считается Ашари (874—935 гг.). Этот богослов и его ученики, стремясь согласовать учения о предопределении и свободной воле, старались внушить верующим, что все дей­ствия человека предопределены Аллахом.

    В X—XI вв. в процессе дальнейшего развития ислама возникли и получили всеобщее признание культ святых, монашество, мистицизм. Культ святых выражался в посеще­нии их могил, в молитвах, религиозных церемониях и в при­ношениях им подарков.

    Историческая обстановка в этот период создавала бла­гоприятную почву для распространения в исламе мистициз­ма и связанного с ним аскетизма, Выразителями мистико-аскетического направления в исламе — суфизма — были дер­виши (мусульманские монахи), которые в.Х в. стали объеди­няться в братства, а затем образовали суфийские ордена.

    На территории древнерусских княжеств распространение ислама было связано с монгольским нашествием. Сложившие­ся между странами и народами Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии к XIII в. отношения были нарушены монгольс­кими завоевателями. В результате двух походов хана Батыя, внука Чингисхана, — в 1237—1238 и 1239—1240 гг.— были разгромлены крупнейшие русские княжества.

    На месте Половецкой степи возникло государственное объединение монголо-татар Золотая Орда, включавшая в свой состав территорию от низовий Дуная до верховий Иртыша и Оби. Три улуса, образовавшиеся в результате монгольских завоеваний, являлись многонациональными государственны­ми образованиями. Собственно монголы составляли в них ко­личественно незначительное меньшинство. Основную массу кочевников в Золотой Орде представляли тюркоязычные пле­мена, преимущественно половцы.

    3. Формирование единого Российского государства

    3.1. Возвышение Москвы.

    3.2. Российское государство при Иване Грозном. Опричнина.

    3.3. Формирование сословной системы организации общества.

    3.4. Смутное время.

    3.5. Время царя Михаила Федоровича.

    3.6. Время царя Алексея Михайловича. Бунташный век.

    3.7. Русская культура XVII века.

    3.8. Ливонская война.
    3.1. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

    До нашествия монголо-татар на Русь Москва была неболь­шим пограничным пунктом Владимире-Суздальского княже­ства. Но уже с начала XIV в. она начала превращаться в важ­ный политический центр.

    Можно выделить несколько факторов, способствую­щих возвышению Москвы.

    1/Удачное географическое положение. С юга и восто­ка ее закрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-за­пада — Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, которые окружали Москву, оказались естественным препят­ствием для ордынцев. Все это способствовало быстрому ро­сту населения Москвы за счет притока бежавших под нати­ском татар крестьян и ремесленников из других княжеств. Это позволило московским князьям собирать и копить силы, со­здавать постепенное превосходство в материальных и люд­ских ресурсах, чтобы иметь возможность выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы.

    2/Московское княжество занимало выгодное централь­ное положение по отношению к другим русским землям. Речные и сухопутные пути, которые прохо­дили по его территории, придавали Москве статус важней­шего узла торговых и других связей между русскими землями. Через Москву-реку и реку Оку Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги оно имело связь с нов­городскими землями. Торговые связи московских купцов — "сурожан» и «суконников» протянулись далеко за пределы русских земель. В XIV в. Москва стала одним из крупнейших торгово-ремесленных центров. Здесь было сосредоточено производство оружия. Московские ремесленники прослави­лись как лучшие мастера литейного, кузнечного и ювелирно­го дела.

    3/Талант первых московских князей использовать выгоды своего положения.

    В 1326 г. Москва превратилась в церков­ную столицу Руси. Здесь была размещена резиденция мит­рополита. Поскольку он имел право назначать епископов в других городах и судить их, то и это было использовано в интересах борьбы за политическое усиление Московского княжества.
    3.2. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ. ОПРИЧНИНА

    В 1533 г. умирает Василий III, на престол вступает его 1 Ш сын Иван IV, которому в то время было всего три года. Летом 1547 г. в Москве вспыхнул пожар, который про­должался два дня. Многие жители погибли, Иван IV спасся от огня в селе Воробьеве.

    В том же году 16-летнего Ивана IV официально вен­чали на царство.

    В конце 1540-х гг. окружение молодого царя получило название Избранная рада. Возглавил ее А.Ф. Адашев. Просуществовало это общество до 1560 г. Избранная рада проводила многочисленные реформы центрального и местного управления. В 1549 г. был созван первый Земский собор, который представлял собой сословное совещание. В его состав входили Боярская дума, представители духовен­ства и феодалов. Собрания Земского собора были нерегу­лярны. В основном там решались вопросы внешней политики и финансов. На первом Земском соборе было решено про­вести несколько реформ и составить Судебник.

    Появились первые приказы, которые представляли собой учреждения, ведавшие отраслями государ­ственного управления или отдельными регионами страны. К середине XVI в. насчитывалось уже два десятка приказов. Военными делами ведал Разрядный приказ, ино­странными делами — Полистный приказ, холопами — Холопий приказ. Главой каждого приказа был барин или дьяк. В обя­занности приказа входили сбор налогов, управление судом. Все это послужило началом для формирования единой сис­темы управления на местах.

    Все эти меры стали началом форми­рования сословно-представительной монархии.

    В 1550 г. издали новый свод законов — Судебник. За основу был взят Судебник Ивана III, в который внесли несколько изменений.

    Денежную реформу начала еще Елена Глинская. Ос­новной денежной единицей страны стал московский рубль. Население России должно было нести натуральные и денежные повинности. В середине XVI в. установили единую для всего государства единицу взимания налогов — большую соху.

    Важное значение имела военная реформа. Впервые появилось Уложение службы. Теперь любой вотчин­ник или помещик мог начать служить с 15 лет и пере­давать службу по наследству. С каждых 150 десятин земли феодал был обязан выставить одного воина. Если он этого не делал, то облагался большим штрафом. В 1550 г. создается стрелецкое войско. В армии стали появляться иностранцы, правда, их было не так уж много, а для службы на границе набирались казаки. Ополчение состав­ляли бояре и дворяне. Назывались они «служилыми людьми по отечеству» (по происхождению). В другую группу входи­ли «служилые люди по прибору" (по набору).

    В 1551 г. был созван Собор русской церкви, который получил название Стоглавого, так как документ, регулировавший деятельность церкви, состоял из ста глав. Были приняты меры по сокращению пантеона святых и обрядов, улучшению нравов духовенства, а также решение оставить во владении церкви земли, которые она приобрела до Стоглавого собора.

    Успех реформ подкрепили внешнеполитические удачи. В 1552г. удалось захватить Казанское, а в 1556 г. — Астраханское ханство.

    С конца 1550-х гг. Иван IV изменил свое отношение к советникам и их идеям. В начале 1560-х гг. холод­ность переросла во вражду. «Последней каплей» ста­ли разногласия по поводу Ливонской войны. В 1558 г. началась война с Ливонским орденом, причем весьма успешно, но к середине 1560-х гг. военная ситуация стала складывать­ся не в пользу России. В 1565 г. Иван IV из Москвы через Троице-Сергиев монастырь отправился в Александровскую сло­боду. Вскоре он объявил об учреждении особого удела — опричнины. С этого момента началась кровавая и жестокая эпоха в царствовании Ивана IV (получившего прозвище Гроз­ного). После этого объявления страну поделили на опрични­ну и земщину. Главной характерной чертой опричнины являл­ся террор, который был направлен на древние боярские роды, на духовенство, на дворян, на города. В 1571 г. крымский хан сжег Москву, опричное войско обнаружило свою полную военную несостоятельность. Через год после этих событий Иван Грозный объявил об отмене опричнины. Она привела к ослаблению военной мощи и разорению экономики России.
    3.3. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

    Потребности государства, которое следило за разви­тием общества, привели к формированию сословной системы. Она была сложной и неупорядоченной. В то время существовало три категории населения, которые от­личались друг от друга характером государственных обязан­ностей.

    1. служилый класс;

    2 .посадский класс;

    3. крестьянский класс.

    Основой служилого класса стал удельный двор мос­ковского великого князя, в состав которого входила боярская аристократия и различные слои служилых людей.

    Служилые люди являлись опорой великого князя в его борьбе с боярством и получали от него поместья, которые закреплялись за дворя­нами только на время их службы. Так что дворянам станови­лось выгодно поддерживать великокняжескую власть. Вели­кий князь, оказывая сопротивление боярам, наделял дворян присоединенными землями.

    Посадское население делилось на высших, средних и младших людей в зависимости от размера тягла и за­житочности. Смута разорила и разогнала посадских тяглецов. Чтобы оставаться надежными плательщиками, по­садское население должно было обеспечить сбыт товара и труда. Невозможность выплатить подати приводила к тому, что многие начали выходить из посада.

    Промежуточным слоем между служилым классом и посадским населением были служилые люди «меньших чинов», которые служили не наследственно, а по ка­зенному найму:

    0 стрельцы;

    0 пушкари;

    0 казенные плотники;

    0 кузнецы и т.д.

    Они находились при крепостях и крепостной артиллерии, присоединялись к служилому классу и несли военно-ремес­ленную службу.

    Крестьянский класс. Вступление всего сельского населения в систему феодальных отношений способ­ствовало исчезновению терминов, которые некогда обозначали различные категории сельского населения, на­пример, -смерды», «люди», «изгои». В конце XVI в. появился новый термин «крестьяне». Это свидетельствует о том, что разные категории сельского населения приобрели ряд общих черт, характерных для крестьянства как класса. В много­численной массе крестьян выделялись две категории:

    1. черные крестьяне, жившие общинами в селах, ко­торые не принадлежали отдельным феодалам;

    2. владельческие крестьяне, которые были лично зависимыми от феодала и проживали на землях феодала или монастыря. Однако степень этой за­висимости различалась в зависимости от района. Крестьяне получили право переходить от одного феода­ла к другому, но на деле оказывалось совсем иначе.

    Между крестьянами и посадскими находился смешанный слой вольных, или гулящих, людей, у которых не было своего хозяйства и которые работали по найму; дети духовенства, боярские дети; крестьяне, которые покинули пашню; холопы, вышедшие на волю. Все эти люди не несли повинности государству.
    3.4. СМУТНОЕ ВРЕМЯ

    Рубеж XVI—XVII вв. получил название Смутного вре­мени. Это был кризис, который изменил политику, эко­номику, нравственность. Причинами смуты явились:

    -обострение социальных отношений;

    -обострение сословных отношений;

    -обострение династических отношений;

    -обострение международных отношений.

    В 1584 г. Иван Грозный умер, не оставив сильного пре­емника. Все его сыновья не годились на роль царя. Перед смертью Иван IV создал регентский совет, в ко­торый входили Вельский, Шуйский, Мстиславский, Юрьев и Годунов.

    Годунов, пользуясь близостью к царю, завладел властью. В сентябре 1598 г. прошло его торжественное венчание на царство. С этого момента начала разваливаться политика го­сударственной централизации. В 1591 г. в Угличе погиб царе­вич Дмитрий (младший сын Ивана Грозного).

    В 1598 г. Зем­ским собором Годунов был избран царем. Несомненно, Годунов укрепил международное положение страны. По окончании войны со Швецией в 1590 г. ему удалось возвратить земли, которые были потеряны Россией в результате Ливонской войны.

    В 1600 г. с Польшей был заключен мирный договор сроком на 20 лет. Наладились торговые связи с Англией и многими другими ев­ропейскими державами. Все торговые пути шли через Архан­гельск.

    1601 — 1602 гг. были неурожайными, и в стране в те­чение трех лет держался страшный голод. Годунов пытался разрешить эту проблему путем раздачи денег бедным, но рост цен на хлеб приводил к их обесцениванию. Правительство начало бесплатную раздачу хлеба из государ­ственных хранилищ, рассчитывая на то, что феодалы после­дуют их примеру. Но эти надежды не оправдались. Естествен­но, на всех хлеба не хватало. Началась спекуляция хлебом.

    Голод стал толчком к социальному недовольству и па­дению авторитета Годунова. В 1603 г. нарастает волна восстаний голодающего народа. Под Москвой действо­вал отряд под предводительством Хлопка Косолапа. Прави­тельственным войскам с большим трудом удалось подавить восстание.

    Положение Годунова еще сильнее пошатнулось, когда до него дошла весть о том, что якобы царевич Дмитрий жив и что он долгое время скрывался под вымышленным именем в Польско-Литовском государстве. Лжедмитрий I в марте 1604 г. заключил с Сигизмундом договор, согласно которому к Речи Посполитой должны отойти Северная земля и Смоленск, а сво­ей невесте Марине Мнишек Лжедмитрий пообещал Новгород и Псков. Вскоре после этого самозванец переправился через Днепр и двинулся к Москве окольными путями.

    В апреле 1605 г. умер Годунов, после чего на сторону 5 Ш Лжедмитрия перебежали московские воеводы. На престол взошел 16-летний сын Годунова Федор. Но боярство не захотело признать нового царя. 1 июня 1605 г. боярами-заговорщиками был осуществлен государственный перево­рот, Федора свергли с престола и убили, а 20 июня в Москву въехал Лжедмитрий I, который стал царем России.

    Среди москвичей росло недовольство пренебрежи­тельным отношением Лжедмитрия к русским обыча­ям. В результате боярского заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит.

    Через три дня престол занял боярин Василий Шуй­ский, который пообещал править совместно с Бояр­ской думой. Однако этот договор царь часто просто игнорировал. Вскоре опять появились слухи о спасении Дмитрия.

    Летом 1606г. в Путивле вспыхнуло восстание, кото­рое поддержали крестьяне, горожане, стрельцы, а возглавил беглый военный холоп Иван Болотников. Дойдя до Москвы, восставшие терпят поражение. Болотни­ков с единомышленниками отступает в Тулу. Именно там он в течение нескольких месяцев сопротивляется царским вой­скам. Летом 1607 г. Болотникова схватили и убили.

    Смута растет. Объявляется Лжедмитрий II, вокруг ко­торого собираются участники восстания Болотнико­ва. В Лжедмитрий II признала своего мужа и Марина Мнишек. Самозванец обосновался в селе Тушино. В стране фактически произошел раскол: два царя, две Боярские думы, два патриарха. Шуйский заключает договор со Швецией и по­лучает военную помощь. Но осенью 1609 г. Сигизмунд III на­чал осаду Смоленска. Лжедмитрий 11 лишается поддержки и спасается бегством. Сигизмунд 111 заключаете тушинцами до­говор, по которому российский престол должен достаться его старшему сыну Владиславу.

    В 1610г. Шуйский, вынужденный боярами, отказы­вается от престола, а власть переходит к Семибояр­щине. В сентябре в Москву вошли польские войска.

    В 1613 г. для избрания нового царя собирается Зем­ский собор. Выбирают Михаила Романова. Так было положено начало новой династии русских царей.
    3.5. ВРЕМЯ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА

    11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович вступил на престол. В первые годы молодому царю нужна была поддерж­ка, поэтому Земские соборы собирались регулярно.

    В начале царствования первостепенной задачей Ми­хаила Федоровича была борьба с государственными врагами, с казаками.

    Кроме казаков на Москву посягали и черкесы много сил было затрачено, чтобы разгромить их.

    Опасность также представляли шведы и король Сигизмунд. Шведы оккупировали Финское побережье и Новгород с его окрестностями, требовали от новгород­цев присяги на верность. Для Москвы потеря Новгорода была бы большой утратой, поэтому московские войска старались отвоевать его у шведов, но эти попытки не увенчались успе­хом.

    С помощью голландских послов и английского купца Джона Мерика начались переговоры меж­ду шведами и русскими с целью заключения мира.

    В 1617 г. в селе Столбове это намерение было осу-4 Ш ществлено. Согласно Столбовскому договору Москва получила Новгород и несколько других городов, у шве­дов осталось Финское побережье, которое уступил им Васи­лий Шуйский. Обе стороны остались довольны тем, что нако­нец-то воцарился мир.

    Король Сигизмунд не хотел признавать московским го­сударем Михаила Федоровича.

    Но так как у Сигизмунда не хватало сил для завое­вания Москвы, он вынужден был соглашаться на дружеские переговоры, которые заканчивались для него неудачно. Мос­ковские послы не признавали власти короля. Русские требо­вали у поляков вернуть Смоленск и другие города, которые были захвачены. Такой поворот событий поляков не устраи­вал, поэтому снова начинались военные действия, итогом которых стало заключение мира,

    49 продлившегося 14,5 лет, и временная отдача Смоленска. Но русскими было поставлено условие вернуть из плена митро­полита Филарета.

    В 1632 г. умирает Сигизмунд. Его смерть послужила поводом для начала войны с Речью Посполитой за Смоленск.

    Поляки и литовцы не могли начать военные действия, так как еще не было нового короля. Этим воспользовалась Моск­ва. Ее войско подошло к Смоленску и начало осаду, которая затянулась на восемь месяцев, пока к Смоленску не подоспел Владислав Сигизмундович — новый польский король. Он ок­ружил русских, и те, не имея сил сопротивляться, начали пе­реговоры с королем.

    Но война не прекращалась. Летом 1634 г. Владислав вновь начал переговоры о мире. На реке Поляновке между русскими и поляками был заключен «Вечный мир». Смоленск так и остался у Речи Посполитой, а Владислав все-таки при­знал царем Московского государства Михаила Федоровича.

    В 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азов и отправили в Москву известие о своем подвиге с просьбой принять Азов под защиту. Но Михаил не поддержал их. В 1641 г. турецкое войско предприняло по­пытку вернуть крепость, но потерпело поражение от каза­ков. В 1642 г. на Земском соборе приняли решение, что Азов надо взять, но через некоторое время царь оставил эту затею и приказал казакам покинуть крепость. Они так и сделали, но перед этим разорили его. Азов снова вернулся к Турции, Азовское дело было закончено.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта