1. Сущность, формы, функции исторического знания. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории
Скачать 0.82 Mb.
|
1. Сущность, формы, функции исторического знания. 1.1. Сущность, формы, функции исторического знания. 1.2. Методы и источники изучения истории. 1.3. Понятие и классификация исторического источника. 1.4. Отечественная историография в прошлом и в настоящем: история России – неотъемлемая часть всемирной истории. 1.5. Методология и теория исторической науки. 1.1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ История — неотъемлемая составляющая общей культуры. У человека, изучающего историю, в процессе познавательной деятельности и накопления исторических знаний формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания. В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, которые присущи как обществу в целом, так и составляющим его социальным группам. В процессе изучения истории у людей складывается представление об основных этапах развития цивилизации, о том, как наше государство изменялось на протяжении столетий. Они знакомятся с памятниками культуры, познают самобытность своего народа. В эпоху древних цивилизаций история воспринималась как наглядный пример жизни для воспитания человека, формирования его этнического сознания. История как наука всегда воплощает социальную память всех поколений. Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышление, умение действовать на благо общества. (Размышляя о значимости исторических знаний, один из выдающихся русских историков В,О. Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».) Как и любая другая наука, историческая наука о развитии человеческого общества имеет свой предмет и принципы исследования. Один из таких принципов — это изучение различных сфер деятельности людей, изучение процесса развития человечества, накопления знаний о человеческом обществе. История — это не только наука о прошлом, но также наука о поступательном движении человеческого общества как едином, разностороннем и противоречивом процессе. От методологии исследования зависит успешное изучение истории и ее научно-достоверная реконструкция. 1.2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ Метод представляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления — исторические факты, способ получения из фактов новых знаний. К конкретным методам относятся: 1. общенаучные; 2. собственно исторические; 3. специальные — заимствованные из других наук. Общими методами для всех гуманитарных наук служат: 1. логический; 2.исторический. Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. Исторический, метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности. Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы: хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке; хронологическо-проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов — по проблемам; проблемно-хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии; синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами. Исторические источники — это свидетельства о прошлом, остатки прошлой жизни. Классификация исторических источников — это одна из основ вспомогательной исторической дисциплины — источниковедения. В настоящее время выделяют семь основных групп исторических источников: 1. письменные; 2. вещественные; 3. устные; 4. этнографические; 5. лингвистические; 6. фотокинодокументы; 7. фонодокументы. Самыми важными источниками для изучения истории России служат летописи. Древнейшая из дошедших до нас «Повесть временных лет» написана в XII в. Летописи, подобно историческим произведениям, состояли из записей по годам и представляли собой источники сложного состава. Судебник 1497г., Соборное Уложение 1649г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты также являются историческими источниками. 1.3. ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ К историческим источникам относится все, что отражает исторический процесс и позволяет изучить прошлое. Источниковедение решает две основные задачи: эвристическую и аналитическую. Цель эвристической задачи — классификация исторических источников. Аналитическая позволяет разработать методы анализа исторических источников, чтобы получить из них полную и достоверную информацию. В источниковедении приняты разные классификации исторических источников, наиболее важная из которых классификация по видам. Так, Э. Бернгейн в своей работе показывает разнообразие форм, в которых наблюдения становятся доступными. Источники этого типа объединяются под общим названием «традиция»: 1. устная традиция (легенды, крылатые слова, саги и др.); 2. письменная традиция (биографии, мемуары, газеты и др.); 3. изобразительная традиция (живопись, скульптура и др.). Следующий тип исторических источников — «остатки» — представляет собой непосредственные результаты самих событий. Различают следующие виды: 1. обычаи, нравы; 2. произведения искусств, ремесел; 3. деловые, законодательные документы и др. Можно выделить широкий круг разнообразных типов источников: 1. источники, с помощью которых можно изучать вещественные свидетельства; 2. источники, применимые к письменным свидетельствам; 3. источники, которые создаются с помощью технической записи. Междисциплинарные связи устанавливаются при изучении исторических источников, которые хранятся в библиотеках. Архивные документы также могут быть источниками информации о прошлом. Для более эффективного изучения архивного дела существуют свои источники: документы государственных учреждений; документы по истории архивного образования и др. В заключение можно процитировать М. Блока: «Разнообразие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что человек говорит или пишет, что он изготовляет, к чему он прикасается... должно давать о нем сведения». 1.4. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ В истории России особое место занимает историография. Историография — это отрасль исторической науки, которая изучает ее историю. В историографии России выделяют несколько периодов, Досоветская историография. В 1725 г, в России учредили Академию наук, в 1755 г. открылся Московский университет. Именно тогда начали формироваться направления отечественной историографии. Самая первая трудность, с которой столкнулись историки, — проблема образования и развития российской государственности, происхождение древнерусской народности. Основоположниками первой концепции в отечественной историографии в XVII в. были Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, с которыми был категорически не согласен М.В. Ломоносов. Русский ученый высказывался против необоснованного толкования летописи о возникновении Древнерусского государства. Эти разногласия привели к тому, что в исторической науке возникли два направления: норманизм и антинорманизм. Определенного расцвета историческая наука достигла во второй половине XVIII в., в эпоху «просвещенного абсолютизма». Теория естественного права и общественного договора объединилась с теориями западноевропейского «просвещения». Доказывалось, что монархия и крепостное право — это благо России, а всякие попытки сломать существующий порядок расценивались как зло для страны. Так понимал государственное развитие М.М. Щербатов. Выдающимся исследователем русской древности был И.Н. Болтин. Он одним из первых прокомментировал Русскую Правду и многие другие древние рукописи. Неоценимый вклад в развитие истории как науки внес Н.М. Карамзин. В 1803—1826 гг. он трудился над созданием «Истории государства Российского» в 12-ти томах. В первой половине XIX в. начинается формирование официальной государственной историко-идеологической теории, которая была сформулирована М.П. Погодиным. Эта теория получила название официальной народности. В ней прослеживалось единство «самодержавия, православия, народности». Она способствовала развитию уже устаревшего учения «естественного права и общественного договора» и идеализировала отечественную историю. В начале XIX в. было создано Министерство народного образования, открывались университеты в Петербурге, Казани; лицеи — Царскосельский и Демидовский. В XX в. в науке появилось новое направление — евразийство. Основоположниками этого направления были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский и др. По евразийскому учению люди России обречены на взаимосуществование и тесное взаимодействие Значительные изменения произошли в исторической науке советского времени, до конца 1930-х гг. находившейся на стадии формирования. В 1934— 1936 гг.была принята марксистско-ленинская методология изучения истории. Большим достижением советской историографии было издание многотомных работ по истории СССР досоветского периода. Современная историография. На сегодняшний момент литература по истории очень разнообразна. Издан не один десяток учебников и учебных пособий. 1.5. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ Методология отечественной истории — это система принципов и методов исторического познания. До недавнего времени в историческом познании наиболее широко применялись позитивистская и марксистская ориентации. Позитивистская ориентация отталкивалась от позитивных, т.е. положительных, знаний, которые основывались на опытах. Марксизм снабдил историческую науку диалектическим методом, который рассматривал общество «как живой, находящийся в постоянном развитии организм» и состоял в том, чтобы учитывать объективное содержание исторического процесса. Сегодня и ту, и другую критикуют. Теории исторического процесса определяются предметом истории. Теория представляет собой логическую схему, которая поясняет исторические факты. Одна теория исторического процесса отличается от другой предметом изучения и системой взглядов на исторический процесс. Каждая из теорий предлагает свой вариант видения исторического процесса. По предметам изучения выделяются три теории исторического процесса: 1. религиозно-историческая; 2. всемирно-историческая; 3. локально-историческая. Предмет изучения религиозно-исторической теории — связь человека с Богом. С точки зрения этой теории смысл истории заключается в движении человека к Богу как к Высшему разуму, Творцу, в процессе которого происходит формирование свободной личности. Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс человечества. Все народы проходят одни и те же стадии, только у одних это происходит раньше, у других — позже. В этой теории выделяется несколько направлений: ---- материалистическое (развитием общества движет борьба между различными классами, которая в итоге приводит к построению бесклассового общества); ---- либеральное (в истории всегда существует выбор пути развития, который зависит от сильного человека); ----технологическое (изменения в обществе происходят в результате технологического развития). Локально-историческая теория изучает локальные цивилизации: их зарождение, становление, расцвет, упадок и гибель. 2. Этапы становления и развития Древне-Русского государства. 2.1. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. 2.2. Проблема этногенеза восточных славян. 2.3. Основные этапы становления государственности. 2.4. Древняя Русь и кочевники. 2.5. Византийско-древнерусские связи. 2.6. Особенности социального строя Древней Руси. 2.7. Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности. 2.8. Принятие христианства на Руси. 2.9. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. 2.10. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. 2.11. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. 2.12. Россия и средневековые государства Европы и Азии. 2.13. Специфика формирования единого российского государства. 2.14. Распространение ислама на Руси. 2.1. АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ История античных народов насчитывает почти тысячу лет. Она завершилась Великим переселением народов (IV—VII вв.). В начале этого периода произошло восстановление единства Римской империи, правда, этот процесс длился недолго. В 476 г. последнего императора Западной Римской империи свергли. Единственной преемницей римской государственности стала Византия. В VI в. самым крупным европейским государством с хорошо развитыми экономическими отношениями и культурой, основанной на античных традициях, становится Восточная Римская империя. Столицей Римской империи был Константинополь, который слыл красивейшим городом света. Византия располагалась в «центре мира», поэтому манила к себе окружавшие народы и оказывала на них существенное влияние. В лесостепях Восточно-Европейской равнины селились славяне, южнее от них — кочевники иранского, тюркского, монгольского происхождения. Все они представляли для Византии реальную угрозу, что определяло ее внешнюю политику. В VI в. кочевники ослабляют натиск, в результате чего налаживаются торговые связи по великому шелковому пути. Шелк был очень выгодным товаром, поэтому главной задачей Ирана стало установление контактов с северными народами посредством водного пути вверх по Волге и Дону, чтобы полностью перекрыть доступ западного конкурента к китайским и среднеазиатским шелкам. Византия, конечно же, пыталась перехватить инициативу. Купцы Согдиана, ведущего производителя шелка в Средней Азии, освоили великий шелковый путь, который пролегал через северный Прикаспий на Запад, через Волгу и Дон на Кавказ и в Византию. Великая Римская империя поставляла на Кавказ предметы небывалой роскоши, ремесленные изделия, продукты. В Византию же импортировались сельскохозяйственные продукты и рыба. Таким образом, империя добилась, чего хотела, — Константинополь получил возможность проникать в евразийские степи. Влияние Византии устанавливалось с распространением христианства. Предводители савиров, адыгов, алан принимали христианство и становились единоверцами с политической ориентацией империи. В IV в. христианство приняли Грузия, Албания, Армения. До наших дней дошли крестообразные храмы Грузии и Армении. В V—VII вв. славяне нападали на Византию и опустошали ее. Константинополь пытался все эти действия сделать выгодными для себя. Славян и антов начали нанимать на военную службу и поручать им особые боевые операции. Помимо этого славян старались отвлечь от Византии и вовлекали в войны с соседними племенами. В VI— VII вв. славяне предпринимали восточные походы. Можно с уверенностью сказать, что Великое переселение народов способствовало быстрому общественному развитию славян, постепенному восприятию античного наследия. Другое античное наследие заключалось в восприятии персидской культуры. Так, на Кавказ проникли сектантские учения. Социально-экономические связи, политические процессы восточной и западной цивилизаций привели к образованию своеобразных обществ, культурных традиций народов. 2.2. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Вопрос о происхождении славян интересовал ученых еще в Средние века. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Исследования, проведенные в XIX в., позволяют отнести славян к индоевропейской языковой группе. Индоевропейские языки схожи между собой и образуют несколько языковых групп, к которым относят: 1. славянскую; 2. германскую; 3. кельтскую; 4. романскую; 5. иранскую и др. Индоевропейская общность начала распадаться в IV—III тысячелетии до н.э. Востонные славяне возникли после слияния праславян с другими народами Восточной Европы, южные славяне — в результате объединения фракийцев с иллирийцами. Есть немало сведений, что праславяне отделились от балтов в середине I тысячелетия до н.э. В лесостепной полосе происходило смешение славян с сарматами. Есть мнение, что скифы-пахари, скифы-земледельцы, которые жили в Среднем Приднепровье, — это славянские племена с их древней земледельческой культурой. Славяне, проживавшие на юго-востоке, вывозили свое зерно в Грецию. Литовско-латышские племена во второй половине I тысячелетия до н.э. практически не отличались от славян по языку и образу жизни. У финно-угорской языковой семьи население проживало в таких же поселках. Большой след оставили исчезнувшие народы: скифы и сарматы. Они относятся по языку к североиранской ветви индоевропейских народов. Культура славян и кочевых племен имела много общего, однако скифы и сарматы никогда не составляли единого политического целого. У скифов развиваются ремесла, торговля, архитектура. Представителей верхушки скифской знати с женами, слугами, животными хоронили в курганах, высота которых достигала семиэтажного дома. В 111 в. до н.э. Скифское царство подверглось нашествиям сарматов, завоевавших ко II—I вв. до н.э. огромную часть Скифии. Но у скифов остается Крым, где формируется новое царство, столицей которого становится Неаполь Скифский. Скифские цари стремились захватить греческие города Причерноморья, однако им удалось заполучить только Ольвию — и то на короткое время. Эти события послужили толчком к объединению греческих колоний (Херсонес заключил союз с Боспорским царством). Но в самом Боспорском царстве началось восстание скифов. Этот мятеж подавил понтийский царь, который также захватил и разгромил Неаполь Скифский. Однако скифы не были полностью исчезнувшим народом, часть их смешалась со славянами. В современном русском языке имеется немало скифо-сарматских слов, например, «хорошо», «топор», «собака» и др. |