Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании. Пробл. истины в теории познания. Критерии истины.

  • 24. Научное познание и его специфические признаки. Возможности и границы науки. Этика науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы.

  • 25. Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.

  • 26. Специфика социального детерминизма. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общественного развития.

  • 27. Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

  • 28. Понятие общественного прогресса и его критериев. Критика «религии прогресса».

  • 29. Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории.

  • Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции фил. 1. Сущность мировоззрения и его исторические типы миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии


    Скачать 95.3 Kb.
    Название1. Сущность мировоззрения и его исторические типы миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии
    АнкорСущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции фил
    Дата28.04.2021
    Размер95.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia.docx
    ТипДокументы
    #199541
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    22. Проблема познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.

    Неотъемлемой, органической частью любой философской системы является теория познания, или гносеология. Процесс познания сопровождает всю нашу жизнь. Мы познаем вещи, явления, объекты, связи и отношения, самих себя и других людей. Познание мира - это задача не только философии, но и всех других наук. Философия дает общую теорию познавательного процесса и его закономерности. Гносеология как раздел философии делает предметом своего исследования само знание. Она производит знание о знании. Поэтому гносеологию можно определить как учение о знании, его возникновении (природе), закономерностях развития и функционирования, о видах и формах знания, их взаимосвязи, о превращении одних форм в другие, о способах, т.е. методах получения, производства знания, а также критериях его достоверности.

    Философы, которые отвергают идею познаваемости, составляют лагерь агностицизма (Юм, Кант и др.). Агностицизм опирается на следующие основные аргументы: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений (субъективный идеализм); 2) если даже объективный мир существует, то – поскольку все человеческие образы субъективны – мы не можем знать, каков мир на самом деле, каковыц вещи «в себе»; 3) мир бесконечен в своих свойствах, поэтому познать его исчерпывающе и до конца невозможно.

    Различают следующие формы познания:

    • Научное познание. Наука - это сфера человеческой деятельности, философией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о мире. От других форм знания науку отличает профессиональный характер. Критерий научности: Стремление к обоснованности, обязательное обоснование любого выдвигаемого положения; Стремление к объективности; Стремление открывать за явлениями сущность как можно более глубокую; Ориентация на всеобщность выводов – универсализм; Стремление к систематичности.

    • Художественное отражает реальность, выявляет закономерности и сущность происходящих событий, общие принципы и варианты поведения людей, тенденции развития. Логи. особенности художественного познания: наглядность, представление типичного через единичное, использование эмоционально-выразительных средств.

    • Чувственно-практическое тесно примыкает к научному. Различие между ними состоит в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, то для практического познания - инженер. Цель ученого -открытие закономерности, общего принципа. Цель инженера - создание уже новой вещи на основе полностью известных, фиксированных принципов.

    • Религиозное. Религия дает общую картину устройства мира и разрабатывает объяснение отдельных явлений. Исходный постулат религии: разделение мира на естественный и сверхъестественный, причем первый является некоторым отражением второго. Его логические особенности: следование традиции, допущение чудес, как нарушения установл. закономерностей, приверженность авторитетам, нелогическое принятие некоторых утвержд.

    • Философское. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо отсутствует. Философия и наука довольно взаимосвязаны; у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философское познание выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки (открытие наиболее общих закономерностей).

    23. Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании. Пробл. истины в теории познания. Критерии истины.

    Структура познавательного процесса определяет систему уровней и элементов сознания, посредством которых осущ. познавательная деятельность субъекта. Конкретизируя работу мышления, эти структурн. элементы представлены во всех формах познания (обыденно-практическом, мифологическом, религиозном, художественном, философском, научном). В структуре познавательного процесса принято выделять два основных уровня: чувственный и рациональный. Чувственное познание характеризуется: непосредственным характером отражения, возникающего в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств; индивид. множественностью и конкретностью, обусловленной зависимостью как от внешних обстоятельств, так и от состояния организма; фиксацией внешних, поверхностных характеристик объекта в форме чувственных образов.

    Истина - это соответствие знаний действительности. Истина выступает в кач-ве цели познават. деятельности, характеризуя природу знаний как достоверной информации о действительности. Наибольшее значение проблема определения истины и ее критериев имеет для форм теоретического познания (философии и науки). Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения: соответствие законам логики, ранее открытым законам науки; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика.

    24. Научное познание и его специфические признаки. Возможности и границы науки. Этика науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы.

    Научное познание, как все формы духовного производства, необходимо для того, чтобы регулировать человеческую д-ть. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Оно не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности, в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории. Успехи в развитии науки стали настолько очевидными, что появился соблазн все прогрессивные достижения в общественной жизни связывать исключительно с развитием науки. Научное познание получило статус высшего блага, а научные истины стали считаться истинами последней инстанции. Устранив монополию религии на истину, наука сама стала уподобляться религии, доводя результаты научного познания до статуса догм.

    Этика науки — это совместный поиск разумных решений, в котором принимают участие и ученые, и общественность. Основной вопрос этики науки — проблема соотношения научного познания и ценностного мышления.

    Для науч. познания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. познания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. познание – это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория – это обобщение практики, опыта или наблюдений. . Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория.
    25. Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.

    Обществоформа объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. При построении теоретической модели общества исходят из исследования идеализированного объекта. Это дает возможность отвлечься от несущественных явлений, представить изучаемый объект в идеально развитой форме, что позволяет обнаружить присущие ему законы движения. Реальное общество богаче, разнообразнее, чем его идеализированная модель. В реальном историческом процессе события носят неповторимую оригинальную окраску. Модель общества, выраженная в категориях, совпадает с реальным обществом постольку, поскольку выражает его сущность, внутренние, необходимые, повторяющиеся связи и отношения. Общественный организм по степени сложности не уступает природным явлениям, а в известной мере и превосходит их. Потребовался длительный исторический период для того, чтобы приблизиться с помощью разнообразных научных средств к осознанию сущности социума как организованной формы совместной деятельности людей. Модели общества:

    • Натуралистическая (географическая) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л. Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т. д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

    • Идеалистическая основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям. Так, Гегель полагал, что источник развития общества находится в абсолютном духе, который творит историю и предопределяет все действия людей. Люди в своих поступках связаны разнообразными нитями с творцом - духом, направляющим и определяющим их деяния.

    • Противоположной идеалистической и натуралистич. модели является материалистическая теория, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

    Многофакторная модель – совокупность нескольких факторов определяет развитие общества .

    26. Специфика социального детерминизма. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общественного развития.

    Соц. детерминизм – жесткая предопред. соц. явлений объект., вне человека положенными факторами и причинами. Развитие общества носит закономерный хар-р, но процесс его развития социально историчен. Специфика соц. законов носит вероятностный характер т. к., проявл. благодаря д-ти людей.

    В анализе общественного процесса проявляется два фактора:1. Объективные, независимые от воли людей воздействия окружающей действительности (природной среды, экономики, политики, культуры, д-ть поколений), порождающих соц. необходимость. 2. Сознательная д-ть людей, связанная со свободой их воли и социального выбора. Существуют две т. з. на процесс социального развития, кот. преувеличили влияние одной из сторон ист. процесса: 1.Фатализм (Демокрит, Кант, Г. Гегель, Гельвеций), исходящий из действия судьбы, рока или божественной воли в истории. 2. Волюнтаризм (Шопенгауэр, Ницше, Сартр), представители которого единственной движущей силой истории считали мировую или человеческую волю, а также произвол великих личностей и отрицали наличие объективности ист. процесса. Проблема источников и движущих сил общественного развития – это центральная проблема философского и социологического знания. Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности:

    1. Мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный, и подчиненный физическим законам.

    2. Мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда.

    3. Духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

    Только в 18–нач. 19 в. проблема внутренних источников развития общества получила свое оформление в НКФ. Под источником развития понималось противоречие. Движущие силы – это факторы, определяющие направление процесса общественного развития. Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием существования общества, точнее – во взаимодействии общества и природы.2. Важную роль, как движущие силы развития общества играет развитие экономики. 3. Значительную роль в процессе общественного развития играют потребности, интересы и цели людей, связанные с миром человеческой субъективности. Потребности – это нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности или внутренний побудительный механизм человеческой активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. Социальные интересы – это реальная причина социальных действий, событий, свершений, которые связаны с реализаций интересов определенных социальных сил или общества в целом. Различают экономические, политические, духовные, национальные, государственные, партийные, групповые и т. д. интересы. Потребности и интересы предполагают наличие определенных целей, которые реализуются в деятельности людей. В марксистской философии главной движущей силой развития общества считалось народные массы.

    27. Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

    История общества – это сложный, разнообразный процесс деятельности людей. Здесь исследователь имеет дело уже не с действием слепых, бессознательных сил природы, а с деят. людей, обладающих сознанием, подверженных эмоциям, когда вся человеческая история предстает как история многообразных народов и стран, государств, социальных групп, отдельных людей со своими особенностями, судьбами. С одной стороны, открывающееся многообразие «других» обществ, культур подтверждало установку на рассмотрение исторического процесса как суммы уникальных, «конкретных» историй. С другой стороны, античные историки все больше осознавали «схожесть» форм в которых происходили исторические события, отмечали общее, совпадающее в политическом устройстве тех или иных государств, судеб тех или иных народов и культур.

    Шпенглер, Данилевский, Тойнби полагали, что культура, подобно организму, в своём развитии переживает ряд стадий – от зарождения к расцвету и гибели. Концепция культур Данилевского основана на идее постижения культуры с помощью разума, логич. путём. Данилевский рассматривает культуру и цивилизацию не как нечто, противостоящее друг другу, а как последовательные стадии единого процесса, этапы становления человечества, каждый из которых имеет собственную судьбу, отражает психологию и душу народа, особенности его образа жизни и стиля мышления. Такая трактовка культуры основана на идее исторического круговорота и последовательности циклов культуры. Шпенглер на основе интуитивного метода разработал теорию локальных культур. История чел-ва - процесс сосуществования индивидуальных неповторимых культур. В основе рождения культуры лежит одна изначальная идея, инструмент познания не разум, а интуиция, переживание. На смену творч. стадии развития культуры приходит цивилизация, ведущая к разрушению творческих природных сил, упадок человеческого духа, господство техники .Шпенглером была намечена проблема соотношения элитарной и массовой культуры, достигшая пика своей актуальности в наши дни. Исторический процесс становления культуры – это совокупность следующих друг за другом феноменов отдельных локальных культур. Таких культур, по Шпенглеру насчитывается восемь: от вавилонской до зарождающейся русско-сибирской. Тойнби - английский историк и исследователь культуры – сторонник теории круговорота локальных цивилизаций. В основе выделения культурно-исторического типа цивилизации, по его мнению, лежит признак религиозного вероисповедания, образующий цивилизации католицизма, православия, иудаизма, ислама, индуизма, буддизма. Для всех типов общим являются законы циклического развития: от зарождения до гибели. Это фатальное движение – судьба всех культур. Творец цивилизации – творческое меньшинство, элита, наделенная творческими импульсами и порывами. Причину кризиса современной культуры Тойнби видел в техническом хар-ре европейской цивилизации, идущей к деградации и хаосу. для Тойнби культура - не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней.

    28. Понятие общественного прогресса и его критериев. Критика «религии прогресса».

    Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему.

    Общие критерии:

    • развитие человеческого разума

    • совершенствование нравственности людей

    • развитие производительных сил, включая человека

    • прогресс науки и техники

    • возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

    Гуманистические критерии:

    • средняя продолжительность жизни человека

    • детская и материнская смертность

    • состояние здоровья

    • уровень образования

    • развитие различных сфер культуры

    • чувство удовлетворенности жизнью

    • степень соблюдения прав человека

    • отношение к природе

    29. Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории.

    Общественно-экономическая формация - одна из фундаментальных категорий марксистской социологии, рассматривающей общество на каком-либо этапе его развития как целостность, возникающую на основе определенного способа производства.

    Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проход. все формации и не всегда изменения происходят через революции). Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по-разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей. Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта