Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Развитие как философская проблема. Диалектика как фил. теория развития. Синергетика и пробл. глобального эволюционизма в совр. картине мира.

  • 18. Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса

  • 19. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл жизни и предназначение человека. Идеал всесторонне развитого человека.

  • 20. Сознание и его сущность. Феномен бессознательн. Сознание и язык. Проблема моделирования мышления.

  • 21. Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.

  • Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции фил. 1. Сущность мировоззрения и его исторические типы миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии


    Скачать 95.3 Kb.
    Название1. Сущность мировоззрения и его исторические типы миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии
    АнкорСущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции фил
    Дата28.04.2021
    Размер95.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia.docx
    ТипДокументы
    #199541
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    15. Философский смысл понятий движения, пространства, времени. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь.

    Движение рассматривают в качестве атрибута материи, которое отражает любые взаимодействия и изменения состояний предметов, явлений и их свойств. В Новое время складывается механистический взгляд на движение.

    Пространство характеризует протяженность и структурную организацию бытия, наличие, расположение одного возле другого.

    Время выражает длительность существования, последовательность смены состояний, протекание, существование одного после другого.

    Основные формы движения:

    • Механическая: Пространственное перемещение различных тел.

    • Физическая: Движение элементарных частиц, включающее процессы превращения и рождения атомных ядер.

    • Химическая: Взаимодействие атомов и молекул, в ходе которого рождается и изменяется молекула.

    • Биологическая: Результат постепенного усложнения молекул углеродных соединений, который привел к образованию органических соединений, результатом чего явилась жизнь. Жизнь – закономерный итог развития совокупности химических и биологических процессов на поверхности Земли.

    • Социальная: Общество – одухотворенная материя. Ее выражение осуществляется в субъективно-объективных отношениях (человек и природа).

    16. Развитие как философская проблема. Диалектика как фил. теория развития. Синергетика и пробл. глобального эволюционизма в совр. картине мира.

    Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. 2)процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

    Диалектика, ее исторические формы и альтернативы. Диалектика в своем развитии прошла 3 этапа: 1.Стихийная диалектика древних(Гераклит, Сократ, Зинон, Парменид). 2. Диалектика НКФ. У истоков диалектического мышления стои Кант. Оформление диалектики в системуму понятий, законов и категорий происходит у Гегеля. 3.материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс). Диалектике был придан универсальный статус: развивается и природа, и общество, и человеческое сознание. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная-о развитии мира. Субъективная: а).отражение объективной диалектики в мышлении; б)специфические законы человеческого мышления; в)теория диалектики. Различают позитивную и негативную диалектику. Позитивная-представлена разработкой отдельных диалектич.идей и закономерностей(Сократ). Негативная - отрицание истинности и сущности всего того, что содержит в себе внутреннее противоречие (Парменид, Зинон). Альтернативы диалектики. Не существует альтернатив объективной диалектики, но существуют альтернативы субъективной.1). Догматизм ставит под сомнение относительность человеческих знаний.2).Релятивизм - абсолютизирует относительность знаний.3). Скептицизм-абсолютизирует неполноту знаний. В последнее время в качестве альтернативы диалектики рассматривается синергетика. Центральные понятия в синергетике: неустойчивость, нелинейность, неравномерность, открытость, альтернативность, хаос, порядок, случайность.

    Синергетика (основоположники Хакен и Пригожин), - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых системах. Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять многие философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении.

    Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она исходит из следующих принципов: системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами - космическая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью.

    Глобальный эволюционизм - результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биологии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).

    В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно И. Н. Моисееву, следующие исходные принципы:1)Вселенная - это единая саморазвивающаяся система; 2) эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности; 3)во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие.

    17. Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования и развития человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.

    В широком смысле слова природа – это всё, что нас окружает. В узком смысле: природа – это то, что не сотворено человеком. Бытие природы противопоставл. человеческому.Полноценное функционирование и развитие человека и общества базируется на трех типах природных предпосылок:

    • Географические – солнечный свет, тепло, излучение; ландшафты Земли и рельефы местности; природные климатические условия; минеральное сырье.

    • Биологические – растительный мир; животный мир; микроорганизмы; конституция человека (способность мозга к логическому мышлению, гортани к членораздельной речи, тела к прямохождению, кистей рук к трудовой деятельности и творчеству).

    • Демографические – народонаселение; воспроизводство человека; генетический багаж популяции, обеспечивающий силу и здоровье этносов; возрастная структура; половая структура; профессиональная структура; социальная структура; национальная структура.

    Всё большее значение в современную эпоху приобретает решение проблем экологии. Увеличивая свою власть над природой, люди попадали во всё большую зависимость от неё. Масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении природной среды человеческого существования, в быстром уменьшении её ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человечества. В настоящее время отмечают следующие экологические проблемы:

    1. рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;

    2. рациональное использование возобновимых природных ресурсов;

    3. борьба с загрязнениями;

    4. защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в её процессы.

    Действия человека носят всё более некомпенсируемый х-р. Потребность в нефти, угле растёт, а процесс их образования занимает миллионы лет. Необходима защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась с активным применением химических веществ при обработке почв и выращивании растений. Особо остро стоит проблема наличия пресной воды, необходимой для жизни, промышленности, транспорта, поливов и ирригации. Встаёт вопрос о защите атмосферы и ближайшего космоса.

    18. Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.

    Антропогенез - процесс формир. человека и человечества как особого биологич. вида. Поскольку возн. физического типа человека происходило одновременно с образ. общества как надприродной сист. связей между индивидами, проблема антропогенеза в философии и науке интерпрет. одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокультурогенеза. Антропогенез изуч. комплексом наук, где исследования строятся преимущ. на анализе генетически закрепленных признаков, сост. специфику человечества как биологич. вида (прямохождение; кисть, способная изготавливать орудия труда; высокоразв. мозг, обеспеч. возможность абстрактного мышления и язык). Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение ее во многом приближает нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основные группы: креационистские (рассм. человека как продукт специального божественного тв-ва, наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие») и эволюционные. Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как иного по сравнению с остальной природой образования, соотв. для его появления необх. участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога. В кач-ве современных модификаций креационизма выступают уфологические концепции антропогенеза, объясняющие возникн. человека участием внеземного разума. Так же, как и в классическом креационизме, акцент делается не на естественную эволюцию человека из природы, а на чудесном вмешательстве высших сил в этот процесс.

    19. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл жизни и предназначение человека. Идеал всесторонне развитого человека.

    Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

    Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

    К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции. Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентирует человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Иными словами, смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

    Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

    Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

    20. Сознание и его сущность. Феномен бессознательн. Сознание и язык. Проблема моделирования мышления.

    Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно предст. собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим поколением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на нее, определяя и регулируя.

    Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных. Однако, в 20 - 50-х гг. нашего столетия в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов, шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления лунатизма, состояния невменяемости и т.п. Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознат. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам в каждый момент функционирования сознания, ее можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

    Основой возникновения языка равным образом, как и мышления, являются труд, коллективная деятельность людей. Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постоянного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения служит слово, значение которого носит обобщенный характер. Мышление и язык неразрывно связаны друг с другом, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям.

    Бурное развитие кибернетики и информатики сделало возможным моделирование некоторых элементов человеческого сознания в компьютерных системах. Это в первую очередь получение, хранение и переработка информации, а также автоматическое управление различными процессами. При этом человек получил возможность осуществлять в миллиарды раз быстрее те «мыслительные процессы», алгоритм которых известен и поддается формализации-автоматизации. Таковыми оказались не только математические вычисления и формально логические операции, но даже некоторые задачи, считавшиеся ранее творческими или изобретательскими. Сегодня они решаемы без непосредственного участия человека, согласно составленным людьми программам. В то же время многие элементы сознания не поддаются программированию по причине своей неповторимости (уникальности). Это процессы эвристические (дающие нечто принципиально новое), подсознательные, интуитивные, образные, связанные с биологической и социальной мотивацией. Они по-прежнему осуществляются людьми за рамками автоматических систем. Иными словами, компьютерные системы не заменили человека, а лишь улучшили реализацию его способностей, как и все предшествующие орудия.

    21. Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.

    Общественное сознание - отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

    Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойств. конкретному человеку. Оно всегда ярче общественного сознания, но при этом, более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу проблем.

    Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойств. обществу в осознании им собственного бытия. Складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид отлич. от другого именно содержанием индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний. Формы общественного сознания:

    • политическое сознание представляет собой выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различ. социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

    • правовое выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда. Цель: утверждение правового порядка, соответствующего интересам общества;

    • мораль — система взглядов и оценок, регулир. поведение индивидов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

    • искусство - форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через худ. образы;

    • религия и философия - наиболее удаленные от материальн. условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития чел-ва. Выражает окружающий мир через мировоззрение, основанное на вере и религиозных постулатах.

    Под идеологией понимается совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений. Идеологию, как правило, вырабатывают теоретики (идеологи), облад. временем и способностями для специальных занятий духовной деятельностью и обоснования потребностей и интересов общности людей. Если идеология – социально-ориентированный теоретич. компонент общественного сознания, то общественная психология является тем его образованием, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы, так и консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального хар-ра).
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта