Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Общая характеристика западноевропейской философии ХХ века и основные ее направления (экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, постмодернизм и др.).

  • 11. Возникновение, основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Дискуссии славянофилов и западников по проблеме путей ист. развития России и их современный смысл

  • 12. Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А. Флоренский, и др.). Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.).

  • 13. Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития.

  • 14. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи. Совр. философия и наука о структурной организации материи.

  • Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции фил. 1. Сущность мировоззрения и его исторические типы миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии


    Скачать 95.3 Kb.
    Название1. Сущность мировоззрения и его исторические типы миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии
    АнкорСущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Место и роль философии в культуре. Основные функции фил
    Дата28.04.2021
    Размер95.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia.docx
    ТипДокументы
    #199541
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    9. Иррационализм как направление философской мысли второй половины ХIХ века (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

    Формируется, начиная с 40-х годов 19 века. Основные представители: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше.

    Иррационализм - учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы чел. сознания, как представление, воля, переживания, а также бессознательные элементы сознания (инстинкты, озарения, т.д.). Объектом исследования становится внутренняя жизнь человека, через которую трактуют обществ. явления: культуру, власть, религию, мораль и др.

    Шопенгауэр считал, что познание идёт лишь на основе человеческих представлений. Он писал о том, что мир невозможно понять вне эмоционально-волевых структур человеческого бытия. Воля позволяет постичь мир изнутри, а разум подчиняется воле. Выделил 3 подвида свободы: физическая, интеллектуальная, моральная. Шопенгауэр акцентировал внимание на проблемах человека, его свободы, нравственности. Их индивидуальном значимом содержании.

    Поворот от рационализма к иррационализму осуществил и датский философ Кьеркегор. Для него его собственная личность и то, что происходило в душе, было главным. О чём бы он ни писал, он всегда имел в виду самого себя: его жизнь и философское учение неразрывны. Он утверждал, что для человека важно найти истину, во имя которой он будет жить и готов на смерть. Для Кьеркегора вера превыше всего. Его метод познания - уровни исследования человека.

    Фридрих Ницше был не только представителем иррационализма, но и основателем «философии жизни». Форма изложения его филос. мыслей - афоризмы, мифы, проповеди, полемика. Его философские взгляды - его собственное бытие. Чтобы понять вещь, надо человеческое перевести в природное. Проблема человека, его природы - это проблема его духа. Конечной целью человеческих стремлений является жизнь. Она космична и биологична, она - воля к власти.

    10. Общая характеристика западноевропейской философии ХХ века и основные ее направления (экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, постмодернизм и др.).

    Философия второй половины 19 и начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по-разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были:

    1. Философия диалектического материализма, которая представляет из себя развитие, применение к особенностям общественной жизни 20 столетия. Здесь проблема человека рассматривается через единство разумного и деятельного начала.

    2. Философия позитивизма и неопозитивизма. Родоначальником позитивизма был французский философ Огюст Конт. Перерабатывая философию Гегеля, он выдвигает в качестве предмета философии позитивистское знание, т.е. знание, которое дается положительными науками, особенно естественными. Позитивизм – философское направление, отрицающее возможность познания закономерных связей и отношений действительности и ограничивающее роль науки описанием фактов, явлений. Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

    3. Философия экзистенциализма - также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Ницше и А. Шопенгауэра. В отличие от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая, что он и должен быть предметом философии. В становлении этой философии большую роль сыграло творчество русских писателей Достоевского и Толстого. Философия экзистенциализма сформировалась в 20-х годах.

    4. Философия неотомизма стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году, когда по указанию Римского Папы Льва 13 изучение трудов Фомы Аквинского становится обязат. во всех католических университетах. С т. з. этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен прийти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры.

    5. Постмодернизм - это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой "культуры" к мертвой "цивилизации". Для того, чтобы понять сущность постмодерна, нужно просто четко осознать, что постмодерн - целиком западное явление, что это фаза развития именно западной культуры, начало процесса ее саморазрушения. Философы постмодерна (Бодрийар, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко, Хайдеггер) доказывают искусственный "насильственный" характер основных категорий западной рациональности.

    Таким образом, философия 20-го столетия показывает поливариантный характер личностного начала человека. Каждый из указанных содержательных аспектов определяет сущность человека в тех или иных социальных условиях.

    11. Возникновение, основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Дискуссии славянофилов и западников по проблеме путей ист. развития России и их современный смысл.

    Русская философия – с-ть философских идей, концепций, присутствующих в целостном контексте отечественной культуры начиная с её возникновения и до сегодняшнего дня. Её отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых проблем. Истоки возн.: накануне крещения Руси, мировоззр. базировалось на язычестве. Мир представляется человеку как единый живой космос, охватывающий небо, землю, наводную и подводную стихии. Малозаметный прогресс техники создавал иллюзию стабильности. В недрах язычества Ф. не могла зародиться и лишь в эпоху христианства у славян происходят сдвиги в идеологии. С принятием мировой религии Русь стала полноправн. партнером цивилизован. мира. На Русь стали завозиться библейские книги, богословие становилось господствующей идеологией, Ф. в своих истоках носила религиозный характер и отражала особенности феодального общества. Этапы развития:

    1. Период предфилософии (11 –17 вв.). Хар-ся тесными связями элементов философского твор-ва с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями визант. христианства. Появление первых элементов фил. мысли в Древней Руси восходит к именам Кирилла и Мефодия, которые известны как великие просветители славян.

    2. Фил-я русского Просвещения (17 ‑ 18 вв). В этот период происх. становление светской философии: зарождение секуляризма и западнорусское влияние, «петровское западничество», вырвавшее Русь из мощных объятий православного Востока и создавшее особый нац.-духовный мир. Классич. период рус. Просвещения открывается колоссальной фигурой Ломоносова, который доказал свое превосходство над философскими кумирами Запада.

    3. Первая пол.19 в. В этот период были заложены основы русского типа философствования, сформулированы основные проблемы в философии России и намечены пути их решения. Главным лейтмотивом данного периода является спор западников и славянофилов.

    Основные особенности:

    • Русская философия является духовной наследницей византийской мысли. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама.

    • Русская философия почти всегда развивалась в недрах религии. Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно

    • Характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Она всегда отличалась глубоким и существенным религиозным интересом к человеку, его судьбе и путям, целям и смыслу его жизни. Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма.

    • Русскую мысль тревожит проблема «правды», ибо в ней сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда– не только сфера разума, но и сердца.

    • Русских философов всегда интересовал поиск смысла истории, ответа на вопрос о месте России в мировом историческом процессе. Многие русские мыслители верили в исключительную роль России, ссылаясь на то, что она является единственной носительницей православного христианства. Ни в одной стране мира философы не уделяли столько внимания национальным проблемам.

    Одно из центральных мест в русской философии всегда занимала проблема выбора пути развития России, со временем оформившаяся в виде "русской идеи". Большое внимание этой проблеме уделяли славянофилы, полагавшие, что основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ по своему менталитету принципиально отличается от народов Запада. Славянофилы критиковали крепостничество как не отвечающее христианским заповедям, и в то же время негативно оценивали соц.-политические последствия развития капиталистических отношений на Западе. Оппонентами славянофилов были западники, с иных позиций подходившие к осмыслению исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. Западники полагали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу. Еще одной версией "русской идеи" явилось евразийство, усматривавшее единое будущее у народов, населяющих пространство Евразии. Это интеллектуальное и социально-философское учение оформилось в 20 - 30-е гг. XX в. главным образом в среде российской эмиграции.

    12. Русский религиозно-философский Ренессанс (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.А. Флоренский, и др.). Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.).

    Яркой страницей духовной жизни России начала 20в. была религиозная философия, которая стала символом эпохи. Особый интерес привлекают две наиболее крупные фигуры русского религиозно-философского ренессанса начала 20 века - Сергей Николаевич Булгаков и Николай Александрович Бердяев. Основные вехи их философского пути были общими: оба пришли к религиозной фил., разочаровавшись в марксизме; совместно участвовали во многих культурных инициативах того времени. Можно сказать, что интенцией "нового религиозного сознания" было критическое переосмысление марксистских идей. С другой стороны, религиозно-философский ренессанс был явлением, охватившим всю духовную жизнь российского общества, и имел общекультурное содержание. Поэтому более точно было бы говорить о двух ветвях русского религиозно-философского ренессанса: философской, представленной философами, прошедшими через увлечение марксизмом, и культурно-эстетической, представленной русскими символистами. Таким образом, в своей сути русский религиозно-философский ренессанс был уникальным состоянием общественной мысли, охватившим все ее проявления - философию, богословие, литературу, поэзию, рез-том которого стал беспрецедентный взлет интеллектуального и художественного творчества. Ему сопутствовала беспрецедентная социально-культурная активность интеллигенции, выразившаяся в появлении разнообразных кружков, обществ и т.п., в проведении всевозможных вечеров, диспутов, собраний.

    Космизм –другая мысль, обосновыв. необходимостью выхода человека за пределы Земли. Необходимость – общая черта космистов.

    Вернадский – создатель теории ноосферы. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Не отрицал что живое может произойти из неживого. Но все же живое скорее всего существует всегда. Человек – участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назнач. в гармонизации отношений человека с природой. Человек стан. главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы космоса.

    Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание. Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе

    13. Философская мысль Беларуси: основные особенности и этапы развития.

    Формирование условий для возникновения философии Беларуси следует связать с принятием христ-ва в Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи Полоцкой. Становление же проф. философской деят-ти в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности чел. бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безгран. возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека. Этапы развития:

    1. Предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая, т.к. они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению, что должно было обеспечить человеку душевную гармонию. Позитивная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного тв-ва.

    2. Гуманистическое и реформационное движение (16 - первая пол. 17 вв.), для которого характерно формирование белорусской народности и языка. Данный период представляют Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В этот период под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессансного гуманизма с его идеей индивидуальной свободы.

    3. Доминирование схоластической философии (конец 17 - первая пол. 18 вв.) - связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования.. Проблемы, традиц. для европейской схоластической философии, анализ. в трудах таких мыслителей, как М. Смотрицкий, В. Тылковский, и др. Наряду со схоластикой в эту эпоху видна и попытка соединения христианских догматов с идеями новоевропейской философии, оказавшей заметное влияние на белорусских мыслителей. Полной альтернативой схоластике стал атеизм К. Лыщинского.

    4. Господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая пол. 18 - первая пол. 19вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической. Образование и воспитание - основной механизм формир. свободного. Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ - физиократов (сторонников разного рода реформ), филоматов (любителей знания) и филоретов (друзей добродетели. Деятели: К. Нарбут, Я. Чечот, Б. Добшевич, А. Мицкевич, Т. Зан и др.

    5. Национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая пол.19 - начачо 20 вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой интеллигенции (Ф. Богушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.).

    6. Доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80-е гг. 20 в.), в рамках которой проводились исследования в области: истории философии, философии и методологии науки, теории диалектики, социальной философии;философии культуры .

    В 90-е годы XX в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.

    14. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи. Совр. философия и наука о структурной организации материи.

    Бытие – все, что нас окружает. Понятие включает в себя объект. и субъект. реальность. Если бытие рассматривать как объективную реальность, то оно превращается в материю, которая определяется субъективной реальностью. Такое понимание характерно для философии материализма, для которого материя становится исходной онтологической категорией. Раздел философии, занимающ. проблемами бытия, изучающий основополагающие принципы бытия, мироздания, предельно общие сущности и проблемы реальности называется онтологией. Если бытие отождествляется с субъективной реальностью, то оно предстает как сознание, дух, идея, которое выступает как исходная онтологическая категория в философии идеализма. Проблема бытия возникает в случае, когда человек ставит перед собой вопрос о способах существования мира.

    Философский смысл категории бытия закл. в том, что это гранит существования. Модели бытия: субстанциональная (мир неподвижен), динамическая (все меняется).

    Основные формы бытия:

    1. бытие вещей, процессов;

    2. бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфическое человесеское бытие;

    3. бытие духовного

    4. бытие социального, которое делится на индивидуальное и бытие общества

    Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

    Понятие материи в своем осмыслении прошло несколько этапов развития:

    1. Материя понимается как всеобщая вещь, вещество. В античности складываются учения о материальной первооснове бытия: Фалес, Анаксимен, Демокрит.

    2. Под материей мыслится свойство, атрибут. Французские материалисты 18 в. рассматривают материю не только как совокупность механических свойств, присущих предметам, но как все то, что воздействует на органы чувств, вызывая ощущения.

    3. Материя как отношение между вещами и сознанием, как понятие, отражающее существующую реальность. Материя первична по отношению к сознанию.

    Современная наука о системной организации материи: 1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны и кварки).2. элементарный уровень (элементар. частицы, которые обладают корпускулярно-волновым дуализмом, т. е. св-ми вещества и поля: 3. Атомы 4. Молекулы. 5. Макротела. 6. Планеты (особый вид макросфер, имеющих ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу. 7. Планетные системы, которые состоят из планет и звезд. 8. Галактики – включают планетные системы и звезды.).
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта