Главная страница
Навигация по странице:

  • Право и корпоративные нормы.

  • Мораль – универсальный регулятор и ее влияние распространяется на все или почти все сферы поступков и действий челове

  • Право и технические нормы.

  • 51. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

  • Единство между правом и моралью

  • 52.Понятие структура виды правосознания . Правосознание

  • (пр.)

  • Познавательная функция правосознания

  • Регулятивная функция правосознания

  • Виды правового сознания: -индивидуальное (пр.)

  • Научное (теоретическое) (пр.)

  • 53. Правовой нигилизм и правовой идеализм Термин «нигилизм»

  • формы правового нигилизма

  • 54.Правовая культура: понятие, структура . Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения. Правовая культура это

  • 54. Правовая культура: понятие и структура.

  • 55.Правовое воспитание .Формирование правосознания личности

  • 56. Норма права: понятие, структура, виды.

  • 57. Соотношение норм права и статьи нормативного акта.

  • 58. Понятие и виды форм (источников) права. Источник (форма) права

  • Юридическим прецедентом

  • тгп экзамен. 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3


    Скачать 337.2 Kb.
    Название1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3
    Дата22.05.2023
    Размер337.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатгп экзамен.docx
    ТипДокументы
    #1151623
    страница11 из 21
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21

    Право и религиозные нормы. Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализо-ваны и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 г. источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана – соответственно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».Влияние права на религию в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон «О свободе совести» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя» и стоящих за ними темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом, иначе неизбежен синдром «АумСинрикё».

    Право и корпоративные нормы. К корпоративным нормам относят те нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах)общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах.Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы имеют определенное сходство с юридическими. Они, так же как и правовые, документально зафиксированы, в известной степени детализированы. Так, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия к ним, которые во многом сходны с мерами дисциплинарного и морального воздействия. В частности, Устав ЛДПР содержит положение о том, что «член партии может быть исключен из ЛДПР за действия, порочащие партию или наносящие ей вред» (кто и как это определяет, устав не оговаривает; кстати, в этом и есть принципиальное расхождение данной нормы с юридической, закрепляющей санкцию).Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ ( ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), федеральном законе «Об общественных объединениях» и других законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения.

    Право и мораль. Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с иными социальными нормами у нее (морали) наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Сказанное означает, что сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованиями (С.С. Алексеев).Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям.Формирование морали имеет естественно-историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их на себя. Формирование права также имеет естественно-историческую основу. Вместе с тем позитивное право (право, содержащееся в актах право-творческих органов государства) нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человеческой личности. По этой причине право и мораль сохраняют принципиальные расхождения.Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных императивов: «добрые» и «плохие», «справедливые» и «несправедливые», «честные» и «бесчестные», «добросовестные» и «недобросовестные» и т.д. Оценочными категориями права выступают «правомерное» и «неправомерное», «законное» и «незаконное», «юридически допустимое» и «юридически запрещенное».У морали в отличие от права нет специализированных проводников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право применяется специальными учреждениями государства с использованием специальных средств и механизмов. Однако же у права нет самого мощного проводника, коим для морали является совесть человека. Право может рассчитывать на чувство законности, но последнее в отличие от совести не относится к статусным качествам человека.

    Мораль – универсальный регулятор и ее влияние распространяется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Право действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия, либо же его влияние достаточно специфично. Так, обращенное ко всем и к каждому безусловное требование одной из заповедей христианской морали «чти отца своего и мать свою» в праве находит своеобразное воплощение. Семейный кодекс Российской Федерации, Конституция РФ возлагают на совершеннолетних трудоспособных детей юридическую обязанность заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Большего от права нельзя требовать, иначе оно потеряет свою юридическую самобытность, превратившись в свод рекомендательных норм и пожеланий.От морали право отличается государственной обеспеченностью. В этом, думается, заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора. Возлагая на физических и юридических лиц обязанность, право располагает такими инструментами воздействия, которые позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе и мораль, оказывались не достаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. Свойства права отвечали этому требованию.Право в отличие от морали, религии не терпит конкуренции. Партикуляризм в принципе не приемлем для правовой системы. Юридическая система (как и система права) поэтому может быть только одна в обществе. Моральных же или религиозных систем может быть несколько: господствующая мораль, корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых или, как иначе сказал немецкий философ Фридрих Ницше, «мораль господ и мораль рабов».Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах (и соответственно требовать исполнения) безнравственных поступков.Влияние морали на право придает ему моральную направленность. Моральная ценность права заключается в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами и механизмами гарантировать действенность прав и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы. Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости. В этом смысле право должно стать выражением «нормативно закрепленной справедливости» (Р. 3. Лившиц).Сближение права и морали вместе с тем не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность.Право и технические нормы. В системе нормативного регулирования технические нормы занимают особое место. Принято считать, что эти нормы не имеют социального характера: это правила, характеризующие отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства. В то же время очевидно, что нарушения технических норм и их последствия – аварии и катастрофы, нередко сопряженные с человеческими жертвами и огромным материальным ущербом, – имеют социально ощутимый резонанс.И техническим нормам в широком смысле относят нормы биологические, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, технологические, научно-технические, экологические и др. В силу своей значимости часть этих норм находит закрепление в законодательстве, получив название технико-юридических. Это технические условия, различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного транспорта и др.), индексы загрязнения окружающей среды и т.д. За нарушение этих правил установлена юридическая ответственность: имущественная, административно-правовая и уголовно-правовая.Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что некогда недоступная праву область становится объектом его регулирования и охраны. При этом уже не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и даже отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право призвано юридическими средствами защитить экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам.
    51. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

    Мораль это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же есть наука о морали (нравственности).

    Единство между правом и моралью:

    1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; 2) у них единый объект регулирования общественные отношения; 3) исходят в конечном счете от общества.
    Различия между правом и моралью:
    1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право вместе с государством);
    2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);
    3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);
    4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые в конкретно установленный срок);
    5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права мерами государственного воздействия);
    6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).
    Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).
    Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (действующие различия между правом и моралью) и субъективные. Право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов).
    52.Понятие структура виды правосознания.

    Правосознание (пр.)- это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общ-ой жизни. (пр.) - источником права, отражающим объективные потребности развития общества, одним из обязательных инструментов реализации права, средством оценки соответствия поведения нормам права. (пр.) находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на процесс и результаты правотворчества.

    (пр.) - сложное структурное образование, в котором выделяют как минимум два компонента: правовую идеологию (рациональный) и правовую психологию (эмоциональный).В структуре пр-я принято выделять и другие элементы: правовую онтологию (знание того, что есть право), аксиологию (оценку права), праксиологию (волевой элемент, связанный с выбором варианта поведения).

    Правовая идеология - это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общ-ой жизни.Правовая идеология формируется как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. Теоретический уровень пр-я предстает в виде идеологии. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука

    Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, проф. коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе.

    Через правовую психологию реализуются присущие правовой культуре обычаи и традиции, самооценка личности. Как элемент правовой культуры, правовое сознание представляет собой механизм, влияющий на право и правовое поведение.

    Согласно теоретической концепции, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательная функция правосознания предполагает определенную сумму юридических знаний, являющихся результатом мыслительной деятельности (правовая подготовка). Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к явлениям правовой жизни на основе юридического опыта. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.

    Виды правового сознания:

    -индивидуальное (пр.) проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни;

    -групповое (пр.) означает совокупность представлений и чувств, связанных с коллективным осознанием права и правовых явлений;

    -общественное (пр.) проявляется как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, нации и т.д.).Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общ-ый (социальный) характер.

    В зависимости от уровня правовой культуры или с точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

    Обыденное (пр.) является наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и часто поверхностный характер.

    Профессиональное (пр.) - это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юр. дея-ти. Включает в себя программные юр. знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Научное (теоретическое) (пр.), формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Оно характерно для научных работников. Научное (пр.) необходимо учитывать в процессе правотворчества, которое должно определять направления совершенствования юридической практики. С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом, с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая правовые акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания населения), так и на уровне правореализации ((пр.) обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению, способствует оптимальному толкованию права и преодолению пробелов в праве). Таким образом, (пр.) пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию правовых норм и сопровождает реализацию норм на всем протяжении их действия.

    53. Правовой нигилизм и правовой идеализм

    Термин «нигилизм»-«ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:

    а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

    б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

    в) не сопряжен с позитивной программой;

    г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

    В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным.

    Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра­ва, его возможности, общественную полезность.

    Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

    Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях – теоретической (идеологичес-кой) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснова-ние правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливает-ся в террор государства против своего народа, в превращении правящей элиты в конечном счете в преступную клику.

    ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ - явление, противоположное правовому нигилизму; завышает возможности правового регулирования, т.е. возможность права определять реальное поведение людей. П.и. законодателя нередко приводит к принятию нормативных актов, реализовать которые в данных социальных условиях невозможно. Такие акты остаются декларацией, что подрывает доверие к праву, является одной из причин правового нигилизма.

    54.Правовая культура: понятие, структура.

    Важнейшим признаком государства является высокий уровень правовой культуры населения. Правовая культура это обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

    54. Правовая культура: понятие и структура.

    Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (Ожегов).

    Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

    Правовая культура зависит, прежде всего, от уровня развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д., насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д. это первый элемент правовой культуры.

    Уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической – правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества.

    Третьим элементом является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

    Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявляться лишь в правовой деятельности и ее результатах – правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носи-теля-субъекта – человека, группы людей, населения в целом.

    Подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессиональная правовая культура юристов.

    Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется: - в готовности личности к активным сознательным творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права; - в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности.

    Состояние правовой культуры:

    идеолого-психическое – правовые идеи;

    нормативное – правовые нормы и институты;

    поведенческое – правовые поступки;

    объективированное – правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности.


    55.Правовое воспитание.

    Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Одним из средств косвенного воздействия на формирование правосознания является правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание призвано формировать у граждан высокий уровень правосознания и правовой культуры.

    Правовое воспитание включает в себя следующие составные части: субъекты воспитания, объекты воспитания, содержание воспитания, методы воспитания, формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

    Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это сложный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений основных действующих законов. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а, следовательно, и уровень правовой культуры, находится на высоком уровне.
    56. Норма права: понятие, структура, виды.

    Под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило пове-дения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опублико-ванное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений пу-тем определения прав и обязанностей их участников.

    Существенные признаки правовых норм:

    1. норма есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

    это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права.

    Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течении какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

    Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа – нормативно- правовом акте.

    Структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Структура правовых норм строится в виде трех элементов деонтической логики (т.н. логики норм и нормативных понятий) получивших название диспозиции, гипотезы и санкции.

    Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких обстоятельств, перечисленных в статье нормативного акта.

    Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтер-нативной (дает возможность участникам варьировать свое поведение в оговоренных преде-лах) и бланкетной (правило лишь в общей форме, отсылает субъекта к другим правовым актам).

    Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности подразделяются на абсолютно определенные (точно указывается размер, величина, срок), относительно определенные (от и до), альтернативные (возможна замена вида наказания другим).

    Структуру правовой нормы нужно рассматривать как единство идеальной и реальной структуры. Идеальная структура нормы выражает первичные исходные ее связи в системе объективного права. Это своеобразный набор логически взаимосвязанных элементов, обус-ловленный спецификой правообразования и структурой права в целом. Идеальная структура, имеющая потенциальное значение, в процессе своего развития превращается в реальную, но изменяясь, сохраняется в своем результате. Реальная структура нормы отражает в известной степени результат правового опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, кото-рых достаточно для того, чтобы конкретное обшественно-властное или государственно-властное веление получило жизнь в рамках целостного правового организма. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия правовых норм в системе права.

    Виды правовых норм:

    по субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от:

    а ) государства ( гос.органов);

    б) непосредственно от гражданского общества (населением).

    по социальному назначению и роли в правовой системе:

    а) учредительные (нормы-принципы), отражают исходные начала правового регламен-тирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан; основополагающие идеи и параметры пра-вовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходи-мое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным зако-номерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закреплен-ные в Основах законодательства, кодексах;

    б) регулятивные (нормы - правила поведения), непосредственно направлены на регулиро-вание фактических отношений. В зависимости от характера субъективных прав и обязан-ностей различают: - управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); - обязывающие (содержащие обязанность совер-шения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность – носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

    в) охранительные ( нормы – стражи порядка), фиксируют меры гос.принуждения, кото-рые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания;

    г) обеспечительные (нормы – гарантии), содержат предписания, гарантирующие осущест-вление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социаль-ная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизма и конструкций беспрепятственной реализации права;

    д) декларативные (нормы – объявления), обычно включают в себя положения програм-много характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общест-венных отношений, содержат нормативные объявления (ч.2 ст.1 Конституции РФ – «Наименования РФ и Россия равнозначны»);

    е) дефинитивные (нормы – определения), формулируют определения правовых явлений или категорий;

    ж) коллизионные (нормы – арбитры), призваны устранять возникшие противоречия между правовыми предписаниями;

    з) оперативные (нормы -инструменты), устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.д.

    по предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданс-кого, уголовного и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные (являются правилом поведения субъектов) и процессуальные (содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил);

    по методу правового регулирования выделяют: - императивные (имеют сугубо строгий, властно категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведе-нии), диспозитивные (присущ автономный характер, позволяющий участникам самим до-говориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав или исполь-зовать в определенных случаях резервное правило); рекомендательные (устанавливают варианты желательного поведения субъектов).

    По сфере действия вычленяют: - нормы общего характера ( распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории страны); - нормы ограниченного действия ( имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами); - локальные (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур);

    По времени действия: постоянные и временные;

    По кругу лиц: -распространяются на все категории лиц либо лишь на строго определенные.
    57. Соотношение норм права и статьи нормативного акта.
    Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, зак-репленным в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки: а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непос-редственно населением путем референдума; б) содержит нормы права, устанавливает, отме-няет или изменяет их; в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается госу-дарством; г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами; д) носит легитимный характер.

    Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом норматив-ного акта является статья.

    Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти), то при анализе мы не всегда обнаружим все три элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержаться, как правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно-правового акта не совпадают.

    Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового акта, а иногда и в статьях различ-ных. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выраже-ния, но при этом сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма права – это единое обще-обязательное правило поведения, которое исходит от государства и находится под его защи-той.

    Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правых актов:

    Прямой. Суть состоит в том, что в статье излагаются все три элемента правовой нормы. Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи.

    Отсылочный. При такой форме изложения правовой нормы в статьях акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта. Так, ст.14 СК РФ содержит условия заключения брака (гипотеза), ст.10,11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст.27,30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

    Бланкетный. При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержа-ние ее не раскрывается. Так, ст.271 УК РФ гласит: «Несоблюдение указанных в разреше-нии маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение пра-вил международных полетов наказываются…». В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только назы-ваются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие именно правила международных полетов были нарушены.

    Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы восполнить недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения следует искать в другом (или других) нормативно-правовых актах.

    Таки образом, норма права не тождественна статье нормативно-правового акта. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья – это форма его изложения. В статье может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов.
    58. Понятие и виды форм (источников) права.

    Источник (форма) права - это внешний способ выражения государством норм права.Если содержанием права является совокупность правил поведения, а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.Источник права различают в материальном смысле (материальные условия жизни общества и потребности людей), идеологическом смысле (доктрина, мораль, правосознание) и формально-юридическом смысле (как способ внешнего выражения и закрепления правовых норм).Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность и общеизвестность. Обязательность означает категоричность и не отрицательность правовых установок. Формальная определенность предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права. Общеизвестность - качественный признак форм права, связанный с информированием о правилах поведения, пределах их действия. Под формой права понимаются «определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы - упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера». При этом в самой форме права различается ее внутренняя (структура права, т.е. отрасли, институты, нормы права) форма и внешняя (система нормативно-правовых актов или система законодательства).Итак, источники права - это исходящие от государства или признанные им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения. Среди источников права наиболее известными и значимыми являются правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт и нормативный договор.

    Правовой обычай - это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени. Правовые обычаи сохраняют значение источников права не только в отраслях частного, но и в отраслях публичного, особенно государственного права. Юридическим прецедентом является судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем. актНормативно-правовой акт - это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений, М.Н. Марченко отмечает, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов».

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21


    написать администратору сайта