Главная страница
Навигация по странице:

  • Отношение

  • Отраслями

  • Типами культуры

  • Формы

  • Элитарная, высокая культура

  • Народная

  • Видами культуры

  • Городская культура

  • Специализированная культура

  • Социализация

  • Фомин Культурология Глава 1. 1. теория культуры


    Скачать 80.39 Kb.
    Название1. теория культуры
    Дата20.02.2023
    Размер80.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФомин Культурология Глава 1.docx
    ТипЗакон
    #946385
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Типология культур


    (по проф. В.М Межуеву)


    Отношение к природе

    Историческая типология

    Отношение к традиции

    Региональная типология

    Способ жить (приспособление к природе)

    Доклассическая культура (мифологическая, религиозная). V-XIVвв.

    Традиционная культура (передача традиции, удовлетворение наличных жизненных потребностей, а не накопление)

    а) неразрушенная;

    б) разрушенная

    «Восток» или «Юг» а) географический Восток, средневековая Европа, Латинская Америка, Африка, Россия, Турция;

    б) традиционные культуры в XXXXI в.

    «Вторая природа» (построение второй природы, сотворенной человеком, но столь же онтологически значимой, как и первая). XVII-XX вв.

    Классическая культура (демиургическая, основанная на принципах гуманизма, рационализма, историзма – вера в прогресс). XIVXIV-XIXконец XIXв.

    Современная культура (постоянная ориентация на новое, на накопление материальных и духовных продуктов сверх нормы потребления, накопление инновационных технологий, выделение индивида)

    «Запад» XVIIXXвв. или «Север». В XX в. Сюда присоединяются Япония, Гонконг, Южная Корея

    Способ выжить (учет ограничений, поставленных природой при создании второй природы, отказ от демиургической концепции культуры).

    Конец XX-XXI вв.

    Неклассическая культура (ослабление демиургических принципов).

    Начало XX – XX в. Постнеклассическая (большая ориентация на существующую реальность, на ее принятие).

    Конец XX-XXI вв.

    Постмодернистская культура (Объединение черт традиционной и современной культур)

    «Евразийская» (географическая Россия, Турция). Теоретически – объединение черт традиционной и модернистской культур


      1. ОТРАСЛИ, ТИПЫ, ФОРМЫ, ВИДЫ КУЛЬТУРЫ



    В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.
    Отраслями культуры следует называть такиесовокупностинорм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Экономическая, политическая, профессиональная и прочие виды деятельности людей дают основание выделить их в самостоятельные отрасли культуры. Таким образом, политическая, профессиональная или педагогическая культуры – это отрасли культуры, подобно тому, как в промышленности существуют такие отрасли, как автомобилестроение, станкостроение, тяжелая и легкая отрасли промышленности, химическая промышленность и т.д.

    Типами культуры следует именовать такие совокупности норм,правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура – такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней. Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам.

    Этническая культура это культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания (так сказать, единых по «крови и почве»). Ее основная черта местная ограниченность, жесткая локализация в социальном пространстве. В ней господствует сила традиции, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся от поколений к поколениям на семейном или соседском уровне. Будучи необходимым и достаточным условием существования этноса, этническая культура перестает быть таковой применительно к существованию нации. Следует различать этнос и нацию, не сводя тем самым этническую культуру к национальной.

    В отличие от первой, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных друг с другом кровнородственными и племенными отношениями. Границы национальной культуры задаются силой, мощью самой этой культуры, ее способностью распространяться за пределы общинно-родовых и локально-территориальных образований. Национальная культура возникает в силу принципиально иного способа межчеловеческой культурной коммуникации, прямо связанной с изобретением письменности.

    Термин «тип» предполагает, что национальные культуры – русскую, французскую или китайскую – мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами.

    Формы культуры относятся к таким совокупностямправил,норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являютсятакжесоставными частями какого-то целого. Высокая или элитарная культура, народнаякультура и массоваякультура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания. Высокая, народная и массовая культура различаются набором приемов и изобразительных средств художественного произведения, авторством, аудиторией, средствами донесения до зрителей художественных идей, уровнем исполнительского мастерства.

    Элитарная, высокая культура (elite, франц. избранный, лучший, отборный, отборный) – культура письменная; создается преимущественно образованной частью общества для собственного потребления; с опережением использует художественные приемы, которые будут восприняты широкими слоями позже, с культурным запаздыванием; поначалу носит авангардный, экспериментальный характер, оставаясь чуждой широким массам. Ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой.

    Народнаякультура сфера неспециализированной (непрофессиональной) культурной деятельности устной традиции, бытующая по фольклорному типу в прошлом и настоящем, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия (совместных трудовых, обрядово-ритуальных, праздничных действий). Создается анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки.

    Массовая культура вид "культурной индустрии", производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, распространяемую по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации; порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связана с формированием массового общества. Время ее возникновения первая половина-середина ХХ в. Массовая культура предстает как культура всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры. Как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная.

    Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К примеру, субкультура представляет собой такую разновидность господствующей (общенациональной) культуры, которая принадлежит большой социальной группе и отличается некоторым своеобразием. Так, молодежная субкультура создана возрастной группой людей от 13 до 19 лет. Их еще называют тинэйджерами.

    Молодежная субкультура не существует в отрыве от общенациональной, постоянно взаимодействует и подпитывается ею. То же самое можно сказать о контркультуре. Таким именем называют особую субкультуру, антагонистически настроенную по отношению к господствующей культуре.

    К основным видам культуры мы будем относить:

    • доминирующую (общенациональную, национальную или этническую) культуру, субкультуру и контркультуру;

    • сельскую и городскую культуры;

    • обыденную и специализированную культуры.

    Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

    Субкультура часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; является частью доминирующей культуры, но имеет отличные или противостоящие черты, добавляя к ряду ценностей доминирующей культуры новые, характерные только для нее.

    Контркультура – субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями с доминирующей культуры.

    Сельская культура – культура крестьянства, деревенская культура, характеризующаяся неравномерностью трудовой загруженности в течение года, персонификацией межличностных отношений, отсутствием анонимности поведения и наличием неформального контроля жизни членов локальной общности, доминированием внутриобщинной информации над официальной государственной.

    Городская культура индустриальная, урбанизированная культура, характеризующаяся высокой плотностью населения, разнообразным культурным пространством, анонимностью социальных отношений, индивидуальным выбором стиля социальных контактов, равномерным трудовым ритмом.

    Обыденная культура – это совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни, владение обычаями повседневной жизни социальной среды, в которой проживает человек (нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения). Это культура, не получившая институционального закрепления. Процесс освоения человеком обыденной культуры называется общей социализацией или инкультурацией личности.
    Специализированная культура – сфера общественного разделения труда, социальных статусов, где люди проявляют себя в социальных ролях; культура, ставшая институализированной (наука, искусство, философия, право, религия).

    Инкультурация процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм нормам поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.


    Социализация процесс усвоения основных социальных ролей,норм, языка, черт национального характера в современном обществе.

    Духовную и материальную культуру нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными или комплексными образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы. Их можно называть сквозными явлениями, пронизывающими и отрасли, и типы, и формы, и виды культуры. Разновидностями духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной физическая культура.

      1. 1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта