Главная страница
Навигация по странице:

  • Традиционная

  • Основные черты культурных универсалий

  • Традиционное

  • «Аграрная волна»

  • «Индустриальная волна»

  • «третья волна»

  • Фомин Культурология Глава 1. 1. теория культуры


    Скачать 80.39 Kb.
    Название1. теория культуры
    Дата20.02.2023
    Размер80.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФомин Культурология Глава 1.docx
    ТипЗакон
    #946385
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

    Специфика и основные черты техногенной цивилизации



    Основные черты культурных универсалий, составляющие основу западноевропейской культуры:


    • представление о природе как поле приложения сил человека (сравнить с ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу);

    • абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной – к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);

    • деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования);

    • технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения;

    • быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.

    Происходит глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт. По мере глобализации стилей жизни все более заметны признаки противоположной тенденции – борьбы за сохранение уникальности национальных культур.

    Традиционнаякультурапредставляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.

    В истории существовал ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Месопотамии, Древней Индии и др.

    Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Традиционная культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основными занятиями являются сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность.

    Основные черты культурных универсалий, составляющие основу традиционныхкультур:

    • ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;

    • приверженность существующим образцам поведения;

    • господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании;

    • медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности

    Традиционное общество

    Пост-традиционное общество

    Господство традиции над инновацией

    Господство инновации над традицией

    Зависимость в организации социальной жизни от религиозных и мифологических представлений

    Светская организация социальной жизни

    Отсутствие массового образования

    Массовое образование

    Циклическая модель развития

    Поступательная (прогрессистская) модель

    Ориентация на прошлое и настоящее

    Ориентация на будущее

    Ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности.

    Ориентация на инструментальные, а не на метафизические ценности

    Ценностная рациональность

    Неценностная рациональность

    Авторитарный характер власти

    Демократия

    Вечное богатство

    Капитал

    Отсутствие отложенного спроса в материальной сфере. Материальное производство ради настоящего потребления. Отсутствие консюмеризма.

    Отложенный спрос: материальное производство ради будущего. Консюмеризм

    Особый психический склад недеятельная личность

    Деятельная личность

    Ориентация на мировоззренческое знание, а не на точные науки и технологии

    Ориентация на точные науки и технологии, а не на мировоззренческое знание

    Локальность развития

    Экспансивность развития

    Деревенские формы жизни

    Городские формы жизни

    Этническая общность

    Национальное государство

    Неиндустриальное

    Индустриальное

    Экстенсивность развития

    Интенсивность развития


    Начиная с Э. Роттердамского (1469-1536) и Ф. Бэкона (1561-1626) в европейской науке прогресс общества было принято ассоциировать с развитием материального производства, с усовершенствованием орудий труда, техники, технологии и соответствующих производственных и экономических отношений. Л.Г. Морган (1818-1881) предложил идею исторического процесса по схеме дикость – варварство – цивилизация. Исследования И. Гердера (1744-1803), чикагской школы социологии, К. Мангейма (1893-1947), Р. Арона (1905-1983), помогли преодолеть оценочные и этнографические рамки традиции. «Традиция» перестала отождествляться с варварством, первобытным укладом и встала в один ряд с понятиями «цивилизация», «культура».

    А. Тоффлер (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации.

    «Аграрная волна» охватывала все страны наиболее длительный период. Для нее характерны: зависимость от природы (сезонные ритмы, погодные условия, почва); медленный темп развития науки и техники; локальность культурных контактов; элитарность образования; межпоколенная трансляция ценностей; устойчивость родственных связей.

    «Индустриальная волна» начинается с промышленной революции в XVII в. и продолжается до сих пор, втягивая на свою орбиту все большее количество стран. Ей свойственны: быстрое развитие науки и технологии; создание массовых производственных технологий; централизация управления; стандартизация потребностей человека; урбанизация. Грядущая «третья волна» должна принести, по мнению Тоффлера, возрастание роли человека, тенденцию к самоограничению, развития индивидуальности.

      1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта