философия 3. 1 Вклад философии и современных наук в развитие диалектики 1 Историкофилософская справка
Скачать 100.6 Kb.
|
9. Категории «общего» и «особенного»
Примеры: 1) в науке: люди различны по анатомическому строению тела, функциониро- ванию различных органов, по химическому строению крови, ферментных систем, реакции на фармакологические препараты. При этом определяя СОЭ (скорость оседания эритроцитов в крови), поведение каждой отдельной молекулы не рассматривается на уровне «отдельного». 2) в медицине: врач лечит не человека «вообще», а «конкретного» человека с его личностной неповторимостью, необходимой в терапии. Одна и та же болезнь требует разных подходов. Врач не может применять ни одного лекарства, если оно не испытано на массе людей и не приобрело общего значения в фармакологии. 3) в кардиологии: рассматривая инфаркт миокарда (ИМ) диалектических позиций, в нём можно выделить ряд признаков: - общих для течения ИМ (диалектика общего); - особенности течения и прогноза ИМ как диалектика особен- ного (особенности организма, сопутствующая патология, специфические хронические заболевания, индивидуальная реакция, особенности фармакокинетики и фармакодинамики и т.д.) Вывод: врач обязан занимать только одну безальтерна- тивную позицию: предупреждать и лечить дан- ное заболевание исключительно на основе учета общих закономерностей и специфики течения заболевания. 4) Патогенез ИМ в методологической системе «общего» и «особенного» мы представляем следующим образом: а) общие закономерности ИМ: - тромбоз, ИБС (ишемическая болезнь сердца), некроз, воспа- ление, фиброз, ремоделирование; - для острого ИМ характерны комплексы симптомов поврежде- ния миокарда и сердечной недостаточности: 1) жалобы, 2) ЭКГ- характеристика, 3) лабораторные признаки ИМ, УЗИ. - на основании указанных общих закономерностей течения ИМ выставляется диагноз ИМ. Поэтому в рамках диалектической методологии исследования ИМ должна быть выделена общая группа признаков, отражающих диалектическую категорию общего в патогенезе и клинической картине ИМ. б) особенности ИМ: - клиническая картина и прогноз ИМ существенно варьируют (индивидуальная реакция организма, различия в метаболи- ческих потребностях организма, степень развития коллате- рального кровообращения, сопутствующая патология, осо- бенности лечения и т.д.); - знаний общих принципов течения данной патологии недостаточно, надо знать индивидуальные особенности в патогенезе и течении и ИМ. 5) Диалектика «аффективной патологии депрессивного спектра» через категорию «общее»: а) в диалектической методологии познания свойство любого явле- ния определяется тремя факторами: - наглядностью (можно увидеть, описать); - текучестью; - временностью. б) «общее» может выступать как: - внешнее сходство; - внешнее абстрактное тождество; - внутреннее конкретное тождество; - тождество многообразного; - закон, проявляющаяся в единичном, многообразие, особом. в) определение «аффективной патологии депрессивного спектра» на уровне диалектики «общего»: - «общее» для данной патологии - это расстройство эмоций (гипертимия, гипотимия, дисфория и др.) или нарушение их динамики (лабильность, ригидность и др.); - о патологии эмоциональной сферы говорят тогда, когда эмоции деформируют поведение и вызывают социально- психологическую дезадаптацию; - гипотемия - основное синдромообразующее расстройство (для депрессивного синдрома); - для гипертемии «общим» является состояние эйфории (благодушно-беспечный аффект); NB: эйфория бывает общим признаком многих самых различных экзогенных и соматических поражений головного мозга (интоксикация, гипоксия, опухоли мозга, обширные распадающиеся внемозговые новообразования , тяжёлые поражения печёночной и почечной функции, инфаркт миокарда и д.р.) и может сопровождаться бредовыми идеями величия. - общим для депрессий являются такие симптомы, как: =дисфория (внезапные приступы гнева); = тревога (сопровождается метанием, неусидчивостью, беспокойством, напряжением мышц); = амбивалентность (одновременное сосуществование двух взаимоисключающих эмоций); = апатия (отсутствие или резкое снижение выраженности эмоций); = эмоциональная лобильность (чрезвычайная подвижность, неустойчивость, легкость возникновения и смены эмоций); = эмоциональная ригидность (застреваемость эмоций и, тугоподвижность, склонность долго переживать чувства, особенно неприятные). г) детерминанты «аффективной патологии депрессивного спектра» в диалектике «общего»: - в диалектике детерминанты - это факторы, обусловлива- ния какого-либо феномена (его появления, движение, развитие); - понятие «детерминанты» - множественность числа Примеры: некоторые особенности организма человека не являются патологическими и в то же время они часто создают условия для развития заболевания, способствуют проявлению скрытой генетической патологии - они рассматриваются как факторы риска: - факторы бывают случайными (не имеющие прямого отношения к болезни) - статический материал эпидемиологических исследований позволяет анализировать различные биологические, климатические и социокультурные факторы; - факторы психических заболеваний бывают внутренние и внешние (факторы эмоционального стресса, нарушения межличностных отношений и социально-психологического климата; - особо исследуются такие факторы как: = генетические = нейрофизиологические = биохимические = структурно-морфологические = иммунологические = социально-психологические 6) свойства «аффективной патологии депрессивного спектра на уровне диалектики «общего»: клинические проявления начальной депрессии: - потеря интересов; - потеря способности радоваться или получать удовлетворение; - утрата эмоциональной реактивности; - нарушение сна (раннее пробуждение по утрам, невозможность заснуть вечером, пробуждение ночью); - понижение настроения по утрам. 10. Категории «целое и часть»
Выводы: Как мы уже знаем именно Гегель понял сущность, пространство и функционирования живой материи. А однажды поняв, именно Гегель указал, выделил, сформулировал и систематизировал универсальные (всеобщие) для всей живой материи законы и ее функционирования, и ее изучения – это законы диалектики. Вспомним, что законы Гегель назвал «мыслями Бога», а само мироздание, все сущее – божественным пространством. Поэтому, познавая законы диалектики, мы получаем ключи в божественный мир, мы готовимся познакомиться с «мыслями Бога». В этом случае преподаватель – это швейцар на пороге «Божественного дома». Он пропустит внутрь только тех студентов, которые овладели «диалектическими ключами» и поведет их дальше. Итак, добро пожаловать в диалектику существования материального мира в диалектико-материалистическое мировоззрение и восприятие жизни и себя в ней. |