философия 3. 1 Вклад философии и современных наук в развитие диалектики 1 Историкофилософская справка
Скачать 100.6 Kb.
|
1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания 1.2.1. Диалектико – материалистические основы научного анализа - Диалектический материализм («диамат») – учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления - «Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения Гегелевской диалектики в материалистическом мировоззрении конца XIX века. NB: название «материализм» часто употребляют при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания). - Диамату характерна: = строгая объективность рассмотрения любых явлений; = многосторонность рассмотрения изучаемого предмета; = гибкость понятий; = внутренняя связь научных представлений об объекте исследования; - с вводом диалектики в философию материализм стал диалектическим, а диалектика материалистической; - диалектика и естествознание – это нерасторжимое единство; изучая естественные науки (физику, химию, биологию), диалектика утверждает, что мир познаваем (поэтому быстро развивается теория познания, как раздел философии). - Диалектика – это: = учение о всеобщей (универсальной – от слова «универсум») связи и развитии; = всеобщий метод познания и преобразования мира (мета - метод). - Предмет диалектики: = различные виды связей; = всеобщие законы развития природы, общества, мышления; = универсальное (от слова «универсум») взаимодействие. - Требования диалектики: = объективность подхода; = всеобщность анализа (всесторонность); = соблюдение принципов всеобщей связи и развития; = конкретность (историчность) анализа. - Диалектика: = рассматривает развитие как взаимопревращения различных форм движения материи; = понимает развитие как единство прерывностей и непрерывностей количественных и качественных изменений; = рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, что отражается в законе отрицания отрицания; = видит причину развития в противоречиях, выраженных в законе единства и борьбы противоположностей. - Диалектический материализм (диамат): = Df: диамат – это учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления (сознания) – триада Гегеля; = цель диамата: соединяет диалектику с материалистическим взглядом на природу. В результате устанавливается полное единство: = диалектики (учения о развитии); = логики (учения о мышлении); = теории познания. - Сильная сторона диамата: = ориентация на диалектику (привело к познаваемости мира) = Df: познаваемость мира – это: = понимание неисчерпаемости свойств и структуры материи; = диалектическое обоснование абсолютной и относительной истины (как принципа философии). NB: «материализм» означает реализм (реальность, реально существующее независимо от мышления и сознания) = объективность (т.е. их естественную природу) рассмотрения (видения) любого явления материи; = многосторонность рассмотрения (видения) любого явления материи; = гибкость понятий; = диамат методом основа для науки: при столкновении науки со сложными (еще нерешенными) вопросами диамат (материалистическое мировоззрение) ориентирует на: = поиск естественных законов развития; = поиск и обнаружение непознанных связей; = ищет внутренние (естественные) причины. 1.2.2. Квалификация диалектики в классической и учебной литературе 1) Диалектика – это сердцевина философии, это как кардиосистема в биоорганизме. По В.И. Ленину диалектика – это «решающее в марксизме», «душа» марксизма (В.И.Ленин, т.29, с.321). 2) Диалектика – это: - единство теории и метода; - отражает сложные и противоречивые процессы материального и духовного мира; - она способна анализировать «живые», многосторонние объекты в их движении, развитии, изменении. По В.И. Ленину диалектика – это «живое, многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…» (В.И.Ленин, т.29, с.321). 3) Все принципы и законы диалектики: - отражают объективную реальность (природу, общество, сознание); - учат правильно мыслить о соответствующей области действительности; - диалектика – это не констатация живого факта действительности, а орудие (методология) движения научного познания; - диалектика – это методология знания. 4) Диалектика – это теория, «не о внешних формах мышления, а о законах развития» всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (В.И.Ленин, т.29, с.84). 5) Автор учебника философии А.Г.Спиркин утверждает, что: - во-первых, «мир диалектичен»; - во-вторых, именно поэтому данное обстоятельство «повелительно требует именно диалектического подхода «к нему», а не какого-то другого; - в-третьих, он указал на «меру диалектичности человеческого мышления» - это: = уровень развития общественной практики; = степень познания диалектики бытия; = разумная ориентация человека в мире; = преобразование мира в интересах людей (А.Г.Спиркин, с.37) 6) По А.Г.Спиркину диалектика – это «противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию» - это, во-первых; - во-вторых, диалектика – всегда там, где происходит «столкновение противоположностей, борьба идей»; - впоследствии диалектика стала означать наличие в объективном мире «противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед» (А.Г.Спиркин, с.37). 7) По В.И. Ленину диалектика – это учение о вечном движении, развитии и безостановочно развивающейся реальности. В этом «вечном движении и развитии» В.И. Ленин говорил о диалектических возможностях человеческого познания – «об относительности человеческого знания» (А.Г.Спиркин, с.37). 8) К.Маркс: «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного… На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» (К.Маркс, т.21, с.276) 9) А.Г.Спиркин: в диалектике «неудовлетворенность достигнутым – ее стихия, революционная активность – ее суть» (Спиркин, с.39). 10) Единственное противоядие против метафизики (догматизма как ее разновидности) есть диалектика с ее механизмом «гибкого мышления», «нетерпимости застоя». 11) Ф.Энгельс дал общее понимание диалектики: это наука о наиболее общих законах всякого движения и развития природы, общества и мышления о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причина и следствия постоянно меняются местами (т.20, «Диалектика природы»). Вопрос второй. Принципы диалектики в философии и науке Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят: принцип развития, принцип всеобщей связи и взаимодействия, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принципы восхождения об абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Рассмотрим некоторые из них. а) Принципы движения и развития Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность. 1) В «философском энциклопедическом словаре» движение – это: - объективный способ существования материи; - без движения (развития), материя не может существовать; - движение – абсолютно, покой – относителен (т.к. является движением в равновесии); - движение в широком смысле – всякое изменение; - движение в узком смысле – изменение тела в пространстве. 2) Ф.Энгельс, «Диалектика природы»: на разных уровнях системной организации материи выделил несколько форм движения материи: - физическая форма: электромагнитные, гравитационные, атомные и ядерные процессы, движение элементарных частиц (подвижность ионов и электронов); физическая динамика, кинетика и др.; - химическая форма: изменение свойств и структуры тел в химических реакциях вследствие превращения молекул (молекулярно-кинетическая теория), химическая кинетика, химическая термодинамика; - биологическая форма: охватывает все жизненные процессы – движение (биология); в медико – фармацевтическом аспекте – фамакокинетика; -географическая форма: пространственное перемещение. - общественная форма: процессы общественной жизни, развитие личности, культурные процессы; - психическое движение: интеллектуальное развитие, движение мысли, развитие разума, формирование смыслов, психо-эмоциональное движение и т.п. 3) Ф.Энгельс, «Диалектика природы»: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение по этому так же несотворимо, как сама материя» (т.20,с.59). 4) Принцип единства материи и движения подтвержден открытиями в естествознании XIX-XXвв. 5) В диалектике развитие – это процесс движения, изменения материальных и духовных систем. 6) Подлинное развитие всегда есть самодвижение, саморазвитие. 7) Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. 8) Формы развития: - эволюционная: постепенные количественные и качественные изменения NB: изменение сознания сочетается с изменениями материи. - революционная: = скачкообразный, неосознанный переход от одного состояния материи к другому. = скачкообразные изменения сознания без изменения соответствующего базиса. 9) Виды развития: - прогрессивное: = переход от низшего к высшему; = от менее к более совершенному; - регрессивное: = деградация; = понижения уровня (знаний, отношений и т.п.) = переход на более низкий уровень, представление себя в изживших формах и т.п. NB: - прогресс и регресс тесно связаны и составляет диалектическое единство; - без регресса нет прогресса, как и наоборот. 10) Движение в биоорганизме – это процессы: - рост - развитие связаны с : - старение - обменом веществ - дряхление - непрерывным превращением вещества и энергии и т.п. - размножение - регенерация 11) Уже в патологическом дебюте происходят количественные изменения, которые на уровне критической высоты, скачкообразно превращаются в новое качественное состояние – болезнь. 12) Движение и развитие осуществляется на основе трех законов диалектики. Переход от одной противоположности к другой, от одного качественного состояния к другому могут быть самыми различными: - разовый, одноактный переход (травма, ожег, отравление, психоз, кома и т.п.); - затяжной переход, растянутый во времени с промежуточными ступенями (в рамках большого, основного скачка происходит ряд мелких микроскачков); - смерть – результат постепенного концентрирования патологических изменений. 13) Болезнь – это движение и развитие: - за исключением травм, всякая болезнь проходит через скрытую (латентную) фазу развития; - данный этап болезни – это постепенное эволюционное ее развитие; - патогенез (т.е. в развитии болезни) происходит накопление количества патологических изменений, которые затем скачкообразно превращаются в негативное качество – болезнь. Приведем пример развития биоэволюции в соответствии с теорией Ч.Дарвина – от одноклеточных до психики высших позвоночных и человека (гипотеза А.Н.Леонтьева – К.Э.Фабри). Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)
б) Принцип всеобщей связи 1) Связь – это способ существования материи. 2) Связь – взаимодействие, взаимообусловненность, неуничтожимость материи, переход веществ. 3) Если связь – это взаимодействие, то ее можно рассматривать на основе 5 форм движения материи: механической, химической, биологической, физической, социальной. 4) По формам бытия: пространственные связи, временные; по степени общности: общие и частные; по времени: постоянные и временные. 5) Наш отечественный нейрофизиолог П.К.Анохин создал «Теорию функциональных систем и квалифицировал их как единицы интегративной деятельности организма. Теория функциональных систем – это модель системной взаимосвязи в организме». 6) Каждая функциональная система организма с помощью нервной и гуморальной регуляции избирательно объединяет различные органы и ткани для обеспечения полезных для организма приспособительных результатов (нейрофизиолог К.В.Судаков). 7) Функциональные системы осуществляют интегративную деятельность мозга в организме. 8) Взаимосвязи – это универсальное качество, оно – сквозное (имманентное) качество для всей живой материи, включая биоорганизм. Это доказала Теория функциональных систем П.К.Анохина. По этой концепции взаимодействие – это интеграция (по вертикали и горизонтали) всех функциональных систем. Основное назначение взаимосвязи – поддержание целостности организма (как и всего универсума). При нарушении интеграции систем организм заболевает и погибает. Кроме того, целостность организма на основе внутренней взаимосвязи обеспечивает и связь организма с окружающей средой. Взаимосвязь в химии: в состав лимфы крови входят ионы железа, которое намагничивается во время магнитных бурь – это связь биоорганизма с окружающей средой (с живой материей). Взаимосвязь в физике: в физике исследуется связь между «клетками фарадея» и молниями. Исследования показали, что инфраструктура Земли рождает молнии (снизу вверх). Героин похож по химической структуре на эндорфин: встраивается в него и заменяет его. Болезнь Альцгеймера – разрушение связи. Связи формируют зависимости: наркотики, алкоголь, страстная влюбленность, современные шопинги и т.п. ГЕМОГЛОБИН ( гемопротеины – сложный белок ) ХОЛЕСТЕРИН (простые липиды – стероиды ) ГЛЮКОЗА ( простой углевод) ВИТАМИН В12 (КОБАЛАМИН) Здесь мы показали глубокие связи в химической форме материи. Связи скрепляют всю живую материю во всех ее формах – физической, химической, биологической, социальной, психической. Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей. Принцип всеобщей связи явлений В.И. Ленин называл одним из основных принципов диалектики. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя диалектику как учение о развитии, В.И. Ленин писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; -внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления…, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии». Приведем примеры связи в биоорганизме. Если в диалектике связь – это способ существования материи, то и в биологии этот принцип сохраняется. В биоорганизме есть даже «прямой представитель» связи и взаимодействия от всего универсума и всей живой материи – это соединительная ткань. Именно соединительная ткань является управляющей по отношению к функциям рабочих клеток органов. Соединительная ткань участвует в количественных механизмах боорганизма. В настоящее время развивается научное направление, основанное на диалектико- материалистической методологии, – «Системная интегративная медицина». Кроме того, анализ и синтез в организме осуществляет нервная система, биоорганизм осуществляет интегративную деятельность. Причем нейрофизиологи давно доказали, что в этой интегративной деятельности первое место занимает мозг. Более того, мозг выполняет эту работу, используя диалектическую схему «анализ - синтез». Поэтому деятельность мозга в диалектической терминологии так и называется – «аналитико-синтетическая деятельность мозга». Авторы учебника «Физиология человека» (2002) приводят пример глубокого научного отношения нашего отечественного нейрофизиолога, академика И.П. Павлова к диалектичес-кому материализму. Прежде всего, говорил И.П. Павлов, «выживаемость организма зависит от степени его приспособления к окружающей среде. Она тем выше, чем совершеннее свойство анализа и синтеза». Во-вторых, «под свойством анализа и синтеза понимается способность нервной системы анализировать, т.е. выделять из внешней среды большее или меньшее количество раздражителей, действующих на организм, и синтезировать, т.е. объединять те из них, которые в данный момент совпадают с какой-либо его деятельностью» (Смирнов, с.520). Кора головного мозга (КГМ) осуществляет аналитико-синтетическую деятельность. Примеры: - условный рефлекс: проходит через ряд стадий, главные из которых –генерация (синтез) и специализация (анализ). - динамический стереотип: это модель системной деятельности КГМ, как высшей формы аналитико-синтетической деятельности, осуществляющей взаимосвязи. Так в опытах Э.А. Асратяна у собак вырабатывали условный рефлекс. В результате, в КГМ «создавались условия для включения последующих (подпороговая интеграция), которые воспроизводились автоматически». Надо сказать и о том, что опытным путем было доказано, что модели «динамического стереотипа», создаваемые мозгом, тормозят творческое начало. Именно поэтому психологи утверждают, что человека легче научить чему-нибудь заново, чем его переучить. По их мнению переучивание (устранение стереотипа) – это физиологически нервное напряжение (стресс). Хотя в жизни человека стереотип играет важную роль: жизнь начинается у ребенка, прежде всего, с овладения стереотипами (через подражание, научение общечеловеческим моделям поведения). Примером разрыва связей в организме является глаукома. Плохие сосуды – это плохой кровоток (нарушение связи). Эмбриональные стволовые клетки сохраняют в себе потенцию связи и способны воспроизводить до 50 объектов (органов). ДНК и РНК – это тоже связи: информация переводится из РНК в белки, а белки – архивны. Вирус – это «почтальон» в природе (переносит и сохраняет связи). Шизофрения : нарушен ген «С4» на шестой хромосоме (латентно сохраняется и проявляется в юности). В онкологии также имеются наследственные связи и др. в) Принципы тождества (единства) диалектики, логики, теории познания Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление , и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалисти-ческой диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения. г) Принцип восхождения от абстрактного к конкретному Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулирует в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, Df: абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное – это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании. д) Принцип единства логического и исторического Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни. Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам то общее, «логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение «цели» становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории (Э.В. Ильенков). Другой нетривиальный вывод из принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленных внешних связях – возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система «притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью материального мира. Вопрос третий. Система законов диалектики в медико-биологическом исследовании Диалектическая методология познания - это всеобщая (универсальная от слова «универсум» фундаментальная база научно-исследовательской деятельности всех конкретных наук - естественных и социально-гуманитарных. Появление кибернетики с её механизмами самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизводства стало конкретизацией в дальнейшем развитии диалектико-материалистического метода в научном анализе объектов живой природы включая (биоорганизм). В лице кибернетики материалистическая диалектика пополнила свою концепцию развития тезисами «самодвижение», «саморазвитие», «саморегуляция», «самоорганизация», «самовоспроизводство» и т.п. Все три закона диалектики расширили свою методологическую базу и фундаментальные векторы научного анализа во всех конкретных науках, в том числе и в медицине. Все три закона диалектики имеют фундаментальное методологическое значение - всеобщей матрицы - как для всех наук и всех видов частнонаучного знания, так и медицинского познания - анализа патогенеза, этиологии и клинической картины болезни, физиологических состояний биоорганизма. Диалектико-материалистический подход в медицинском исследовании является основой формирования клинического мышления врача и студентов и аспирантов-медиков. Так, миссия Первого закона – «Закона противоречия» («Закона единства и борьбы противоположностей») методологически раскрывать (вскрывать, находить) источники формирования и дальнейшего развития любых процессов в природе, обществе, психике (мышлении, сознании). Теория данного закона указывает на то, что любое новообразование (любых видов материи) возникает в результате взаимодействия двух противоположностей (в физике: материя – антиматерия, гравитация – антигравитация; в химии: оксиданты –антиоксиданты, распад - синтез веществ; в биологии: наследственность – среда, энтропия – негэнтропия, гуморальные - нервные явления и т.п.). Поскольку вся живая природа функционирует и управляется одними и теми же фундаментальными (всеобщими, диалектическими) законами, то по этой же логической схеме болезнь (как живое, развивающееся явление биоорганизма) возникает также в результате взаимодействия двух противоположностей – повреждающего фактора и защитно- приспособительных сил организма. Более того, в случае врачебной деятельности врач должен знать конкретные характеристики обеих противоположностей (степень патогенности микроорганизмов, состояние иммунитета и т.д.). Также необходимо учитывать и тот фактор, что лекарства тоже имеют противоположное действие (терапевтическое и токсическое), что должно учитываться врачом (возможные аллергии, индивидуальная непереносимость - ещё одно противоречие между силой лекарства и непереносимостью его данным организмом). В медицине закон противоречия - это теоретико-методологическая схема антагонистической регуляции функции механизма поддержания гомеостаза всего биоорганизма. Второй закон диалектики - это «Закон развития» («Закон перехода количественных изменений в качественные) - имеет дело уже с процессами развития (в любых сферах живой материи) в соответствии с рождением новообразования по первому закону диалектики. В биоорганизме этот закон «работает» с развивающимися патологическими процессами, а диалектические категории «количество» и «качество» дифференцируют состояние биоорганизма, соответственно, на «болезнь» и «здоровье», что указывает на различные его качества «норму» и «патологию». В философской теории данного закона количественно-качественные изменения – это всегда результат взаимодействия «вещей и процессов», в которых количественные «накопление» изменения предшествуют качественным (осложнение в биоорганизме). Студент-медик должен знать, что врач руководствуется этим диалектическим знанием для понимания степени и динамики развития патологического процесса с целью предупреждения самого момента перехода данного состояния в другое качество (то есть, предупреждения осложнения). Необходимо также вспомнить и фармакологический аспект терапии (философское количественно-качественное понятие «мера», в фармакологии – «доза»), где имеет место во врачебном мышлении феномен действия лекарственных препаратов и дозы, а также всевозможные их комбинации и схемы. Например, малые дозы фенобарбитала действуют успокаивающие, средние дозы – как снотворное, а большие дозы – наркотически. Это уже переход от одного состояния (из количества) в другое состояние (в качество), всецело зависящее от количественно-качествен-ного биохимического баланса (меры) лекарства. Второй закон диалектики – количественно-качественные преобразования в развитии биоорганизма – в теории общей патологии рассматриваются как теоретическая схема рекомбинационных преобразований как одного из механизмов жизнедеятельности биоорганизма и его компенсаторно-приспособительных реакций (Саркисов с.511). В третьем законе диалектики – «Законе эволюции» («Законе отрицания отрицания») – сконцентрирована центральная проблема диалектики – теория эволюции живой материи, так закон отрицания отрицания раскрывает механизм эволюции начавшегося процесса развития. Третий закон диалектики отображает не только преемственность и скачкообразность переходов возросшего количества в новое качество, но поддерживает заданную (I и II законами) трансформацию и вектор этих переходов. Кроме того, третьим законом диалектики систематизируется линейность и нелинейность всего процесса развития. В конечном счёте, считают ученые, «закон отрицания отрицания является не только одним из всеобщих законов диалектики, но как бы синтезирует в себе и другие законы диалектики и в этом смысле в какой-то мере совпадает с диалектическим методом в целом» (Абдеев, с.283). Примеры: Биологические противоречия 1) Как и во всех науках в биологии и медицине идёт конкретизация трех диалектических законов при анализе нормо- и патогенеза.
– патофизиолог Д.С. Саркисов: «Диалектическое единство этих двух противоположностей представляет собой основное внутреннее противоречие процесса жизнедеятельности и его главную движущую силу» (стр. 44). – диалектически противоречивое развитие - это универсальный (от слова «универсум», т. е. всеобщий для всего живого) закон действия, также и для биоорганизма. 2) Пример из биологии и физиологии клетки: – в клетке идут два диалектически разнонаправленные процесса – деструктивные изменения и их восстановительные функции; – логическое основание собственного врачебного мышления Д.С. Сарки- сов закладывает диалектическое противоречие и делает два научно- обоснованных вывода: = во-первых, клеточная деструкция - это равнодействующая от диалектического единства между процессами деструкции и регенерации; = во-вторых, клиническая картина болезни - это «всегда есть сумма двух слагаемых деструкции тканей и степени её компенсации (Саркисов стр. 56); – если I закон диалектики - это универсальный (всеобщий, для всех) закон противоречия, то на молекулярном уровне действие разрушения и созидания выступает тоже универсально - как фундаментальный закон жизни. 3) Пример: противоречивый процесс дистрофии: – если клетка находится в норме, эти процессы не видны; если же клетка находится в патологическом состоянии, она становится ярко выраженной и видимой. Естественно, и противоречие между разрушением и созиданием в клетке протекает в «чистом виде» (Саркисов стр. 45); – однако теоретики общей патологии обращают внимание на то, что врачи к изучению дистрофии подходят весьма односторонне – вырывают из противоречивого единства именно разрушительный фактор и на этом основании квалифицируют дистрофию. Соответственно во всех учебниках дистрофия связывается только с одной стороны противоречия – повреждениями, разрушениями и т.п.; – теоретики общей патологии считают этот подход неверным: его односторонность приводит к врачебным ошибкам. В противоречивости дистрофического процесса врач не видит естественности фундаменталь- ного закона жизни в соответствии с диалектическим законом противо- речия. Д.С. Саркисов пишет: «С диалектических позиций дистрофию сле- дует рассматривать не только как «пассивный», «регрессивный» про- цесс, а как и «пассивный» и «прогрессивный» одновременно (Саркисов, стр. 45). |