философия 3. 1 Вклад философии и современных наук в развитие диалектики 1 Историкофилософская справка
Скачать 100.6 Kb.
|
Вопрос первый. Диалектико-материалистическая парадигма познания В этом вопросе мы должны в общих чертах ознакомиться с двумя аспектами: 1) историей вопроса и 2) общим представлением о диалектике. 1.1. Вклад философии и современных наук в развитие диалектики 1.1.1. Историко-философская справка Диалектике три тысячи лет, начиная с античных времен. Мы не будем останавливаться на история диалектики. При желании студент сам может ознакомиться с этим вопросом. Мы остановимся на диалектике Гегеля, так как именно он понял суть живой материи, вскрыл механизмы её функционирования, сформулировал законы и категории, ставшие впоследствии методологией диалектического материализма (в доработке К.Маркса). 1) Диалектика Гегеля А) - наблюдая за живой материей, Гегель сначала обнаружил несколько моментов: = всё состоит в живой материи из двух половинок - противоречий (созидания – разрушение, жизнь - смерть и т.п.); = это противоречие является источником дальнейшего развития (единство двух половинок составляют систему «тождество – различие») NB: эта логика легла в основу I закона диалектики Гегеля. - Гегель обратил внимание на одну особенность феномена противоречия. Дело в том, что само противоречие состоит из трёх позиций (которые он назвал «тезис – антитезис – синтез») = смысл этой схемы следующий:
NB: эта схема получила название «Триады Гегеля» = в этой схеме Гегель увидел движение через постоянное отрицание предыдущих отрицаний. Это наблюдение легло в основу III закона диалектики Гегеля – закона эволюции (или: закона «отрицания отрицания»); - I и III законы указывали на развитие = это развитие Гегель проследил на движении понятий: Например: «бытие» (вышло из небытия, превзошло его) – произошло становление нового «отрицание» (антитезис) также отвержение «синтез» (объединение, как бы примирение). Из них возникает новое утверждение. Здесь надо видеть развитие: = процесс воспроизводства вновь (но на более высоком уровне); = продолжается до получения синтеза; = количественные изменения переходят в качественные. NB: в этой цепочке Гегель увидел качественное изменение (в его движении). Для Гегеля это явление стало II законом диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные). Итак: Гегель вывел три закона функционирования живой материи, в основе которых лежат три фактора: противоречие, развитие, эволюция. Формально эти законы в диалектике выглядят так: - закон противоречия («Закон единства и борьбы противоположностей»); - закон развития («Закон перехода количественных изменений в качественные»); - закон эволюции («Закон отрицания отрицания»). Таковы три закона диалектики Гегеля) б) Логика Гегеля: - эти три закона диалектики Гегель вывел исключительно с помощью разума (без всяких экспериментов); - поэтому Гегель сказал, что логика – это система «чистого разума»; - эта логика охватывает и пронизывает весь мир и совпадает с божественным; - из этого Гегель делает вывод: все законы – это «мысли Бога». в) в логике мышления Гегель призывал выявлять: - сущность явлений; - конкретные истины; - тенденции и закономерности; - возникающие противоречия. г) Анализируя логику и диалектику Гегеля, К. Маркс впоследствии сделает вывод, что представления Гегеля о диалектике: - рациональные; - ограниченные; - идеалистические. д) Кроме законов диалектики, Гегель сформулировал формы существования живой материи и выразил их в системе категорий диалектики. - явление и сущность - форма и содержание - движение и развитие (изменение) - причина и следствие (условия) - пространство и время - возможность и действительность - необходимость (индивидуальное, отдельное, специфическое, особенное) - целое и часть. е) Гегель структурировал всю живую материю: - природа (т.е. естественный мир – физический мир, химический, биологический миры); - человек (общество); - мышление (сознание); NB: из этого Гегель сделал вывод, о том, что живая материя – это объективная реальность (естественный мир) и субъективный мир (психика, идеальное,т.е. нематериальное – мысли, смыслы, идеи и т.п.). Все это составило в наукесистему высших психических функций. В дальнейшем диалектика Гегеля развивалась на научном уровне. 2) Уточнение диалектики Гегеля. В философии сложилась ситуация, когда надо было исправлять неточности в диалектике Гегеля. Это сделали К.Маркс и Ф.Энгельс, они: - систематизировали идеи Гегеля - обобщили его воззрения - очистили диалектику от идеалистических примесей - переосмыслили достижения естествознания - исследовали (проанализировали) действие законов. К.Маркс, Ф.Энгельс проделав эту работу, создали «материалистическую диалектику», которую развивали в ряде работ: - «Тезисы о Фейербахе»: «философы лишь разным образом объясняли мир, а все дело состояло в том, чтобы его преобразовать». NB: Ф.Энгельс: поддержал эту мысль и напомнил о триаде Гегеля: все превращается в свою противоположность, т.е. достойно гибели все, что существует!!! - «Нищета философии»: К.Маркс: - отклонил абсолютизирование логики и сведение явлений к ее категориям; - обратил (выделил) реальные противоречия; - проанализировал категории политэкономики (которые преходящие, как и общественные отношения); - из гегелевской диалектики взял прежде всего ее язык!!! - «Диалектика природы»: Ф. Энгельс: - Природа и общество – взаимосвязанное целое; - они подвижны, развиваются, переходят из одного состояния в другое; - материя несотворима, первична, а сознание – это специфическая функция мозга, способного отражать объективную реальность; - «Капитал»: К.Маркс: - всемирную историю переосмыслил под углом зрения законов диалектики; - социально-политические, культурные процессы, идеи и представления обусловлены производством, жизнью, бытием; - производственные отношения определяющие, чем производит деятельность; - если производственные отношения отстают от развития производительных сил – вызревают условия для социальной революции и смены формаций – это витки прогресса; - люди признавались способными познавать социальные законы, тормозить их или ускорять, творчески преобразовывать. - Ф.Энгельс: диалектика – это наиболее общие законы всякого движения и развития: природы, общества и мышления, учение о всеобщей связи, универсальном взаимодействии, в котором причины и следствия постоянно меняются местами. 3) Участие современных наук в развитии диалектики (диамата) 1) ряд точных и естественных наук превратили три закона диалектики в фундаментальную теорию развития живой материи, мироздания: - информатика - теория общей патологии - кибернетика - психология (психофизиология) - генетика - медицина - синергетика - социально-гуманитарные науки - микроэлектроника - квантовая физика - экология - физиология 2) современные науки развивают в диамате: - новую методологию научного познания материи; - диалектические механизмы самоорганизации материи; - новую научную картину мира (НКМ), новое мировоззрение; - кибернетика и синергетика вскрыли механизмы самоорганизации материи и ее ноосферы (Абд.7). 1.1.2.Историко-научная справка Первейшим направлением современной науки является вопрос о происхождении жизни на Земле. Разные ученые выдвигали и разные концепции: а) некоторые пояснения сложившейся ситуации: - «происхождение жизни» - одна из наиболее сложных научных проблем современного естествознания; - живая природа (по сравнению с неживой) – это настолько высокий качественный уровень организации материи, что появление жизни во Вселенной – это не только загадка, но и тайна для науки. NB: вопрос о происхождении жизни наукой рассматривается только относительно земных форм живой материи (т.к. науке ничего не известно о внеземных формах живой природы). б) наша задача – за всеми концепциями увидеть диалектику становления жизни на Земле через механизмы самовоспроизводства. В дальнейшем эти диалектические механизмы мы рассмотрим более подробно. Существует несколько гипотез о происхождении жизни («креационизм», «абиогенез», «биогенез», «биохимическая эволюция»): - креационизм (лат.creatio – созидание) – это религиозная версия: Бог сотворил мир за 6 дней; - абиогенез (греч. а – не; bios – жизнь; genos – происхождение); по этой гипотезе живое может спонтанно и самопроизвольно возникать из неживого в течение незначительного времени. Пример: Гипотезы абиогенеза придерживался Аристотель: он полагал, что определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм, так как «какой-либо существенной границы между неживой и живой природой не существует»; Возникнув в эпоху Древнего мира, гипотеза абиогенеза была актуальна и позже – в период Возрождения и Нового времени (Ян Гельмонт). - биогенез: итальянский биолог и врач Франческо Реди (XVIIв) усомнился в возможности самопроизвольного возникновения жизни из неживого вещества (сделал ряд экспериментов). Он сделал вывод, что жизнь возникает только из предшествующей жизни. В 1765 году другой итальянский ученый Ладзаро Спалланцани в своих экспериментах подтвердил идеи биогенеза. В XIX веке французский ученый Луи Пастер в эксперименте доказал (Пастеризацией) концепцию биогенеза и опроверг идею абиогенеза. - «биохимическая эволюция» - это гипотеза А.И.Опарина; ее суть: жизнь на Земле – результат длительного, прогрессивного (восходящего) развития материи от низших и простых форм к более высоким и сложным. Жизнь возникла из неживого вещества (в миллионы лет). В 1950-х годах С.Миллер и Г.Юри экспериментально смоделировал условия, которые могли существовать у поверхности молодой планеты Земля – смесь метана, угарного газа и молекулярного водорода, многочисленные электрические заряды, ультрафиолет и др. В опыте Миллера – Юри было получено из этой смеси больше 20 аминокислот, сахара, липиды и предшественники нуклеиновой кислот. Современные эксперименты более сложные. В 2015 году кембриджский профессор Дж.Сазерленд показал возможность образования всех базовых «молекул жизни», компонентов ДНР, РНК и белков из весьма простого набора исходных компонентов. Гипотезу абиогенного происхождения жизни из «органического бульона» Миллера – Юри в 1924 году выдвинул советский биохимик А.Опарин. Его вклад был весомый. В наше время его имя носит награда, вручаемая международным научным обществом – медаль Опарина. Теория химической эволюции описывает диалектический природный процесс превращения простых органических веществ в довольно сложные химические системы – предшественницы жизни (под влиянием внешних факторов, механизмов селекции и самоорганизации). Современная кибернетика и синергетика (нобелевская премия) являются дальнейшим развитием диалектики, которую они пополнили такими понятиями, как: самоорганизация живой материи, ее саморегуляция и самовоспроизводство. - «Черные курильщики» океана: основная идея – жизнь зародилась в океане. Эта гипотеза в науке проверяется. - «Мир РНК»: здесь также показана диалектическая эволюция. В соответствии с принципами диалектического материализма жизнь – это «единство и борьба» двух начал: изменяющейся и передающейся по наследству информации (с одной стороны) и биохимических, структурных функций – с другой. Одно без другого невозможно. Главный в диалектике вопрос: с чего жизнь началась – с информации и нуклеиновых кислот или с функций и белков? Как ответ на данный вопрос в 60-80 годы ХХ века формировалась гипотеза «мира РНК». РНК – макромолекулы, в хранении и передаче информации не столь эффективные, как ДНК, а в выполнении ферментативных функций – не столь впечатляющие, как белки. Зато молекулы РНК способны и на то, и на другое, и до сих пор они служат передаточным звеном в информационном обмене клетки, и катализируют целый ряд реакций в ней. Белки неспособны реплицироваться без информации ДНК, а ДНК неспособна на это без белковых «умений». РНК не может быть полностью автономной: она способна катализировать «собственное «размножение» - и для начала этого достаточно. Исследования в рамках гипотезы «мира РНК» показали, что эти макромолекулы способны и к полноценной химической эволюции. Взять хотя бы наглядный пример, продемонстрированный калифорнийскими биофизиками во главе с Лесли Оргелом (Lesley Orgel): если в раствор способной к саморепликации РНК добавить бромистый этидий, служащий для этой системы ядом, блокирующим синтез РНК, то понемногу, со сменой поколений макромолекул, в смеси появляются РНК, устойчивые даже к очень высоким концентрациям токсина. Примерно так, эволюционируя, первые молекулы РНК могли найти способ синтезировать первые инструменты – белки, а затем – в комплексе с ними – «открыть» для себя и двойную спираль ДНК, идеальный носитель наследственной информации. - Протоклетки. Однако простой репликации для «нормальный жизни» недостаточно: любая жизни – это, прежде всего, пространственно изолированный участок среды, разделяющий процессы обмена, облегчающий течение одних реакций и позволяющий исключать другие. Иначе говоря, жизнь – это клетка, ограниченная полупроницаемой мембраной, состоящей из липидов. И «протоклетки» должны были появляться уже на самых ранних этапах существования жизни на Земле – первую гипотезу об их происхождении высказал хорошо знакомый нам Александр Опарин. В его представлении «протомембранами» могли служить капельки гидрофобных липидов, напоминающие желтые капли масла, плавающего в воде. В целом идеи ученого принимаются и современной наукой, занимался этой темой и Джек Шостак, получивший за свои работы Медаль Опарина. Вместе с Катаржиной Адамалой (Katarzyna Adamala) он сумел создать своего рода модель «протоклетки», аналог мембраны которой состоял не из современных липидов, а из еще более простых органических молекул, жирных кислот, которые вполне могли накапливаться в местах возникновения первых протоорганизмов. Шостаку и Адамале удалось даже «оживить» свои структуры, добавив в среду ионы магния (стимулирующие работу РНК-полимераз) и лимонную кислоту (стабилизирующую структуру жировых мембран). В итоге у них получилась совершенно простая, но в чем-то живая система; во всяком случае это была нормальная протоклетка, которая содержала защищенную мембраной среду для размножения РНК. С этого момента можно закрыть последнюю главу предыстории жизни – и начать первые главы ее истории. Впрочем, это уже совсем другая тема, так что мы расскажем лишь об одной, но чрезвычайно важной концепции, связанной с первыми шагами эволюции жизни и возникновением громадного разнообразия организмов. - Эндосимбиоз: Еще в конце XIX века немецко-английский естествоиспытатель Андреас Шимпер (Andreas Schimper) заметил, что хлоропласты – органеллы растительной клетки, ответственные за фотосинтез, - реплицируются отдельно от самой клетки. Вскоре появилась гипотеза о том, что хлоропласты – это симбионты, клетки фотосинтезирующих бактерий, когда-то проглоченные хозяином – и оставшиеся жить здесь навсегда. Разумеется, хлоропластов у нас нет, иначе бы мы могли питаться солнечным светом, как предлагают некоторые псевдорелигиозные секты. Однако в 1920-е гипотеза эндосимбиоза была расширена, включив митохондрии – органеллы, которые потребляют кислород и поставляют энергию всем нашим клеткам. К сегодняшнему дню эта гипотеза приобрела статус полновесной, многократно доказанной теории – достаточно сказать, что у митохондрий и пластид обнаружился собственный геном, более или менее независимые от клетки механизмы деления и собственные системы синтеза белка. В природе обнаружены и другие эндосимбионты, не имеющие за плечами миллиардов лет совместной эволюции и находящиеся на менее глубоком уровне интеграции в клетке. Например, у некоторых амеб нет собственных митохондрий, зато есть включенные внутрь и выполняющие их роль бактерии. Есть гипотезы и об эндосимбиотическом происхождении других органелл – включая жгутики и реснички, и даже клеточное ядро: согласно мнению некоторых исследователей, все мы, эукариоты, стали результатом небывалого слияния между бактериями и археями. Эти версии пока не находят строгого подтверждения, однако ясно одно: едва возникнув, жизнь стала поглощать соседей – и взаимодействовать с ними, рождая новую жизнь. в) Современная синергетика является дальнейшим подтверждением и развитием диалектического материализма: - синергетика – это теория самоорганизации различных материальных систем; - синергетика утверждает, что материя способна не только к самоупрощению, деградации и распаду, но и к самоусложнению (или саморазвитию); - синергетика предполагает, что эволюционным путем (в сотни миллионов лет) из неорганических веществ путем постепенного самоусложнения возникли более сложные органические (углеродосодержащие) соединения форм жизни, далее эволюционировавших к более развитым и сложным ее формам. NB: не все ученые разделяют идею биохимической эволюции о возникновении жизни на Земле из неживого. Так, английский молекулярный биолог Френсис Крик считает, что гипотеза биохимической эволюции не объясняет, прежде всего, как произошел качественный скачок от неживого к живому. |