Главная страница

История (ответы). 1. Влияние философских концепций на развитие науки


Скачать 0.63 Mb.
Название1. Влияние философских концепций на развитие науки
Дата03.02.2023
Размер0.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория (ответы).pdf
ТипДокументы
#919054
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7
так и отдельные его сферы. Социальные науки возникли на Западе.
Разделение на экономику, политическую, юридическую, историческую науки, культурологию произошло под влиянием либеральных идей,
отделяющих государство от экономики и общества и разделяющих общество на сферы и изучающие их науки. Они отвечали уровню западной рациональности и
служили целям западной модернизации как мировоззренческом смысле,
так и
в социально-технологическом
(обеспечение функционирования социальной системы). Распространение наук и их развитие в других странах стало частью усвоения западного опыта или процесса модернизации в целом. Сегодня наука меняет свое отношение к практике. Исчезает традиционная противоположность между производством знания и его применением. Многие типы социального знания могут быть произведены одновременно с решением задачи его применения.
Особенно это относится к
экспертному знанию,
находящемуся на пересечении, с одной стороны, научного знания и, с другой

разных видов специализированной деятельности и повседневного опыта, и никогда не существующему до экспертизы.
Один из известных американских социологов и социальных философов
Дж. Александер выделил четыре этапа в развитии послевоенной социальной теории, смену которых он тесно связал с изменением социального контекста.
Господство модернизационных теорий, 1950--1960-е гг.
Модернизации 1950-- 1960-х гг. не закончились успехом для стран третьего мира. Их традиционные культуры были разрушены в большей мере, чем приобретены основы современного общества.
Появляются постмодернизационные теории, которые в отличии от предыдущих предполагали различные пути развития.
Неомодернизм -- новый виток модернизации.
Посткоммунистические теории - придание западным моделям статуса универсальных.
Можно говорить о том, что к настоящему времени сложились три идеала научности: математический, естественнонаучный (сформулированный на
базе физики) и гуманитарный, причем последний находится еще в стадии разработки. Каждый из этих идеалов научности включает в себя принятую в той или иной области знания систему познавательных ценностей,
способов аргументации и доказательства и структурных принципов организации знания. Для социально-гуманитарного знания характерна,
во-первых, более широкая трактовка субъекта познания, включающая в себя человека с его способностями, знаниями и т. п. и, во-вторых, идеал гуманитарного знания включает в себя не только познание, но и оценочную деятельность.
62. Информационные технологии и их роль в жизни общества
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций,
когда кардинальные изменения в
сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений,
приобретению человеческим обществом нового качества.
Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества.
В эти годы и была сформулирована концепция информационного общества. Изобретение самого термина "информационное общество"
приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который возглавил исследовательскую группу, созданную японским правительством для разработки перспектив развития экономики страны.
В
представленном отчёте,
информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы,
обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и
само производство
– продукт его станет более
«информационно емким», что означает увеличение доли инноваций,
дизайна и маркетинга в его стоимости. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер, но концепция оказалась настолько плодотворной,
что практическая её реализация потом была названа "японским экономическим чудом".
В те же годы анализ тенденций научно-технического прогресса и бурного развития новых технологий в США привёл к зарождению двух идеологий


информационного общества и
постиндустриализма.
Идея постиндустриального общества была выдвинута американским социологом Д. Беллом в его книге "Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза", изданной в 1973 г., в которой он разделил историю человеческого общества на три стадии – аграрную,
индустриальную и постиндустриальную. Развивая идеи Белла, другой американский философ, Э.Тоффлер (книга "Третья волна", 1980 г.)
рассматривает историю человеческой цивилизации в виде следующих друг за другом волн. Первая волна – "сельскохозяйственная цивилизация" и её
символ "мотыга", сменяется "цивилизацией индустриальной", символом которой является конвейер, а на смену ей приходит третья волна –
"информационная цивилизация", символ которой – компьютер. Движущая сила первой волны - продукция сельского хозяйства и минеральные ресурсы, конвейер обеспечивает дешёвый труд и массовое производство, а движущая сила третьей волны – создание и эксплуатация знаний.
Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством,
хранением,
переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
Производство информационного продукта, а не продукта материального,
служит движущей силой развития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами.
Информатизация

организованный социально-экономический и
научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,
органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире,
ранее не известных человечеству, – называют наукой, а то, что связано с
реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.
2. Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора,
обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.
Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления,
поиска, и распространения информации.
При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями.
Телекоммуникации

дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем. В настоящее время мы наблюдаем бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено с одной стороны – изменениями в экономике, а с другой стороны – новыми возможностями информационных технологий.
Отметим наиболее значимые достижения в сфере информационных технологий.
Расширение применения сети
Интернет.
С
момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web
(всемирной паутины). Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. Хотя саму сеть трудно назвать чем-то революционным (она существует уже более 30 лет), в последние годы выросла не только интенсивность ее использования, но и число предоставляемых услуг.

3. Первый кодекс компьютерной этики был разработан и принят в
Институте инженеров электроники и электротехники (IEEE) в 1979 г.
Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры,
учёные и технологи результатами своей деятельности определяют качество и условия жизни всех людей в информационном обществе.
Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий.
Позднее были разработаны и приняты кодексы этики Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий
(АСМ),
Ассоциацией менеджеров информационных технологий
(ДРМА),
Ассоциацией пользователей информационных технологий в США (ITAA), Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов (ICCP). В 1987 г. был разработан и принят кодекс компьютерной этики для преподавателей высшей и средней школ. Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, которые сейчас преподаются во всех школах и большинстве университетов.
63. Культуросообразность и природосообразность - основные подходы к обучению в педагогике
Идея культуросообразного подхода в социализации и воспитании человека, принадлежит А. Дистервегу. Каждый, утверждал он, является человеком определенной культуры народа, эпохи: «Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов». Одной из главных задач социализации становится процесс культурной идентификации индивида,
социальной группы, народа в целом. Это можно осуществить в процессе диалога культур прошлого и настоящего, различных национальностей и т.д. Формирование личности в координатах не только национальной а и мировой культурной традиции выступает одной из основных и самых сложных проблем в процессе ее социализации.
Развитие личности в гармонии с национальной и общечеловеческой культурой зависит от их ценностных оснований. Эта закономерность обусловливает принцип культуросообразности. А. Дистервег писал:
«Каждый человек находит при своем рождении на свет свое окружение,
свой народ, среди которого он предназначен жить и по крайней мере воспитываться уже на определенной ступени культуры. Но он должен ее создавать, развивать, так как она уже существует и имеет право на существование именно потому, что она уже есть». Поэтому каждый человек — продукт своего времени, народа и его культуры. Состояние культуры данного народа «есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно.
Принцип культуросообразности наполняет реальной, содержательной и жизненной силой развитие личности, выводя тем самым образование на уровень современных требований общества, позволяя человеку «быть с веком наравне» (А. С. Пушкин). Именно при этом условии формула А.
Дистервега: «Всякий человек — продукт своего времени» обретает новый актуальный смысл — культуросообразное воспитание формирует современный тип личности, связывая его с историческим прошлым и открывая ему возможности не только сохранять, а и приумножать культуру своего народа в контексте с мировой. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает непременное правило: воспитание и образование человека должны основываться на синтезе национальных и общечеловеческих ценностей и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур. Общечеловеческие ценности следует адаптировать к национальным, а некоторые из них, например, однополые браки, усыновление ребенка в такую семью и др., должны быть отвергнуты.
Особое значение для общей и социальной педагогики имеет проблема взаимодействие принципов природо- и
культуросообразности.
Рассматривая взаимосвязь и взаимодействие этих принципов, А. Дистервег пришел к выводу: в случае возникновения конфликта между ними принцип культуросообразности должен подчиниться природосо- образности и служить ему. Справедливые требования принципа культуросообразности, писал он, «мы ни в коем случае не игнорируем, но он должен все-таки подчиниться более высокому принципу».
Это положение является очень важным в методологическом плане для развития теории и практики гуманистической педагогики. Сущность его
состоит в том, что природные и возрастные возможности конкретного учащегося являются основополагающими для определения целей и задач,
содержания и методов его воспитания и образования. Предлагаемый уровень трудности и объема содержания культуры этих процессов, как бы не хотелось окружающим и не казалось бы им целесообразным для развития ребенка, желания ускорить интериоризацию им предлагаемого социокультурного опыта и ускорения на этой основе развития ребенка как бы ему во благо, но, если он превышает сегодня по этим данным его возможности, этого делать нельзя. Невозможность освоить предлагаемый социокультурный опыт порождает у ребенка неуверенность в себе, а при повторных случаях даже комплекс неполноценности, что может привести его к трагическим последствиям. Предлагаемый ему социальный опыт завышенной трудности имеет своими последствиями разрушительные личностные и социальные результаты.
Таким образом, природосообразность как общепедагогический принцип,
имеет основополагающее значение для социальной педагогики. В свою очередь,
принцип культуросообразности,
взаимодействуя с
ним,
определяет необходимые общественные условия, содержание и ценности,
объем и критерии освоения личностью социокультурного опыта в процессе социализации.
Итак,
ведущим принципом социальной педагогики выступает принцип природосообразности. Он же становится и основным критерием гуманистической педагогики.
64. История формирования социологии, политологии, экономики.
Возникновение социологии как науки
Общество в своей истории проходило множество этапов становления и развития. От древнейших времен до настоящего времени. И все это время проходил непрерывный процесс появления новых социальных институтов,
изменения социальной структуры общества, появления социальных фактов, которые требовали объяснений и появления новых теорий развития общества. Для того, чтобы объяснить суть происходящих перемен постоянно возникали новые и новые подходы к изучению процесса общественного изменения и развития.
В наиболее полной мере объяснить и обосновать основные направления развития молодой науки о закономерностях развития общества удалось
Огюсту Конту, французскому философу. Он стремился к эмпирическим
исследованиям изучаемых социальных явлений. По его мнению, для эффективного решения проблем общественной жизни социальная наука должна использовать методы, используемые в естественных науках.
Первоначально он и назвал свою науку – социальная физика, а впоследствии – социология.
Его наука состояла из двух частей: социальной статики и социальной динамики.
Уже из их названия понятны направления изучения процесса развития общества:
Изучение структуры общества как бы в застывшем положении,
остановившемся в развитии на данный момент времени.
Исследование процессов социальных изменений.
Развите социологии как науки
В таком понимании она нашла свое продолжение в трудах английского ученого Герберта Спенсера, который является одним из основоположников биологического направления в социологии. Общество, по мнению
Спенсера,
представляет собой биологический организм каждый социальный институт
(орган)
которого отвечает за выполнение определенных функций и способствует жизнедеятельности всего общества.
Отличием процесса развития общества от процесса развития биологического организма Спенсер считал цель и особенности их функционирования. Части биологического организма существуют для того,
чтобы обеспечивать его жизнедеятельность. Социальный же организм отличается тем, что общество, т.е. организм в целом, существует для блага своих «частей» - отдельных членов.
Совершенно противоположных взглядов на процесс развития общества придерживался немецкий ученый Карл Маркс. Его учение гласило:
процесс развития общества неразрывно связан с имеющимся способом производства и уровнем развития экономической системы. История, в его понимании, это процесс смены экономических формаций, который происходит в результате классовой борьбы и социальных революций.
Классический этап развития социологии
Классический этап развития социологии связан с именами таких ученых,
занимавшихся социологией, как Э. Дюркгейм, М. Вебер.
Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм придерживался идеи выделения особого предмета изучения в социологии. В качестве такого
предмета им рассматривалась особая реальность в основе, которой лежат социальные факты.
Еще один сторонник классической Макс Вебер является родоначальником понимающей социологии и теории социального действия. Он считал главным предметом изучения мотивы деятельности и поведения человека,
группы людей. По его мнению деятельность человека это самостоятельное и осмысленное проявление его воли. Процесс влияния общества на человека, не является односторонним. Человек, по мнению Вебера,
способен осознанно взаимодействовать с другими людьми, с целью достижения своих целей и интересов, и тем самым создавать новую социальную реальность.
Политология - мировая наука. Она создается коллективным разумом выдающихся умов человечества. История любой жизни начинается с её
зарождения, становления, формирования и развития. Политология как наука сформировалась не сразу. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первоначально политическая жизнь представлялась людям царством случайностей, либо результатом вмешательства божественных сил. Эти взгляды находили свое отражение в сказаниях и легендах.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта