История (ответы). 1. Влияние философских концепций на развитие науки
Скачать 0.63 Mb.
|
Научная картина мира — одно из основополагающих понятий в философии науки — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире называется сциентизм. В процессе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, типы поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель (картину мира). В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением. Однако прогресс представлений об окружающем мире достигается преимущественно благодаря научному поиску [3] . В научную картину мира не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности [2] Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию. Речь обычно идёт о целой серии взаимосвязанных открытий (в главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности [1] Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определённому этапу её исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска [4] Для западной философии середины 90-х годов XX века отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения понятий «картина мира» и «научная картина мира» не проведено. В нашей отечественной философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле — тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, то есть тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определённому этапу её функционирования и развития [5] Также может использоваться словосочетание естественнонаучная картина мира [6] В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что позволяет с определённой степенью уверенности делать способствующие развитию человеческой цивилизации заключения и прогнозы о свойствах нашего мира. Несоответствие результатов проверки теории, гипотезе, концепции, выявление новых фактов — всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие реальности. В таком развитии — суть научного метода. Картина мира — термин, используемый в различных смыслах для обозначения [4] : ● мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определённой исторической эпохи. В этом же значении используются термины образ мира, модель мира, видение мира, характеризующие целостность мировоззрения. ● научных онтологий, то есть тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом смысле понятие научной картины мира используется для обозначения: ○ горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах. Научная картина мира при этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе ○ системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний (аналогичным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках) ○ посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе её истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие научной картины мира расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний [4][7] : ● общенаучная картина мира (систематизированное знание, полученное в различных областях) ● естественнонаучная картина мира и социально(общественно)-научная картина мира ● конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности) ● специальная (частная, локальная) научная картина мира отдельных отраслей науки. Также выделяют «наивную» картину мира [8] Научная картина мира не является ни философией, ни наукой; от научной теории научная картина мира отличается философским преобразованием категорий науки в фундаментальные понятия и отсутствием процесса получения и аргументации знания; при этом научная картина мира не сводится к философским принципам, так как является следствием развития научного знания. [7] Исторические типы [править | править код] Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх учёных, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях [1] Аристотелевская [править | править код] Период: VI—IV века до нашей эры Обусловленность: Отражение в трудах: ● Наиболее полно — Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально-понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики) Результат: ● возникновение самой науки ● отделение науки от других форм познания и освоения мира ● создание определённых норм и образцов научного знания. Ньютоновская научная революция [править | править код] Классическое естествознание Период: XVI—XVIII века Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Обусловленность: Отражение в трудах: ● Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвёл итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения: ● Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях ● Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления — в строго контролируемых условиях ● Отказ от концепции гармоничного, завершённого, целесообразно организованного космоса. ● Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов ● Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска. ● Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания. Эйнштейновская революция [править | править код] Период: рубеж XIX—XX веков. Обусловленность: ● Открытия: ○ сложная структура атома ○ явление радиоактивности ○ дискретность характера электромагнитного излучения ● и др. «Материя и излучение, согласно специальной теории относительности, являются только особыми формами энергии, распределенной в пространстве; таким образом, весомая масса теряет своё особое положение и является лишь особой формой энергии».— Альберт Эйнштейн, 1920 г.[14] Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убеждённость в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы. 34. Динамика и закономерности развития науки 35. Наука как призвание и профессия 36. Методология научного исследования 37. Концепция роста научного знания К. Поппера 38. Сходство и различие наук об обществе и о природе 39. Научные знания как сложная развивающаяся система 40. Понятие истины в философии науки 41. Эволюционный подход к пониманию развития знания К. Поппера и С. Тулмина 42. Функции науки 43. П. Фейерабенд о месте и роли науки в свободном обществе 44. Концепция развития знания И. Лакотоса 45. Наука периода древних цивилизаций. Египет, Шумеры, Вавилон Наука Древнего Египта: медицина, письменность, математика. Так, ещё в период Раннего царства, 3000 лет до нашей эры, египтяне уже имели письменность. Письмо в Древнем Египте было двух видов: одно для официальных текстов, росписи гробниц или высечения на монументах и обелисках (иероглифическое), другое — для ежедневных записей, ведения учёта, скорописное. С одной стороны медицинские трактаты того времени показывают, что древние египтяне обладали эмпирическими знаниями анатомии, травм, и что у них был разработан комплекс практических процедур. С другой — широко распространённой была практика использования заклинаний и заговоров в лечении болезней. Математика: Древнеегипетская цивилизация использовала 10-тичную систему исчисления, которая несколько отличается от современной. Единицы у них изображались палочками, а для обозначения десятков, сотен, тысяч, десятков и сотен тысяч, а также миллионов существовали свои обозначения — иероглифы. Однако для обозначения двух, трёх и более десятков или сотен специального символа не существовало — они записывались как сумма десятков, сотен и тысяч Шумеры. Наука Месопотамии во многом носила описательный характер. Имея письменность, шумеры переписывали то, что видели вокруг себя и систематизировали. До наших дней дошли их глиняные таблицы – своеобразные справочники по ботанике, зоологии и минералогии. Медициной, как и астрономией, занимались жрецы. В целом, наука Месопотамии в период Шумерского царства была очень развитой, поэтому аккадцы с утверждением своего государства на этой территории старались сохранить шумерский язык. Составлялись шумеро-аккадские словари и описывалась грамматика этих языков. Жрец Двуречья должен был уметь переводить тексты с шумерского на аккадский и наоборот, устно и письменно, склонять шумерские слова, уметь правильно их произносить, знать термины письма и грамматики, владеть каллиграфией и тайнописью – специальным языком жрецов и представителей других профессий. Вавилон. Жители процветавшего в районе Двуречья Вавилона умели довольно точно вычислять квадратный корень, решать уравнения с одним неизвестным и вычислять площадь треугольника, круга и трапеции. В целом наука в Двуречье была наполнена духовностью. Ученые того времени, а это были жрецы, изучали вопросы «сверхъестественного» и обращались за помощью к богам. Пантеон небожителей был большим, но абсолютной власти ни один не имел – их сила была в единстве. На «небесных» собраниях выбирался главный бог или принимались важные решения. Когда между богами возникали противоречия вследствие нестабильности космоса, земные люди были в опасности – так считали жители Двуречья. 46. Наука Древнего Китая и Древней Индии Наука Древней Индии Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый знал значение "пи", предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того, именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной. Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; а понятия "цифра", "синус", "корень" впервые появились именно в Древней Индии. Достижения древнеиндийских математиков превзошли то, что было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было. До сих пор в Индии большим почетом пользуется Аюрведа – наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехстах операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того, упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке Аюрведа. Обобщая все эти факты, следует заметить, что почитание знаний – это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм. Наука Древнего Китая Наука Древнего Китая отличалась прикладным характером. Показателем общего подъема науки Древнего Китая было развитие научных знаний, прежде всего математики. Составленный китайцами во II в. до н. э. трактат «Математика в девяти книгах» подобно «Началам» Евклида содержит краткое изложение математических знаний, накопленных предшествующими поколениями ученых. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений. В «Исторических записках» Сыма Цыня одна из глав раздела «Трактаты» специально посвящена проблемам небесных светил. Аналогичная глава содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях, усовершенствовании технических процессов. Например, высокого уровня достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов (получение сплавов - например, бронзы). Уже в IV в. до н.э. китайцы делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; они ранее других народов мира подошли к плавке стали. Высокого уровня достигло кораблестроение: китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности; они плавали на своих судах в Тихом и Индийском океанах. Значительное внимание уделялось в Китае строительству ирригационной системы. Выдающимся гидротехническим сооружением является Великий китайский канал, построенный в Циньскую эпоху (Ш-П вв. до н.э.) Великая китайская стена возводилась в III в. до н.э. на месте древних укреплений, существовавших с V в. до н.э. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. При ее возведении одновременно работали 300 000 человек (каторжане и солдаты). 47. Наука Нового времени. Формирование опытной науки. Историческими рамками Нового времени является период времени с конца 16 вв. до конца 19 вв. Условно философию Нового времени можно разделить на три периода: - 1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века. - 2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века. - 3-й период: Немецкая классическая философия. Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап. 1 период - Эмпиризм и рационализм 17 века. Характерной особенностью этого времени стало установление господства буржуазных отношений в Европе. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание. Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Представители эмпиризма (от греч. опыт) утверждали, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Фрэнсис Бэкон - считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. Главным достижением Нового времени в науке явилось становление научного способа мышления, характеризующегося соединением эксперимента как метода изучения природы с математическим методом, и формирование теоретического естествознания. |