Главная страница
Навигация по странице:

  • Федоров Николай Федорович

  • Вернандский

  • 1 вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений


    Скачать 153.21 Kb.
    Название1 вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений
    Анкорfilosofia_otvety_k_ekzamenu.docx
    Дата18.09.2017
    Размер153.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety_k_ekzamenu.docx
    ТипДокументы
    #8634
    страница14 из 22
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22

    29 ВОПРОС. ФИЛОФИЯ СОЛОВЬЕВА И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЧАЛА 20 ВЕКА.


    СОЛОВЬЕВ (1853 – 1900)

    Сын историка. Увлекался нигилизмом, выбросил иконы, но потом быстро вернулся к вере. Очень интересовался естетвеннми науками. Был высокоирудированым человеком. Интересовался гностицизмом, кабалой. Оказал влияние Платон, Спиноза, перосмыслил идеи Канта. Соловьев поэт. Его интересовали поэтические и философские взгляды. 1880 год – критика отвлеченных начал. Академическая карьера сложилась неудачно. Выступил с публичной лекцией и призвал Александра Третьего простить революционеров. Вскоре начал выступать как публицист.

    Работы: «Чтение о Богочеловечестве», «Оправдание добра»У него наука и религия идут разными путями. В теории познания важна целостность человека. Бог – высшее начало бытия, он творец, основа мира. У него были видения Божественной Софии. Важное понятие – понятие всеединства – философское понятие означающее принцип совершенного единства множества элементов, все во всем. Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая на основе христианства воедино связала бы запросы религиозной и социальной жизни человека. Центральная идея философии Соловьева - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА. Онтологической основой его выступает божественная Троица (Отец, Сын и Дух Святой) в ее связи со всеми божественными творениями и главное - с человеком. Основной принцип всеединства - "Все едино в Боге". Всеединство - это прежде всего единство творца и творения. Бог у Соловьева не уподобляется человеку, а предстает как "космический разум", как "сверхличное существо", как "особая организующая сила". Механизм сближения Бога, мира и человечества Соловьев раскрывает через концепцию БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА, реальным и совершенным воплощением которого выступает Иисус Христос, соединяющий в себе два начала - божественное и человеческое. Его образ служит не только идеалом для каждого индивида, но и высшей целью развития всего человечества. Цельное знание, по Соловьеву, невозможно получить только эмпирическими и рациональными средствами. Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное - особенности самого мышления.


    30 ВОПРОС. РУССКИЙ КОСМИЗМ: ФЕДОРОВ, ЦИОЛКОВСКИЙ, ВЕРНАНДСКИЙ.


    Федоров Николай Федорович (1828 – 1923) пытался синтезировать два методологических подхода к человеку: антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У него довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая  тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все "из ничего", а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Ключевую роль в учении Федорова играла ИДЕЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СМЕРТИ. Воскрешение, по Федорову, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние не только всех людей,  независимо от их звания и сословной принадлежности, но и всех народов, т.е. общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидания чуда, а предполагает активную человеческую деятельность в этом направлении. Следовательно, Человек является не только объектом, но и субъектом воскрешения. Наиболее фантастическая и утопическая часть его философской системы: разработка проекта воскрешения предков, которым предусматривалось выявление и собирание всех атомов и молекул, некогда входивших в состав умерших организмов. Концепцию "общего дела" Федоров не сводил к воскрешению предков. ОБЩЕЕ ДЕЛО - ЭТО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ВСЕОБЩАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРИРОДЫ, УПРАВЛЕНИЕ ЕЕ СИЛАМИ. Она, по мнению философа, имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект подразумевал психофизиологическую. Внешняя регуляция простирается от Земли ко всему целостному миру - Космосу. Она имеет три ступени:

    – метеорическую, объектом которой является Земля,

    – планетарную (солнечная система),

    – всеобщую космическую (бесконечная Вселенная).

    На последней ступени Федоров считал вполне возможным сдвинуть Землю с постоянной орбиты и отправить ее в космические просторы по сознательно прокладываемому курсу, т.е. превратить нашу планету в космический корабль - "Земноход".

    Циолковский (1857 – 1935). Основатель российской космонавтики, жил в Калуге. Был убежден, что мы во вселенной не одни и человечество обязательно столкнется с другими цивилизациями. Абсолютно неживой материи не существует, в основе всего лежит «атом». Не верил в бессмертие души. Этическая задача человека: чтобы условия жизни поддерживали состояния атомов.

    Вернандский (1863 -1945). Биолог и геолог. Создал учение о ноосфере – сфере разума – область планеты охваченная разумной человеческой деятельностью. Овладевая знаниями природы и техники, человек все больше преобразует окружающую среду согласно своим потребностям. Наука имеет цель к расширению.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   22


    написать администратору сайта