Главная страница
Навигация по странице:

  • Разделении по

  • Техника

  • Этапы развития техники

  • Исторический материализм

  • Первобытно-общинный строй

  • Рабовладение.

  • Необходимость

  • Ответственность

  • Смысл жизни, смысл бытия́

  • 1 вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений


    Скачать 153.21 Kb.
    Название1 вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений
    Анкорfilosofia_otvety_k_ekzamenu.docx
    Дата18.09.2017
    Размер153.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety_k_ekzamenu.docx
    ТипДокументы
    #8634
    страница22 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

    50 вопрос. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ.


    Наука – 1) форма человеческих знаний о мире, 2)особый система понятий о явлениях и законах деятельности

    Характерно: доказательность, логичность, эмпирическая подтверждаемость, системность.

    Наука выражает себя в научных понятиях.

    3)наука – социальный институт; 4) наука - система знаний, в которой мировоззренческие философские основания и выводы являются неотъемлемой частью; 5) система теоретических знаний, доказанных практикой.

    Государство поддерживает науку. Научное знание системно. Философы пытались строить классификацию наук.научное знание в настоящее время разветвлено.

    Разделении по: 1. По предмету исследований

    2. по методу : 1) деление на естественные науки

    2) науки социальные ( науки об обществе)
    Наука, как социальный институт, потерпела огромные изменения. От деятельности десятком древнегреческих учёных, собиравшихся в философских школах, занимающихся по собственному желанию, вплоть до современного 5-ти миллионного международного сообщества. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникации и информации.

    Основная задача науки – изучение объективного мира вещей и процессов, имеющих практическое значение для человека. В решении этих проблем большая роль принадлежит научным методам познания самой организации знания.

    51 ВОПРОС. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.


    НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. Философские науки возникают в рамках неопозитивизма, который сам по себе эмпиричен. После неопозитивизма возникает постпозитивизм – возникают новые модели развития науки т. е. больше теории. К. Попер «критический рационализм»

    Знание – идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого; продукт общественной материальной и духовной деятельности людей. Томас Кун – структура научных революций. Наука развивается через революции.

    1. период нормальной науки

    2. период революционной науки

    Парадигма – предметы теории, устанавливаемые факты; совокупность теоретических предпосылок , которые воплощаются в научной критике на определенном этапе науки.

    Является основанием выбора проблем, модели, образцом для решения задач. В роли парадигмы выступает физика Аристотеля, ньютоновская модель, теория относительности.

    Научная революция – периодическая смена парадигм, когда меняется научная картина мира, когда старые концепции неадекватны.

    Научная революция:

    1. коренным образом меняется научная картина мира, коренной переворот

    2. когда изменилась картина мира. Конец 18 – 19 в. Первая глобальная научная революция 15-16 вв завершает концепция Коперника и Ньютона. Период 17 века – период преднауки.

    Этапы научной рациональности:

    1. классическая наука (17 -19век)

    Ведущим достижением является ньютоновская модель. Характерен объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе без относительных усилий его изучения. Стремление устранить все то, что относится к субъекту, его действительности.

    2. неклассическая рациональная наука (19-20вв)

    Происходит 3 научных революции – разработка релятивной и квантовой теории.

    3. постклассическая наука (2ая половина 20 века)

    Универсальный эволюционизм, характерно соответсвенность полученных знаний об объекте. Наука подчинена социальным факторам. Характерной чертой является компьютеризация.

    52 ВОПРОС. ТЕХНИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАУКОЙ.


    Техника – совокупность технических устройств от самых простых орудий до сложнейших технических систем. Техника – совокупность различных видов технической деятельности (проектирование, абстрагирование, изготовление), совершенное техническое знание.

    Линейная модель соответствует в том что в науке сначала идут открытия, затем развивается техника. Техника зародилась с древности и с наукой была не связана. Античная наука рассматривала это как созерцание идей. Наука и техника – 2 различных вида деятельности, на разных этапах развития взаимосвязана по разному.

    Этапы развития техники:

    1. манфорд в основу периодизации положил ведущие виды энергии и вещество.

    2000 – 1750 период технологии воды и дерева.

    2 половина 18 – середина 20 века – технология угля и железа

    Середина 20 века – электричество и сплавы

    С 20 века – техника приобретает все большую роль в жизни общества.

    Социальная значимость науки и техники.

    Наука – соц. институт формирующийся государством (фундаментальные исследования)

    Функции науки:

    1.мировозренческая – наиб. Значимая форма общественного сознания.

    2. производственная – наука активная производительная сила

    3. наука – социальная сила способная регулировать общество.

    Роль науки – наука родилась в западной цивилизации, которая характеризуется глубокими преобразованиями.

    Основные ценности науки:

    1. научные достижения универсальны, природные явления протекаю во всех странах

    2. общность – научное знание становится общим достоянием

    3. бескорыстность

    4. организованный скептицизм – ученый должен все подвергать сомнению


    53 вопрос. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.


    ОБЩЕСТВО – есть несколько определений в социальных науках. Научное понятие общества сильно отличается от обыденного.

    Трактовки: 1. Философская точка – общество – особый вид бытия отличный от природы, обособленная от природы часть материального мира представляющая собой исторический развитую форму жизнедеятельности людей . общество нельзя сводить к желаниям и целям отдельных личностей.

    2. социологическая – общество – конкретная единица истории или современного исторического прочеса. Конкретно: территория, воспризведение населения, разная культура политической независимости.

    3. общество – определенный этап развития человеческой истории.

    4. общество – все человечество.

    5. общество – совокупность конкретных обществ близких по своей культуре.

    Сферы общества:

    1) сфера материального производства (Деятельность людей в сфере материального производства в конечном счете преследует цель создания из вещества природы самых разнообразных предметов потребления, прежде всего продуктов питания, для удовлетворения жизненно важных потребностей людей.)

    2) сфера теоретической деятельности - наука(поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию). Научное знание отображает объективно существующие закономерности реальной действительности. Оно выполняет функции описания, объяснения и предвидения. Это духовно-теоретическое знание.

    3) сфера деятельности людей по ценностному освоению действительности (Этим занимаются прежде всего философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности). Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

    4) сфера управления общественными процессами - политическая сфера (управление обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом.). Управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности, в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью.

    5) социальная сфера. Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы люди и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность.

    54 ВОПРОС. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА.


    Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:

    1) Фундаментальная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание.

    2) Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил.

    Исторический материализм считает, что развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:

    Первобытно-общинный строй. Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.

    Рабовладение. Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

    Феодализм. В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

    Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих, не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).

    Коммунизм. Теоретическое устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.


    58 ВОПРОС. СВОБОДА, НЕОБХОДИМОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА.


    Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

    Необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем,событий и что доджно произойти в главном так, а не иначе. Если необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу. Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

    Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть.


    59 Вопрос. ЛИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ.


    Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

    «В чём состоят жизненные ценности?»

    «Что является целью жизни?»

    «Зачем (для чего) жить?».

    Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

    Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

    Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта