1 вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений
Скачать 153.21 Kb.
|
42 вопрос. СИНЕРГЕТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ.Синергетика – научная дисциплина 20 века, изучающая процесс самоорганизации в сложных открытых развивающихся системах. Термин синергетика от латинского – совместное действие (синергия). Основатель: Пригожин, Хакен Принцип синергетики: самоорганизация материи, спонтанное формирование сложных систем. Процессы сложных систем делятся на: процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния. Характеристики: равновесность, линейность. Процессы протекающие в открытых системах в которых при определенных условиях из хаоса могут возникнуть упорядоченные структуры. Характеристики: неравновесность, нестройность. Их называют диссипативные структуры. Спонтанно происходит самоорганизация систем. Развитие – переход от одного порядка к другому. Происходит постоянное взаимодействие порядка и хаоса. Пригожин «порядок из хаоса» - порядок и хаос заменяют друг друга, все вместе это выражает внутреннюю активность. Большинство систем – открытые живые системы, имеют сложный характер, развитие характеризуется нелинейностью. 43 вопрос. ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. ПРОБЛЕМА ПРИЧИННОСТИ В МЕДИЦИНЕ.Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи причинной обусловленности явлений. Все в мире взаимосвязано, имеет причину и следствие. Индетерминизм – методологическая позиция, в которой отличается характер причинно-следственных связей. Фатализм – причина определяет причину с жесткой необходимостью, случайность полностью отрицается. Телеология – учение о целевом характере причинности. Причинность одна из важнейших категорий. Беспричинных явлений не существует. Причинность связана с категориями времени. Причинность – категория для обозначения генетической связи явлений при которой одно явление причинно, при наличии определенных условий с необходимостью порождает и вызывает к жизни другие явления , следствия. Признаки причинности: 1.причина порождает следствие 2.однонаправленность временная ассиметрия 3.необходимый характер при определенных условиях 4. пространственная и временная непрерывность Причины материальные и идеальные, информационные и энергетические. Причина порождает следствие или несколько причин порождают одно следствие; одна причина вызывает несколько следствий. Причина предполагает наличие условия и повода. Условия – внутренние связи и внешние факторы, при которых возможно развитие причин. Повод – явление которое не вызывает следствия , но срабатывает как пусковой импульс, развязывает действие всего причинного комплекса. 44 ВОПРОС. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. АГНОСТИЦИЗМ.АГНОСТИЦИЗМ – учение в гносеологии отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерности природы и общества. Представители: субъективные реалисты, позитивисты, материалисты. Истину трактуют как опытную подтверждаемость, результат соглашения между учеными, логическая справедливость. Пример агностицизма: философия Канта. Кант утверждал, что мир есть вещь в себе. Мы познаем явления, формирование явлений зависит от организации нашего разума. Трансцендентальное сознание – выдвинутый им термин. Пространство и время – формы восприятия мира. Физиологический идеализм. Близок к философии Канта. Выдвинут в 19 веке Мюлером, который выдвинул положение о специфическом положении органов чувств, которые играют роль в восприятии ощущений. Теория иероглифов. Выдвинул Гемгольц: чувственные впечатления есть отметки качеств внешнего мира, знаки истолкованию которых мы учимся на опыте. Конвенционализм. Возник в 20 веке. Научная теория и понятия являются продуктом соглашения между учеными. Гносеология – изучает всеобщее, которое характеризует познавательную деятельность человека, так и особенности познания в разных видах деятельности. Виды знания и познания: 1. научное знание – характеризует точность, эмпирическую подтверждаемость 2. художественное познание – выражается в художественных образах 3. религиозное знание – знание о Боге Ичеловеке 4. практическое знание – некоторые знания получают в общении с людьми достигшими успеха. Эпистемология – теория научного познания. Психология, физиология, кибернетика, история культуры, социология – изучают познание. 2 точки зрения на познание: 1.реалитическая 2.агностицизм – учение , сущность вещей не познаваема, познаем лишь явления. Кант полагал , что мир вне нас, в себе, он влияет на нас. Мюллер и Гемгольц выдвинули теорию о специфической энергии органов чувств, которые вызывают ощущения, связывают их специфической энергией. Ощущение это знание о действительности. Субъект – источник целенаправленной активности , носитель предметно-практической деятельности оценки и познания. Общество – это универсальный субъект, так как в нем объединены субъекты всех других уровней, вне общества нет познания и практики. Объект – то ,что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая , познавательная и оценочная деятельность. Предмет – то как субъект видит этот объект. |