Главная страница

1. Восточные славяне в VIIX вв


Скачать 1.38 Mb.
Название1. Восточные славяне в VIIX вв
Дата15.05.2019
Размер1.38 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsii_po_istorii_Rossii.doc
ТипДокументы
#77268
страница20 из 30
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30

Меньшевики составляли большинство социал-демократической фракции. Они утверждали, что путь к демократизации в России лежит через парламент, тем самым сеяли конституционные иллюзии в народе.

Партия эсеров находилась в кризисе. Радикальное крыло по-прежнему тяготело к террору. Но разоблачение в 1909 г. Азефа дискредитировало деятельность Боевой организации, куда легко проникали агенты охранки.

Умеренные эсеры участвовали в работе Государственной думы. Они выступали за принудительное отчуждение помещичьих земель и уравнительное землепользование.

Определенные трудности испытывали октябристы. Ухудшились отношения их лидера Гучкова со Столыпиным. Гучков стремился поставить под думский контроль военный бюджет. В 1909 г. на волне национализма часть октябристов откололась от партии и создала вместе с представителями правых кругов “Партию русских националистов” (руководитель Балашов).

Кадеты стремились стать оппозиционной партией западного (прежде всего английского) образца. Самым серьезным выступлением кадетов стал выпуск в 1909 г. сборника “Вехи” под редакцией Струве. По мнению авторов сборника, революция должна была закончиться 17 октября 1905 г., после дарования политических свобод. Поэтому они по сути поддержали действия правительства по усмирению революционного движения после октября 1905 г.

Произошел раскол и в крайне правом лагере. В 1907 г. из “Союза русского народа” вышла часть членов во главе с Пуришкевичем. Они образовали новую партию – “Союз Михаила Архангела”. Они признавали необходимость существования представительных учреждений.
IV Государственная дума.

Осенью 1912 г. состоялись выборы в IV Государственную думу. По партийному составу она была такой же, как и III Дума: было два большинства – правооктябристское и октябристско-кадетское.

Председателем Думы был Родзянко. Дума работала до 1917 г.

Страна радикализировалась и Дума вместе с ней. Уже в декабре 1912 г. кадеты внесли ряд законопроектов, среди которых – о выборах в Думу на началах всеобщего голосования.

В 1913 г. министр внутренних дел Маклаков предложил распустить Думу. Поводом стало оскорбление с думской трибуны одним из депутатов министра финансов Коковцова. Николай II склонялся к роспуску Думы. Но роспуска Думы не допустил сам Коковцов. Он вел в Париже переговоры о заеме и прислал телеграмму: роспуск Думы произведет неблагоприятное впечатление и затруднит переговоры.

Новый этап в работе Думы наступил с началом Первой мировой войны.
Экономика России накануне Первой мировой войны.

В 1909-1913 гг. начался новый промышленный подъем. Ему способствовали:

1. Рост потребностей промышленности в металле в связи с правительственными заказами на военные нужды.

2. Успехи в сельском хозяйстве. Благодаря высоким урожаям и росту цен на хлеб на мировом рынке увеличились доходы от экспорта зерна.

3. Рост покупательной способности населения в результате отмены выкупных платежей и роста заработной платы.

Официальный спрос на денежный капитал впервые был удовлетворен за счет внутреннего денежного рынка.
В годы подъема темпы роста производства в ведущих отраслях промышленности были выше, чем в США и развитых странах Запада.

В этот период сложились крупные формы монополистических объединений: тресты, концерны, финансово-промышленные группы. Так, группа Русско-Азиатского банка включала военно-промышленный и нефтяные концерны, несколько трестов.

Происходит слияние капиталистических монополий с военно-политической силой государства. Примером такого слияния может служить “Совещание по судостроению”.
Социально-экономическое и политическое развитие России в этот период обнаружило недостаточность уступок, на которые пошло самодержавие в годы революции 1905-1907 гг. А значит впереди были новые социальные потрясения.

40. Россия в Первой мировой войне
Причины войны.

Главной причиной Первой мировой войны стало обострение противоречий между государствами, входившими в различные военно-политические союзы, из-за сфер влияния в мире. Так, в Турции столкнулись интересы России и Германии, на Балканах – России и Австро-Венгрии. В Южной Африке, на Ближнем Востоке, в Китае столкнулись интересы Англии и Германии, в Северной Африке – Германии и Франции. Назревал передел мира.

Другой причиной войны стало усиление революционного движения в России, Австро-Венгрии и Германии. Правительства этих стран стремились отвлечь народные массы от внутренних проблем и направить их активность против внешнего врага.
Начало и ход военных действий на Восточном фронте.

В середине июня 1914 г. в Сараево был убит наследник австрийского престола эрц-герцог Франц-Фердинанд. Убийцей оказался член организации “Молодая Босния” Гаврила Принцип.

Австрия обвинила Сербию в причастности к этому убийству и потребовала допустить в Сербию австрийских чиновников для наказания виновных. Сербия сочла это требование посягательством на ее суверенитет.

В середине июля 1914 г. Австро-Венгрия начала войну с Сербией. Россия, союзница Сербии, объявила мобилизацию. Германия, союзница Австро-Венгрии, потребовала отмены мобилизации. Россия отказалась. 19 августа (1 сентября) 1914 г. Германия объявила России войну.

Началась Первая мировая война. В ней участвовало 38 государств с населением более 1,5 млрд. человек. Они разделились на два блока:

Четвертной союз – Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария.

Антанта – Англия, Франция, Россия, потом Япония, Румыния, США.

Военные действия начались на Западном фронте, во Франции.

Это позволило русской армии начать наступление на Восточном фронте. В августе-сентябре 1914 г. две русские армии вторглись в Восточную Пруссию. Одновременно был нанесен удар по противнику в Галиции.

Действия русских армий в Восточной Пруссии не были согласованы, поэтому они вскоре были оттуда вытеснены. В Галиции успех поначалу сопутствовал русской армии. К весне 1915 г. были захвачены Львов и Перемышль. Германия перешла к обороне на Западном фронте и перебросила часть сил на Восточный фронт. В результате мощного наступления противника в Галиции русские войска потеряли Львов, Перемышль, часть Галиции, Литву, Польшу, часть Латвии и Белоруссии.

Это была военная катастрофа. Николай II в августе 1915 г. сам стал главнокомандующим русскими армиями.

Германское командование посчитало, что Россия долго не оправится от поражения и основные силы сосредоточило на Западном фронте, под Верденом.

В конце мая-начале июня 1916 г. русская армия предприняла новое мощное наступление в Галиции – “брусиловский прорыв”. Фронт был прорван на протяжении более 300 километров и глубину до 100 километров. Германия сняла несколько дивизий от Вердена, а Австро-Венгрия перебросила несколько дивизий из Италии. Брешь в Галиции была ликвидирована. Наступление в Галиции не дало стратегических результатов, так как союзники не воспользовались благоприятной ситуацией и не перешли в наступление на Западном фронте.

В октябре 1916 г. обстановка на Восточном фронте стабилизировалась. Война приняла позиционный характер. К 1917 г. Россия потеряла в войне по разным подсчетам 9 млн. человек убитыми, ранеными и пленными.
Отношение различных классов и партий к войне.

Отношение к войне партий и классов было различным. Уже в октябре 1914 г. выходит написанный Лениным манифест “Война и российская социал-демократия”. Большевики выдвинули лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую. Они надеялись свергнуть самодержавие.

Либеральная буржуазия поначалу безоговорочно поддержала войну до победного конца. После отступления русской армии в Галиции в 1915 г. из числа депутатов Думы был создан Прогрессистский блок. В него вошли кадеты, октябристы, прогрессисты и др., более половины депутатов. Их главное требование – создание “Объединенного правительства”, пользующегося доверием страны и состоящего из “приличных” бюрократов и представителей оппозиционных партий.

Полностью и до конца поддержали правительство правые круги во главе с Советом объединенного дворянства.

Война вызывала недовольство различных слоев населения. Усилилось стачечное движение, возросло недовольство крестьян. Причины – дороговизна, дефицит товаров, реквизиции хлеба, фуража, скота.

В 1916 г. половина губерний России была охвачена волнениями новобранцев. Прошли массовые выступления представителей национальных меньшинств – узбеков, казахов, киргизов, туркмен – против привлечения мужского населения на оборонительные работы.

Брожение проникло и в армию. Солдаты выбрасывали из окопов лозунги: “Хотим мира”, “В наступление не пойдем”.
Влияние войны на экономическое и политическое положение в стране. Углубление кризиса верхов.

Война ухудшила экономическое положение в стране. К марту 1917 г. расходы на войну превысили 30 млрд. рублей. Они покрывались внешними и внутренними займами, денежной эмиссией. В результате займов долг России за годы войны увеличился почти в 3 раза. В результате денежной эмиссии снизилась покупательная способность рубля: он равнялся 27 довоенным копейкам. Потребительская корзина рабочего составляла только половину довоенной. Выросли цены на основные продукты питания. Полевые площади сократились примерно на 10%.

Тем не менее собираемого хлеба хватало для обеспечения армии и городов. Но кулаки и торговцы придерживали хлеб в ожидании роста цен, транспорт не справлялся с перевозками. В городах за хлебом выстраивались очереди. По донесениям охранки очереди за продовольствием превратились в своеобразные политические митинги.

Ухудшение экономического положения в стране вело к кризису верхов. Его яркими проявлениями стали:

1. Министерская чехарда. За годы войны сменилось 4 премьер-министра, 6 министров внутренних дел, по 4 министра военных, земледелия, юстиции.

2. Распутинщина. К осени 1916 г. влияние при дворе Григория Распутина – темного сибирского мужика, буквально околдовавшего царскую семью, достигло апогея.

В сознании народа причиной всех несчастий становились царь, немка-царица (отсюда разговоры об измене), Распутин. Престиж самодержавия упал. Оппозиционным настроениям поддались даже правые. С гневными обличениями распутинщины с трибуны Государственной думы выступил депутат от правых партий Пуришкевич.

В декабре 1916 г. Пуришкевич, Юсупов и великий князь Дмитрий Павлович убили Распутина. Но устранение Распутина не укрепило авторитета Николая II.

Дело дошло до того, что в буржуазных оппозиционных кругах разрабатывались планы отстранения Николая II от власти. Но сделано ничего не было. По признанию Гучкова, заговорщики опасались, что отстранение Николая II станет своеобразным сигналом к революционному взрыву.

Царь обвинял Думу в оппозиционных происках. Но не решался разогнать Думу. Тогда он остался бы один на один с революцией.

Усиление политического влияния буржуазии, полевение населения страны, ухудшение экономического положения в годы войны, кризис верхов – все это неизбежно приближало самодержавие к краху.
41. Русская культура начала XX в.
Исторические условия развития русской культуры в начале XX в.

Исторические условия развития культуры в начале XX в. были благоприятные.

Развитие капиталистических отношений в промышленности вело к повышению спроса на образованных рабочих, что в свою очередь приводило к развитию образования, книгопечатания.

Политизация масс способствовала развитию издательского дела, питала общественно-политическую мысль.

Идейно-политические противоречия в рассматриваемый период находили отражение в литературе и художественном творчестве.
Литературные течения и их главные представители.

В литературе этого периода можно выделить два главных направления.

Первое направление – реализм. Он уходил корнями в XIX в. Традиции реализма продолжали Короленко, Бунин, Куприн. В это время завершается творческий путь таких выдающихся мастеров реалистического жанра как Толстой и Чехов.

С именем Горького принято связывать зарождение нового художественного метода – социалистического реализма. В рабочем классе (роман “Мать”) Горький увидел силу, способную совершить революцию и построить новое общество.

Второе направление – модернизм, или декадентство, буквально: упадок. Модернизм предполагал разрыв с традициями реализма; упадок классической русской литературы, основанной на реализме. Для декадентства характерны пессимизм, неприятие жизни, эстетизация смерти.

В модернизме выделяют несколько течений:

Символизм – Блок, Бальмонт, Белый, Брюсов, Мережковский, Гиппиус, Соллогуб, Анненский. Символитсы стремились выражать привычные вещи необычными художественными образами, символами.

Акмеизм – Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Городецкий. Стремились освободить поэзию от усложненной символики, вернуться к материальному миру, точному значению слова.

Футуризм – Маяковский, Хлебников, Северянин. Пытались создать своеобразное искусство будущего, отрицали традиционную культуру, разрушали естественный язык поэзии.

Модернизм способствовал появлению ярких произведений в литературе, особенно в поэзии. Поэзию начала XX в. недаром называют поэзией “серебряного века”.

Своеобразным переходом от реализма к модернизму считается творчество Леонида Андреева.
Театр. К.С. Станиславский и Московский Художественный театр.

В октябре 1898 г. в Москве открылся Художественный театр. Его основателями были Станиславский и Немирович-Данченко. Они выступили реформаторами в области репертуара, режиссуры, актерского мастерства.

Станиславский сформулировал законы жизненно правдивого поведения актера на сцене. Его система помогала актерам овладеть техникой профессии: работа над голосом, пластикой, “вживание в образ”.

Новые принципы режиссуры воплотились на сцене Московского художественного театра. Здесь шли пьесы Чехова (“Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад”), Горького (“На дне”, “Дети солнца”, “Враги”, “Мещане”).

Метод Станиславского и Немировича-Данченко был воспринят выдающимися актерами Художественного театра: Москвиным, Тархановым, Качаловым, Книппер-Чеховой. Успеху постановок во многом способствовали художники Симов, Бенуа, Сомов.

Большой вклад в развитие театрального искусства внесла Комиссаржевская. Она была создателем и руководителем драматического театра в Петербурге. На его сцене шли пьесы Горького, Чехова, Ибсена. Театр выражал революционные устремления демократической интеллигенции.

Создателем так называемого “условного театра” был видный режиссер Мейерхольд.
Начало русского кино.

Показ фильмов в России начался еще в конце XIX в. В начале XX в. появляются первые кинотеатры – биоскопы и иллюзионы. Поначалу шли иностранные, прежде всего французские фильмы.

В 1907-1908 гг. налаживается отечественное кинопроизводство. Появляются фирмы Дранкова и Ханжонкова. В 1908 г. выходит первая игровая картина “Стенька Разин”.

К 1914 г. было создано почти 30 отечественных фирм, снято более 300 картин. В 1916 г. в России существовало около 4 тысяч кинотеатров с ежегодной посещаемостью 2 млн. зрителей. Одной из первых звезд российского экрана была Вера Холодная.
Музыкальная культура.

В начале XX в. раскрывается в полной мере талант замечательных русских композиторов – Танеева, Аренского, Глазунова, Скрябина. Заканчивается творческий путь Римского-Корсакова. Вступает в жизнь новое поколение композиторов: Рахманинов, Стравинский, Глиэр, Асафьев.

Расширяется музыкальное просвещение. В 1906 г. Танеев основывает народную консерваторию и музыкально-научное общество.

Шаляпин, Собинов, Нежданова продолжают лучшие традиции русской вокальной школы.

Расширяются связи между русской и зарубежной музыкальной культурой. Крупным событием мировой художественной культуры стали “Русские сезоны” в Париже. Их организовал театральный и художественный деятель Дягилев. Целью “Русских сезонов” была популяризация русской культуры. Европейскую публику покорили балетные постановки Фокина, в которых блистали Павлова и Нижинский.
Изобразительное искусство. “Мир искусства”. Русский “авангард”.

Различные художественные течения выделяются и в изобразительном искусстве начала XX в. Одно из основных – реализм. Он представлен работами Репина (“Заседание Государственного совета”), Сурикова (“Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”).

На рубеже веков усиливается влияние модерна – поздний Васнецов, ранние работы Нестерова, Врубеля. Для этого течения были характерны свободная манера письма, декоративность.

Русский импрессионизм (схватывающий мгновенные, случайные впечатления натуры) представлен картинами Коровина, Серова и достиг кульминации в творчестве Грабаря.

В символистских формах выдержаны картины зрелого Врубеля (“Демон”).

К поискам самобытной национальной красоты обращено творчество Нестерова и Рериха.

Художники объединялись в группы для организации выставок. Такими творческими объединениями были, в частности, “Голубая роза” (Сарьян, Петров-Водкин, Гончарова), “Бубновый валет” (Кончаловский, Лентулов, Фальк).

В 1898 г. в Петербурге возникло художественное объединение “Мир искусства”. В него входили такие известные художники как Бенуа, Сомов, Кустодиев, Рерих. Идейной основой “Мира искусства” была идеалистическая философия. Художники выдвигали лозунг свободного, независимого искусства, искусства для искусства. Они не принимали буржуазной действительности и стремились обосновать “вечные ценности”: культ чистой красоты, абстрактный идеал. Им принадлежала большая роль в развитии художественной графики, книжной иллюстрации, театрально-декорационного искусства.

Еще одно течение в изобразительном искусстве представлено творчеством Мусатова, Кузнецова, Сарьяна, Судейкина, Петрова-Водкина, Ларионова, Гончаровой, позже Малевича, Кандинского. Особый интерес среди работ, составивших русский “авангард”, представляют картины Ларионова (цикл Венер – негритянская, турецкая, испанская, русская, еврейская), Гончаровой (фантазии по поводу павлина).

Одна из особенностей развития русской культуры этого периода – ее поддержка меценатами. Наиболее видными меценатами были Третьяков, Мамонтов, Морозов.
Достижения русской культуры начала XX в. неоспоримы. Благоприятные исторические условия способствовали подъему науки, образования, книжного дела. К 1914 г. было около 100 высших учебных заведений. Массовыми тиражами выходила дешевая художественная и научно-популярная литература (издательства Сытина, Суворина). Русские ученые Павлов и Мечников получили Нобелевскую премию. Начало XX в. стало “звездным часом” русской философии (Бердяев, Булгаков, Франк, Струве, Шестов) и “серебряным веком” русской поэзии.

В то же время следует отметить, что достижения науки и культуры были доступны сравнительно узким слоям. К рубежу веков примерно треть населения страны была неграмотной.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30


написать администратору сайта