Главная страница

1. Восточные славяне в VIIX вв


Скачать 1.38 Mb.
Название1. Восточные славяне в VIIX вв
Дата15.05.2019
Размер1.38 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsii_po_istorii_Rossii.doc
ТипДокументы
#77268
страница2 из 30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Политический строй.


В конце IX в. и большей части X в. Русь была дружинным государством. Князь, по сути, делил власть с дружиной. Союзы племенных княжений вошли в состав государства, но долгое время сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом осуществлялась через полюдье. Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, выполнения судебных, жреческих и коммуникативных функций. С конца X в. происходит эволюция дружинного государства в раннефеодальную монархию. Власть князя, оставаясь наследственной, становится единоличной.

Во главе государства стоял великий князь Киевский. При князе был совет (дума). В него входили члены старшей княжеской дружины. Этот совет обсуждал вопросы войны и мира, законодательства, назначения посадников.

В крупные города направлялись княжичи-наместники из династии Рюриковичей. В остальные города – мужи-посадники, как правило, из членов старшей княжеской дружины. Из их числа впоследствии сложились общерусские съезды князей (снемы). В городах находились также тысяцкие – предводители городских ополчений.

Спорным остается вопрос о судьбе веча. Так, И.Я. Фроянов считает его неотъемлемым атрибутом государственной жизни Киевской Руси. По подсчетам М.Б. Свердлова, наоборот, в течение 100 лет вече собиралось всего 6 раз, да и то в связи с восстаниями или нападениями кочевников.

Низшие административные должности:

мечник – судебный чиновник (возможно, судебный исполнитель); ябетник – судебный исполнитель; вирник – сборщик судебных пошлин; метельник (метник) – судебный чиновник, распределял судебные пошлины; бирич – глашатай: оглашал судебные приговоры, княжеские указы; данник – сборщик поземельной подати; подъездной – сборщик различных пошлин; мытник – сборщик торговых пошлин; городник – отвечал за строительство городов, городских укреплений; мостник – отвечал за строительство и поддержание в исправном состоянии мостов, мостовых; заводник – ведал отмежеванием земель; волостель – административное лицо в волости (сельской местности).
Князь и дружина.

Древнерусская дружина известна с VI в. К X в. она становится неотъемлемой частью государственного механизма. Дружина делилась на две части: старшую и младшую. Членов старшей дружины называли боярами или огнищанами. Членов младшей дружины – отроками, детскими.

Как считает А.А. Горский, автор специального исследования о древнерусской дружине, члены старшей дружины составляли совет при князе, назначались посадниками в городах. Члены младшей дружины занимали низшие административные должности, были княжескими дворовыми слугами.
Русская Правда”

Русская Правда” - главный памятник древнерусского права. Основными редакциями принято считать “Краткую Правду” и “Пространную Правду”. Третья редакция – “Сокращенная Правда” - самостоятельного значения не имеет.

“Русская Правда” отразила социально-экономические отношения, сложившиеся к началу – середине XI в. В ней определен правовой статус различных категорий населения: свободных (купцы, дружинники, иностранцы, ремесленники, горожане); полузависимых (рядовичи, закупы); зависимых (челядь, холопы); смердов. О социальном положении этих категорий населения свидетельствует, в частности, штраф, налагаемый за их убийство. Так, за убийство княжеского дружинника – штраф 80 гривен кун, за убийство рядового свободного человека – 40 гривен кун, за убийство закупа, холопа, смерда – 5 гривен кун и т.д.

Из источника мы узнаем, что представляло собой княжеское и боярское хозяйство.

“Русская Правда” устанавливала наказания за различные преступления. Самым распространенным наказанием был штраф, то есть целью наказания было возмещение нанесенного ущерба. Высшей мерой наказания являлся “поток и разграбление”: конфискация имущества и изгнание из общины. Еще одной формой наказания было обращение в холопство (например: сбежавший закуп; купец, потерявший по собственной вине товар).
Княжение Владимира. Крещение Руси.

С 980 по 1015 г. киевским князем был Владимир Святославич. С его именем связано проведение трех реформ.

Первая реформа. – Административная. Владимир извел князей союзов племенных княжений и посадил на их места своих сыновей. Это должно было укрепить государственное единство.

Вторая реформа. – Религиозная. Поначалу Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но на местах цепко держались за своих богов. Тогда он решил порвать с язычеством. Из всех мировых религий его выбор пал на христианство по греческому образцу. Видимо, Владимира привлекли пышность обрядов, возможность совершать литургию на родном языке.

Официальной датой принятия христианства является 988 г. Однако на практике это произошло не ранее 990 г.: сестра византийских императоров Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром (одно из условий крещения Руси), Владимир повелевает крестить киевлян, а затем и других жителей Руси.

Значение принятия христианства:

- единая религия была призвана укрепить государственное единство;

- христианство идеологически обосновывало социальное и имущественное неравенство (по языческим представлениям, богатый забирал с собой из этой жизни все богатства и на том свете его ждало такое же безбедное существование; бедный соответственно был обречен на нищету и в загробном мире; в христианстве не важно социальное и имущественное положение, важно, насколько праведную жизнь вел человек на земле, раскаялся ли перед смертью);

- принятие христианства дало толчок развитию культуры;

- Русь вошла в семью христианских стран Европы;

- возникла церковь как религиозно-феодальный институт.

Во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Крупные города были центрами епархий, во главе – епископы.

Третья реформа. – Церковно-судебная. В начале XI в. (до 1011 г.) был издан Устав князя Владимира “О десятине и людях церковных”. Устав устанавливал десятину – основной источник существования церкви (отсюда – “десятинный период” в истории русской церкви). В пользу церкви отчислялись: десятая часть от дани, княжеского суда, торга, урожая, приплода скота.

По Уставу учреждался церковный суд и определялся круг дел, находившихся в его ведении. Церковь имела право:

- судить население, проживающее на церковных землях;

- судить церковных людей (священно- и церковнослужителей);

- судить все население, но по определенному кругу дел. Эти дела перечислены в ст.9 названного Устава. Среди них: семейные дела (развод, измена, конфликты между членами семьи и т.п.); изнасилование; колдовство; кража из церкви; оскорбления словом; поклонение языческим богам и др.

Другими словами, рассмотрению церковного суда подлежали дела, вытекающие из внутрисемейных конфликтов, необузданных проявлений природных влечений, из обращения к нецерковным авторитетам (волхвам, чародеям), из неуважения к церковной символике и имуществу.
Ярослав Мудрый.

Владимир умер в 1015 г. Киевский стол перешел к его приемному сыну Святополку. Ярослав, княживший в Новгороде, начал борьбу за киевский стол. В ходе этой борьбы при неясных обстоятельствах погибли князья Борис и Глеб, впоследствии канонизированные русской церковью. Вину за их гибель возложили на Святополка, прозвав его “Святополк Окаянный”. (Новейшие исследования – Г. Филист – показывают, что Святополк, видимо, не виноват в гибели братьев, по крайней мере одного из них, Бориса; в гибели Бориса и Глеба был заинтересован, скорее, Ярослав.)

В 1019 г. борьба закончилась: Святополк был изгнан за границу, где, якобы одержимый манией преследования и разбитый параличом, вскоре и умер. Киевским князем стал Ярослав.

Принято считать, что при Ярославе Русь достигла своего расцвета, поэтому его называли Ярослав Мудрый.

Расцвет Руси выразился:

- Ярослав разбил в 1036 г. печенегов, на Руси установился мир;

- законодательная деятельность Ярослава (“Русская Правда”, “Домениальный устав”, Церковный устав);

- “культурное строительство” (в 1030 г. на земле чуди был заложен г. Юрьев; в 1037 г. на месте, где за год до того были разбиты печенеги, заложен Софийский собор, примерно в то же время Золотые ворота; велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу на русский язык книг);

- желая укрепить автономию русской церкви Ярослав ставит в 1051 г., вопреки традиции, митрополитом не грека, а “русина”, Илариона – автор знаменитого “Слова о законе и благодати”.

Современники называли Ярослава Мудрого царем.
Княжеские усобицы. Владимир Мономах.

Еще в 1024 г. брат Ярослава, тмутараканский князь Мстислав разбил дружину Ярослава и вынудил его бежать в Новгород. Правда, вскоре Мстислав предложил мир. До 1036 г. (год смерти Мстислава) на Руси фактически было двоевластие. Братья поделили русскую землю: Ярославу достался Новгород и правобережье Днепра вместе с Киевом; Мстиславу - левобережье и Тмутаракань. Но этот раздел не привел к дроблению Руси и княжеским усобицам.

После смерти Ярослава в 1054 г. Власть перешла к триумвирату Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод). До середины 1060-х гг. все было спокойно. С 1067 г. между братьями начинаются усобицы, усугубляемые народными выступлениями. До 1093 г. на Киевском столе попеременно побывали все три Ярославича.

С 1093 по 1113 г. княжил Святополк, сын Изяслава. При нем в 1097 г. в Любече состоялся съезд князей. Князья признали пагубность междоусобиц, решили впредь, что каждый будет владеть “отчиной своей” и не вмешиваться в дела соседей. Но после съезда междоусобицы возобновились с новой силой. Летопись сообщает, что в том же году был ослеплен теребовльский князь Василек.

Святополк умер в 1113 г. В Киеве вспыхнуло восстание. Были разграблены двор тысяцкого Путяты, дома ростовщиков. На киевский стол приглашается Владимир Всеволодович Мономах. При нем на Руси устанавливается относительная стабильность. Он дополнил “Русскую Правду”: “Устав Владимира Всеволодовича”, ограничив произвол ростовщиков и упорядочив взимание процентов; регламентировал порядок поступления в холопство.

Владимир Мономах княжил до 1125 г. Он оставил “Поучение” детям и остался в памяти современников и потомков. В летописи сказано, что он просветил всю землю русскую и слава о нем разнеслась по всем окрестным странам, наводил ужас на половцев.
Борьба Руси с набегами кочевников в X-XII вв.

В X – начале XI в. главными противниками Руси были печенеги, заполонившие все южнорусские степи. Владимир Святославич обезопасил Русь от их стремительных и опустошительных набегов. На рубежах русской земли, на берегах Десны, Трубежа, Сулы, Стугны, Остера, был построен ряд крепостей. Здесь несли службу “лучшие мужи”, переведенные из северных областей. В 1036 г. печенеги были разбиты Ярославом и их нападения прекратились.

В середине XI в. из-за Дона и Волги на запад двинулись племена половцев. Они оттеснили печенегов и заняли все южнорусские степи.

В 1055-56 гг. половецкий хан Бонуш подошел к русским владениям, но дело закончилось миром.

В 1061 г. половцы совершили первый набег на Русь, разбив дружину Всеволода Ярославича.

В 1068  г. половцы победили Ярославичей на р.Альте, разграбив русские города и села и уведя множество пленных.

В дальнейшем русские князья совершили несколько удачных походов против половцев. В 1103 г. объединенные дружины разбили половцев на р.Сутени. Погибло 20 половецких ханов. В 1107 г. разбили половцев за рекой Сулой и едва не взяли в плен хана Шарукана. В 1111 г. поход на половцев организовал Владимир Мономах. Половцы были разбиты в верховьях Северского Донца, разрушены половецкие городки Шарукань и Сугров.

Русские князья и дальше воевали с половцами, заключали с ними матримониальные союзы, привлекали на свою сторону для борьбы друг с другом.
3. Культура Руси в IX – начале XIII в.
Культура – это не просто все, созданное человечеством в материальной и духовной сферах. Культура прежде всего – мера человеческого (то есть не биологического, не животного) в человеке. Мир культуры – это всегда освоенный человеком мир, противопоставленный миру природы.

IX – начало XIII в. – это период поступательного развития культуры, достигшей своего расцвета накануне монголо-татарского нашествия.

Центрами культуры были города. В IX-X вв. – примерно 25; в XI в. – 89; к концу XII в. – 224; накануне монголо-татарского нашествия – около 300 городов. Города были центрами ремесла; здесь находились памятники архитектуры, прежде всего церкви (в церквах – иконы, настенная живопись); при храмах велось летописание, переписывались и переводились книги; в городах открывались школы.

Письменность.

Вопреки утверждениям дореволюционных исследователей (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов) письменность появилась задолго до принятия христианства, видимо, во второй половине IX в. Известны договоры Руси с Византией начала X в., надписи на глиняных сосудах из Гнездовских курганов под Смоленском первой четверти X в.

Официальный алфавит – кириллица. Его появление связано с именем Кирилла. Византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий создали алфавит для славянских народов и перевели на славянский язык богослужебные греческие книги во второй половине IX в.

На Руси писали «уставом». Буквы XI-XII вв. почти квадратные, не связаны друг с другом. Слова не отделялись друг от друга. Было принято сокращение слов. Над местом сокращения ставился специальный знак: титло.

Писали на пергамене (из специально выделанной телячьей кожи). Текст начинался с большой красной буквы-заставки (отсюда - «красная строка»). Текст сопровождался рисунками – миниатюрами. Листы сшивали и переплетали. Обложками были две доски, обтянутые кожей (отсюда – «прочитать от доски до доски»).

Грамотность была уделом не только церковников и знати. В Новгороде в 1951 г.  экспедицией А.В. Арциховского найдены берестяные грамоты XI-XII вв. На бересте – записки простых людей.
Летописание. «Повесть временных лет».

Летопись – это погодное изложение событий. Возможно, первые записи подобного рода появились в IX в., до нас не дошли. Существует предположение о составлении в конце X в. летописного свода при Десятинной церкви в Киеве. Возможно, начало русского летописания следует относить к 1007 г., когда в связи с перенесением в Десятинную церковь мощей княгини Ольги было создано сказание о русских князьях, составившее историческую основу русского летописания. 1093-1095 гг. датируется так называемый Начальный свод. Он, скорее всего, был предшественником «Повести временных лет» (ПВЛ).

«Повесть временных лет» – главный памятник древнерусского летописания.

Первая редакция ПВЛ принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, датируется 1110-1113 гг. Вторая редакция принадлежит выдубицкому игумену Сильвестру, датируется 1116 г.

Третья редакция связана с именем новгородского князя Мстислава Владимировича, датируется 1118 г.

В ПВЛ рассказывается о расселении славян, управлении славянскими племенами, их быте и верованиях. Автор повествует о призвании варягов, объединении Новгорода и Киева, основных событиях древнерусской истории.

Летописи велись не только при монастырях, но и при княжеских дворах, не только в Киеве, но и в других городах, впоследствии - землях. Хорошо известны Новгородские и Псковские летописи, Владимирский летописный свод и др.
Литература. «Слово о полку Игореве».

От XI-XII вв. до нас дошло 80 книг, 7 из них имеют точную датировку. Древнейшая книга – «Остромирово Евангелие». Переписана для новгородского посадника Остромира.

На Руси переписывали религиозные тексты, делали переводы с греческого и латинского языков. Были и оригинальные сочинения. В отличие от европейских стран, где официальным языком была латынь, на Руси писали на родном языке.

Наиболее известными произведениями древнерусской литературы являются:

В житийном жанре – «Житие Бориса и Глеба» (дошло в летописи под 1015 г.) и «Сказание о Борисе и Глебе» (первая половина XI в.). Они повествуют о благочестивой жизни и трагической гибели русских князей, канонизированных церковью.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.). Центральная идея – отстаивание самостоятельности русской церкви. Суровый закон «Ветхого завета», предназначенный для одного народа, противопоставлен в этом сочинении благодати «Нового завета», имеющей общечеловеческий характер.

В жанре путевых записок написано «Хождение игумена Даниила на Ближний Восток» (около 1107 г.).

«Поучение» Владимира Мономаха (примерно 1117 г.) – своеобразное политическое завещание и наставление детям, написанное киевским князем.

Одним из наиболее выдающихся произведений древнерусской литературы принято считать «Слово о полку Игореве». В произведении рассказывается о походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев и его поражении. Автор осуждает княжеские усобицы, вспоминает времена единства Руси и призывает князей объединиться и вызволить Игоря из половецкого плена.

Оригинал «Слова» погиб в Москве в 1812 г. во время пожара. Поэтому в литературе существуют разные точки зрения относительно авторства «Слова» и времени его создания. Так, известный историк Б.А. Рыбаков считал автором киевского тысяцкого Петра Бориславича – участника событий. Писатель В. Чивилихин полагал, что автором являлся сам князь Игорь. Казахский поэт и писатель О. Сулейменов рассматривал «Слово» как памятник тюркской литературы. Значительная часть историков и литературоведов придерживается точки зрения, что автор неизвестен. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII в. (между 1185 и 1190 гг.). Историк и этнограф Л.Н. Гумилев считал, что «Слово» появилось в связи с восстаниями во второй половине XIII в. против монгольских сборщиков дани. Историк А.А. Зимин полагал, что «Слово о полку Игореве» – апокриф (подделка) конца XVIII в.
Архитектура. Изобразительное искусство.

С домонгольского времени до нас дошло более 150 памятников. До конца X в. постройки в основном деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных строений относится к концу X в. Это 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Сгорела при нашествии монголо-татар.

При Ярославе Мудром в Киеве были построены 13-купольный Софийский собор и Золотые ворота. Кроме Киева Софийские соборы были в Новгороде и Полоцке. Из других памятников архитектуры выделим: Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Спасские соборы в Чернигове и Новгороде, дворец князя Андрея Юрьевича в Боголюбове, храм Покрова на Нерли, соборы Переяславля-Зелесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Древнерусские мастера строили не «на глазок», они знали пропорции («золотое сечение»). Преобладала так называемая крестово-купольная композиция: прямоугольный объем, расчлененный четырьмя столбами, на которых покоится центральный купол.

Основные строительные материалы:

в Киеве, Смоленске, Чернигове – плинфа (плоский кирпич 31х31х2,5-4 см.;

в Новгороде – известняк;

во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях – белый камень.
Внутри храмов были фрески и мозаика.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


написать администратору сайта