Главная страница

1. Восточные славяне в VIIX вв


Скачать 1.38 Mb.
Название1. Восточные славяне в VIIX вв
Дата15.05.2019
Размер1.38 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLektsii_po_istorii_Rossii.doc
ТипДокументы
#77268
страница4 из 30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

5 апреля 1242 г. состоялось решающее сражение, видимо, на льду Чудского озера (Ледовое побоище). В литературе называют разное число рыцарей и русских воинов: от 100 человек до нескольких тысяч рыцарей; несколько тысяч русских дружинников.

Рыцари были разбиты.
Благодаря победам на Неве и Чудском озере был остановлен натиск шведов и немецких рыцарей на Восток.

6. Русь в конце XIII – XIV в.
Социально-экономическое развитие русских земель. Крупное землевладение. Крестьянство.

Процесс возрождения хозяйства после нашествия монголо-татар наиболее быстро происходил в Северо-Восточной Руси. Здесь наблюдался быстрый рост населения за счет его притока с юга (бежали от монголо-татар) и с запада (переселялись под натиском Литвы).

Земледелие оставалось главным занятием. Увеличивались размеры пахотных земель. Совершенствовались приемы обработки земли. Шире распространялось двух- и трехполье. Хотя и сохранялись перелог и подсека. Появилась новая форма землепользования – “пашня наездом”.

Большее распространение получили металлические орудия труда – плуг, соха с железным наконечником. Для повышения урожайности использовали удобрение: навоз.

Наряду с земледелием развивались домашнее скотоводство, огородничество, различные промыслы: рыболовство, охота, бортничество, добыча соли.

После нашествия монголо-татар постепенно восстанавливались города. Владимир, Суздаль, Ростов потеряли прежнее значение. На первое место вышли Тверь, Москва, Нижний Новгород.

В городах возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Основными отраслями ремесленного производства были кузнечное, литейное, монетное дело, металлообработка.
Интенсивно развивалось крупное землевладение. Его основной формой оставалась вотчина. Вотчины княжеские, боярские, монастырские.

С середины XIV в. наблюдается значительный рост монастырского землевладения. Крупными земельными собственниками становятся Троице-Сергиев, Кириллов, Соловецкий монастыри.

Появляется условное держание. Крупные землевладельцы наделяли своих дворовых и военных слуг землями в пожизненное держание.
Развитие крупного землевладения усилило борьбу за рабочую силу: крестьян (термин появляется в XIV в.). Землевладельцы стремились удержать крестьян на своей земле, ограничить возможность их переходов.

Крестьяне, проживавшие на государственных землях, назывались черносошными; на вотчинных – вотчинными; на монастырских – монастырскими. Выделялись различные категории крестьян, что отражало различную форму их зависимости от землевладельцев: “старожильцы”, “люди пришлые”, серебряники, половники и др. Основная повинность крестьян – натуральный оброк, реже – отработочная повинность.
Борьба Московского и Тверского княжеств.

Первая четверть XIV в. – время борьбы Московского и Тверского княжеств за главенство над русскими землями.

Москва и Тверь подверглись разгрому монголо-татар. Но оба княжества быстро возродились. Москва – благодаря притоку населения с южных русских земель, население которых бежало от монголо-татар. Тверь- благодаря миграции населения с западных русских земель, так как в это время усилился натиск на них со стороны Литвы.

В 1305 г. ярлык на великое княжение получил тверской князь Михаил Ярославич. Он начал борьбу с Москвой за Переяславльское княжество, а в конечном счете – за верховенство на Руси.

В 1318 г. Михаил Ярославич и московский князь Юрий Данилович отправились в Орду. Михаил Ярославич был там убит. Ярлык на великое княжение перешел к Юрию Даниловичу.

В 1325 г. Юрий Данилович был убит в Орде сыном Михаила Ярославича Тверского Дмитрием Михайловичем.

Орда была заинтересована в распрях между русскими князьями, так как взаимная вражда их ослабляла.

В противостоянии Москвы и Твери во многом решающим стал 1327 г. В Твери вспыхнуло восстание против ханского баскака Чолхана (Щелкана в русском эпосе). Московский князь Иван Данилович принял участие в совместном с ордынцами походе на Тверь. Восстание было подавлено.
Москва – центр объединения Руси. Иван Калита.

Участие Москвы в подавлении восстания в Твери способствовало возвышению Москвы, постепенному превращению ее в центр объединения русских земель.

По авторитетному мнению историка А.А. Зимина, возвышение Москвы объясняется, как это ни парадоксально, ее “скудостью”. Нехватка земель при постоянном росте численности служилых людей в Московском княжестве. Поэтому в Москве было создано сильное военно-служилое сословие, готовое к захватам земель у соседей. (А.А. Зимин обращает внимание, что такой фактор как выгодное географическое положение Москвы едва ли может объяснить причину ее возвышения. Положение Твери в этом плане было более предпочтительно.)
Немалое значение для возвышения Москвы имела и политика московских князей, в первую очередь Ивана Даниловича (годы княжения 1328-1340).

За участие в подавлении восстания в Твери Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и право на сбор дани с русских земель и отправки ее в Орду. Это способствовало обогащению московского княжества. Недаром Ивана Даниловича называли “Иван Калита” (калита – денежная сума, кошель).

Он добился переезда в Москву митрополита Петра. Это укрепило позиции Московского княжества.

Иван Калита был умным, хитрым политиком. За богатые дары он получил ярлыки на Галичское, Угличское, Белозерское княжества.

При преемниках Ивана Калиты – Симеоне Гордом (1340-1353) и Иване Красном (1353-1359) – к Москве присоединены Дмитровское, Костромское, Стародубское княжества, Калуга.
Москва во главе борьбы за свержение монголо-татарского ига. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.

Положение Москвы как центра объединения Руси еще более укрепилось во второй половине XIV в., когда Москва выступила инициатором коллективного отпора Орде.

В 1359 г. московским князем стал 9-летний Дмитрий. В этот же год умер хан Бердибек. Фактическим правителем западной части Орды, граничившей с русскими землями, стал зять покойного Бердибека темник Мамай. Отношения с Ордой стали неустойчивыми. Участились набеги ордынцев на Русь.

В 1378 г. Мамай послал в карательно-грабительский поход на Русь мурзу Бегича. Русские дружины разбили монголо-татар на реке Воже.

Летом 1380 г. Мамай собрал большие силы (по разным оценкам от 60 до 120 тыс.) и двинулся к границам Руси. Мамай рассчитывал на поддержку литовского князя Ягайло и рязанского князя Олега.

Московский князь Дмитрий Иванович объявил сбор русских полков в Коломне. На его зов откликнулись многие русские князья. Не пришли тверской, смоленский, рязанский князья, новгородцы. По разным оценкам, у Дмитрия Ивановича было примерно столько же сил, сколько и у Мамая, либо в полтора раза меньше.

В конце августа русские войска подошли к Дону. Ягайло, узнав о численности русского войска, отказался выступить в поход, Олег заявил о своем нейтралитете.

В ночь с 7 на 8 сентября русские дружины переправились через Дон и расположились на Куликовом поле, близ впадения в Дон речки Непрядвы. Тем самым они отрезали себе путь к отступлению. Кроме того, русские полки заняли удобную позицию: монголо-татары не могли осуществить свой обычный маневр – охват конницей войска противника с флангов.
Битва на Куликовом поле состоялась 8 сентября 1380 г. Она началась после 11 часов, когда над полем рассеялся туман. Продолжалась 4 часа. Сражению предшествовала стычка сторожевых полков. Битва шла с переменным успехом. Победа была одержана благодаря вводу в бой засадного полка, во главе которого стояли серпуховской князь Владимир Андреевич и воевода Дмитрий Иванович Волынский-Боброк. Монголо-татары были разгромлены. Правда, Мамай бежал, но вскоре был убит.
Немалую роль в победе русских дружин сыграл московский князь Дмитрий Иванович, которого после этого сражения стали называть Дмитрием Донским. Он собрал русские полки, выбрал место битвы, стал во главе сторожевого полка, принявшего первый бой. После первой стычки Дмитрий Иванович надел доспехи простого воина и занял место подле знамени в расположении Большого полка, где развивались основные события. Дмитрия Ивановича едва отыскали среди убитых и раненых.
Поддержку Дмитрию Ивановичу оказал один из авторитетных церковных деятелей – основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

Незадолго до Куликовской битвы Дмитрий был в Троице на богомолье. Сергий посоветовал ему искать мира с татарами, но предсказал победу, если дело дойдет до битвы. Дмитрий и другие князья проявляли сомнения и колебания. Наставления отца Сергия пришлись очень кстати: они ободрили Дмитрия и внушили ему уверенность в победе. На подходе к Дону Дмитрий Иванович получил грамоту от Сергия Радонежского, в которой содержался призыв довести борьбу с Ордой до победного конца.
Куликовская битва имела большое значение. Она способствовала пробуждению самосознания русских людей. Народ стряхнул оцепенение и страх, поверил в возможность скорого избавления от ненавистного ига.
Начало государственного объединения русских земель.

Во второй половине XIV – начале XV в. продолжилось объединение русских земель вокруг Москвы. В 1362 г. Великое княжество Владимирское сливается с Московским. С 1375 г. ордынские ханы перестают выдавать ярлыки на Великое княжение Владимирское князьям немосковских домов. К Москве были присоединены Муромское, Тарусское, Мещерское, Нижегородское княжества, часть Смоленского княжества, Волоколамск, Вологда, Бежецкий верх.
После Куликовской битвы ордынское иго не пало. Общее соотношение сил было в пользу Орды. Но и у Орды уже не было былого могущества и власти над Русью. Главным делом стало объединение русских земель в единое государство.

7. Русская культура в XIV – XVI вв.
Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры.

Монголо-татарское нашествие и иго нанесло двоякий удар по русской культуре.

Во-первых, была подорвана материальная база развития русской культуры. Разгрому подверглись наиболее развитые политические, экономические и культурные центры Руси. Множество ремесленников было уведено в неволю.

Во-вторых, удар был нанесен собственно по культуре. Погибли многие памятники архитектуры, письменности. В ряде центров прекращается летописание. На полвека прекращается каменное строительство. Исчезли навсегда или возродились только через 150-200 лет белокаменная резьба, фресковая живопись, скань, чернь, эмаль и т.д.

В результате было задержано поступательное развитие русской культуры и положено начало ее отставанию от культуры передовых европейских стран.

Главной задачей было на первых порах сохранить те культурные памятники, которые не погибли в годы монголо-татарского нашествия. В 1247 г. во Владимире состоялся церковный собор. На нем было принято решение о сборе уцелевших от гибели рукописных книг. Ведущая роль в деле сохранения культурного наследия принадлежала Новгороду и Пскову. Здесь сохранились и продолжились традиции древнерусской письменности, архитектуры, живописи.
Летописание.

Летописание продолжает сохранять ведущую роль. После временного упадка оно возобновилось во всех крупнейших политических центрах.

Со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Московское летописание. В Московских летописных сводах конца XIV – начала XV в. проводилась идея о ведущей роли Москвы в государственно-политическом объединении русских земель и доказывалось право московских князей на главенство на Руси.

В 1442 г. выходец из Сербии Пахомий Логофет составил “Хронограф” – краткую всемирную историю с включением сведений из русской истории.

Наиболее значительные летописные памятники XVI в.: “Воскресенская летопись”, “Летописец начала царства…”, “Никоновская летопись”.
Устное народное творчество.

Ведущие темы устного народного творчества: борьба с монголо-татарами; борьба за государственно-политическое единство страны. Перерабатывались старые былины: врагами в них выступали не печенеги и половцы, а монголо-татары.

Хорошо известен цикл новгородских былин. В них воспевались богатство и могущество “вольного города”, мужество его защитников. Это былины о Садко, о Василие Буслаевиче.

В XIV – XV вв. появляются народные поэтические и исторические песни. В них воспевались героические подвиги русских людей, защищавших родную землю:

Повесть о битве на Калке;

О Рязанской княжне Евпраксии;

О разорении Рязани Батыем;

Песня о Щелкане (восстание в Твери в 1327 г.);

О русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленскои и др.
Литература. “Задонщина”.

В традициях народных плачей было написано “Слово о погибели Русской земли”. Автор прославлял величие русской земли, могущество князей накануне монголо-татарского нашествия.

Историческая победа на Куликовом поле вызвала подъем народного самосознания, что отразилось и в литературе. На рубеже XIV – XV вв. появляется “Сказание о Мамаевом побоище” и “Задонщина”.

Автор “Задонщины” Софоний Рязанец широко использовал художественные образы и приемы “Слова о полку Игореве”. Но “Задонщина”, в отличие от “Слова”, не пронизана болью и тревогой за судьбу Руси. Она полна радости и гордости за победу, уверенности в скором освобождении от ордынского ига. Прославляются Москва как новый государственный центр и князь Дмитрий Иванович, объединивший силы для борьбы с врагом.

Из других произведений литературы можно выделить:

Повесть о Петре и Февронии Муромских” – о любви муромского князя и простой крестьянской девушки. В жанре путешествий написано “Хожение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина.
Начало книгопечатания.

Крупнейшим событием середины XVI в. было начало книгопечатания. Инициатива принадлежала Ивану IV и митрополиту Макария. Первоначальная цель – распространение единообразных церковных книг.

В 1553 г. было отпечатано 9 пробных книг, но они мало чем отличались от рукописных.

В 1563 г. в Москве была открыта типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. Книгопечатание стало государственным делом.

В 1564 г. отпечатана первая книга – “Апостол”. В 1565 г. - “Часословец”.

Всего во второй половине XVI в. отпечатано около 20 наименований книг.

Книгопечатание стало важным средством распространения грамотности и книжности в России.
Общественно-политическая мысль XVI в.

В общественно-политической мысли две главные темы.

Первая. Церковные споры иосифлян и нестяжателей. В этих спорах зародилось русское богословие. Нестяжатели и иосифляне – два течения внутри русской православной церкви. Главным пунктом разногласий иосифлян и нестяжателей был вопрос о церковно-монастырском землевладении.

Главным идеологом иосифлян был настоятель Волоцкого монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне считали, что церковь должна иметь населенные деревни. Только так она сможет выполнять свои пастырские обязанности, заботиться о нищих, обездоленных, готовить “кадры” духовенства.

Главным идеологом нестяжателей был заволжский старец Нил Сорский. Нестяжатели считали, что церковь не должна владеть населенными деревнями. Она должна воздействовать на паству личным примером аскетизма и нестяжательства монахов.

Вторая. Становление самодержавной идеологии.

Сочинения Ивана Пересветова. Автор обосновывает необходимость сильной царской власти, опирающейся на служилое сословие – дворянство.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иван IV отстаивает самодержавную власть, свое право казнить и миловать подданных в полемике с бывшим членом “Избранной Рады”, сбежавшим в середине 1560 г. от преследований царя за границу.
Домострой”.

Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI вв. был “Домострой”. Его автором (или редактором) являлся, возможно, духовник Ивана IV Сильвестр.

В “Домострое” много практических советов по ведению домашнего хозяйства в городе. Немало места уделено морали и воспитанию. Сочинение проникнуто духом религиозного благочестия.

“Домострой” является в тоже время образчиком норм семейного права. В нем провозглашается всевластие главы семьи, беспрекословное подчинение ему домочадцев, рекомендуется наказание за ослушание.

Женщине в “Домострое” отводится важная роль в управлении домашним хозяйством и воспитании детей.
Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Конец XIV – первая половина XV в. – период наивысшего расцвета церковной живописи. Центральной темой творчества живописцев – Феофана Грека, Андрея Рублева, Симеона Черного, Даниила Черного, Прохора с Городца – становится человек, его внутренний мир (микрокосм).

В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское искусство достигло своей вершины.

Для Феофана Грека Россия стала второй родиной. Он соединил лучшие традиции византийского искусства с достижениями русской живописной школы.

Наиболее известные работы Феофана – фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


написать администратору сайта