1. Возникновение философии, ее предмет. Структура и функции философии
Скачать 0.56 Mb.
|
8. Пространство и время. Движение и развитие.Движение, пространство и время - основные формы бытия материи Философское учение о материи требует ответа и на вопрос о том, как существует материя - находится ли она в движении или покое, что такое движение, что такое пространство, время. И на эти вопросы уже пытались ответить материалисты античности. Они считали, что материя всегда в движении, но движение понимали как простое перемещение в независимом от материи пространстве. Так, Аристотель считал, что «незнание движения влечет за собой незнание природы». Примерно такой точки зрения придерживались и выдающиеся материалисты XYIII века - Дидро, Гольбах, Гельвеций, Леметри и др. Но уже в XIX веке создатели диалектического материализма - Маркс и Энгельс высказали мысль, что материя, движение, пространство и время не изолированы друг от друга, они находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Они дали иное, отличное от прежних определений, понимание движения. Под движение следует понимать не только перемещение в пространстве, но любое изменение материальных объектов. «Движение есть изменение вообще» - таково понимание движения с позиции диалектического материализма. Движение неотделимо от материи, оно есть способ существования материи. Покой только относителен. Движение как изменение вообще следует отличать от понятия «развитие». Применительно к материи вообще развитие следует понимать как ее самообновление и самоорганизацию, порождение качественно иных форм бытия. Движение многообразно. Принято условно различать формы движения: механическая - перемещение в пространстве; физическая - движение, изменения микрообъектов; химическая - изменение строения молекул, их качества; биологическая - обмен веществ в процессе самообновления, саморегуляции; социальная - изменения, происходящие в результате целеполагающей деятельности людей. Это - основные формы, в рамках которых могут иметь место другие - взаимодействие элементарных частиц и полей, ядерные превращения, геологические преобразования, космические процессы и другие. Формами существования материи являются пространство и время. Сложилось два подхода в понимании пространства и времени - субстанциональный и реляционный. Первый - это понимание пространства и времени как самостоятельных сущностей. Пространство - просто вместилище тел, время — это «чистая» длительность. Так утверждал еще Демокрит, но логическое завершение понимания абсолютного пространства и времени мы находим у Ньютона. Реляционный подход наметился еще у Аристотеля, получил развитие у Декарта, Лейбница, которые считали, что пространство и время — это особые субстанции, а формы существования вещей, они - атрибут (неотъемлемое свойство) материи. С точки зрения диалектического материализма пространство — это форма бытия, которая характеризует порядок сосуществования и рядоположения материальных объектов, их структур, протяженность. Время - форма бытия, характеризующая изменения, происходящие с материальными объектами. Человек познал эти природные процессы (движение Земли вокруг Солнца, смену дня и ночи и др.) и назвал это временем. Оно - атрибут не только неживой, но и живой материи (биологическое время) и социума. Пространство и время имеют некоторые общие и некоторые отличительные черты. Общими характеристиками для них являются: объективность, вечность, безграничность, абсолютность и относительность, прерывность и непрерывность. Для пространства характерны такие черты, как трехмерность, симметричность, изотропность. Для времени: одномерность, однонаправленность, анизотропность. Реляционная концепция пространства и времени оформилась как учение в теории относительности А. Эйнштейна. Согласно этой теории, каждая материальная система сама формирует свои пространственно-временные характеристики в зависимости от скорости движения. При больших скоростях, приближающихся к скорости света, происходит как бы сокращение пространственных характеристик и замедление времени (процессов). Масса же объектов резко возрастает. Философский смысл теории относительности в том, что она подтверждает вывод, что материя, пространство и время взаимосвязаны, образуют пространственно-временной континиуум (от лат - непрерывное, сплошное). Мир — это бесконечное множество систем различного порядка, находящихся в постоянном движении, но все эти системы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Окружающий нас мир - един, и это единство - в его материальности. Важное значение для понимания единства мира имеют принципы синергетики как теории самоорганизации. Синергетика показывает, что в мире идет процесс спонтанного и автономного образования различных структур в неравновесных открытых системах. Иначе говоря, самоорганизация присуща не только живой, но и неживой природе, что позволяет увидеть в физических процессах переход от «существующего к возникающему» (И. Пригожин), что создает предпосылки для описания новой целостной общенаучной картины мира. |