1. Возникновение философии, ее предмет. Структура и функции философии
Скачать 0.56 Mb.
|
2. Философия в структуре мировоззрения. Соотношение мифологии, религии, науки и философии.Всякая философия является мировоззрением, однако не всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Мировоззрение – образование интегральное, в нем очень важна связь всех компонентов. Главными компонентами мировоззрения являются: 1) знания (и основанные на этих взглядах убеждения); 2) ценности (нормы и идеалы); 3) программы действия Философия – это поздний в историческом плане тип мировоззрения, возникший после мифологии и религии. Вместе с тем в качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Выделяют также мировоззрение обыденное, или эмпирическое, а также сциентистское и антисциентистское и др. Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям: что изучает; как сочетает разум и чувства; каковы средства выражения; что источник; сколь критична; Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия. 3. Основной вопрос философии и разрешение его различными направлениями философских учений.Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе Основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта–онтологический и гносеологический Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том,что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том,познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности? Материалисты считают, что первичным и определяющим является материя,т.е. она существует независимо от сознания, существовала до него и на определенной ступени своего развития породила сознание как свой продукт. Поэтому сознание подчиняется общим законам материального мира МАТЕРИАЛИЗМ-философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Идеалисты считают, что первичным и определяющим является мышление, какое-то духовное начало. Они исходят из того, что мышление, сознание или дух существует независимо от материи и тем, или иным путем порождает материю как свой продукт. Гносеологическая (Второая) сторона основного вопроса философии рассматривает отношение нашего сознания к окружающему миру и выступает как проблема познаваемости мира. В зависимости от ее решения все философы делаться на две группы: тех, кто считает мир познаваемым, и тех, кто отрицает возможность познания мира. Последних философов называют агностиками а учение отрицающие возможность познания мира называется агностицизмом. 4. Основные этапы исторического развития Философии и их краткая характеристикаОсновные этапы в развитии философской мысли Философия Античности. Философия Древней Греции и Древнего Рима. Рождение науки. Три стадии. 1. Период становления (VII–V вв. до н.э.) – понять сущность природы, мира, устройства космоса, первопричин: Анаксимен, Гераклит, Парменид и др. 2. Классический период (IV в. до н.э.) – переход к гуманитарной проблематике, изучению человеческой жизни – Софисты и Сократ, Платон и Аристотель. 3. Эллинистический период (III в до н.э. – VI в н.э.) – индивидуальная этика эпикурейцев и стоиков. Философия Средневековья (II–XIV вв.). Два источника: идеи античных мыслителей и установи монотеистической религии. Принцип теоцентризма. Вопросы о душе, смысле жизни и смерти. Принцип откровения – сущность Бога обнаруживается с помощью веры. Толкование священных книг. Три этапа: 1) патристика; 2) анализ слова; 3) схоластика – рациональное истолкование религиозных идей. Философия эпохи Возрождения (XIV–XVII вв). Возрождение античных идей. Бог – со-вечный миру. Философия связана с развитием естествознания, новой космологией. Развиваются магия, алхимия. Против теоцентризма, догматизма, схоластики. Философия природы и человека. Европейская философия XVII века. Оформление многих наук. Поиск истинного метода познания, основанного на чувственном опыте. Очищение разума от всего некритически воспринятого – условие достоверного знания. Английская философия просвещения XVIII века. Просвещение появилось в Англии (зарождение капитализма). Школы: деистический материализм (Бог после сотворения не принимает участие в судьбе мира), берклианство, юмизм и концепции здравого смысла шотландской школы. Век Просвещения во Франции. Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др. Идеологическая подготовка революции. Разум и прогресс – два главных лозунга французского Просвещения. Немецкая классическая философия. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Анализ возможностей разума в познании, в достижении свободы, в становлении и т.д. Познание – самостоятельный, активный творческий процесс (конструктивная функция познающего субъекта). Диалектический и исторический материализм (40-е гг. XIX в.). Основатели – Маркс и Энгельс. Открытие – неосознаваемая мотивация человеческих действий материально-экономическими факторами. Социальные процессы движимы экономической необходимостью. Борьба классов из-за стремления обладать материальными благами. Неклассическая философия (2 пол. XIX в). Две крайние ориентации: традиционалистская (возврат к классическому наследию – неогегельянство, неокантианство, неотомизм) и критическая (нигилизм по отношению к классической философии – Кьеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Бергсон и др.). Философия Новейшего времени. Антропологизм и ценностная окраска. Вопрос: как придать смысл человеческому существованию. Уход от рационализма. Ставится под сомнение лозунг победы разума над косностью природы и несовершенством общества. |