Главная страница

1. Возникновение философии, ее предмет. Структура и функции философии


Скачать 0.56 Mb.
Название1. Возникновение философии, ее предмет. Структура и функции философии
Дата29.06.2022
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла12323.docx
ТипРешение
#619481
страница8 из 16
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

11. Философия о происхождении человека и его природе.


Вся история как философских учений, так и специальных естественных и гуманитарных наук свидетельствует о неустанных попытках познать природу человека, смысл его бытия и перспективы развития. Усилия многих ученых разработать целостную теорию человека всегда наталкивались на серьезные трудности, связанные, в частности, с тем, что специальные науки о человеке давали знание лишь фрагментарное — об отдельных сторонах жизнедеятельности его организма, сознания и поведения, а не о человеке как целом. Между тем все более росла потребность в создании целостной картины человеческого бытия, в которой человек выступал бы не просто как вещь среди других вещей, а как субъект социальной и культурно-исторической деятельности, действующее и чувствующее существо, обладающее сложным и неповторимым внутренним миром.

Человек как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тысяч лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. Таким образом, он возник в результате единого процесса антропосоциогенеза. С формированием мышления и языка началось одновременное становление производственных, социально-экономических отношений как особого вида материи — социальной материи. Своеобразие ее заключается в том, что, будучи объективной и первичной по отношению к общественному сознанию, она в отличие от природной материи не может существовать без сознания. Человек — это высший уровень организации материи, осознающей саму себя. Способность производить орудия труда является видовым отличием человека от животного.

У человека с самого начала его становления не было биологической предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду жизнедеятельности (как это имеет место у животных). Морфологическая структура человека такова, что она позволяет ему осуществлять любой вид деятельности. Тем самым он выступает не как замкнутое в себе, а «открытое миру» существо, универсальное в своих творческих возможностях и проявлениях.

Решающее влияние на развитие человека социального фактора не ведет к исчезновению природного в человеке. Они находятся в диалектическом единстве и взаимодействии. Под воздействием человеческой деятельности биологическое в значительной мере (но не полностью) претерпело модификацию и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира, то есть «очеловечилось».

Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Преимущество человека перед животным в том, что его жизнедеятельность находится под контролем его сознания и воли и что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для других людей. Поэтому произведенный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются. В ходе этого развития появляются «музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям...».

Поэтому биологическое в человеке — это не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то новое (обусловленное морфофизическими особенностями организма), чем он отличается от животного. Уникальность человека обусловлена тем, что в отличие от животных он наряду с генетической программой (которая закодирована в наследственных структурах, записана в молекулах ДНК и через зародышевые клетки переходит от поколения к поколению) имеет возможность благодаря наличию сознания путем воспитания передавать опыт предыдущих поколений каждому следующему поколению.

12. Проблема сущности человека в истории философии.


Проблема сущности человека в истории философии

К «вечным» философским проблемам и относятся проблемы сущности человека, его места в мире, смысла его жизни, системы жизненных ценностей, степени свободы и меры ответственности за свою судьбу и некоторые другие.

Всякая философская антропология (учение о человеке) начитается с вопроса, что есть человек. То есть, можна ли говорить об особой человеческой сущности, если да, то как ее можна определить. Если нет, то в чем искать основания отличия человека от всего живого и неживого. Многие мыслители, определяя сущность человека, указывали на те или иные уникальные и универсальные человеческие свойства.

Группа философов, кот. считали, что у человека есть сущность:

Эта традиция идет еще от Сократа, кот. считал, что сущность человека – это его душа.

Христианская антропология исходит из того, что человек есть образ и подобие Бога-творца и поэтому сам есть существо творческое, поэтому сущность человека – душа, способная различать добро и зло, и свобода воли, вера, способная привести человека к спасению.

Идею о сущности человека выразили древние греки (Платон, Аристотель). Это идея «Homo sapiens» - человека разумного. Она проводит различие между человеком и животным вообще. В человеке выделяется не столько творческое, сколько разумное начало. Только благодаря разуму человек оказывается в состоянии понять и оценить все существующее таким, каким оно есть на самом деле, - мир, Бога, себя самого.

Сущность человека в особой сфере человеческой психики – сфере бессознательного, которая определяет человеческое поведение, антисоциальность и порочность человеческой натуры. Человек здесь определяется как невротическое животное. (позиция Фрейда)

Группа философов, кот. считали, что у человека нет сущности:

Вторая группа концепций исходит из отрицания фиксированной «человеческой природы» и рассматривает человека как нечто беспредельно пластичное, как нечто, готовое приспособиться к любым условиям (человек – продукт социальной среды и обстоятельств у К. Маркса). Действительно, мы наблюдаем чрезвычайно широкую эластичность некоторых черт характера, которые отличают людей друг от друга: дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти или стремление к подчинению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними. Следовательно, ни одна из этих склонностей не является изначально присущей человеку.

Во-первых, в противовес этим приобретенным потребностям, существуют другие, обусловленные физиологической организацией человека – утоление голода, жажды, сон, безопасность и т.д. Но, физиологические потребности – это не единственная необходимо присущая, императивная часть натуры человека. Есть еще одна, столь же непреодолимая: она не коренится в физиологических процессах, но составляет самую сущность человеческого бытия – это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению так же, как физический голод– к смерти.

И дело не только в том, что человек не может жить без какого-то сотрудничества с другими. А в том, что способность мыслить позволяет человеку – и заставляет его – осознать себя как индивидуальное существо, отдельное от природы и от остальных людей.

Группа философов, кот. считают, что сущность есть, но она заключается не в свойстве человека

Исходя из этого, третья точка зрения по вопросу о сущности и природе человека, представлялось и развиваемая гуманистическим психоанализом Э. Фромма, выглядит так: сущность человека – не какое-то качество, свойство или субстанция, данные ему природой или Богом, а противоречие, внутренне присущее его бытию («экзистенциальное противоречие»). Главное в нем – раздвоенность. Человек – часть природы, но часть, отторгнутая от нее. Поступки людей уже не определяются инстинктами. Человек сам производит средства к существованию, противопоставляя себя природе. Кроме того, человек отторгнут от природы, свободен от нее в своем мышлении, самосознании, воображении, способности к творчеству. Он понимает, что заброшен в мир в случайном месте и случайное время, осознает ограниченность своего существования, одиночество, беспомощность и конечность. И от этого противоречия не свободен никто и никогда. Человек – единственное существо, для которого собственно существование является проблемой: он ее должен решить, от нее никуда не уйти.

Сущность человека поэтому – в самом вопросе и потребности ответить: что сделать, чтобы освободиться от мук одиночества, придти в гармонию с миром? Ответ этот не теоретический, а практический. Его дает каждый собственной жизнью.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


написать администратору сайта