1. Возникновение философии, ее предмет. Структура и функции философии
Скачать 0.56 Mb.
|
14. Ценности человеческого существования.О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, что придает смысл человеческой жизни и делает её полноценной. Аксиология – учение о ценностях. Ценности – характеристики объектов и процессов, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценности могут быть материальными и духовными, последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д. Ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценностные отношения возникают в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. Ценность как регулятор поведения подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности. Учитывая смысл одной и той же ценности, можно отвергать или принимать событие, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку. Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей, например: витальные (лат. vita – жизнь),связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни; социальные, связанные ссоциальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой; политические, связанные с идеалами свободы, правопорядка и социальной безопасности, гарантией гражданского равенства; нравственные, связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.; религиозные, связанные с идеями Бога, откровения, благодати, молитвы и т. д. идеологические, связанные с поиском смысла жизни, предназначения человека, идеала будущего; художественно-эстетические, связанные с идеалами прекрасного, гармонии, возвышенным смыслом и идеалом красоты; семейно-родственные, связанные с идеалами семейного уюта, благополучия и гармонии интересов, взаимопонимания и уважения идеалов различных поколений, гармонии семейной традиции и обновления их; трудовые, связанные с идеалами мастерства, талантливости, справедливого удовлетворения результатами труда и т.д. Но существуют две триады, в которых испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека: ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ В разное время эти универсальные ценности могут восприниматься внутри конкретной иерархии. У древних мыслителей в триединстве Истины, Добра и Красоты на первом месте было Добро, в Новое время – Истина. Ф. М. Достоевский устами одного из своих персонажей возвестил: «Красота спасет мир». 15. Познавательные способности человека. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.Познание – процесс творческой деятельности людей, форм их знаний, на основе которого возникают цели и мотивы человеческих знаний. Процесс познания окружающего мира человеком и самого себя носит комплексный характер. В нем переплетается рациональное и иррациональное, что обеспечивает сознание творческими способностями. Рациональное – способность человека ставить цели и достигать их. Иррациональное – 1) неспособность выявлять и ставить цели 2) то, что человек не может осмыслить и постичь в понятиях 3) то, что не может быть оформлено в понятиях и суждениях (например, Бог) Творчество – соединение рационального и иррационального. Творческое произведение человеческой деятельности создает качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество может иметь как индивидуальную, так и общественную значимость. Творчество изучается многими науками: философией, психологией, педагогикой. Ставится вопрос о создании эвристики – науки, которая исследует творческую деятельность человека. Философия может относиться к эвристике. Она рассматривает такие проблемы, как творчество и сущность человека, творческие способности, творчество и практика. Творчество неоднородно: изобретательное творчество, научное, политическое, философское, повседневно-бытовое. Структура творческого процесса: осознание проблемы, ее постановка и формирование рождение идеального – центрального звена под воздействием проблемности. Стимулирование творчества: прямая аналогия (с предметом) символическое (для проблемы дается определение, которое вызывает ассоциации) фантастическое (идеальный образ) личное (члены группы обмениваются идеями) Стимулирование творчества – «мозговой штурм». Главное творчество в труде. Трудовой процесс, в котором человек полностью развивает свои склонности и задатки; стимулирование творчества – внутренняя потребность. Уоллес выделял 4 стадии процессов духовного творчества: подготовка, созревание, озарение, проверка. Центральный момент творчества – озарение, интуитивное охватывание нового. Интуиция – непосредственное, неосознанное полученное знание. Может быть чувственная (мгновенное чувство), рациональная (интеллектуальная интуиция) и эйдетичная интуиция – данность. |