Главная страница

1. Возникновение философии, ее предмет. Структура и функции философии


Скачать 0.56 Mb.
Название1. Возникновение философии, ее предмет. Структура и функции философии
Дата29.06.2022
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла12323.docx
ТипРешение
#619481
страница12 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

18. Специфика научного познания. Современная оценка места и роли науки в жизни человека и общества. 


В целом мы можем говорить о множественности форм познания: научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр.

Особенности научного познания:

  • рациональность научной познавательной деятельности. Традиционно рациональность понимается как преимущественное обращение к доводам рассудка и разума и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений — при принятии решений. Рациональность обычно связана со следованием определенным правилам. Хотя классическая рациональность обычно противопоставляется эмпиризму и сенсуализму, но научная рациональность включает в себя чувственный опыт и эксперимент. Однако, они, в свою очередь, подчиняются доводам и законам научной логики.

  • выделение теоретической и эмпирической составляющих научного знания;

  • понятийная деятельность;

  • доказательность;

  • системность.

Это позволяет науке выполнять основные познавательные функции:

  • описание;

  • объяснение;

  • предсказание явлений (на основе выявленных закономерностей).

Становление и развитие науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жиз­ни человека. Как отмечал Б. Рассел: "Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке”.

Подобная оценка научной революции XVII века дана и В. И. Вернадским:  «В общем ходе истории человеческой культуры, в обычных о ней представлениях, — отмечал он, — нет места истории того пе­релома, который совершился в человечестве вхождением точного знания в его жизнь и привел впер­вые в многотысячелетнем его существовании к новым, неслыханным раньше формам и укладам быта и  общественного строя. Перелом этот совершился в XVII столетии. В это столетие впервые нау­ка о природе и математика выдвинулись в жизнь, получили значение как изменяющие условия человеческого существования исторические силы.

Современное развитие науки ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятель­ности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бы­тия человека. "Как и искусство, — пишет М. Хайдеггер, — наука не есть просто культурное занятие че­ловека. Наука — способ, притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, по­этому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний че­ловек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”.

Человек постоянно создает для себя мир новых идей, предметов и объектов и непрерывно потребляет их. Он живет результатами своей деятельности, продуктами своего труда. Это касается всех основных аспектов жизнедеятельности человека, начиная от самых исходных, обеспечивающих само его биологическое существование и заканчивая разнообразными видами его духовной жизни. Человечество постоянно расширяет свою силу и влияние в биосфере — создает для последующих поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни.


19. Научные картины мира, их историческое многообразие и соотношение.


Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.
В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики.
Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия.

Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др. Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую.

В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания.

Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта