УГАТУ История С1. 1. Введение. Предмет и задачи вузовской дисциплины История
Скачать 28.63 Kb.
|
1.Введение. Предмет и задачи вузовской дисциплины «История»: а) сущность, формы, функции исторического сознания. История-рассказ о прошедшем,узнанном. обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Объект: вся совокупность факторов, характеризующих жизнь общества в прошлом и настоящем. Предмет: изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает:-всеобщую историю; (всемирную)-отечественную;-первобытно-общинную;-древнюю;-средневековую;-новую;-новейшую.Историческая наука многоотраслевая и складывается из целого ряда отраслей экономических знаний:истории экономической,политической,военной и социальной и т.д. К историческим наукам относятся: -этнография (изучает культуру и быт народа) -археология(изучает историю происхождения) К вспомогательным истор.дисциплинам относятся:-генеалогия(о происхождении и родственных связях) -геральдика (наука о гербах) -нумизматика(наука о монетах) -хронология(изучает сист.летоисчисления и календарей) -полиография(изучает рукописные памятники,старинное письмо) Наиболее значительнве вспомогательные дисциплины: -источниковедение, -историография. б) методы, источники, историография исторической науки. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда. Геродот (484—425 гг. до н. э.) большинством историков считается «отцом» этой науки: Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия. Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений. На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид. Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскую философию истории. Арабский историк Ибн Хальдун в 1377 году анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчёркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн Хальдун критиковал предвзятость и легковерие историков. Его метод заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии, в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской историографии». Большое значение имела разработка Ибн Халдуном концепции политико-демографических циклов, представлявшей собой одну из первых попыток научного описания исторической динамики. Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию. в) предмет и задачи дисциплины «История». 2. Первобытный мир и рождение цивилизаций. а) периодизация и общая характеристика первобытной эпохи. Существует несколько периодизаций первобытного общества: общая (историческая), археологическая, антропологическая и др.. Общая (историческая) периодизация первобытной истории была впервые дана в 1870г. выдающимся американским этнографом Л. Морганом. Используя установлены в XVIII в. разделение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, он разделил эпохи дикости на низкий, средний и высший степени. Ниже степень дикости начинается с появлением 3 млн. лет назад человека и членораздельной речи, средний - возникновением рыболовства и применением огня, выше - с изобретением лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства связывается с распространением гончарства, с освоением земледелия и скотоводства начинается средний, а с использованием железа - высшая степень варварства. С изобретением алфавита наступает эпоха цивилизации. Относительной хронологии является археологическая периодизация, в основу которой положен материал, из которого изготовлены орудия труда. Согласно ей история первобытного общества начинается с каменного века, которая делится на три эпохи: палеолит (от греч. - Старинный и камень), мезолит (от греч. - Средний и камень) и неолит (от греч. - Новый и камень ). Каждая из этих дней распадается на нижнюю (раннюю) среднюю и верхнюю (поздний) части. Они характеризуются определенными типами археологических культур, т.е. группой источников, имеющих общие характерные черты и объединены одним временем и общей территорией. Палеолит датируется примерно периодом 3 млн. - 10 тысяч лет назад. Это время появления человека и формирования его современного физического типа. По палеолита сложились основы первобытного общества. В начале верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад) появилась умный человек. Считается, что люди верхнего палеолита происходят от передньоазийського прогрессивных неандертальцев, известных по находкам Схул и Табун в Палестине. Антропологи выделяют в Европе и Средиземноморье два основных типа умного человека - кроманьйонський и гримальдийський. В верхнем палеолите возникает родовой строй, закладываются основы расовых делений человечества, происходит расселение охотников из ранее обжитых мест в Северную Европу, Азию, Америку и Австралию. Эпохи мезолита на различных территориях Европы и Ближнего Востока рас-чалася не одновременно: в Средиземноморье и в странах Древнего Востока - в 11-10 тыс. до н. е., а в пределах Восточной и Центральной Европы - во второй половине 9 тыс. до н. е. Заканчивается она, в разных местах, также одновременно. На юге Восточной Европы переход от мезолита до неолита произошел в середине 6 тыс. до н. н.э. на северных территориях - в 5 и в начале 4 тыс. до н. е. На территории Украины мезолитические эпоха датируется концом 9-5 тыс. до н. е. считать, что мезолит - время возникновения племен, хотя известно другое утверждение: племенная организация общества сложилась позже. По подсчетам ученых, в мезолите на Земле было около 5 млн. человек. б) переход от первобытности к цивилизации. Примерно в V-IV тыс. до н. э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства. От счёта родства по материнской линии переходят к счёту родства по отцу - складывается патриархат.Соответственно меняется форма семейных отношений - возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчинённое положение женщины проявляется, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многожёнство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившемся к концу IV - началу III тыс. до н. э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племён предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н. э. Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - всё это вело к возникновению имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые - в подчинённые. В результате войн могли оказаться в подчинённом положении целые племена или даже группы племён. Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати ещё должна была считаться с мнением всей общины. Но всё чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить. Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племён, учащение вооружённых столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н. э., или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождём насильствен-но убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей - всё это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени. В различных районах мира разрушение первобытнообщинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие - рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии). Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее - моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для неё характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства. 3. Цивилизации древнего мира. а) цивилизации Древнего Востока. К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до Р.Х. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками — Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Им типологически близки государства, существовавшие во II — начале I тысячелетия до Р.Х. на Балканском полуострове и островах Эгейского архипелага. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время. б) античный мир. Античный мир – это период, который окутан тайнами. В нашем воображении при упоминании античного мира реальные исторические события и выдумка переплетаются, создавая загадочную картину, о которой хочется знать больше. Эти мифические герои… полубоги-полулюди, монстры, титаны и оракулы. Кто они, как возникли и что олицетворяют? Люди античного мира совершенно по-другому видели мир. У них религия была частью жизни, так как считалось, что именно боги ответственны за хорошую погоду, богатый урожай, благополучие и прочее. Тогда мир находился в состоянии постоянной войны и раздела территорий. Тогда появились первые писатели и первые ученые, которые делали свои первые открытия. Именно в античном мире зародилось большинство наук - философия, история, математика, социология, астрономия и другие. Античный мир – пожалуй, самый сложный для понимания и, в то же время, самый интересный и увлекательный период в истории. в) народы и цивилизации на территории Северного Причерноморья. Первые древние греки появились на землях Северного Причерноморья во второй половине VII века до н.э. Прибыли они из ионийского города-государства Милета. Зачем – более-менее ясно: неурожайной метрополии нужно было зерно, шкуры и прочая сельскохозяйственная продукция. А хорошо ли им жилось на своей исторической родине – скорее всего, не очень. Нет-нет, жизнь в Ионии в то время была расчудесной. Да только к нам явились не те, кто владел в Милете землёй, рабами, добился приличного положения в государстве. К нам приехали "отбросы общества" – неудачники, банкроты, заключённые, которых дешевле было посадить на корабли и выбросить из страны, чем кормить. Сюда пожаловали политические изгои, недовольные и обиженные горемыки, пираты, аферисты, гетеры, бандиты, беглые рабы... Хорошенькая компания, не правда ли? Однако, это были самые смелые, самые отважные авантюристы! Не побоявшиеся переплыть три моря и демоны знают где у Стикса на куличках начать жизнь с новой страницы. Подобные "отбросы общества" перебрались из Европы в Америку. И во что они её всего за пару столетий превратили? Англия вышвырнула "непотреб" в Австралию – ну и?.. Такие же ионийские "изгои", а на самом деле люди сильной воли и мощной внутренней энергетики, явились в южноукраинские степи и принялись развивать здесь античность – с переселенцами прибыли и жрецы, и философы, и архитекторы, и ремесленники, и стратеги. К III в. до н. э. общее положение в районе Северного Причерноморья значительно изменилось. Войска Александра Македонского нанесли скифам сокрушительный удар. Территория скифов сильно сокращается и ограничивается лишь Крымским полуостровом. Отношения между греческими городами - государствами и скифами ухудшаются. С востока скифов начинают теснить сарматы. В начале III в. н.э. в район Северного Причерноморья пришли готы. Они разрушили скифские города. Окончательный разгром скифского государства произвели гунны, появившиеся на Крымском полуострове в 70-е гг. IV в. н.э. г) южнорусские степи в период «Великого переселения народов». Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в 4 – 7 вв, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Одним из ключевых событий был климатический пессимиум раннего Средневековья, ставший катализатором многих миграций. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена. Великое переселение народов в III - IV веках. В III-IV в.в.н.э. началось время борьбы сотен варварских племён с соседними государствами. Этот период всемирной истории называют также великим переселением народов. Варвары из степей и лесов завоёвывали богатые южные города и оседали на новых местах. Этот процесс способствовал крушению Римской империи и Византии. В тоже время он оказал большое влияние на складывание романских, германских и славянских народностей. Переселение народов шло в двух направлениях. С северо-запада Европы на юг и юго - запад двигались племена кельтов, германцев, позднее - славян. С востока из Азии на запад перемещались орды кочевников. В IV в. н.э. кочевники - гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции, аланы - предки современных осетин - от Северного Кавказа до Испании. В то же время германские племена побывали на Чёрном море, в Италии, северной Африке. Начало VI в. характеризуется сильнейшим давлением славян на Византию. Византийские историки описывают вторжение в пределы империи славянских войск, заселение ее славянскими колонистами. Проходя по степям Приуралья и Нижнего Поволжья, гунны сгоняли прежнее население, частично увлекая его за собой, частично истребляя и обращая в рабство. Новая мощная волна перемещений кочевых племен из заволжских степей на запад приходится на IX столетие. Под давлением печенегов, кочевавших в прикаспийских степях, угорские племена мадьяр уходят из Южного Приуралья за Волгу, в южно-русские степи. Однако под натиском печенегов, появившихся в низовьях Днепра, они движутся дальше на запад и в конце IX в. поселяются на среднем Дунае, на территории современной Венгрии. |