Главная страница
Навигация по странице:

  • Основными типами войн рабовладельческого общества были

  • Основными типами войн феодального общества были

  • Войны эпохи домонополистического капитализма могут быть отнесены к следующим основным типам

  • Основными типами войн эпохи империализма являются

  • Основными типами войн современной эпохи являются

  • Войны между государствами с противоположными общественными системами

  • Национально-освободительные войны

  • Войны между капиталистическими государствами

  • Современные буржуазные теории войн.

  • Список литературы

  • реферат по философии. 1. Вводная часть


    Скачать 1.6 Mb.
    Название1. Вводная часть
    Дата01.12.2018
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлареферат по философии.doc
    ТипРеферат
    #58335
    страница3 из 3
    1   2   3

    Исторические типы войн.

    Типы войн определяются характером социальных противоречий данной эпохи или различных её периодов. Классификация войны по типам связана с известными трудностями, так как каждая война имеет свои индивидуальные особенности, а различные типы войны часто переплетаются друг с другом и редко выступают в чистом виде. Главным критерием классификации войн является их социально-политическое содержание.

    Основными типами войн рабовладельческого общества были: Войны рабовладельческих государств за порабощение племён, находившихся на более низкой стадии общественного развития (например, войны Рима против галлов, германцев и др.); Войны между самими рабовладельческими государствами с целью захвата территорий и ограбления завоёванных стран (например, Пунические войны Рима против Карфагена в 3—2 вв. до н. э. и др.); Войны между различными группами рабовладельцев (например, война диадохов за раздел империи Александра Македонского в 321—276 до н. э.); Войны как восстания рабов (например, восстание рабов в Риме под руководством Спартака в 73—71 до н. э. и др.); народные восстания крестьян и ремесленников (восстание «Краснобровых» в 1 в. н. э. в Китае и др.).

    Основными типами войн феодального общества были: Войны между феодальными государствами (например, Столетняя война между Англией и Францией 1337—1453); междоусобные феодальные войны за расширение владений (например, война Алой и Белой розы в Англии в 1455—85); Войны за создание централизованных феодальных государств (например, война за объединение русских земель вокруг Москвы в 14—15 вв.); Войны против иноземных нашествий (например, война русского народа против татаро-монголов в 13—14вв.). Феодальная эксплуатация порождала: крестьянские войны-восстания против феодалов (например, крестьянское восстание под предводительством И. И. Болотникова в 1606—07 в России); восстания городского населения против феодальной эксплуатации (например, Парижское восстание 1356—58).

    Войны эпохи домонополистического капитализма могут быть отнесены к следующим основным типам: Колониальные войны капиталистических стран за порабощение народов Азии, Африки, Америки, Океании; захватнические войны государств и коалиций государств за гегемонию (например, Семилетняя война 1756—63 и др.); революционные антифеодальные, национально-освободительные войны (например, войны революционной Франции конца 18 в.); Войны за национальное воссоединение (например, войны за объединение Италии в 1859—70); освободительные войны народов колоний и зависимых стран (например, народные восстания в Индии в 18—19 вв. против английского господства), гражданские войны и восстания пролетариата против буржуазии (например, революционная война Парижской Коммуны 1871).

    В эпоху империализма борьба между монополистическими объединениями перерастает национальные рамки и превращается в борьбу главных империалистических держав за насильственный передел уже поделённого мира. Обострение борьбы империалистов расширяет их военные столкновения до масштабов мировых войн.

    Основными типами войн эпохи империализма являются: Империалистические войны за передел мира (например, испано-американская война 1898, русско-японская война1904—05, 1-я мировая война 1914—18); гражданские освободительные войны пролетариата против буржуазии (Гражданская война в СССР 1918—20). К основным типам войн эпохи империализма также относятся национально-освободительные войны угнетённых народов (например, народные восстания на Кубе в 1906, в Китае в 1906— 11).

    В современных условиях единственным источником войны является империализм.

    Основными типами войн современной эпохи являются: Войны между государствами с противоположными общественными системами, гражданские войны, национально-освободительные войны, войны между капиталистическими государствами. 2-я мировая война 1939—45, ввиду её сложного и противоречивого характера, занимает особое место среди войн современной эпохи.

    Войны между государствами с противоположными общественными системами порождаются агрессивными устремлениями империализма к уничтожению социальных завоеваний народов социалистических стран или стран, вступивших на путь построения социализма (например, Великая Отечественная война Советского Союза 1941—45 против напавших на СССР фашистской Германии и её союзников).

    Гражданские войны сопровождают развитие социалистических и буржуазно-демократических революций или являются вооружённой защитой народных завоеваний от буржуазной контрреволюции и фашизма. Часто гражданские войны сливаются с войной против империалистической интервенции (национально-революционная война испанского народа против фашистских мятежников и итало-германских интервентов в 1936—39 и др.).

    Национально-освободительные войны являются борьбой народов зависимых и колониальных стран против колонизаторов, за установление государственной независимости или за её сохранение, против попыток восстановить колониальный режим (например, война алжирского народа против французских колонизаторов в 1954—62; борьба народов Египта против англо-франко-израильской агрессии в 1956; борьба народов Южного Вьетнама против американских захватчиков, начавшаяся в 1964, и др.). В современных условиях национально-освободительная борьба за завоевание национальной независимости тесно переплетается с социальной борьбой за демократическое переустройство общественной жизни.

    Войны между капиталистическими государствами порождаются обострением противоречий между ними в борьбе за мировое господство (1-я и 2-я мировые войны). 2-я мировая война была порождена обострением империалистических противоречий между блоком фашистских государств во главе с фашистской Германией и англо-французским блоком и началась как несправедливая, захватническая, особенно со стороны Германии и её союзников. Однако гитлеровская агрессия несла величайшую угрозу человечеству, оккупация гитлеровцами многих стран обрекала их народы на истребление. Поэтому борьба с фашизмом стала общенациональной задачей всех свободолюбивых народов, что привело к изменению политического содержания войны, которая приобрела освободительный, антифашистский характер. Нападение фашистской Германии на СССР завершило процесс этого превращения. СССР явился главной силой антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания, Франция) во 2-й мировой войне, которая привела к победе над фашистским блоком. Советские Вооружённые Силы внесли основной вклад в спасение народов мира от угрозы порабощения фашистскими захватчиками.

    В послевоенное время происходит процесс экономической интеграции капиталистических стран, объединение сил реакции против социализма, что, однако, не устраняет острых противоречий и конфликтов между капиталистическими государствами, которые в определённых условиях могут стать источником войны между ними.

    Современные буржуазные теории войн.

    Многочисленные современные идеологи империализма пытаются представить войну как надклассовое, общенациональное явление, замаскировать её социально-политическую сущность и причины, парализовать массовое антивоенное движение трудящихся, внушить мысль о вечности и неотвратимости войны. Так, западногерманский теоретик В. Пихт утверждает, что война является главным фактором общественного прогресса, что все высшие культуры выросли из войны. Английский военный теоретик Дж. Фуллер рассматривает войну как «господствующий фактор истории».

    В США распространена теория «абсолютного ядерного сдерживания», сущность которой состоит в том, что США должны установить мировое господство путём применения или угрозы применения ядерного оружия, прежде всего против социалистических стран. Пропагандируя теорию «ядерного сдерживания», американский генерал Т.Пауэр рассматривает её как «единственно приемлемое решение проблемынационального спасения». В теории «спасения цивилизации», авторами которойявляются американские социологи Р. Страус-Хупе, С. Поссони, У. Кинтнер,необходимость «спасения» капитализма обосновывается тем, что якобы «борьбапротив коммунистического мира» представляет собой «войну, в которой основнойставкой является национальное спасение». Создатели распространённой в СШАтеории «выживания» заявляют, что «выживание» —первостепенная цель внутренней и внешней политики государства. Условием«выживания» является наращивание военной силы, что даёт возможность диктоватьсвою волю тем, кто не располагает такой силой. Теория геополитики (Маккиндер вАнглии, Хаусхофер в Германии, Дж. Киффер в США и др.) объясняет причины войныразличным географическим положением стран, при котором стеснённые нации ведутборьбу за «жизненное пространство». Геополитики из ФРГ на этой основе всячески стремятся доказать необходимость ревизии границ, установленных после 2-ймировой войны. Авторы психологической теории (например, Л. Л. Бернард в США идр.) видят источник войны в человеческой психике, в агрессивностичеловеческого интеллекта и массовых психозах, которые якобы возникают врезультате подавления обществом человеческих инстинктов.

    Космополитическиетеории (Н. Эйнджелл и С. Стрейчи в Великобритании, Дж. Дьюи в США и др.)усматривают главную причину военных столкновений в антагонизме междунациональными и общечеловеческими интересами. Источник военной опасности, по ихмнению, заложен в суверенитете наций, а потому необходима ликвидациянациональной независимости и суверенитета народов, создание национальных,региональных и всемирных политических организаций. Эти проекты встречаютодобрение и поддержку со стороны реакционных кругов,стремящихся к мировому господству. Клерикальные теории пытаются подкрепитьвоенные авантюры империалистов авторитетом Бога. Одним из основных«теоретических» источников религиозной пропаганды в поддержкуимпериалистических войн служит Библия, дающая возможность трактовать войну как«орудие бога» для борьбы против «зла» и для наказания «грешников». В ФРГклерикальная пропаганда широко используется в поддержку идеологии агрессивногореваншизма на основе религиозных концепций происхождения войны.

    Лично я считаю, что философия должна спасать мир от войны, хотя задача эта ей не по силам. Дело в том, что философия обращается к разуму человеческому, но человеком в большей степени правят инстинкты. Философы объясняют мир, пытаются наставлять властителей, но те руководствуются не вечной мудростью, а конъюнктурной выгодой. Если философы руководствуются моралью, то властители интересом.

    «Война есть печальное, вынужденное средство в естественном состоянии... утвердить свои права силой, – писал Иммануил Кант. – …Отсюда следует, что истребительная война, в которой могут быть уничтожены обе стороны, а вместе с ними и всякое право, привела бы к вечному миру лишь на гигантском кладбище человечества. Итак, подобная война, а также использование средств, которые открывают пути к ней, должны быть, безусловно, воспрещены».

    Почему же властители не прислушиваются к мнению мудрецов философов? Нам объясняют, что война – такое же естественное состояние цивилизации, как и мир. Мир по своей сути только фаза передышки в войне.

    Когда-то надеялись, что войны прекратятся с исчезновением капитализма, потом думали, что вместе с коммунизмом исчезнут причины для войн. Оказалось, дело не в «-измах».

    Для всех уже очевидно, что причины войн не в социальных условиях, а в агрессивной природе людей. Человек – хищник!

    Кто-то считает, что война это биологическая саморегуляция численности населения планеты. Есть гипотеза, что слишком спокойное и комфортное существование пагубно влияет на популяцию. Людям нужны трудности, чтобы они боролись и тем самым развивались.

    Согласно психоанализу, в человеке наряду с инстинктом любви присутствует инстинкт смерти. Они взаимно уравновешивают друг друга. Тяга к любви столь же велика, как и тяга к смерти. В человеке постоянно борются разрушительный эгоизм и спасительный альтруизм. Жажду разрушения сдерживает жажда созидания. Жажде смерти может противостоять только жажда любви. Поэтому ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

    Опыт показывает, что все вопросы можно решить за столом переговоров. Разум дан человеку не для того, чтобы изощрённо убивать, а чтобы творить, творить любовь.

    Но если война возникает, значит кому-то нужна война…

    Впрочем, возможен и иной взгляд на военный характер современного мира…

    Заключение.

    Отвечая на письмо А.Эйнштейна, Зигмунд Фрейд писал: «Было бы ошибочным считать, что правда изначально всесильна, она всегда существовала лишь при мощной поддержке. Готовность вступить в драку может быть обусловлена многими мотивами, провозглашенными или невысказанными. Одним из них является удовольствие от агрессии и разрушения. Удовлетворение, порождаемое деструктивными тенденциями, естественным образом поддается влиянию других факторов, природа которых имеет эротическую и идеологическую окраску.

    Временами создается впечатление, что идеологические мотивы есть не что иное, как защита от жестоких природных явлений, но иногда они просматриваются более отчетливо и на помощь им приходят подсознательные деструктивные побуждения подобно проявлениям жестокости во времена Святой Инквизиции.

    Инстинкт смерти непременно уничтожил бы личность, если бы не разворачивался в сторону внешних объектов, следовательно, человек, уничтожая объекты внешнего мира, спасает собственную жизнь. Назовем это биологическим извинением за те отвратительные и опасные побуждения, с которыми мы пытаемся бороться. Они более естественны, чем сопротивление которое мы им оказываем. Учитывая наши насущные интересы, попытку устранения агрессивных тенденций в человеке следует считать бесполезной».

    Провидческий пессимизм Фрейда не утратил силу и в наши дни. Война продолжает играть в жизни Человечества важную роль и пройдя через различные формы, прочно войдя в мировоззрение является фактором определяющим будущее человечества. Существуя как возможность преодоления или поддержания неравенства между общностями война вытесняет понятие мира, замещает его, предопределяет парадоксальность существования человека.

    «Войну можно принять лишь трагически-страдальчески. Отношение к войне может быть лишь антиномическое. Это — изживание внутренней тьмы мировой жизни, внутреннего зла, принятие вины и искупления. Благодушное, оптимистическое, исключительно радостное отношение к войне — недопустимо и безнравственно. Мы войну и принимаем и отвергаем. Мы принимаем войну во имя ее отвержения. Свержение милитаризма — одна из целей нынешней войны. Милитаризм и пацифизм — одинаковая ложь. И там, и здесь — внешнее отношение к жизни. Принятие войны есть принятие трагического ужаса жизни. И если в войне есть озверение и потеря человеческого облика, то есть в ней и великая любовь, преломленная во тьме» Н. Бердяев.

    Список литературы:


    1. Печенкин А. А. Философия войны: история и современность // Новые идеи в философии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 27-33;

    2. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 162—89;

    3. К. Маркс и Ф. Энгельс , Избранные письма;

    4. Карл Меннингер «Война с самим собой» «Эксмо-Пресс» М, 2000

    5. Эрих Фромм «Бегство от свободы; Человек для себя» ООО «Попурри» 1997

    6. Философия: Учебник для вузов Под общ. ред. В. В. Миронова

    7. Сергей Зотов, На службе зла: как философия использовалась в войнах, пытках и убийствах, опубликовано на сайте theoryandpractice.ru в 2016.

    8. Николай Бердяев, МЫСЛИ О ПРИРОДЕ ВОЙНЫ, первая газетная публикация от 1915.

    1   2   3


    написать администратору сайта