Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. «Несуществующее животное» Тест «несуществующее животное»

  • Инструкция

  • Центральная смысловая часть фигуры

  • Несущая, опорная часть фигуры

  • Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

  • Контуры фигуры

  • Общая энергия

  • Оценка характера линии

  • 25.Проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи"

  • Запоминание двух групп слов. методы психод.конечный результат. 1.Запоминание двух групп слов


    Скачать 3.2 Mb.
    Название1.Запоминание двух групп слов
    АнкорЗапоминание двух групп слов
    Дата11.12.2022
    Размер3.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламетоды психод.конечный результат.doc
    ТипИнструкция
    #839795
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    «Дерево»


    Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).
    Корни — коллектив, бессознательное.
    Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.
    Ветви — пассивность или противостояние жизни.
    Интерпретация рисунка дерева всегда содержит ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листву, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признаков «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или «недостаточная концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например, «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».
    Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.
    Приподнимание земли к правому краю листа — задор, энтузиазм.
    Опускание земли к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.

    Корни


    Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.
    Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
    Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
    Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
    Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
    Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы. Расположение на листе двойственное — отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
    Расположение слева направо — увеличение направленности на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

    Форма листвы


    Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.
    Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования.
    Опущенные ветви — потеря мужества, отказ от усилий.
    Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.
    Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.
    Листва-сетка, более или менее густая, — большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций.
    Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.
    Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.
    Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.
    Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.
    Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.
    Выход ветвей из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка 7 лет.
    Ветви, нарисованные одной линией, — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
    Толстые ветви — хорошее различение действительности.
    Листья-петельки — предпочтительное использование свого обаяния.
    Пальма — стремление к перемене мест.
    Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.
    Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние.
    Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
    Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.

    Ствол


    Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
    Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
    Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.
    Ствол, нарисованный тонкими линиями, крона — толстыми — возможность самоутверждения и свободного действия. Листва, изображенная тонкими линиями, — тонкая чувствительность, внушаемость.
    Ствол, изображенный линиями с нажимом, — решительность, активность, продуктивность.
    Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
    Линии ствола кривые — активность, заторможенная тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
    «Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
    Ветви, не связанные со стволом, — уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка убежать от нее в мечты и игры.
    Открытый и связанный с листвой ствол — хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.
    Ствол, оторванный от земли, — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная малосвязанны.
    Ствол, ограниченный снизу, — ощущения несчастья; поиск поддержки.
    Ствол, расширяющийся книзу, — поиск надежного положения в своем кругу.
    Ствол, сужающийся книзу, — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое Я в беспокойном мире.
    Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
    Использование нижней половины листа — менее выраженная зависимость и робость.
    Использование 3/4 листа — хорошее приспособление к среде.
    Лист, использованный целиком, — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листа (страница делится на 8 частей):
    1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;
    1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;
    3/8 — хорошие контроль и рефлексия;
    1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;
    5/8 — интенсивная духовная жизнь;
    6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов;
    7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

    Манера изображения


    Острая вершина:
    1) защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;
    2) желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности в контактах;
    3) желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти;
    4) поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости, для твердого положения, потребность в нежности.
    Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
    Два дерева могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).
    Добавление к дереву различных объектов трактуется в зависимости от конкретных объектов.
    Пейзаж означает сентиментальность.
    Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта, рассудительность.

    Земля


    Земля, изображенная одной чертой, — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
    Земля, изображенная несколькими различными чертами, — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

    24. «Несуществующее животное»

    Тест «несуществующее животное»

    По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

    Инструкция: "Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием".

    Показатели и интерпретация.

    Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

    Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

    Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

    Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

    Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

    Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

    На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали "уши" – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

    Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

    Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

    На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

    Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

    а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

    б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

    Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

    Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

    ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

    Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

    Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него.) Обратный же характер линий -жирная с нажимом -не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) -резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

    Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

    Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

    Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

    Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

    Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

    Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

    Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

    Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления "лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

    Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кускус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклетамиешиния" и т.п.).

    25.Проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи"

    Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

    Исторически использование методики "Рисунок семьи" (РС) связано с общим развитием "проективной психологии". В настоящий момент трудно определить "пионера" в использовании "Рисунка семьи" для изучения межличностных отношений.

    Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа (Wolff W., 1947),В. Хьюлса (Hulse W., 1951), И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана (Corman L., 1964) и др. Сегодня наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана (Burns R., Каufman S., 1972), — "Кинетический рисунок семьи" (КРС).

    В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Захаров А.И., 1977; 1982; Кольцова Н.Н., 1980; Мухина В.С., 1981; Хоментаускас Г.Т., 1985 и др.).

    Назначение методики

    Проективная методика "Рисунок семьи" (как и "Кинетический рисунок семьи") является полифункциональной. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методику "Рисунок семьи" и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи ("семья глазами ребенка"). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я-образа" ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – "семья глазами ребенка" и "развитие ребенка в семье", - так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначенных для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.

    Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике.

    Диагностическая процедура

    Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

    (РС) - "Нарисуй, пожалуйста, свою семью".

    (РС) – "Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь".

    (КРС) – "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

    (КРС) – "Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не "мультяшек" и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие"*.

    Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

    а) последовательность рисования деталей;

    б) паузы более 15 секунд;

    в) стирание деталей;

    г) спонтанные комментарии ребенка;

    д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

    После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

    Скажи, кто тут нарисован?

    Где они находятся?

    Что они делают? Кто это придумал?

    Им весело или скучно? Почему?

    Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

    Кто из них самый несчастный? Почему?

    Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?", "Кого мама позовет идти с собой?" ит. п.).

    После опроса можно (но не обязательно) попросить ребенка решить шесть условных ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные. Российский психолог Е.И. Рогов предлагает следующие шесть ситуаций:

    Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

    Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

    Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

    Ты имеешь "№" билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

    Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

    Ты получил в. подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

    Интерпретация методики "Рисунок семьи"

    Для интерпретации психологу необходимо располагать объективной информацией:

    а) о возрасте исследуемого ребенка;

    б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;

    в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

    Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

    Анализ структуры "Рисунка семьи";

    Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;

    Анализ процесса рисования.

    Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи

    Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

    а) вообще не изображены люди;

    б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко.

    За такими реакциями чаще всего кроются:

    а) травматические переживания, связанные с семьей;

    б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей);

    в) аутизм;

    г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

    д) это может быть результатом плохого контакта психолога с ребенком.

    Однако в практической работе чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи. Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической ситуации "монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, как правило, защитными: "Не нарисовал потому, что не осталось места"; "Он пошел гулять" и т. д. Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: "Не хотел - он дерется"; "Не хочу, чтобы он с нами жил", и т. п.

    В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить).

    Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности с членами семьи. Отсутствие в рисунке "Я" более характерно детям, чувствующим отвержение, неприятие. Презентация в рисунке только "Я" может указывать на различное психическое содержание в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Если указанной презентации свойственна и позитивная концентрация на рисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с несформированным чувством общности указывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, если в рисунке другими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда - аутистических тенденций.

    Информативным является и увеличение состава семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей - они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, а котором дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т. п.). Презентация более маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные потребности, желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т. п.).

    Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях - на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

    Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи

    Анализ особенностей нарисованных фигур. Особенности графических презентаций отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об "Я-образе" ребенка, его половой идентификации и т. д.

    При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

    1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;

    2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;

    3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

    Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

    О восприятии других членов семьи и "Я-образе" рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.

    Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов семьи - семилетний ребенок может оказаться выше и шире своих родителей и т. д. Это объясняется тем, что для ребенка (как и для древнего египтянина) величина фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Так, например, в рисунке девочки Н. 6 лет мама нарисована на 1/3 больше отца и вдвое больше других членов семьи. Для этой семьи была характерна большая доминантность, пунитивность матери, которая являлась истинно авторитарным руководителем семьи. Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя. Как правило, это может быть связано с:

    а) эгоцентричностью ребенка,

    б) соревнованием за родительскую любовь с другим родителем, при котором ребенок приравнивает себя родителю противоположного пола, исключая или уменьшая при этом "конкурента".

    Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые:

    а) чувствуют свою незначительность, ненужность и т. п.;

    б) требующие опеки, заботы со стороны родителей, занимающие в семье позицию "малыша".

    Информативным может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.

    При анализе особенностей презентаций членов семьи следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела. Дело в том, что отдельные части тела связаны с определенными сферами активности, являются средствами общения, контроля, передвижения и т. д. Особенности их презентации могут указывать на определенное, с ними связанное, чувственное содержание:

    Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к "агрессивным" рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты, символы "мужественности" и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но "забывает" нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи нарисован с длинными руками, большими пальцами. Чаще всего это указывает на восприятие ребенком пунитивности, агрессивности этого члена семьи. То же значение может иметь и презентация члена семьи вообще без рук - таким образом, ребенок символическими средствами ограничивает его активность.

    Голова - центр локализации "Я", интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Уже дети 3 лет в рисунке обязательно рисуют голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.

    Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако надо иметь в виду, что дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный "штамп" в их рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга. В этом случае можно полагать, что ребенок сознательно или бессознательно использует выражение лица как выразительное средство - это характерно для старших. Например, мальчик Р. 9 лет, последний сын в семье, имеющий в отличие от своих братьев физический дефект, и не такой, как они, успешный в учебе и спорте, в рисунке выразил свое чувство неполноценности, изображая себя значительно меньшим, с опущенными вниз краями губ. Эта графическая презентация "Я" явно отличалась от других членов семьи - больших и улыбающихся.

    Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, изображают больше деталей. Они замечают, что их матери много времени уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усваивают ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании лица может указывать на хорошую половую идентификацию девочки.

    В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать ее физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

    Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку либо к иным членам семьи.
    Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается все новыми деталями. Дети 3,5 лет в большинстве рисуют "головонога", а 7 лет - презентируют уже богатую схему тела. Каждому возрасту характерны определенные детали, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием их функций, с конфликтом. Если, скажем, ребенок 7 лет не рисует одной из этих деталей: головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног, на это надо обратить внимание.

    У детей старше 5,5-6 лет в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины - треугольной или половые различия выражаются другими средствами. Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например, сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

    Расположение членов семьи указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

    Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чувствует тщетность такой попытки).

    Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц - отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такая презентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.

    Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции и треугольники типичных взаимоотношений в семье.

    Как указывалось ранее, мера психологической близости (эмоциональные связи) может выражаться ребенком в рисунке посредством физических расстояний (дистанции) между фигурами. То же значение имеет и отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи. Такие презентации указывают на слабость позитивных межперсональных связей между членами семьи.

    Анализ процесса рисования

    При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

    а) последовательность рисования членов семьи;

    б) последовательность рисования деталей;

    в) стирание;

    г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

    д) паузы;

    е) спонтанные комментарии ребенка в процессе рисования.

    Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенку. Интерпретация процесса рисования требует творческого включения всего практического опыта психолога, его интуиции. Несмотря на большой уровень неопределенности, как раз этот уровень анализа часто дает наиболее содержательную, глубокую, значимую информацию.

    Как при рассказе ребенок начинает с главного, так и в рисунке первым изображает наиболее значимого, главного или наиболее эмоционально близкого человека. Как правило, это тот, кто больше времени бывает с детьми, больше, чем другие уделяет им внимания. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.

    Последовательность рисования членов семьи может быть более достоверно интерпретирована в контексте анализа особенностей графической презентации фигур. Если первой нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то такая презентация указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

    Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают рисовать членов семьи. Некоторые же дети сперва, рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т. д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

    Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные движения человека иногда показывают актуальное содержание психики, так возвращение к рисованию тех же элементов рисунка соответствуют движению мысли, отношению ребенка и может указывать на главное, доминирующее переживание, связанное с определенными деталями рисунка.

    Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.

    Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к так рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно лучшей графической презентации — можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

    Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисуемого содержания. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Также надо иметь в виду, что кажущиеся иррелевантными комментарии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения, и их появление выдает наиболее эмоционально "заряженные" места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

    Особенности интерпретации результатов КРС.

    При обычном задании "нарисуй свою семью" ребенок часто рисует статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Хотя полезная информация и может быть получена, некинетические инструкции обычно приводят к относительно статичным, ригидным рисункам. Подход, использующий кинетические (деятельные) инструкции, то есть просьбу к ребенку представить изображение, где бы фигуры двигались или делали что-нибудь, является более информативным.

    Несмотря на то, что при интерпретации результатов "Кинетического рисунка семьи" учитываются все вышеперечисленные уровни анализа, интерпретации кинетических рисунков фокусируется на действии или движении, а не на инертных фигурах.

    Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, авторам данной модификации, действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. "Энергии" или "поля напряжения" могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам и т. д. (Например, игра в мяч говорит о конкуренции, зависти; горящий огонь - о враждебном отношении, злобе). Вот некоторые характеристики КРС и их значение2:

    Стиль

    1. Отделение. Дети пытаются изолировать себя (и свои чувства) от остальных членов семьи через отделение.

    2. Подчеркивание. Проведенная внизу страницы линия характерна для детей из неустойчивых семей

    Действия.

    1. Мать:

    а) Готовка. Это действие матери наиболее часто встречается на КРС и отражает фигуру матери, которая удовлетворяет потребности детей.

    б) Уборка. Это действие обнаруживается у компульсивных матерей, которые больше озабочены домом" чем людьми в доме. Уборка приравнивается к приемлемому или хорошему поведению.

    в) Глажка. Обычно обнаруживается у чрезмерно вовлеченных матерей, слишком усиленно пытающихся дать ребенку "тепло".

    2. Отцы:

    а) Домашние дела. Чтение газеты, оплата счетов, игры с детьми являются частыми действиями нормальных отцов.

    б) Едет на работу или находится на работе. Обычно обнаруживаете у отцов, которых воспринимают как отстраненных от семьи или пребывающих вне ее, а не интегрированных в нее.

    в) Резание. Такие действия как подстригание газона, рубка деревьев, резание и т.д. обнаруживаются у "жестких" или "кастрирующих" отцов (иногда матерей).

    3 Соперничество. Обычно изображается как применение силы или конфликт между членами семьи, то есть как бросание мяча, ножа, самолета и т.п. Выступает у сильно конкурирующих или "ревнивых" детей.

    Это малая часть обычных "действий", которые часто повторяются в КРС.

    Для оценки внутрисемейных отношений, воспринимаемых ребенком, можно использовать следующую таблицу3.

    Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи.

    Симптомокоплекс

    Симптом

    Балл
    Благоприятная семейная ситуация

    Общая деятельность всех членов семьи

    0,2
    Преобладание людей на рисунке

    0,1
    Изображение всех членов семьи

    0,2
    Отсутствие изолированных членов семьи

    0,2
    Отсутствие штриховки

    0,1
    Хорошее качество линий

    0,1
    Отсутствие показателей враждебности

    0,2
    Адекватное распределение людей на листе

    0,1
    Другие возможные признаки

    0,1
    Тревожность

    Штриховка

    0,1,2,3
    Линия основания – пол

    0,1
    Линия над рисунком

    0,1
    Линия с сильным нажимом

    0,1
    Стирание

    0,1,2
    Преувеличения внимания к детям

    0,1
    Преобладание вещей

    0,1
    Двойные или прерывистые линии

    0,1
    Подчеркивание отдельных деталей

    0,1
    Другие возможные признаки

    0,1
    Конфликтность

    Барьеры между фигурами

    0,1
    Стирание отдельных фигур

    0,1,2

    Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур

    0,2
    Выделение отдельных фигур

    0,2
    Изоляция отдельных фигур

    0,2
    Неадекватная величина отдельных фигур

    0,2
    Несоответствие вербального описания и рисунка

    0,1
    Преобладание вещей

    0,1
    Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

    0,2
    Член семьи, стоящий спиной

    0,1
    Другие возможные признаки

    0,1
    Чувство неполноценности в семейной ситуации

    Автор рисунка непропорционально маленький

    0,2
    Расположение фигур на нижней части листа

    0,2
    Линия слабая, прерывистая

    0,1
    Изоляция автора рисунка от других членов семьи

    0,2
    Маленькая фигура

    0,1
    Неподвижная по сравнению с другими фигура автора

    0,1
    Отсутствие автора

    0,2
    Автор стоит спиной

    0,1
    Враждебность в семейной ситуации

    Одна фигура на одной стороне листа

    0,2
    Агрессивная позиция фигуры

    0,1
    Зачеркнутая фигура

    0,2
    Деформированная фигура

    0,2
    Обратный профиль

    0,1
    Руки раскинуты в стороны

    0,1
    Пальцы длинные, подчеркнутые

    0,1
    Другие возможные варианты

    0,1

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта