Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель работы

  • Гипотеза

  • Актуальность темы

  • Практической ценностью

  • I. Из истории вопроса 1.1. Особенности возраста

  • Особенности современной литературы для детей и подростков

  • 2.2. Подросток и школа.

  • Список литературы

  • НОУ Шахова на печать. 24 I. Из истории вопроса


    Скачать 46.06 Kb.
    Название24 I. Из истории вопроса
    Дата19.04.2023
    Размер46.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНОУ Шахова на печать.docx
    ТипДокументы
    #1075119

    Оглавление

    Введение______________________________________________2-4

    I. Из истории вопроса

    1.1. . Особенности   возраста_______________________________ 4-6

    1.2. Особенности современной литературы для подростков________6-8

    II. Взаимоотношения подростка со «взрослым» миром в современной русской прозе

    2.1. Подросток и семья______________________________________9-13

    2.2. Подросток и школа______________________________________14-20_ Выводы ___________________________________________________ 21

    Литература__________________________________________________22

    Введение

    Под Детство и отрочество является важнейшей нравственно-философской темой в творче­стве многих крупных писателей, таких как: Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, А.П. Чехов, Ф.М Достоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, И.А. Бунин, Н.Г. Гагарин-Михайловский, М. Горький. и др.

     Особое внимание писатели-классики уделяли внутреннему миру ребенка: его чувствам, мыслям, отношению к окружающему миру. Современные пи­сатели, следуя традициям писателей-классиков уделяют большое внимание подростковой литературе, где главными героями ста­новятся подростки, а в центре внимания писателя – внутренний мир героев, про­блемы, которые их волнуют: кон­фликты внутри школы, семьи, проблемы в учебе, завоевание автори­тета  в коллективе сверстников, первая любовь, заниженная самооценка и т.д

    Цель работы – выяснить, как в современной литературе показаны взаимоот­ношения ребенка и окружающего мира.

    Для достижения цели нам необходимо решить ряд задач:

    1. Изучить психологическую и теоретическую литературу по данному во­просу;

    2. Подобрать и систематизировать художественные произведения совре­менных авторов, в которых отражены интересующие нас темы и про­блемы;

    3. Проанализировать тексты произведений;

    4. Сделать выводы.

    Гипотеза: современная литература о детях и подростках- точное отражение взаимоотношений ребенка с миром.

    Объект исследования – детская и подростковая современная литература.

    Актуальность темы состоит в том, что многие из анализируемых нами про­изведений, написаны писателями-психологами, которые много работают с детьми и подростками, не понаслышке знают проблемы, с которыми сталки­ваются современные дети, хорошо знают психологию детей и могут помочь им разобраться в своих трудностях и причинах их возникновения, а взрослым - лучше понять своих детей и свои ошибки в их воспитании. Думается, что произведения современных писателей детях и подростках в первую очередь нужно читать взрослым людям, чтобы избежать многих ошибок и даже тра­гедий.

    Практической ценностью данной работы является возможность использо­вания материалов на уроках литературы, внеклассных занятиях, а также в ка­честве рекомендательного чтения для родителей, которые хотят понимать своих детей, причины их поступков.

    I. Из истории вопроса

    1.1. Особенности   возраста

    Подростковый возраст является началом переходного периода от дет­ства к взрослому состоянию в жизни человека. Подросток - это еще не взрос­лый и уже не ребенок

    До XVII века подростковый период не выделялся как особый этап в развитии человека. Я.А. Коменский первый, кто обратил внимание на под­ростковый период, но он считал его частью детства.1 Позднее его выделение становилось все более очевидным из-за накопившихся отличий, которые по­являлись в период между детством и взрослостью.

    С. Холл в 1904 году предложил концепцию подросткового возраста. Его принято считать «отцом» подросткового периода. Именно его взгляды об отрочестве, сопровождающемся стрессами, конфликтами, нестабильностью, смятением и легли в основу возникновения различных концепций о подростковом возрасте. Он впервые говорит о амбивалентности и парадоксальности в характере подростков. Чрезмерная активность сменяется изнурением, веселость переходит в уныние, уверенность сменяет застенчивость, трусость, низкие побуждения приходят на смену высоким нравственным стремлениям, замкнутость заменяет страсть к общению. В связи с этим С. Холл называет это время в развитии ребенка периодом бури и натиска. Необходимо отметить, что ценность его работы заключается в характеристике подросткового возраста как переходного, промежуточного и во введении понятия «кризис». Исследователь выде­лил возрастные границы этого этапа: с 10 - 11 до 15 лет. Э. Эриксон подрост­ковый период определил в рамках 12 - 18 лет.2

    В отечественной психологии выделяются два этапа подростничества: с 12 - 15 лет - средний школьный возраст, 15 - 17 лет - старший школьный воз­раст. Изучением особенностей этого периода занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие ученые.

    Подростковый период ученые трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка и для общающихся с ним взрослых

     Д.Б. Эльконин в качестве кризисных выделяет только границы вступ­ления и выхода из подросткового возраста. В целом считает этот период ста­бильным. Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятель­ность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отсту­пает на задний план. Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д.Б. Элько­нин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится об­щение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятель­ность общения, сознательное экспериментирование с собственными отноше­ниями с другими людьми, поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в относительно самостоятельную область жизни.3

    Главная задача подростка - показать свою значимость среди сверстни­ков. Они обращают на себя внимание с помощью занятий и интересов.

    Вместе с тем возникает новое качество отношений с семьей, школой, ровесниками. Ребенка уже воспринимают как сформировавшуюся личность. С него требуют ответа за какие-либо действия, он ответственен за послед­ствия. В этот период появляются обязанности, связанные с домом, учебой, общением с друзьями. 

    Повышенная ответственность перед окружающими усугубляется фи­зиологическими изменениями тела. Могут проявляться проблемы со здоро­вьем. Этот процесс не контролируется со стороны подростка. Подобные нагрузки на тело и психику приводят к негативным последствиям: раздражи­тельности, агрессии, обидчивости, тревоге. Это временно, впоследствии наступает позитивный этап, когда подросток начинает высказывать свою точку зрения, испытывать радость от общения, у него развивается наблюда­тельность, появляется интерес к творчеству.

    Справиться с возникшими трудностями абсолютно самостоятельно подросток не в силах. Родители же зачастую навязывают свои взгляды на различные ситуации, не видят разницы в восприятии мира в сложный для ре­бенка период, поэтому подростки предпочитают не афишировать свои про­блемы в семье. Они находят выход в общении со старшими товарищами, ко­торые могут повлиять на выбор неправильного пути в жизни.

    1.2. Особенности современной литературы для детей и подростков

    Среди типичных отличительных признаков подростковой литературы выделяют:

    • социальную направленность и отражает настоящие проблемы де­тей (сложные темы – буллинг, развод, смерть, «инаковость»);

    • повествование от первого лица;

    • языковые особенности молодежной речи;

    • эксперименты с композицией;

    • жизненный типичный герой, похожий на читателей;

    • непридуманные, узнаваемые, значимые для героя и читателя про­блемы, с которыми сталкиваются герои и которые пытаются ре­шить;

    •  жизнеподобие изображаемого;

    • типичность;

    • динамика развития характеров главных героев;

    • психологизм раскрытия образа (путь духовных исканий персона­жей);

    • нравственная доминанта, иногда выраженная в авторской пози­ции и позиции ряда персонажей.

    В подростковых книгах поднимаются самые важные вопросы о жизни молодых людей в современном обществе, говорится об отношениях подрост­ков и родителей, подростков и учителей, об отношениях со сверстниками, о проблеме нравственного выбора. В центре повествования – ребята, которые остро чувствуют несовершенство мира. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных – с одной стороны, стремление разобраться в себе, в своем собственном мире – с другой. Именно это противоречие опре­деляет особенности душевного мира героев-подрост­ков современной литературы. Недаром многие из проанализированных нами произведений написаны от лица подростка или даже одна и та же ситуация дается в восприятии разных рассказчиков, что позволяет авторам глубже рас­крыть внутренний мир героев. Проблема самоутверждения подростка, его самоопределения рассматривается в динамике: из морально неокрепшего, неуверенного в себе, оценивающего окружающих лишь из соображений сво­его «эго» герой-подросток превращается в личность, способную нести ответ­ственность за свои поступки. Важнейший аспект нравственного становления личности — обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.

    Чтение и анализ подростковой литературы показывает, что в освеще­нии школьной тематики в последние годы наблюдается тенденция изображе­ния в первую очередь негативных явлений. Конфликтующими сторонами становятся, как правило, одинокий герой-подросток и не понимающие его одноклассники. Отображаются неблагоприятные отношения внутри класса, подростки конкурируют, завидуют, совершают подлости, объявляют бой­коты, проявляют жестокость. Зачастую эти действия поддерживают учи­теля. Часто подростки, не находя выхода из создавшейся ситуации, готовы к суициду, или уходят из дома, подвергая свою жизнь опасности, или, испытав унижение и насилие, ожесточаются и становятся циничными и жестокими.

     Распад семьи, утрата свойственного образа жизни ставят ребенка в си­туацию выбора. Для героя он становится мучительным. Мотив выбора - устойчивое и повторяющееся явление в подростковых текстах. Герой-подро­сток психологически не готов принимать категоричные явления, но обстоя­тельства вынуждают. Ситуация выбора приносит герою-подростку большие душевные терзания, но, пережив их, он формируется как личность.

    Не обделена вниманием авторов и традиционная для литературы тема любви. Писатели изображают зарождение и развитие этого чувства по-раз­ному, но всегда это шаг к взрослению, пониманию истинных и ложных цен­ностей.

    Подводя итог, можно сказать, что подростковая литература - сложная тематическая структура, в которой соединяются «вечные» и остро-актуаль­ные темы, подростковые и вневозрастные проблемы.

    II. Взаимоотношения подростка с окружающим миром

    2.1 Подросток и семья

    Если классическая литература демонстрирует огромную роль семьи в формировании личности молодого человека, показывает образцы положительного влияния родителей на детей, их интерес к проблемам своих детей, то в современной литературе чаще встречается обратное: нравственная глухота родителей.

    В рассказе Л. Романовой «Огонек»4 перед нами семья, где папа, бабушка и внучка любят друг друга, но гибель мамы сделала отца замкнутым и одиноким. Он старается заглушить свои страдания работой, дочь напоминает ему о жене, и это становится для него болью. Он не говорит об этом девочке, но она чувствует состояние отца, и это ранит ее и делает одинокой: «Папа до девяти, а то и до одиннадцати работает в своем институте. Ему так проще: дома слишком многое напоминает о маме. Даже я. Особенно я. У нас с  ним сговор: я  не рассказываю бабушке, когда он приходит домой, папа не  разрешает ей покупать мне одежду. Мы с ним делаем это вместе, в выходные. Иногда ходим в кино. Только редко. По-моему, эти походы тоже напоминают ему о маме». Трагические события заставили отца по-другому взглянуть на свою дочь и отношения между ними. Он увидел доброго, отзывчивого, смелого, бесстрашного, порядочного, целеустремленного человека, способного на Поступок и в то же время беззащитного и ранимого, нуждающегося в поддержке и любви. И этот человек - его дочь.  Это открытие сблизило героев: «Мои подвальные приключения изменили не только Богдана. Папу тоже. Он вдруг вернулся из мира грез, где пребывал почти три года, и, что с сегодняшнего дня, прямо с этой минуты, все пойдет по-другому. Во-первых, он начнет приходить домой не позже семи. Во-вторых, станет посещать школьные собрания и уроки. В-третьих, будет контролировать каждый мой шаг. В-четвертых, клянется по выходным водить меня в кино. Я жутко обрадовалась.»5

    Совсем другие отношения между отцом и сыном в семье Богдана. После того, как мальчика поставили на учет за угрозу огнестрельным оружием, по словам Саши, его отец не расстроился, наоборот, он гордился поступком своего сына, который смог защитить девочку от матерых уголовников: «Я защищала Богдана. Только не очень-то это помогло. Богдана все равно поставили на учет в детской комнате милиции. Как сказал его отец, смешливый бородач дядя Дима, «за стрельбу по мерзавцам в неположенном месте»6. «Вообще дядя Дима страшно гордился нашими с Богданом обстоятельствами». Это говорит о том, что отец воспитывает сына настоящим мужчиной, между ними доверительные отношения, мальчика с детства воспитывают настоящим мужчиной, внушая правильные ценности. Такой никогда не смирится с подлостью и жестокостью, не оставит в беде слабого и беззащитного. В этом небольшом рассказе есть еще одна семья: Сашина подруга Альбина и ее родители дядя Юра и тетя Лана, которые души не чают в своей избалованной дочке. Они выполняют любые ее прихоти, не очень задумываясь о том, кого они растят. А в итоге вырастили жестокую эгоистку, которая ради приобретения гламурной собачки, не задумываясь, сбрасывает с 13 этажа своего преданного чухуахуа Огонька. После разоблачения и вопроса Саши, не было ли ей жалко смешного, преданного, доброго пса, Альбина заявила: « Почему не было? Было! Я что, зверь, по-твоему? – в ее голосе появились визгливые нотки, на щеках вспыхнули два свекольных пятна, рот изогнулся некрасивым саквояжем. – Знаешь, сколько я после этого плакала? Почти два дня! И есть ничего не могла…» 7 Мама девочки скажет отцу: «Что же мы, Юра, наделали?»

    Слишком поздно родители поняли, к чему привела их забота об имидже дочери, чтобы она всегда была лучше всех. Читая этот рассказ, мы понимаем, что главное в воспитании все-таки – духовная близость детей и родителей, необходимость понимать своего ребенка, знать, «чем он дышит», нельзя откупаться от своих детей вещами и дорогими подарками. Это может привести к тяжелым последствиям. Родители сдали Альбину в школу-интернат.

    Непростые отношения с родителями и у героя рассказа А. Геласимова «Нежный возраст». Родители на грани развода, свои проблемы решают скандалами на глазах у подростка. Им попросту нет дела до психологического состояния сына. Мальчик обеспечен материально – этого вполне достаточно. Все отцовское воспитание сводится к упрекам, а то и к рукоприкладству. В кризисный подростковый период мать оставляет его, устраивая личную жизнь с другим мужчиной. Неудивительно, что герою, от лица которого ведется повествование, часто хочется взять автомат и всех расстрелять.

    В повести Ирины Мышковой «Мальчики не плачут» можно увидеть простую семью, где родители и бабушка, конечно, любят Лёшу – главного героя этой истории. Они ограждают его от дурного влияния окружающих всевозможными запретами. Казалось бы, благополучный мальчик, отличника, любимец учителей, кроме обычной школы он ходит в музыкальную, где учится играть на ненавистной ему скрипке, кружок по шахматам и в изостудию.Но никто не знает, какие муки испытывает подросток, какой комплекс неполноценности взращивают в нем ничего не желающие видеть родители. Близкие желают ему только добра. Но почему-то ведут себя с Лёшей так, что он однажды решает просто уйти из дома куда глаза глядят.

    Лёше, как и многим другим подросткам, не хватает того самого родительского тепла. Из-за чрезмерной опеки у него нет друзей, а родители, сосредоточенные на Лёшином благе, не желают ничего слушать. Правда, когда и каким образом наступит это «благо», непонятно, а пока Лёша слышит лишь: «Неуч!», «До инфаркта доведёшь!», «Что из тебя вырастет!». Папа общается с ним мало, ведь бабушка говорит, что возиться с ребёнком – «не мужское дело». У Лёши нет никакого свободного времени и никаких развлечений. Он в этом мире абсолютно одинок. Но, несмотря на очень спорные способы воспитания, отсутствие у взрослых членов семьи интереса к внутреннему миру мальчика, его интересам, самые теплые воспоминания в критические моменты жизни Леши связаны с родителями: «До сих пор помню. Папа на диване лежал, я рядом с ним. Он меня обнял одной рукой, и я весь у него под мышкой поместился. Пахло от него неприятно. Кислятиной какой-то. Но я просто старался в другую сторону дышать и не уходил. Потому что когда ещё можно у папы в подмышке полежать, чтобы он не орал. И чтобы никто не орал вообще. Мама с бабкой тогда на кухне сидели, а мы лежали и фильм смотрели. Я потом ещё часто об этом вспоминал. Каждый раз, когда он начинал на меня кричать. Хотелось снова лежать у него в подмышке и смотреть, как эльфы с орками рубятся»8. Замерзая в ледяной ловушке, мальчик вспоминает маму, переживает, что она сейчас беспокоится за него и не находит себе места. Мама, которая не знает, с кем дружит ее сын, чего ему на самом деле хочется, все равно остается для ребенка самым главным человеком в жизни.

    Одиночество, сформированный родителями комплекс неполноценности, чувство вины и страха толкают героя на отчаянный поступок: он просто пошёл – как в сказках – куда глаза глядят. Однако перед нами, конечно, не сказка, и вскоре Лёша оказался за чертой города, на городской помойке, где провалился в ледяную яму. Родители в свою очередь не сразу поняли, что его нужно искать. Мальчик был на грани смерти, но общими усилиями его удалось спасти, а грозящая опасность помогла родителям опомниться: «Татьяна опомнилась. Так же внезапно, как заревела».

    Корень проблемы в данной повести заключается в том, что взрослые, не решив своих проблем из детства, ломают жизнь своим детям. Они получили психологические травмы от своих родителей, хранят их в себе и передают , сами того не замечая, своим детям, ломая их психику и жизнь.

    В повести Дины Сабитовой «Три твоих имени» раскрывается тема детдомовских детей. Автор показывает, как ребенок становится одиноким, ненужным своим родным и - как результат - детдомовским. Девочка Рита родилась в полной семье, но родители не выполняли свои обязанности по воспитанию детей. Они выпивали, дрались, распродавали все из дома. Несмотря на отношение родителей, девочка их любила и в мыслях сохраняла надежду на счастливое будущее, она не осуждала их: «Много у Ритки любимого в жизни. Пирог с малиной и чай в гостях у Муратовны. Ходить в Каменный лог за земляникой. Игрушечная собачка Гвоздик. Когда пылью пахнет перед дождем. Козлята маленькие - у них рожки смешные. Сметана - только редко она достается Ритке. Петь песни громко, во весь голос. Татка - когда он в хорошем настроении. Мамка…» 9

    На долю главной героини повести выпадает предательство не только родной семьи, но и приемной. Все эти обстоятельства не ожесточили душу ребенка, но пошатнули надежду на семейное счастье, заставили совершать взрослые поступки. Девочка берет ответственность не только за себя, но и за жизнь взрослых и самоотверженно уходит из приемной семьи, тем самым освобождает их от взятых обязательств.

    Если попытаться создать собирательный портрет семьи в анализируемых нами текстах, то почти всех их объединяет одно – равнодушие к тому, чем живёт взрослеющая личность. Так что же конфликт поколений не изжит? И по чьей вине? Ответ писателей однозначен: дети всегда хорошие, если у взрослых есть на них время, чтобы с ними поговорить.

    2.2. Подросток и школа.

    Вторым домом для учеников является школа. В ней подросток проводит большую часть своего времени, его учат, воспитывают, он социализируется, взаимодействует со взрослыми(учителями) и сверстниками. Может быть, в школе он находит понимание и поддержку? Что об этом говорит современная литература?

    Всегда большую роль в жизни учеников играл учитель, и в произведениях классиков и писателей советского периода мы встречаем положительные образы учителей. Анализируя произведения современных писателей, приходится констатировать тот факт, что и здесь произошли изменения. Поскольку подавляющее большинство рассмотренных произведений написаны от первого лица (монолог героя, или дневник, или записи в твиттере), то можно судить, какими видят учителей современные подростки. Книги показывают нам несколько типов учителей нашего времени:

    1.Те, кто не любит своих учеников, считает позволительным называть их "придурками", говорить, что они "никто".

    2. Равнодушные учителя, им безразлична судьба учеников, главное - успеваемость и грамотность.

    3. Неравнодушные учителя, которые по-настоящему любят своих воспитанников и искренне переживают за них, пытаются понять и помочь.

    Таня Беринг в рассказе «Мой любимый тролль» показывает престижную гимназию, в которой работают разные учителя. Среди них классная руководительница 9класса, 26-летняя Марго, как называют ее ученики, беспринципная, жестокая и циничная, позволяющая себе вместе с учеником этой же школы «троллить» в сетях директора, выкладывать отвратительные видео, компрометировать и унижать учеников. Перед читателем образ безнравственного человека, для которого не существует понятия совесть, такт, приличия. В романе Е. Некрасовой «Калечина-малечина» учительница Вероника Евгеньевна уже немолодой, опытный учитель, но в ней нет любви к детям, они ее раздражают. Особенно главная героиня Катя, девочка запуганная, одинокая, с неустойчивой психикой. Чтобы не возиться с проблемной ученицей, учительница хочет отправить ее в школу для умственно отсталых детей. Разговаривая с Катей, она даже не скрывает своего к ней негативного отношения: «– Не волнуйся. Тебе будет гораздо комфортней учиться среди детей твоего уровня. Ещё отличницей станешь, – выпустила Вероника Евгеньевна изо рта вместе с овалом дыма.
    Катя закашлялась от напавшего на неё облака. Вероника Евгеньевна сделала вид, что пытается отвести сигарету в сторону.
    – А так… ну ты же видишь, какие ребята у нас учатся: дети учителей, инженеров, художников, врачей, бизнесменов. Особенные ребята, с особенным воспитанием. В моих классах всегда так было. И здесь недопустимо так относиться к учёбе, как относишься ты. Хотя я понимаю, что это не отношение, а скорее твои способности.»10 Кроме того, она поддерживает учеников класса, когда они издеваются над девочкой.

    Учителя видятся ученикам бездушными существами, подобиями роботов, страх заполняет все детские мысли: «Я чувствовала, что происходит самое страшное - язык отказывался служить, и все вокруг становится, как в тумане. От исторички исходила злая энергия, парализовавшая меня. Будто передо мною стоял робот-завоеватель. Лоб начал пылать, и я, казалось, потеряла способность разговаривать вообще»11

    Равнодушные учителя показаны в рассказе «Мы приговариваем тебя к смерти» Л.Романовой. Разве никто из них не видел, что Миша Нефедов – изгой среди одноклассников? Где был учитель физкультуры, когда одноклассники устроили «казнь» Нюфы?

    В рассказе «Мой любимый тролль» одна из героинь дает такую характеристику учителям: «Биологичка стала совсем неуправляемая. Её муж бросил, и она теперь на всех зло срывает. А Мариванна беременная, и ей теперь всё пофиг, только и твердит: как вы меня все достали, какое счастье, что мне скоро в декрет.»12

    В повести «Пилюля на палочке» учителю физкультуры не важно, что чувствует девочка, которой он насмешливо- уверенно говорит о том, что она ни на что не способна.

    Но есть в этих произведениях и образы неравнодушных учителей, понимающих или пытающихся понять своих учеников. И подростки ценят их профессионализм и человеческие качества. Такова Алина Алексеевна из романа «Калечина-малечина»: «И Кате нравилась Алина Алексеевна. Та радостно улыбалась, красиво одевалась, вкусно готовила, говорила со всеми невыросшими, даже с Катей, как с выросшими и равными ей людьми.»13 А ведь подростку так важно, чтобы с ним говорили на равных. Старается помочь Варе Снежиной в ее непростой ситуации учительница химии Алла Алексеевна, которую « ребята всех поколений обожали за весёлый нрав и умение

    рассказывать о скучном предмете с юмором». С благодарностью вспоминает Варя и учителя истории Николая Ивановича: «Она любила Николая Ивановича. Он вёл у них историю и часто рассказывал о своём военном детстве сына полка. Это были такие захватывающие приключения! Жаль, что Николай Иванович не написал об этом книгу»14. Неравнодушный и порядочный человек учительница истории в повести И.Мышковой «Мальчики не плачут». Именно она встревожилась, когда Леша не пришел на репетицию, где играл главную роль. Учительница хорошо знала характер мальчика и понимала, что просто так он не прийти не мог. Это она убеждает родителей подать заявление в полицию, поднимает на поиски волонтерский отряд. Именно благодаря ей удалось спасти мальчика.

    Делая вывод, можно сказать, что в современной литературе о подростках отражается неблагополучие в обществе, переоценка ценностей, утрата нравственных ориентиров в первую очередь взрослыми людьми, живущими по двойным стандартам. Но даже жесткие, порой трагические произведения не оставляют ощущения безысходности. Мир не без добрых людей, а значит есть надежда на спасение.

    В школе подросток находится среди своих сверстников. Для него это сознательное экспериментирование с собственными отноше­ниями с другими людьми, поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Какие же отношения между подростками показаны в анализируемых произведениях? В рассказе «Мы приговариваем тебя к смерти» в престижной «французской» гимназии подростки под руководством своего лидера Сани Морозова открыто издеваются над своим одноклассником-мягким и беззащитным толстяком Мишей Нефедовым. Доходит до того, что ради развлечения Саня устраивает казнь Нюфы. Почему так ведет себя Мороз? Ему нужно было самоутверждение за счет того, кто морально и физически был слабее. Второе: повысить свой авторитет перед сверстниками. Но когда он так поступал, не задумывался о чувствах другого, не пытался поставить себя на его место, он почти не чувствовал одиночества и дискомфорта в обществе. А когда все от Мороза отвернулись, то он просто этого не пережил и ушел из жизни.
    В результате этой ситуации все герои изменились. Морозов погиб, потерпев фиаско среди своих сверстников. Нюфа же, наоборот, стал жёстким и безразличным к другим людям. Тот случай убил в нем покладистого, доброго и романтичного Нюфу, превратив в бесстрашного, жестокого и циничного подростка, которого интересует только, вывалился ли у Мороза язык, когда он повесился. "Человек, лишенный страха, так же заметен в толпе, как матерый кобель в стае щенков. Они поджимают хвосты и льнут к нему, признавая за главного. Суки - такие же. Им наплевать на размер кошелька, их, будто скрепку магнит, притягивает сила. Тупая, холодная сила."15 Равнодушие и цинизм теперь звучат в его мыслях: « Я не пошел на его похороны. Нужно было готовиться к лабораторной по химии. Событие не бог весть, какой важности, но заваливать не хотелось. К чему? Ему все равно, а мне еще поступать. Поэтому я быстро свернул разговор с Зайцевой, которая взяла на себя роль погонщика мулов и теперь методично опрашивала, кто из класса пойдет на кладбище — сказал, что не с кем оставить сестру. Оделся и вышел из гимназии.»16
    Жестокость современных подростков вызывает страх за будущее общества.

    В рассказе Тани Беринг «Мой любимый тролль» Одноклассница Вари Аля подружилась с ней только потому, что подруга уехала в Америку, а по словам Али, «за кого-то держаться в школе все равно надо». Девушка не понимает, что такое дружба и на чем она строится, для нее главное- выгода для себя. Ведь Варя-отличница. Но стоит только влиятельным девушкам в классе начать унижать Варю, издеваться над ее одеждой, Аля тут же переходит на сторону большинства: «Эта Снежина просто прилипала какая-то. Не знаю, как от неё отделаться!».17

    Да и вообще в этом классе готовы подтолкнуть упавшего, поддержать самое жестокое и изощренное издевательство. Это говорит о безнравственности подростков, отсутствии у них представлений о порядочности.

    В рассказе Л.Романовой «Огонек» показаны взаимоотношения подростков. Узнать, какой человек на самом деле, говорит автор, можно только тогда, когда он окажется в критической ситуации. Тогда можно понять, кто твой настоящий друг. Такой ситуацией стал эпизод, когда главная героиня Саша, пытаясь расследовать убийство щенка, попадает в ловушку, где ей грозит смертельная опасность. Восьмиклассник Костик, которого все считают смелым и сильным, струсил и объяснил решение не сопровождать девочку в этом смертельно опасном предприятии тем, что ему надо готовиться к контрольной по алгебре. С него сразу слетел ореол лидера. Зато Бадик –Богдан, одноклассник Саши, которого она не принимала всерьез и считала трусишкой, оказался настоящим другом, готовым рисковать собой, ради ее спасения: «Он стоял у входа в берлогу Дреда. Маленький, с блестящими то ли от пота, то ли от слез щеками. Трусишка Богдан, мой доктор Ватсон и Санчо Панса в одном лице, сейчас целился из отцовского ружья в самого Дреда – великого и ужасного.

    – Развяжи ее! – звонко скомандовал Богдан застывшему рядом со мной парню.» 18

    В повести И. Мышковой «Мальчики не плачут» главный герой Леша одинок не только потому, что родители не дают ему ни минуты свободного времени, чтобы он не попал в плохую компанию, но и потому, что страшно боится быть осмеянным одноклассниками из-за того, что учится в музыкальной школе.

    У Зины Смирновой из повести «Пилюля на палочке» другая проблема: имея кучу комплексов из-за своего имени и главное высокого роста, она боится, что ребята в классе не примут ее в свою компанию, и не идет ни с кем на контакт. Это делает ее одинокой и несчастной. Хорошо, что на ее пути встретился толстый мальчик Сережа, который помог ей преодолеть свои страхи и научиться общаться.

    Делая вывод, необходимо отметить, что школьный коллектив влияет на психологическое состояние подростка, формирование его характера и нравственных ценностей. С тревогой современные писатели говорят о том, что многие подростковые коллективы отличаются жестокостью, бездушием, принимая в качестве примера двойные стандарты из взрослой жизни. Очень часто подростку нужен человек, который бы мог объяснить, как нужно строить свои отношения со сверстниками, что хорошо, а что плохо.

    Выводы:
    1. В подростковых книгах поднимаются самые важные вопросы о жизни молодых людей в современном обществе, говорится об отношениях подрост­ков и родителей, подростков и учителей, об отношениях со сверстниками, о проблеме нравственного выбора. В центре повествования – ребята, которые остро чувствуют несовершенство мира

    2. Подростковая литература - сложная тематическая структура, в которой соединяются «вечные» и остро-актуаль­ные темы, подростковые и вневозрастные проблемы.

    3. Взрослые, не решив своих проблем из детства, ломают жизнь своим детям. Они получили психологические травмы от своих родителей, хранят их в себе и передают, сами того не замечая, своим детям, ломая их психику и жизнь.

    4. Равнодушие взрослых к тому, чем живёт взрослеющая личность приводит к непониманию и трагедиям

    5. Дети всегда хорошие, если у взрослых есть на них время, чтобы с ними поговорить

    6. В современной литературе о подростках отражается неблагополучие в обществе, переоценка ценностей, утрата нравственных ориентиров в первую очередь взрослыми людьми, живущими по двойным стандартам. Но даже жесткие, порой трагические произведения не оставляют ощущения безысходности. Мир не без добрых людей, а значит есть надежда на спасение.

    7. Жестокость современных подростков вызывает страх за будущее общества.

    8. Школьный коллектив влияет на психологическое состояние подростка, формирование его характера и нравственных ценностей.
    Список литературы

    1  Коменский Я.А. - Переиздание. М.: Издательский Дом Ш. Амонашили, 2002.

    2 Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925

    3 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989

    4 Беринг, Романова: Детки. Сборник рассказов, БерИнгА, 2014

    5 Беринг, Романова: Детки. Сборник рассказов, БерИнгА, 2014

    6 Там же

    7 Там же

    8

    9 Сабитова Дина Три твоих имени, https://www.litres.ru/dina-sabitova/tri-tvoih-imeni-2/

    10 Некрасова Евгения «Калечина-малечина»,АСТ:Роман поколения,2019

    11 И. Костевич «Мне 14 уже два года» Клевер,2022

    12 Беринг, Романова: Детки. Сборник рассказов, БерИнгА, 2014


    13 Некрасова Евгения «Калечина-малечина»,АСТ:Роман поколения,2019


    14 Беринг, Романова: Детки. Сборник рассказов, БерИнгА, 2014

    15 Беринг, Романова: Детки. Сборник рассказов, БерИнгА, 2014

    16 Там же

    17 Там же

    18 Беринг, Романова: Детки. Сборник рассказов, БерИнгА, 2014



    написать администратору сайта