Этнологическая характеристика адыгейцев. Адыгейцы. 2 Этногенез
Скачать 31.75 Kb.
|
Адыгейцы 1)Этноним: Адыгэ ( адыгейский : Адыгэ , латинизируется: Адыгэ ; русский : Адыги , латинизируются : Adygi ) используются в качестве эндонима по кавказцу -speaking черкесов на Северном Кавказе . Название Адыгэ (также транслитерации в Adyga , адыгов , адыгейцев , адыгейского , Attéghéi ) , как полагают, происходит от Ув «высоты» для обозначения горец или горец, и Ghei «море», означающий «народ жилище и обитающие в горную страну у морского побережья », или« между двумя морями ». Адыгейский также используется для обозначения тех, кто говорит на адыгском языке или «западно-черкесском». Черкесские народы делятся на племена или кланы ( тлапк ). Из двенадцати черкесских племен десять являются адыгскими племенами (или подгруппами), из которых четыре определены как говорящие на взаимно понятных адыгских диалектах: абзахский, бжедугский, темиргойский и шапсугский Адыгейский народ 2)Этногенез: Наиболее сложно обстоит дело с проблемой раннего этногенеза адыгского народа. В связи с временной отдаленностью именно этот период его формирования в науке разработан недостаточно. Поэтому необходимо дальнейшее изучение и сопоставление всех видов источников: материалов археологии, антропологии, лингвистики и этнографии. Проблема становления адыгского этноса, как и других коренных народов Кавказа, давно привлекает внимание исследователей. Её сложность и интерес порождали на этот счет разные теории и домыслы. В дореволюционной отечественной историографии была популярна миграционная версия происхождения адыгов. Считалось, что их предки - остатки миграционных движений, совершавшихся через Кавказ в прошлом. Адыгам приписывалось киммерийское, индо-арийское, сармато-аланское, тюркское, арабское, славянское и другое происхождение. Некоторые из перечисленных версий нашли поддержку в послеоктябрьской отечественной науке. К настоящему времени многие из этих крайних точек зрения представляют собой чисто этнографический интерес и не могут являться объектом научных дискуссий. 1 Начиная с советских времен, адыгейцы стали числиться отдельным народом, что послужило разделению с черкесами и кабардинцами. По результатам переписи 2010 года, адыгейцами на территории России себя считают порядка 123 000 человек. Из них 109,7 тысяч человек проживают в Республике Адыгея, 13,8 тысяч — в Краснодарском крае, преимущественно в прибрежных районах Сочи и Лазаревского 4)Лингвистическая история: Несмотря на наличие диалектов, все адыгейцы говорят на одном языке, принадлежащем к абхазо-адыгской языковой группе. Письменность у народности существовала еще с древних времен, о чем свидетельствуют сохранившиеся письменные памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкушха, относящиеся к IX-VIII столетиям до нашей эры. К XVI веку она была утрачена, начиная с XVIII века на смену приходили аналоги, основанные на арабском письме. Современный алфавит на основе кириллицы появился в 1937 году, но окончательно он утвердился лишь к 1989 году 5)Антропологическая характеристика: Подавляющее большинство представителей народности относится к понтийскому антропологическому типу внешности. Некоторые представители обладают чертами кавкасионского типа. К отличительным особенностям внешности адыгейцев можно отнести: средний или высокий рост; крепкую атлетическую фигуру с широкими плечами у мужчин; стройную фигуру с тонкой талией у женщин; прямые и плотные волосы темно-русого или черного цвета; темный цвет глаз; значительный рост волос; прямой нос с высоким переносьем 6)- 7,8)Жилища 2 Характер поселений адыгов во многом зависел от рельефа местности. Так, наибольшей компактностью отличались равнинные аулы, имевшие в плане вид квадрата или круга. Жилые строения сооружались по периметру поселения, их фасады были обращены внутрь. В центре селения находились площадь для скота, колодцы и ямы для хранения зерна. В аулах имелись кузницы, рынки. Селение, как правило, было обнесено оградой из нескольких рядов плетня, пространство между которыми заполнялось землей. В оборонительных целях также возводились и сторожевые башни, располагавшиеся обычно на противоположных сторонах аула. Горные и предгорные аулы резко отличались по планировке от равнинных, представляя собой совокупность усадеб, расположенных по берегам рек, порой на большом расстоянии друг от друга. Основывались адыгами и хутора, размещавшиеся в верховьях рек и труднодоступных горных ущельях. Такие хутора нередко населялись членами одной семьи. Адыгская усадьба состояла из дома главы семьи, стоявшего в центре, и домов женатых сыновей, располагавшихся отдельно. Все хозяйственные постройки (амбары, курятники и пр.) размещались по периметру усадьбы (как правило, у забора). Отдельный двор устраивался для лошадей и скота. Жилище адыгов изначально было однокамерным, то есть состояло из одной комнаты. Позднее планировка усложнилась и появились двухкамерные дома. Технология строительства отличалась простотой, дом сооружался без фундамента, каркас строения составляли колья, вкопанные в землю. На них укреплялся плетень, обмазанный с обеих сторон смесью глины с соломой. Четырехскатные или двухскатные крыши домов покрывались камышом или соломой. Имелись у адыгов и деревянные дома. Интерьер адыгского жилища был скромен. Обязательным атрибутом его был очаг с отводной трубой (дымарем), обмазанной глиной. Набор мебели включал в себя низкие деревянные диваны, покрытые циновками с подушками, скамейки, табуретки, маленькие столики с тремя ножками. Кухонная утварь хранилась в открытых настенных шкафах. 9)Традиционное занятие: !!! Адыгейцы всегда считались законодателями мод: мужчин называли «аристократами гор», а девушек «француженками Кавказа», поскольку последние с юных лет начинали носить корсеты. Адыгейские женщины считались самыми красивыми и желанными женами, а мужчины — лучшими воинами. Кстати, и сегодня личная охрана короля Иордании состоит исключительно из представителей этой смелой и гордой нации., Основным было отгонное скотоводство, использовались овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот, разведение лошадей было в фаворе, они давали возможность эффективно работать и передвигаться, так же развиты были садоводство (особенно виноградничество) и ремесла, связанные с отделом скотоводческих продуктов, это и выделка сукна и изготовление одежды из шкур. Так же адыги обрабатывали дерево для создание предметов бытового обихода. 10)Орудия труда В процессе вековой практики горцы создали не только сорта важнейших культурных растений, но и большое количество оригинальных земледельческих орудий. Одним из главных видов орудий обработки почвы являлись различные землекопалки, в том числе железные лопаты и железные вилы, так называемые двузубые мотыги. Последние применялись преимущественно в подсечном земледелии. Такие вилы (рабочая часть) имели длину до 30 см, ширину 17-18 см, массивные квадратные зубья с длиной зуба до 20 см, а также широкие плечики для нажима ногой. Вилы насаживались на толстую рукоять длиной 75 см, имеющую на конце изгиб для удобства при работе. Этими вилами вскапывали поля на подсеках в течение ряда лет до тех пор, пока землю не освобождали от корней и можно было применять пахотное орудие. Среди ударных орудий имелись деревянные молоты, железные топоры, киркообразные мотыги, теслообразные мотыги. Широкое применение имели двусторонние кирки. Острым кондом кирки выкапывали камни и выкорчевывали корни, а широким вскапывали и разрыхляли землю. 11)Одежда: Национальный черкесский костюм стал символом народа. У мужчин от состоит из рубашки, просторных штанов и черкески: приталенного кафтана с ромбовидным горловым вырезом. На груди с обеих сторон нашивались газыри: специальные кармашки, в которых сначала хранили отмеренный по количеству порох для выстрела, а после только пули. Это позволяло быстро перезаряжать оружие даже во время верховой езды У старшего поколения рукава были длинными, а у молодых узкими, чтобы не мешали в бою. Важен был и цвет наряда: князья носили черкески белого цвета, дворяне — красного, крестьяне — серого, черного и коричневого. Заменой черкеске служил бешмет: похожий по крою кафтан, но без выреза и со стоячим воротником. В холодное время костюм дополнялся буркой — длинной шубой из овечьего меха. Женские наряды были еще более красочны. Богатые черкешенки специально закупали для пошива платьев бархат и шелк, бедные довольствовались шерстяной материей. Крой платья подчеркивал талию: облегал верхнюю часть фигуры и сильно расширялся к низу благодаря использованию клиньев. Украшали наряд изысканным поясом из кожи с серебряными или золотыми украшениями. На голову надевали невысокую шапочку, а после замужества и рождения ребенка заменяли ее на платок. 15:Кухня Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели вареную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы либжэ обязательно подавали с пикантным соусом шъыпс, сделанным на основе чеснока и острого перца. Из молока делали творог, в который добавляли фрукты или зелень, готовили твердые и мягкие сыры. После московской Олимпиады 1980 года на весь мир стал знаменит адыгейский сыр, который специально для иностранных гостей брендировали и разместили на прилавках. Согласно легенде, рецепт сыра рассказал черкесской девушке бог скотоводства Амыш за то, что она во время бури спасла заблудившееся стадо овец. Работа с землей и скотоводство – благодаря этим двум направлениям сформировалась самобытная и яркая адыгейская кухня. В ней преобладают калорийные мясные и молочные блюда с множеством специй, которые традиционно подают с местной выпечкой. Пройдемся по самым топовым рецептам адыгейской кулинарии и выясним, что точно стоит попробовать, чтобы прикоснуться к совершенно необычной касте кавказской национальности. 16)Семейный быт У адыгейцев принят традиционный патриархальный уклад семьи. Вместе с тем роль женщины была значительно более важной, а положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девушки, наравне с парнями, могли участвовать в народных гуляньях, принимать у себя юношей: для этого в богатых домах даже оборудовали отдельные комнаты. Это позволяло присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было определяющим, если не противоречило традициям и желанию родителей. Свадьбы редко осуществлялись по сговору или умыканием без согласия. В древности были распространены большие семьи, численностью от 15 до 100 человек, в которой главой был старейшина, основатель рода или наиболее уважаемый мужчина. С XIX-XX веков приоритет перешел к малой двухпоколенной семье. Главным в решении социальных вопросов был муж, ему нельзя было перечить, спорить с ним, особенно при людях. Однако главной в доме была женщина: она решала все хозяйственно-бытовые вопросы, занималась воспитанием малышей и девочек. В богатых, особенно княжеских семьях, широко было распространено аталычество. Одного или нескольких сыновей из богатого рода с раннего возраста отдавали на воспитание в менее знатную, но все же влиятельную семью. В ней мальчик рос до 16 лет, после чего возвращался в отчий дом. Этим укреплялись взаимосвязи между родами и соблюдалась традиция, согласно которой отцу запрещалось привязываться к детям и выражать прилюдно свои чувства к ним. 17)Традиционные верования: Адыгейцы прошли через три основных периода религиозного определения: язычества, христианства и ислама. В древности адыгские народности верили в единство человека и космоса, думали, что земля круглая, окруженная лесами, полями и озерами. Для них существовало три мира: верхний с божествами, средний, где жили люди, и нижний, куда уходили усопшие. Соединяло миры дерево, которое и поныне продолжает играть сакральную роль. Так, после рождения внука, в первый год его жизни дедушка обязан посадить дерево, за которым ребенок впоследствии будет ухаживать. Верховным божеством адыгейцев был Тха, или Тхашо, создатель мира и его законов, управляющий течением жизни людей и всего сущего. В некоторых верованиях наблюдается ведущая роль бога молний, похожего на Перуна или Зевса. Верили и в существование душ предков — Псэ, которые следят за потомками. Именно поэтому на протяжении жизни важно было соблюдать все законы чести и совести. Существовали в обрядовой культуре и отдельные духи-покровители огня, воды, леса, охоты. Христианская традиция указывает, что Симон Кананит и Андрей Первозванный проповедовали на территориях Черкесии и Абхазии. Однако христианство в черкесском регионе установилось лишь к VI столетию, господствовав здесь до падения Византии. Начиная с XVI века, под влиянием османских султанов распространение получает ислам. К XVIII столетию он сплотил под знаменами все население, став национальной идеей во время борьбы против колонизаторской политики Российской империи в период Кавказских войн. Сегодня большинство адыгейцев исповедует ислам суннитского толка. Особую роль в традиции адыгов играл танец, существовавший с древнейших времен и считавшийся душой народа. Популярный парный танец — лирический исламей, в котором мужчина, словно гордый орел, парит по кругу, а скромная, но гордая девушка, отвечает на его ухаживания. Более ритмичный и простой — удж, который обычно танцуют группами на свадьбах и во время народных гуляний. Свадебные традиции адыгейцев во многом сохраняются до сих пор. Часто жениха выбирала девушка, намекая ему о своем желании создать семью небольшим подарком. Начинались переговоры о будущем союзе со сватовства: мужчины со стороны жениха приезжали к дому выбранной девушки и вставали в месте, где колют дрова. Таких визитов совершалось не менее трех: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты. После родные девушки выезжали на осмотр дома жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Это было необходимо, поскольку создавать семью можно было только с людьми своего социального слоя. Если увиденное устраивало визитеров, обсуждался размер калыма: обычно он состоял минимум из одной лошади и скота, число голов которого определялось в зависимости от богатства семьи. В день свадьбы за невестой приезжали мужчины-родственники мужа и одна девушка для сопровождения молодой. На пути свадебному поезду чинили препятствия, а в дом невесты можно было попасть лишь после шутливого сражения. Будущую жену осыпали сладостями, стелили перед ней дорожку из шелковой материи и обязательно переносили через порог, чтобы она не тревожила духов предков. По приезде в дом жениха невесту вновь осыпали сладостями и монетами, будущий супруг же на весь день уходил, возвращаясь лишь к закату. В течение дня девушку развлекали родственницы мужа, существовал и шутливый обычай «ухода бабушки»: раз в дом пришла новая хозяйка, старой здесь не место. Невесте необходимо было бежать за ней со сладостями и уговаривать остаться. Затем они обнимались и вместе возвращались в дом. Множество обычаев адыгейцев связано с рождением детей. Сразу после родов над домом вывешивался флаг: это означало, что и с матерью, и с ребенком все хорошо. Однотонный флаг возвещал о появлении на свет мальчика, пестрый — девочки. До родов никакого приданого ребенку не готовили, это считалось дурной приметой. После родственники матери изготавливали колыбель из дерева боярышника и привозили постельные белье. Первой в люльку клали кошку, чтобы ребенок спал так же крепко, как и она. Затем малыша туда клала бабушка со стороны отца, которая до этого ребенка обычно не видела. Если во время рождения малыша в доме был гость, ему давали право выбрать для новорожденного имя. Такое почетное право он получал, поскольку адыгейцы считали, что любой гость — посланник бога. Когда ребенок начинал ходить, проводили обряд «Первого шага». В доме родителей собирались все друзья и родственники, приносили малышу подарки и пировали. Виновнику торжества перевязывали ножки атласной лентой, которую затем разрезали. Назначение обряда — придать ребенку силу и прыткость, чтобы его дальнейшие шаги по жизни проходили свободно и без препятствий В эпоху раннего и позднего Средневековья у некоторых этнических групп адыгейцев существовал обряд воздушного погребения. Тело усопшего помещали между выдолбленных колод, которые закрепляли на ветвях деревьев. Обычно через год мумифицировавшиеся останки предавали земле. В древности применялись более обширные практики захоронений. Часто усопшим строили каменные склепы, наподобие сохранившихся в районе Сочи дольменов. Богатым людям устраивали насыпные могильники, где оставляли предметы обихода, которыми умерший пользовался при жизни. Традиция гостеприимства прошла через жизнь адыгейцев сквозь века. Любого путника, даже врага, попросившего приют, требовалось разместить в доме. Его селили в лучшей комнате, специально для него резали скот и готовили лучшие блюда, одаривали подарками. Первое время гостя не спрашивали о цели визита, не позволялось и выгонять его, если тот не нарушал традиций и правил дома |