Главная страница
Навигация по странице:

  • Конкретно - научная методология- это комплекс принципов, методов, форм организации научного исследования.

  • Полисубъектный

  • Культурологический подход

  • Личностно-творческий аспект

  • Этнопедагогический подход

  • Антропологический подход

  • методология в педагогическом процессе. конкретно- методологические принципы. 2. Конкретнометодологические принципы педагогических исследований


    Скачать 24.66 Kb.
    Название2. Конкретнометодологические принципы педагогических исследований
    Анкорметодология в педагогическом процессе
    Дата12.02.2023
    Размер24.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконкретно- методологические принципы.docx
    ТипДокументы
    #933336

    2.Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

    Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научно- познавательной деятельности.

    Конкретно - научная методология- это комплекс принципов, методов, форм организации научного исследования.

    Конкретно-научная методология каждой науки и, соответственно, обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы, или принципы. В педагогике — это целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

    Целостный подход. 

    - Понимание личности как целостности, как сложной психической системы, имеющей свою структуру, функции и внутреннее строение.

    Личность не формируется по частям, говорил А. С. Макаренко. Отсюда — необходимость целостного подхода, главная идея которого выражается в том, что свойства целого не являются суммативным порождением свойств его элементов. Более того, свойства целого, проявляющиеся в своем реальном существовании, могут полностью отсутствовать у его элементов. Они являются следствием не механического сложения, а сложного взаимодействия свойств элементов. Система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе. Изменение одного компонента неизбежно вызывает изменения в других и во всей системе в целом.

    - Обеспечение единства развития, обучения и воспитания личности.

    - Изучение педагогического процесса как целостной системы.

    - Выделение и изучение интегративных( связанных) и инвариантных( остающихся неизменными) системообразующих связей и отношений.

    Исследователи едины в том, что все стороны личности тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, но доминирующее влияние остается за мировоззрением и направленностью, выражающими потребности, интересы, идеалы, стремления, моральные и эстетические качества личности.

    Таким образом, целостный подход даёт возможность считать, что обучение и воспитание являются единым педагогическим процессом, так как эти процессы ведут к формированию личности. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов- процессов в развитие личности как системного целого.

    В этом отношении он тесно связан с личностным подходом.

    Личностный подход.

    Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры.

    Понимается как опора в педагогическом процессе на личностные качества, то есть на мотивы учения.

    • Утверждение представления о социальной, деятельностной и творческой сущности личности.

    • Личность - это продукт общественно-исторического развития и носителя определенной культуры.

    • Формирование индивидуально осознанного личного смысла жизни.

    • Уникальность личности, ее права на уважение.

    • Ориентация в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности.

    • Деятельность – основное средство и решающее условие развития личности.

    • Обучение человека организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов своей деятельности.

    Личностный подход настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

    Деятельностный подход

    Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

    Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Деятельность — это преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту — творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

    Это взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организация и управление педагогическим процессом, без которого не может быть достигнут конечный результат. Важная задача педагога в том, чтобы расположить ребёнка к педагогическим явлениям( самому хотелось в школу).

    Важнейшими сторонами человеческого бытия, отмечал Б.Ф.Ломов, являются предметная деятельность и общение (субъект-объектные и субъект-субъектные отношения). Предметная деятельность всегда направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

    Значение деятельностного подхода аргументировано показал в своих работах А. Н.Леонтьев. «Для овладения достижениями человеческой культуры, — писал он, — каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями». Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возмож­ностей вовлечь их в эти виды деятельности, т. е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

    Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие-то структурные моменты, организуя деятельность школьника, то он (школьник) либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия. Ученик освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения.

    Признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, как видно, еще не есть деятельностный подход. Он требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует обучения его целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

    Полисубъектный (диалогический) подходвытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность.

    В этой связи необходимо акцентировать внимание на отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование.
    Межсубъектное понимание детерминации психического в человеке.

    -Рассмотрение личности как системы характерных для нее отношений.

    -Обеспечение единства саморазвития и взаимовоздействия в педагогическом процессе.

    - Направленность педагогического процесса на изучение и формирование ценностных ориентаций личности.

    - Понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности.
    Гуманистическая методология, таким образом, исходит из меж­субъектного понимания детерминации психического в человеке и основана на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики. Их применение позволяет образовать некое общее психологическое пространство и временную протяженность, создать психологическое единство субъектов, благодаря которому монологическое, объектное воздействие уступает место творческому процессу их взаимораскрытия и взаиморазвития, самовоздействия и саморазвития.

    Культурологический подход

    • Понимание проблемы освоения культуры как изменение самого человека, его становление как творческой личности.

    • Обеспечение единства интернационального, национального и индивидуального в культуре и образовании, изучение и использование больших воспитательных возможностей национальных культур

    как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф.Исаев).

    Аксиологический аспекткультурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование цен­ностных ориентации личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основые его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно — наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы (Т. И. Пороховская).

    Технологический аспекткультурологического подхода связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она — ее первая всеобщая определенность. Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимообусловлены. Культура, в свою очередь, явля­ясь универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов (Н.Р. Ставская, Э.И. Комарова, И.И. Булычев). Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности и наоборот.

    Личностно-творческий аспекткультурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид — носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества (К. А. Абульханова-Славская).

    Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся субкультуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца, по мнению Л.С.Выготского, должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии. Таким образом, индивидуально-творческий аспект культурологического подхода в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личность и творческой деятельностью.

    Этнопедагогический подход.Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Органичное сочетание «вхождения» молодежи в мировую культуру и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки — условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и органи­зации педагогического процесса. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения.

    Антропологический подход,который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К.Д.Ушинский к обширному кругу антропологических наук отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.

    Таким образом, данные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

    - вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения.

    - это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию.

    - позволяют в самом общем виде прогнозировать наибольшую вероятность получения объективного знания.


    написать администратору сайта