игпзс теория. 2. Опишите периодизацию истории Византийского государства. Объясните функции основных институтов государственной власти
Скачать 0.53 Mb.
|
Основные черты права ХалифатаМусульманское право - шариат («наставлять на прямой путь») получило свое распространение не только на территории Арабского Халифата. Нормы шариата распространились далеко за его пределы: на территории Средней и Передней Азии, Закавказья, Северной, Восточной, Западной Африки. И ныне мусульманское право продолжает действовать в ряде государств Арабского Востока, Азии и Африки. В период становления Арабского Халифата шариат способствовал развитию и укреплению феодальных отношений. К VIII- XIII вв. он представлял собой цельную и законченную систему феодального права, закрепляющего экономическое и политическое господство класса землевладельцев. Шариат- это правовые предписания, неотторжимые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Правовые установления по исламу - частица единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также предписывается божественное значение. Распространение шариата и приспособление его к местным условиям повлекло за собой появление и углубление в нем противоречий по целому ряду религиозных и юридических вопросов, в том числе при объяснении и обосновании отдельных правовых институтов и решении конкретных правовых споров. К XIV в. основное направление в шариате - суннит раскололось на четыре основных толка - мазхаба, представляющих самостоятельные правовые школы. Эти школы явились предметом деятельности четырех виднейших мусульманских правоведов и поэтому носят их имена. Ханифитский толк (от Абу Ханифа) имел своих последователей в Турции, Индии, Египте, в Средней Азии и Закавказье. Маликитский толк (от Малик ибн Анаса) приобрел большое влияние в Северной Африке. Шафиитскому толку (от Мухаммеда ибн Шафии) следовали мусульмане в Восточной Африке, Сирии, Иордании, Индонезии. Меньше всего приверженцев имел Хаибалитский толк (от Ахмеда ибн Хаибали), распространенный преимущественно в Аравии. Основным среди несуннитских толков является шиитский (от арабского слова «ересь»), который господствует в Иране и Ираке. Кроме того, в Саудовской Аравии распространен ваххабитский толк. Шииты отличаются от суннитов концепцией халифата, которая связана с монархическими традициями. Разногласия, разделяющие эти толки, многочисленны, но основные принципы их сходны. Поэтому для верующего вполне возможно в результате соответствующего акта оказаться под действием другого толка. Источники мусульманского права. Коран - священная книга мусульман, состоящая из отдельных изречений и положений Мухаммеда, которого мусульмане называли шариа - законодателем. Поэтому вся система мусульманского права получила название шариата. Коран состоит из 114 глав {сур), разделенных на 6219 стихов (,аятов). Из них 500 стихов содержат предписания, причисляемые к шариату, остальные имеют мифологическое и богословское содержание. Из этих 500 стихов около 80 содержат правовые предписания (в основном это правила, регламентирующие отношения в браке и семье), остальные относятся к религиозному ритуалу. Составители Корана располагали суры и стихи в соответствии не с их содержанием, а с их размерами: вначале идут длинные, затем короткие. Иносказательность и бессистемность Корана вызвали к жизни множество его толкований. Сунна (священное предание) - дополнение к Корану. Сунна представляла собой многочисленные рассказы {хадисы) о решениях, постановлениях, поступках самого Мухаммеда, сохранившихся в памяти учеников и передававшихся изустно. Шииты, в отличие от суннитов, признают действительными только те хадисы, которые восходят к халифу Али (656-661 гг.) и его сторонникам. В IX в. были составлены шесть сборников сунны, и наибольшее распространение получил сборник Бухари. Сунна содержала ряд положений, из которых выводились нормы брачного, наследственного, судебного права, правила о рабах и т. д. Иджма («согласие, одобрение») состояла из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, высказанных сподвижниками Мухаммеда, а позднее - видными мусульманскими теологами-правоведами. На сегодня Коран и сунна - это только исторические источники права. Судья не должен использовать непосредственно Коран и сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме. К иджме в качестве источника права примыкала фетва - решения и высказывания наиболее крупных мусульманских законоведов. Фетва создавались в ходе интерпретации текста Корана, сунны, а также путем установления новых норм, содержание которых не связывалось с деятельностью Мухаммеда, но соответствовало правосознанию правящей верхушки Арабского Халифата. Кийас (кияс) - решение правовых дел по аналогии. Согласно кийасу, установленное в Коране, сунне, иджме правило может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. В руках феодальных мусульманских судей кийас часто становился орудием откровенного произвола. Важным источником права в странах ислама являются фирманы- указы и распоряжения халифов и канун- закон и постановления государственной власти. Они не должны противоречить принципам шариата и дополняют его нормами, регулирующими деятельность государственных органов, административноправовые отношения государственной власти с населением. Урф и адат - правовые обычаи, сложившиеся как в самом арабском обществе (урф), так и у народов, включенных в состав Арабского Халифата и подвергшихся влиянию мусульманского права (адат). Фетвы, или «принципы ислама в религиозной оболочке», - это решения высших шариатских судов, представляющие собой заключения известных религиозных авторитетов (муфтиев) по конкретным делам и также признаваемые доктриной дополнительными источниками мусульманского права. Кроме того, в мусульманских странах сложилась своеобразная наука о праве, или фикх. Она представляет собой около шести тысяч трудов виднейших знатоков шариата, в которых излагается общая доктрина мусульманского права. Другие источники права - указы и распоряжения халифов (фирманы), местные обычаи, не противоречащие исламу, по мнению исследователей, играют в классическом мусульманском праве подчиненную роль. Шариат являлся довольно развитой системой мусульманского права и в то же время своеобразной системой феодального права, весьма отличной при этом от западного феодального права. Объем правоспособности и дееспособности по шариату определялся вероисповеданием лица. Мусульмане имели ряд преимуществ перед немусульманами, причем этими преимуществами пользовались даже невольники-мусульмане перед свободными немусульманами. Отпуск рабов-мусульман на волю считался богоугодным делом. Поэтому в шариате особое внимание уделяется «праву личного статуса». Мусульманское право изложено совершенно по другой системе, нежели римское или западноевропейское. Так, в системе Мухтасара (краткое руководство по правоведению кади Абу Шуджи) нормы права располагались в следующем порядке: об обязанности человека по отношению к Аллаху; о гражданских действиях; о наследовании; о браке; об убийстве и ранениях; о наказаниях; о войне против неверных (джихад); об охоте; о назначении призов за физические упражнения; о клятве и обете; о процессе и свидетельстве; об освобождении рабов. 22. Обоснуйте специфику государственного строя и права Танской империи (VII – X вв.). Во главе сложной, но достаточно стройной системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров - левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ. Эта классическая конфуцианско-танская модель высших органов управления существовала в Китае столетиями, получив особенно разностороннее воплощение в минском Китае, после ликвидации монгольского господства (1368-1644 гг.). Возглавлявший этот аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья получали княжества - уделы, земли которых считались их собственностью. Императорский двор, включавший большое число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в государственном управлении. Одновременно развивался и усложнялся специальный иерархически организованный центральный аппарат чиновников, на вершине которого находились, как и в танском Китае, главы шести ведомств, своеобразных министерств, а также цензората, высшего надзорно-контрольного органа, и пяти комиссариатов, высших военно-командных органов. С XV в. стало усиливаться политическое влияние евнухов, которых правители привлекали на должности государственных чиновников, стремясь тем самым предотвратить развитие сепаратизма, создание чиновниками-вельможами своих собственных династий. Евнухи-чиновники наделялись императорами полномочиями, выходящими за рамки дворцовых дел, что привело со временем к созданию двух центров власти - дворцового ("внутреннего") и ведомственного ("внешнего"). Их противоречия могли использоваться императорами в своих целях до тех пор, пока один из них не достигал такого могущества, при котором император устранялся или становился марионеткой новоявленного диктатора-евнуха или главного советника. Деятельность шести центральных ведомств в минском Китае сначала координировалась Большим секретариатом, во главе которого стояли два советника, чиновники 1-го ранга. Секретариат существовал до 1380 года. Угроза концентрации власти в руках главного советника привела к передаче его функций непосредственно в руки императора. Центральные органы управления в соответствии со своими главными задачами и в это время делились на ведомства: чинов (назначений), доходов (налогов), обрядов, военное, судебное (наказаний) и общественных работ. Ведомство чинов отвечало за назначение, перемещение, смещение всех гражданских чиновников и служащих управленческого аппарата. Престиж чиновничьей должности в средневековом Китае был столь велик, что именно это ведомство и его глава считались главными среди других. Ведомство доходов вело учет населения и сельскохозяйственных земель. Оно определяло размеры налоговых поступлений, отвечало за сбор налогов. Каждый отдел этого ведомства осуществлял свою деятельность в пределах одной из 13 провинций. Ведомство обрядов занималось церемониями и обрядами, направленными на возвеличивание императорской власти, а также религиозными жертвоприношениями. Оно состояло из отделов церемоний, жертвоприношений, приемов и предписаний, издаваемых в целях унификации культово-обрядовой деятельности, что было нацелено в конечном счете на то же укрепление власти императора. К ведению военного ведомства относилось назначение, перемещение и увольнение всех военных чиновников, снабжение армии и почтовая служба. Судебное ведомство, или ведомство наказаний, состоящее по образцу ведомства доходов из 13 территориальных отделов, контролировало правосудие по всей империи. Его деятельность пересекалась с деятельностью цензората и ревизионно-следственного столичного суда. Автономное положение, независимое от основной административной иерархии как в центре, так и в провинциях, занимали цензорские, надзорные органы различных категорий. Цеизорат возглавляли два главных цензора - чиновники 1-го ранга. В его аппарат входило более ста инспектирующих цензоров, разделенных на группы по провинциям. Ни один из органов минского государственного аппарата не располагал столь большими полномочиями, как цензорат, держащий под своим наблюдением всех чиновников и их деятельность, имеющий право не только выявлять их злоупотребления, ошибки, но и непосредственно исправлять их, применять карательные санкции. Опорой первых танских правителей стала буддийская церковь. Ли Юань попытался было урезать льготы и влияние буддийского духовенства, но дорого поплатился за это: князья церкви, раздраженные покушением императора на их привилегии, выступили против него, и Ли Юаню пришлось уступить трон сыну Ли Шиминю. Зато Ли Ши-минь всячески покровительствовал буддистам и широко использовал их помощь. В еще большей мере к содействию церковных феодалов прибега-ла императрица У Чжао. В первой половине VII в. окончательно оформились черты государственной организации Таиской империи, сложившиеся еще при династии Суй. Военно-бюрократический аппарат теперь в возросшей степени строился на принципе строжайшей централизации управления, унаследованном от древних деспотий. Страна делилась на провинции, области и уезды. Уезды дробились на сельские округи; низшей административной единицей являлась сельская община с ее ядром — пятидворкой. На местах существовал обширный чиновничий аппарат, подчинявшийся властям в центре. Подданными Танской державы («варварами» — по существовавшей в старом Китае официальной терминологии) считались населявшие ее окраины некитайские племена и народности; нередко контроль правительства над ними был лишь номинальным. Для управления окраинными и вновь завоеванными землями создавалась особая военная администрация (наместничества). Система внутреннего управления иноплеменного населения оставалась тогда в том виде, в каком она действовала до завоевания. На первых порах в Танской империи сохранялась система «войск округов». Одновременно существовала императорская гвардия, составленная из специально отобранных в «войсках округов» солдат. ЦзайсянатСлово «цзайсян» обычно переводят как «канцлер», но поскольку их могло быть несколько, то вернее «член высшего совета». Должность цзайсяна могла совмещаться с любой другой. В первые годы Тан цзайсянами были главы трёх высших шэнов: шаншушэна, мэньсяшэна и чжуншушэна. Потом у шаншэшэна стало два главы и цзяйсянов стало четверо. Позже императоры стали опасаться давать главам шэнов так много власти и цзайсянов стали назначать по выбору монарха. Стрго определённых обязанностей у цзайсянов не было, они «помогали Сыну Неба» и занимались по его указанию любыми государственными делами и не было таких дел, над которыми цзайсяны не осуществляли бы управления. Сянь ШиСань Ши — императорские наставники. Церемониальные должности; занимающие их должны были отличаться столь высокими нравственными качествами, чтобы «император брал с них пример». Определённых обязанностей не имеют. Сань ГунГуны (верховники) — в данном случае не титул, а названия почётных должностей. Когда-то, в Древнем Китае это были настоящие должности, но ко временам Тан настоящих полномочий у них не было. Указывалось, что они помогают императору при жертвоприношениях Земле и Небу, гармонизируют Инь и ян, и по указанию императора занимаются любыми делами государства. |