Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Охарактеризуйте эволюцию центральных органов власти и управления в Древнем Египте. Опишите источники права Древнего Египта. Центральные и местные органы управления.

  • Право

  • Семья и наследственное право

  • Преступления и наказания

  • 10. Охарактеризуйте особенности государственного строя Древней Индии. Опишите варновую систему и ее роль в общественной жизни Древней Индии.

  • 12. Расскажите о характерных особенностях источников права в Древнем Китае.

  • 14. Охарактеризуйте специфику государственного строя и развития права Древней Спарты.

  • игпзс теория. 2. Опишите периодизацию истории Византийского государства. Объясните функции основных институтов государственной власти


    Скачать 0.53 Mb.
    Название2. Опишите периодизацию истории Византийского государства. Объясните функции основных институтов государственной власти
    Дата04.01.2023
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаигпзс теория.docx
    ТипДокументы
    #872845
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Особенности права Франции в Средние века

    Для французского права в целом характерны типичные черты средневекового права Западной Европы. Когда к X в. во Франции перестала действовать Салическая правда, то локальное обычное право, называемое кутюмным, приобрело решающую роль. Особенно были распространены кутюмы (сборники правовых обычаев) в Северной Франции. Обычные права отличались необычайной пестротой и первоначально существовали в устной форме, но начиная с ХIII в. их стали записывать. Так, в XIII в. в Нормандии был составлен крупный сборник обычного права – Большой кутюм Нормандии. Предположительно в 1283г. по инициативе талантливого бальи Ф. де Бомануара был составлен один из самых известных частноправовых сборников обычного права – Кутюмы Бовези. Всего подобных «малых» кутюмов в Средние века во Франции было составлено более 200. Что касается официальных так называемых «больших» кутюмов, то и их число превышало 50. Это свидетельствует о партикуляризме права во Франции, который преодолевался крайне медленно.

    На Юге Франции также действовали кутюмы, но с XIII в. там начинается подлинный «ренессанс римского права», который связан с деятельностью школы глоссаторов. Отношение французских королей к возрождению римского права было двойственным. С одной стороны, монархи признавали его доктринальное значение, поскольку ссылались на нормы этого права, но, с другой − ограничили его практическое применение.

    К источникам права Франции следует также отнести нормы канонического права, городское право, законодательные акты короля (ордонансы, эдикты, приказы, декларации) и судебную практику парламентов, особенно Парижского парламента – высшей судебной инстанции страны.

    К X в. характерной формой земельной собственности во Франции становится феод. Право феодальной собственности на землю сочеталось с остатками общинного землепользования. Свободная крестьянская собственность на землю полностью исчезла.

    В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца в течение установленного срока имели право выкупа проданной земли. В X−XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сделку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограничений на завещания.

    Крупные сделки купли-продажи с XII в. начинают составляться в письменном виде, а впоследствии  утверждаться нотариусами. С XIII в. в связи с развитием торгового оборота договор купли-продажи вступал в силу с момента его заключения сторонами. Его объектом могли выступать даже вещи, которые еще не были изготовлены.

    В период абсолютизма получает распространение договор найма (аренды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обычаем и мог произвольно завышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сданная в аренду, по окончании срока договора возвращалась сеньору.

    Сфера брака и семьи во Франции до XVI в. регулировалась исключительно церковными установлениями. Лишь в ХVI−ХVII вв. королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм заключения брака, который стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

    Личные отношения супругов в основном определялись каноническим правом: главенство в семье мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации разрешение на заключение в тюрьму непокорных детей.

    При наследовании по закону наиболее характерным французским институтом был майорат, т.е. передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, позволявший избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции, а затем под воздействием церкви форма завещания стала проникать и в обычное право на Севере страны.

    В начале периода феодальной раздробленности страны (в IX- XI вв.) преступление рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказания же сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу этого периода, когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. В это время получают развитие такие негативные явления средневекового уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.

    В период сословно-представительной монархии и особенно абсолютизма в связи с централизацией государства и усилением королевской власти в праве возрастает роль такого источника, как законодательство королей. В королевском уголовном законодательстве наказания не были четко определены: их применение во многом зависело от усмотрения суда, учитывавшего сословное положение обвиняемого. Целью наказания стали возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично, дабы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Признанными видами наказания стали смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д.); членовредительские и телесные наказания, тюремное заключение, конфискация имущества в качестве основного и дополнительного наказания.

    Судебный процесс до конца XII в. имел обвинительный характер. Большое распространение приобрели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. С XIII в. под влиянием церкви утверждается розыскная инквизиционная форма процесса. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, т.е. сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании. Решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письма обвиняемого, протоколы, составленные на месте преступления, и т.д. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась, поэтому показаний одного свидетеля ныло достаточно для применения пытки. Цель последней состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.

    8. Охарактеризуйте эволюцию центральных органов власти и управления в Древнем Египте. Опишите источники права Древнего Египта.

    Центральные и местные органы управления.

    Первоначально власть в Древнем Египте сосредотачивалась в руках местных правителей — номархов, одной из важнейших обязанностей которых было обеспечение строительства и исправного функционирования ирригационных сооружений. Не случайно номархи среди прочих титулов носили титул «начальника канала». В период Раннего царства происходило оформление государственного аппарата, который в период Древнего царства приобрел трехзвенную структуру: центральное, номовое и местное (общинное) управление.

    Во главе Древнеегипетского государства стоял фараон, который воспринимался как сын и наместник бога Ра на земле. Как правило, его власть передавалась по наследству. Любое решение или пожелание фараона считалось безусловным законом. Его приказы и повеления должны были беспрекословно выполняться. Фараон назначал на все высшие государственные должности. Вся административная система Египта в полной мере зависела от его воли. Кроме того, именно фараон считался собственником всей земли.

    Ближайшим помощником фараона был джати (визирь). Джати контролировал государственные финансы и архив, отвечал за организацию строительства ирригационных сооружений, дворцов, храмов, он же отвечал за управление в столице, дворцом фараона и дворцовым хозяйством, ему принадлежала высшая судебная (наряду с фараоном), военная и полицейская власть. Джати мог издавать законы от имени фараона, а также назначать на высшие государственные должности. От имени и по поручению фараона он управлял всем земельным фондом Египетского государства, контролировал египетскую систему водоснабжения и сбор податей с населения. Как правило, джати назначался либо из числа членов семьи фараона, либо из среды высшей придворной знати. Джати носил титул «повелителя всего государства, Юга и Севера» и «повелителя всех вельмож».

    В подчинении фараона и джати находился обширный административный аппарат Египетского государства. Центральный аппарат управления в Древнем Египте включал в себя несколько ведомств. Для государственной системы Древнего Египта было характерно отсутствие четкого разграничения функций ведомств и должностных лиц.

    Существовал целый ряд чиновников, отвечавших за управление определенными сферами деятельности Древнеегипетского государства и возглавлявших центральные ведомства. К ним относились, например, начальник приемного чертога, начальник судебного присутствия, начальник военной палаты, «начальник работ» и др.

    Важным чиновником был начальник казны, он же — хранитель печати. Именно он контролировал сбор налогов, государственные склады, был хранителем печати фараона, удостоверяя все важные документы. Главному казначею подчинялись еще два казначея — «казначеи бога». Они отвечали за управление каменоломнями, серебряными и медными рудниками.

    Все высшие ведомства делились на два отдела, которые управляли Верхним и Нижним Египтом.

    Особую роль в государственном управлении играли жрецы. Они выступали в роли советников фараонов, готовили проекты законов, толковали эти законы. Жрецы довольно часто назначались на гражданские должности, в то время как гражданские чиновники могли выполнять жреческие функции.

    За свою работу многочисленные египетские чиновники получали жалование, причем весьма часто в натуральной форме. Некоторые чиновники, как правило, высокопоставленные, получали земли, рабов, скот и т.д.

    Местное управление в Древнем Египте было организовано на уровне номов. В руках номархов сосредотачивались те же функции, что и в руках фараона, с тем лишь отличием, что они могли быть реализованы только в масштабе отдельно взятого нома. Глава нома имел свой аппарат управления, состоявший из многочисленных чиновников. Номархи назначались фараоном из числа древнеегипетской знати, чаще всего эта должность передавалась по наследству. Номовые чиновники, в свою очередь, утверждались в должности джати. В целом же управление в номах строилось по образцу центральной администрации. В свою очередь, номы делились на округа, в которых существовала своя система управления. Низовым звеном государственного аппарата Египта была администрация поселений и деревень (общинные старосты), подчиненная окружным властям.

    В крупных городах Древнего Египта управлением ведали специальные чиновники — градоправители. Они назначались из центра и нередко служили противовесом власти номарха.

    В эпоху Нового царства сформировались четыре крупных административно-территориальных образования: Верхний и Нижний Египет, столичный округ, в который входил город Фивы, и Тинитская область, включавшая район Абидоса и прилегающих к нему областей. Этими административно-территориальными образованиями руководили специальные чиновники, которых назначал джати. По сути дела, аппарат регионального управления выступал связующим звеном между центральной администрацией и номами.

    Большое внимание в Древнем Египте уделялось управлению территориями завоеванных стран и народов. В период Нового царства, когда Египет достиг своего расцвета, здесь была сформирована постоянная египетская администрация, которая сменила прежних правителей. Так, для управления землями на юге было создано специальное ведомство, управлял которым чиновник с титулом «царский сын Куша». Захваченными землями в Азии управлял наместник «северных стран».

    Помимо разветвленной бюрократической системы, опорой египетских фараонов были вооруженные силы. Изначально они представляли собой ополчение, которое собиралось по мере необходимости. На постоянной основе действовали только отряды вооруженной охраны фараона и его семьи. Также существовали немногочисленные отряды наемников. Только в период Нового царства в египетской армии появляются регулярные формирования — боевая пехота и боевая конница. Рост численности египетской армии в эпоху Нового царства, обусловленный активной завоевательной политикой, сопровождался и ростом числа наемников.

    Помимо регулярной армии, в Египте существовали многочисленные подразделения и отряды охраны. Их имели не только фараоны, но и храмы, номы, города, в которых существовало некое подобие полиции. Специальные отряды охраняли границы Египетского государства. При необходимости, как и в ранние периоды истории Египта, созывалось ополчение, основу которого составляли крестьяне-общинники.

    Важным инструментом государственного управления в Древнем Египте являлась судебная власть. Древнеегипетский суд не был отделен от администрации. Практически все сколь-нибудь значимые чиновники были наделены судебными полномочиями. Высшим судьей являлся фараон. Наряду с ним высшей судебной властью обладал и джати. Он мог по поручению фараона рассматривать дела как единолично, так и в составе специальной судебной коллегии. В номах высшая судебная власть принадлежала номархам, которые рассматривали дела либо самостоятельно, либо в составе коллегии, состоявшей из высших должностных лиц номовой администрации.

    Судебной властью были наделены и храмы, в которые жители Египта нередко обращались за решением споров. На местном же уровне суд осуществляли градоначальники и общинные старосты. Важную роль в судебной системе Древнего Египта играли общинные суды. Они разрешали споры о земле, о пользовании водными ресурсами, рассматривали внутрисемейные споры.

    В эпоху Древнего царства появляются центральные ведомства: 1) государственная сокровищница (налоговое ведомство); 2) верховные судебные палаты (судебное ведомство); 3) "дом оружия" (поенное ведомство) и 4) государственное хозяйственное управление (ведомство общественных работ). Деятельность ведомств была основана на принципе централизма и строгой субординации.

    Система централизованной бюрократии продолжала развиваться в период Нового царства. Организация власти также представляла собой пирамиду, на вершине которой находился фараон – верховный светский и духовный правитель, опиравшийся на строго централизованный аппарат управления. Но система управления в огромной по размерам империи Нового царства могла быть эффективной лишь при полном подчинении областей центру. Прежние самостоятельные правители областей – номархи теряют свою независимость, а их бывшие владения – номы превращаются в административные единицы, полностью подвластные фараону. По форме государственного устройства Древний Египет представлял собой унитарное государство, состоящее из двух округов, 44 номов и многочисленных сельских общин. В целях централизации управления страна была поделена на два больших округа – Северный Египет и Южный Египет. Во главе каждого округа стоял особый чиновник – наместник. Управление номами от наследственных номархов переходит в руки назначаемых фараоном царских чиновников, при которых находились писец и особая палата. Города и крепости возглавляли особые начальники, присланные из центра.

    Первичной клеточкой местного управления являлась сельская община. Во главе ее стояли органы судебной, хозяйственной и административной власти на местах – общинные советы – джаджаты и общинные старосты – кенбеты. Они наблюдали за сетью ирригационного орошения, регистрировали акты продажи земли, выполняли судебные функции в области семейного права, решали гражданские споры о собственности и наследстве. Однако в период Нового царства члены общинных советов были подчинены центральной власти и превратились в царских чиновников.

    Особенностью организации управления в эпоху Нового царства был ярко выраженный военный характер. Активная внешняя политика наложила отпечаток на всю систему государственного управления. В этот период в Египте существовала военная монархия. Военачальники были наделены функциями гражданских чиновников: они руководили строительством каналов, снабжением населения продуктами. Изменились место и роль армии. Если прежде армия комплектовалась из свободных общинников на случай военных походов, то уже в эпоху Среднего царства появилось кадровое офицерство, пополнявшее специальные формирования "спутников правителя", выполнявших особо важные поручения фараона. Были учреждены царская гвардия, личная охрана царя, в структуре армии появились конница и боевые колесницы. Заметно возрос в армии удельный вес наемников, завербованных среди соседних племен Нубии, что ослабило значение египетской части армии и дисциплину в ней. В эпоху Нового царства для обеспечения общественного порядка, охраны столицы, каналов, дамб, зернохранилищ, храмов создаются отряды охраны.

    Право
    Источники права Древнего Египта: обычаи, законы царей, распоряжения знати (первого помощника фараона).

    Первым законодателем Египта, как сообщает древнегреческий писатель Диодор Сицилийский, был легендарный Мневис (Менее — первый царь первой династии). Вторым законодателем, по сообщению Диодора, был царь Сазихис[20]. Геродот и Диодор передают, что он опубликовал закон, по которому воспрещалось брать взаймы, не давая в залог мумию своего отца или не делая обеспечением долга свою собственную мумию, которую нельзя было хоронить по смерти должника, пока не уплачен долг.

    Большое законодательство связано с именем Рамзеса II (XIII в. до н. э.). Греческие писатели именуют его Сесострисом. Законодательство это было направлено на укрепление египетской армии, закрепление кастовой организации общества и бюрократизацию государственного аппарата.

    Наконец, в VIII в. до н. э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса (Бокенранефа), состоявший из 8 книг (40 свитков). По этим законам впервые было воспрещено обращение в рабство должников и разрешено было крестьянам производить отчуждение и залог своих наделов. Вместе с тем впервые применение права перестало быть монопольным занятием жрецов и договоры перестали писать языком священных формул.

    Источники права

    Изначально в древнем Египте источником права Древнего Египта был обычай. В ходе развития государства активизировалась и процедура принятия нормативных правовых актов. В частности это свод законов для правителей Египта (фараонов). Своему возникновению (согласно преданиям) древнейшее законодательство обязано богу по имени Тот. Он передал жрецам священные книги. 13 из 42 книг были посвящены основным законам и полномочиям фараона. Неоднократно предпринимались попытки систематизации кодекса. В древнем Египте попытки составления сводов права предпринимались Менесом – фараоном первой правящей династии (конец IV тыс. до н.э.). После, своды древнеегипетского права составлялись в эпоху Древнего царства, при фараоне XX династии Рамсесе II Великом. Ну и третий известный случай создания сводов был (720–715 гг. до н.э.) при фараоне XXIV династии Бокхорисе.

    В Древнем Египте были созданы не только законы, адресованные ко всему населению. К источникам права также относились инструкции и распоряжения фараонов. Они были обращены к джати (великим управителям), жрецам (священнослужителям), ремесленникам, войнам и пр.

    Основные черты права Древнего Египта были судебные решения фараона и великих управителей, управленческие наказы высших должностных лиц, а также международные договоры. Самыми известными договорами стали: торговый и мирный. Торговый договор был заключен (XVI в. до н.э.) между египетской царицей Хатшепсут и царем государства Пунт. Мирный договор заключили в 1296 г. до н.э. фараон Рамсесом II и хеттский царем Хатту- сили III. В последнем договоре сторонами было решено все инциденты решать мирным путем, без применения силы. Также заключался военный союз. Он гарантировал оказание вооруженной помощи, в случае нападения третьего лица на одно из участвующих в договоре государств. Еще одним немаловажным пунктом в договоре было – выдача преступников как знатного, так и незнатного происхождения.

    Религиозные нормы для жителей Древнего Египта играли наиважнейшую роль. Для них бог являлся и олицетворением справедливости, и первоисточником древнеегипетского право, а также правил человеческого общества.

    Право собственности. Вся земля в Египте - собственность фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин.

    Обязательства. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли позволялась представителям высших сословий. В VII в. до н. э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. Заключение договора купли-продажи земли и другой недвижимости сильно формализовано. В Египте был распространен договор займа. До VII в. до н. э. в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. В VII в. до н. э. установлен максимальный размер процентов по займу. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду на один год, обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой.

    Семья и наследственное право. Распространены браки между родственниками, на ранних этапах проявляются пережитки матриархата. Женщина всегда занимала высокое положение в семье. Права мужчин постепенно расширялись, у египтян появлялись гаремы. Брак оформлялся заключением договора. После вступления в брак женщина сохраняла принадлежащее ей имущество. Родители должны были поддерживать своих детей, а дети были обязаны кормить своих престарелых родителей. Дети наследовали имущество умерших родителей (и отца, и матери) поровну, дочери наравне с сыновьями. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Египтяне (в том числе и женщины) могли составлять завещания.

    Преступления и наказания. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

    Судопроизводство. Суд не был отделен от управления. Высшие чиновники являлись и высшими судьями. Верховным судьей выступал сам фараон. Процесс не делился на гражданский и уголовный.

    10. Охарактеризуйте особенности государственного строя Древней Индии. Опишите варновую систему и ее роль в общественной жизни Древней Индии.

    Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

    Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

    В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота власти сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе - паришад. Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной.

    Примерно в IX-VIII в. до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла и торговли городских центров, складываются первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.

    С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

    Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название "джаджмани". Самодостаточная устойчивость и одновременная адаптивность, вариабельность индийской общины сделали ее в определенном смысле внеисторичной.

    Дальнейшие процессы политической консолидации, ускоренные внешней угрозой, привели в V в. к возникновению относительно сильных древнеиндийских государств Кошалы и Магадхи, соперничество между которыми привело в IV в. до н.э. к победе Магадхи, занимающей выгодные географические, стратегические и торговые позиции в северо-восточной части страны. Упрочение позиций новой правящей династии в Магадхе после разгрома ставленника Александра Македонского привело к созданию обширной империи Маурьев.

    Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия.

    По государственному устройству Древняя Индия в названный период представляла собой относительно централизованное унитарное государство. Но в отличие от Древнего Египта и Древнего Вавилона Древняя Индия даже в период своего наибольшего могущества и расцвета (конец IV–III в.в. до н.э.) не была в классическом понимании единым централизованным государством, так как со ставные ее части имели значительную автономию, с которой монарх и его администрация считались. Об этом неоднократно говориться в «Архашастре» Каутильи (Чанакьи) и Законах Ману.

    По форме правления Древняя Индия представляла собой монархию, которая никак не может быть поставлена в один ряд с такой ее разновидностью как «восточная деспотия».

    Во главе государства стоял монарх, но правовой статус и полномочия его отличались от того, какими они были у монархов Древнего Египта и Древнего Вавилона. Во-первых, личность монарха в Древней Индии не обожествлялась. Более того, он не мог применять не только смертную казнь, но и телесные наказания к брахманам (жрецам), совершившим тяжкие правонарушения. Во-вторых, он рассматривался как высшее должностное лицо, обязанное охранять подданных (§§ 2, 3 главы VII Законов Ману). В-третьих, закон предусматривал ответственность монарха за неисполнение им или ненадлежащее исполнение главной обязанности (§ 111 главы VII Законов Ману). В-четвертых, власть монарха не была безграничной, так как закон предписывал монарху соблюдать обычаи, нормы права. Он и посланные им судьи при рассмотрении дел должны были руководствоваться не своим усмотрением, а обычаями, дхармами и нормами права. В-пятых, власть монарха в Древней Индии не была единоличной, так как он осуществлял ее с помощью шаришада – совета должностных лиц при царе.

    Свою власть цари осуществляли с помощью государственного аппарата, состоящего из центральных и местных органов. Государственный аппарат Древней Индии по сравнению с государственным аппаратом Древнего Египта был менее бюрократическим и многочисленным, хотя и был построен на таких принципах, как единоначалие, назначение, ответственность перед царем непосредственно и других, присущих государственному аппарату стран Древнего Востока.

    Религия в Индии исключала законодательную власть царей, утверждала незыблемость норм права. Дхарма царя – охрана подданных, и налог царю – плата за эту охрану. Царь также осуществлял правосудие, считался опекуном больных, вдов и детей, важной его функцией была организация общественных работ и ирригация. Царь не считался богом, а был «милый богам», т. е. обожествлялась царская власть, а не персона. На царя оказывали влияние брахманы. Как и везде, царь – глава административного аппарата, у него - право назначения на должности и контроль за их исполнением.

    Все чиновники в государстве делились на центральных и местных. Высшие сановники – мантрины составляли государственный совет – мантрипаришад, состав которого не был строго установлен, и в него могли входить, например, также представители крупных городов. Среди высших чиновников государства были: главный сборщик налогов, главный казначей и главнокомандующий (сенапати). Важную роль играли придворный жрец (пурохита) и астролог. Существовала практика передачи должностей по наследству. В государстве действовала также сеть контрольных, надзорных и инспектирующих чиновников-шпионов, которых царь принимал в любое время суток.

    Система местного управления предполагала различные административные единицы и уровни. Высшими административными единицами были провинции, которые управлялись царевичами. Далее следовали округа и 4 вида сельских областей. Самой низшей единицей была сельская община - деревня (грама), в дела которой государство не вмешивалось и которая была замкнутым мирком, сохраняясь почти в неизменном виде не протяжении многих столетий.

    Судебная система состояла из двух категорий судов – царских и внутриобщинных. Высшей судебной инстанцией был суд царя вместе с брахманами или его судебная коллегия – сабха. Царь имел право ежегодных амнистий. Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, действовали царские судебные коллегии из 3 судей.

    Армия состояла из наследственных воинов, наемников и войск, поставляемых отдельными объединениями (гильдиями, союзниками, вассалами). Армия была кастовой – только кшатрии могли носить оружие. Армия выполняла и функции поддержания общественного порядка.

    В Древней Индии существовало четыре варны, на которые было поделено все общество.

    • Брахманы (жрецы) – самая высшая варна. Их превосходство объяснялось высоким происхождением – согласно древним поверьям, все представители этой варны были созданы богом Брахманом из его уст. Их главная миссия заключалась в познании религиозных истин, тщательном изучении священных писаний и молитве перед Богом от имени всех остальных людей. Варне брахманов принадлежал белый цвет, который подчеркивал их непорочность и духовную чистоту.

    • Кшатрии – следующая по значимости варна, чьи представители были правителями и воинами. Считалось, что они были созданы из рук Бога, а потому держали с собственных руках власть. С раннего детства они обучались искусству владения оружием, верховой езде и управлению колесницей. Именно поэтому цвет для кштариев был выбран самый яркий и энергичный – красный.

    • Вайшьи – не менее уважаемая варна в Древней Индии. Вайшьи были созданы из бедер Бога, и они выполняли функции земледельцев и ремесленников. Они пользовались большим почетом в обществе, поскольку своим трудом фактически обеспечивали всем необходимым остальные варны. Цвет этой варны – желтый, который издавна символизирует землю.

    • Шудры – наименее почитаемая варна, которой принадлежали слуги. Главным их предназначением было прислуживание трем остальным варнам. По древнему поверью, шудры были созданы из ступней Бога, запачканных в грязи, а потому их цветом всегда считался черный.

    Часто путают два понятия: варна и каста. Различие их заключается в том, что варны – это общественные сословия, а касты в Древней Индии – это социальные группы. Это значит, что индийское общество разделено на варны, которые, в свою очередь, состоят из разных каст.

    Принадлежность той или иной варне передавалось при рождении по наследству, ее нельзя было каким-то образом изменить, подарить или купить. Под большим запретом находились браки между представителями разных варн, и любое нарушение в этом вопросе строжайше наказывалось. Так, если влюбленные все же решались на смешанный брак, то их объявляли грешниками, а их дети автоматически становились изгоями в обществе.

    Ее изначальное предназначение в том, чтобы упорядочить жизнь людей. В такой системе между членами общества четко распределены обязанности, каждый с рождения знает, чем будет заниматься. Эта система в ее идеальном виде исключает стресс, порождаемый конкуренцией и карьерным ростом, поскольку справедливость зиждется не на уровне социальных благ, а на платформе духовности — каждый, независимо от его положения в материальном мире, может заниматься духовной практикой, и это здесь рассматривается как высшая форма справедливости. 
    Одним из результатов функционирования в Индии кастовой ие­рархии в тече­ние веков стало создание всепроникающей социальной системы, позво­лявшей брахманам эксплуати­ровать другие касты, особенно низшие. 

    12. Расскажите о характерных особенностях источников права в Древнем Китае.

    Основные черты традиционного права. Древнекитайское право отличается рядом характерных черт.

    Во-первых, особенностью традиционного китайского права является то обстоятельство, что оно не подверглось воздействию ни одной из мировых религий. В понимании права древние китайцы не исходили из идеи божественного промысла. Воля Неба находила свое выражение лишь в избрании Небом правителя, вручении ему "небесного мандата" на право управления. Наказания и награждения исходили от правителя, который действовал на основании закона, созданного им самим или по его воле.

    Во-вторых, традиционное право Китая развивалось преимущественно как уголовное право. Нормы уголовного права регламентировали все сферы взаимодействия (имущественные, семейные, управленческие) людей в контексте решения главной цели – достижения гармонии и порядка. В связи с этим предметом бесконечных споров между конфуцианством и легизмом стоит вопрос о том, что является лучшим средством управления – моральная норма или наказание. По этой причине право рассматривалось сквозь призму выявления природы и смысла наказания. Наказание понималось как кара за совершенное преступление, по своей тяжести оно должно соответствовать тяжести проступка, как и награда – заслуге, и призвано предостеречь и устранить потенциальных преступников.

    Источниками древнекитайского права являются законы правителя, судебная практика, моральные нормы, нормы обычного права. В Древнем Китае рано сформировалась писаная правовая традиция. Так, в государстве Чжоу в X в. существовало Уложение о наказаниях (Уголовный кодекс) Му-вана. В период "воюющих царств" (V–IV вв. до н.э.) появился свод законов "Книга законов царства Вэй", созданный Ли Куем. Он обобщил уголовное законодательство отдельных княжеств и систематизировал его. Наряду с писаным правом в качестве источника права в Древнем Китае значительную роль играли нормы морали, закрепленные в ритуале.

    Источниками права Древнего Китая выступали обычаи, писаные законы, распоряжения правителя. Для древнекитайского права характерно противоборство двух учений – конфуцианской религии и идеологии легистов. Только в период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства (считавшего главным регулятором поведения нормы морали, идеальные образцы отношений между людьми) и легизма (считавшего главным регулятором поведения закон, выражающий интересы государственной власти).

    В древнекитайском обществе слабо была развита частная собственность. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

    Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров – договор мены, купли-продажи, дарения, займа, аренды земли, личного найма.

    В Древнем Китае брак заключался родителями жениха и невесты. Браки представителей разных сословий, родственников и лиц, носящих одну фамилию, запрещались вплоть до угрозы наказания. Отец мог безнаказанно продать или убить своих детей, что подтверждает его абсолютную власть в семье. Развод разрешался, но только если инициатором выступал мужчина, по причине бесплодия, распутства или болезни жены.

    Среди видов преступлений, а их насчитывалось более 3000 тысяч, Древнего Китая выделяют: государственные (мятеж, заговор); религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота); воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, трусости др.).

    Виды наказаний – смертная казнь в самых разнообразных видах; членовредительские наказания; штрафы, позволявшие откупиться от наказания; тюремное заключение, также предусматривались клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и другие виды наказаний.

    Высшей же судебной инстанцией являлся император. Судебный процесс в периоды Инь и Чжоу носил обвинительно-состязательный характер, позднее он сменился розыскным. Расследование преступлений возбуждалось с момента подачи заявления. Доносительство на близких родственников было запрещено, равно как и доносительство рабов на своих хозяев. Представители местной администрации исполняли судебные функции на местах. Судебные функции не отделялись от управленческих. Решения выносились по аналогии. При разбирательстве дела в суде применялись пытки. Характерно наличие принципа презумпции виновности обвиняемого.

    14. Охарактеризуйте специфику государственного строя и развития права Древней Спарты.

    Спартанское государство сложилось в течение VIII-VI вв. до н.э. на территории Лаконики, одной из южных провинций Греции. В XI-IX вв. до н.э. там проживали архейские племена. В IX в. до н.э. в Лаконику вторглись дорические племена. В итоге обе общины объединились. Но Лаконика оказалась для объединенной общины мала, и она начала войну за захват соседней местности - Мессинии. В результате военный фактор обусловил целый ряд особенностей Спартанского государства.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта