Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Обобщите и сформулируйте особенности развития государства и права в странах Востока в эпоху феодализма. Раскройте понятие «военная деспотия».

  • 26. Раскройте основные этапы американской революции. Изложите основные положения Конституции США.

  • 30. Назовите особенности буржуазных и буржуазно-демократических революций нового времени.

  • игпзс теория. 2. Опишите периодизацию истории Византийского государства. Объясните функции основных институтов государственной власти


    Скачать 0.53 Mb.
    Название2. Опишите периодизацию истории Византийского государства. Объясните функции основных институтов государственной власти
    Дата04.01.2023
    Размер0.53 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаигпзс теория.docx
    ТипДокументы
    #872845
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Лю Шэн 


    Осью танского государственного управления являлись 6 «шэнов», то есть министерств, приказов, надзоров. Из них 3 первых сосредотачивали в себе почти всё имперское управление, другие три занимались императором и его обеспечением. Три первые шэна располагались относительно императорского дворца (обращённого на юг) напротив — шаншушэн, слева — мэньсяшэн и справа — чжуншушэн. Функционально шаншушэн был правительством, мэньсяшэн канцелярией, чжуншушэн — секретариатом. Но два последних дублировали некоторые функции друг друга, чтобы ни одно из «конкурирующих министерств» не стало лидирующим.

    Общая характеристика правовой системы танского Китая

    Основным источником уголовного права в Танский период является кодекс уголовных установлений с разъяснениями «Тан люй шу и». Кодекс сложен для восприятия, колоссальный объем текста, нагромождение сложных для восприятия терминов, огромное количество не решаемых, на первый взгляд, противоречий.

    Кодекс содержит уголовные предписания «Люй», основанные на традиционной морали китайского общества, а также на конфуцианских моральных установлениях. «Тан люй шу и» включает в себя не только конкретные уголовные нормы, но и разъяснения для судей. Эти разъяснения были составлены в форме вопросов и ответов, особенно это характерно для наиболее сложных и запутанных правовых норм.

    Кодекс «Тан люй шу и» имеет объем 30 цзюаней и подразделен на 502 статьи, сведенные в 12 тематических разделов: 1. наказания и нормы их применения; 2. охрана и обеспечение запретов; 3. служебные обязанности и порядок их исполнения; 4. семья и брак; 5. государственные конюшни и хранилища; 6. самовластные мобилизационные действия; 7. разбой и хищения; 8. драки и тяжбы; 9. мошенничества и подлоги; 10. разнородные уголовные установления; 11. задержания и побеги; 12. судопроизводство и тюремное содержание.

    Еще с эпохи Чжоу (ХI-III в. до н.э.) регулятором китайского общества были две противоположенные категории «Ли» и «Син», где «Ли», т.е. этические нормы поведения, которыми руководствовались элиты рассматривалось как нечто естественное, присущее каждому, единственно возможное, а «Син», как наказания используемые только к низшим слоям общества не способным к самоконтролю и не обладающими необходимыми моральными качествами. Именно этими категориями оперирует танский законодатель.

    И если «Син» определяется однозначно как наказание, то «Ли» - это сложно переводимое понятие, чаще всего его переводят как «ритуал» или «этикет» в зависимости от контекста, так же встречается перевод «принцип».

    В тексте «Тан люй шу и» обильны объяснения и оправдания тех или иных правовых предписаний традиционными предписаниями морали. Но, несмотря на это важной частью Танского кодекса являлась строгая иерархия наказаний необходимая для пресечения не желательного поведения. В Кодексе прямо указывается, что наказания были введены лишь с окончанием «золотого века», когда мораль резко ослабела и возникла необходимость в насильственных сдерживающих факторах.

    Первый раздел кодекса, самый объемный, посвящен наказаниям и практике их применения. Это показывает на особое внимание, уделенное законодателем именно этому промежуточному, по мнению законодателя, институту права.

    Если рассматривать преступление с точки зрения конфуцианской логики, то оно воспринимается как нарушение мировой гармонии, следовательно, они должны были быть скомпенсированы наказанием, равным преступлению по силе воздействия на природу.

    В принципе считалось, что перед законом все равны, но это равенство на практике являлось сложной системой неравенств, поскольку за одно, и то же преступление разные люди, или даже люди одинаковые, но совершившие данное преступление при разных обстоятельствах, получали разные наказания. Определение конкретного наказания, являвшееся результатом ситуационной оценки преступления, зависело от целого комплекса факторов, таких как социальное положение, семейное положение, возраст, также выделялись различные состояния инвалидности, преступная воля и многое другое.

    Применявшиеся по Тайскому кодексу наказания традиционно группировались в пять видов — наказания легкими палками, наказания тяжелыми палками, наказания каторгой, наказания ссылкой и наказания смертью; виды, в свою очередь, подразделялись на двадцать разновидностей. Каждой разновидности соответствовало то или иное количество меди, которое вносилось в качестве откупа от наказания, когда замены действительного наказания на откуп требовала ситуационная оценка.

    Очень важной категорией является раскаяние, когда раскаявшийся преступник возвращает украденное, гармония восстанавливается, а значит, в наказании нет нужды. Но существуют преступления, в которых раскаяние не может привести к восстановлению равновесия (убийство), а значит, оно требует наказания.

    К особому виду преступлений относят преступления против государства. Они требуют чрезвычайных мер, т.е. немедленное наказание в независимости от времени года, или общесемейная ответственность.

    Ложный донос наказывался применением к клеветнику того наказания, которое получил бы оклеветанный, если бы донос ошибочно был признан справедливым — принцип «обратной ответственности». Этот же принцип распространялся и на судей, преднамеренно завысивших или занизивших человеку наказание по сравнению с полагающимся по закону за данное преступление, совершенное в данной ситуации.

    Среди всего многообразия социально нежелательных действий танское право выделяло ряд преступлении, которые считались наиболее опасными для мировой гармонии - список Десяти зол, очень похожих на буддийские 10 зол, Ни одно из этих преступлений не могло быть прощено ни на основании регулярных привилегий, ни какими другими способами.

    Т.о. правовая система династии Тан представляет собой систему, сложившуюся за счет правовой традиции Древнего Китая, синтеза нескольких философских школ и морально-этических норм, складывающееся на протяжении нескольких веков, она позволяет определить основные черты характерные для дальневосточной правовой семьи.

    24. Обобщите и сформулируйте особенности развития государства и права в странах Востока в эпоху феодализма. Раскройте понятие «военная деспотия».

    На Востоке в период Средневековья так же, как и на Западе, развивались феодальные отношения. Существовали крупное землевладение (государственное и частное), рентные отношения, связывавшие крупного землевладельца с основными производителями прибавочного продукта — крестьянами, находившимися в той или иной мере в зависимости, основанной главным образом на внеэкономическом принуждении.

    Большое влияние на развитие общественно-политической жизни народов оказали арабские завоевания. Благодаря распространению мировой религии — ислама — и арабского языка, который использовался не только в молитвах, но и при решении светских проблем, жизнь народов на обширных территориях — от Западной Африки до границ Китая — стала более единообразной.

    Феодализм средневекового Востока невозможно понять без учета его специфических черт, которые были связаны со стойкой многоукладностью, с глубоким влиянием традиций. Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло крайне замедленный характер эволюции средневековых стран Востока[1].

    Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока, следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху Средневековья европейского уровня позднего феодализма, в недрах которого начиналось становление капиталистических отношений. По сравнению со средневековыми европейскими странами здесь резко отставало развитие промышленности, товарно-денежных, рыночных отношений. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладное^ многих средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.

    В отличие от европейского феодализма феодальные отношения в странах Востока переплетались и длительное время уживались даже с первобытнообщинными укладами. Рабство на Востоке, никогда не игравшее значительной роли в общественном производстве, продолжало существовать и в Средние века.

    Большую роль играла сельская община. Замкнутое натуральное хозяйство позволяло ей сохранять пережитки первобытнообщинного строя во взаимоотношениях между ее членами и в организации управления общиной. Государство и религия, ставшая идеологией господствующих классов, поддерживали и укрепляли общины .

    Большое влияние на весь ход исторического развития стран Востока оказало широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с другой формой собственности — общинной — и с частным землевладением общинников-крестьян.

    Государственная собственность (в ее узком понимании) включала землевладение монарха и государственной казны. В широком же смысле она охватывала и земельные пожалования, осуществлявшиеся из государственного фонда, лицам, причастным к власти.

    Государство всемерно охраняло свою собственность на землю, сдерживало развитие частной собственности.

    Сочетание различных форм земельной собственности, особая контрольно-регулирующая роль государства в экономике находили выражение прежде всего в особой структуре господствующего класса. Если в средневековой Западной Европе сформировавшийся класс земельных собственников опирался на государство, объективно выражавшее его волю, то господствующий класс в странах Востока состоял из бюрократического социального слоя, причастного к власти, который жил за счет ренты-налога, взимаемого с зависимого населения.

    Для средневековых обществ Востока (по сравнению с европейскими странами) была характерна и меньшая степень зависимости крестьян от господ. Отсутствие барщины привело к тому, что крестьяне не были прикреплены к земле феодалов. Зависимое положение крестьян в восточных странах определялось их связанностью налоговым бременем, поддерживаемым с помощью государственного аппарата, чиновничества. Эта зависимость скреплялась правом, религией, общинными порядками.

    Отличным было и положение средневековых восточных городов. Низкий уровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что города здесь не стали организующей и направляющей силой общественного прогресса. Они жили за счет перераспределения ренты-налога, поскольку прибавочный продукт, концентрировавшийся в руках отдельных социальных групп, не становился капиталом. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих кругов.

    Сельская община тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан. Эго определило порядки, существовавшие в восточных городах. Ремес-ленники находились под жестким контролем государственного аппарата, были скованы правовыми, религиозными предписаниями, сословными и кастовыми ограничениями. Правовой статус горожан не отличался от статуса жителей деревни. В отличие от европейских восточные города не стали опорой центральной власти в ее борьбе с раздробленностью государства.

    Восточная сельская община, представлявшая собой замкнутый хозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка разделением ремесла и земледелия, тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан, купечества городского типа.

    Специфические черты социально-политического развития стран Востока определялись тем обстоятельством, что здесь не сложились государственные формы, свойственные феодальной Западной Европе. Здесь не было сеньориальной монархии как своеобразного союза феодалов-сеньоров, обладающих суверенными правами в пределах территорий своих доменов. Эта форма могла сложиться в обществе, где процесс образования классов носил завершенный характер.

    Распространенной формой восточного средневекового государства стала наследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формы ограничения власти правителя. Вместе с тем эти государственные формы не были идентичны. Различными были уровень централизации в этих государствах, степень применения военно-деспотических средств и методов осуществления государственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапах развития конкретных восточных средневековых государств. Всесилие бюрократического аппарата во главе с китайским императором, централизация, тотальный полицейский контроль над личностью, широта экономических функций государства и прочее дают основания, например, для применения термина "восточная деспотия" при определении формы государства средневекового Китая. Здесь деспотизм вырастал из тех социально-экономических и политико-правовых порядков, которые сложились еще в древности.

    Бесспорную специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология, само отношение членов общества к религии и власти. (конфуцинство в Китае, ислам в Арабском Халифате)

    Ни Индия, ни Япония никогда не отличались той степенью всесилия государства, которое было свойственно средневековому Китаю и Арабскому халифату. Индия характеризовалась, например, значительной прочностью общинной, кастовой организации, относительной слабостью контроля центрального бюрократического аппарата над широкими крестьянскими массами, над саморазвивающейся системой сельских общин. Не государственный чиновник, а ученый брахман, выполняющий функцию воспитания своих учеников в духе неукоснительного следования дхарме, кастовым нормам и ритаулу, имел здесь особую социальную ценность.

    На трансформацию форм средневекового государства Индии и Японии огромное влияние оказали и другие факторы — завоевание Индии в XIII в. чужеземцами мусульманами и узурпация власти императора Японии в XII в. "великим полководцем" — сёгуном.

    Сёгунат в Японии приобрел ряд черт, характерных для абсолютной монархии. Сумма тех признаков, которые были свойственны сёгунату, позволяет говорить о своеобразной автократической форме относительно централизованного государства, в котором существовала военная диктатура феодальной верхушки.

    Вместе с тем в государственном аппарате всех восточных обществ можно выявить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр. Административные, налоговые, судебные функции не были с достаточной четкостью распределены между отдельными звеньями государственного аппарата. Не отличались четкостью и сами принципы создания вооруженных сил.

    Значительная часть правящего класса была представлена здесь неофициальными звеньями управленческой структуры. Даже в Китае деятельность официальных звеньев государственного аппарата не шла дальше уезда. На более низком уровне действовали неофициальные органы местного управления, в которых огромная роль принадлежала представителям "образованного" слоя — шеньши, не имеющего официальных должностей и рангов. Не вписывались и в Индии в официальную структуру власти органы сельского самоуправления, общинные и кастовые панчаяты во главе со своими старостами.

    Эти особенности государственного аппарата восточных обществ во многом можно объяснить властными полномочиями крайне разнообразных групп эксплуататорского класса, их стремлением получать свою долю прибавочного продукта, производимого крестьянами. На этот прибавочный продукт претендовала и родоплеменная знать, и верхушка сельской общины, и средние и крупные наследственные землевладельцы, и представители различных звеньев административного аппарата, и священнослужители. Соответственно прибавочный продукт изымался в виде ренты-налога в пользу государства, в форме дани вождю клана, в форме поборов местной администрации за выполнение судебных и иных функций, в форме штрафов за нарушение кастовых, религиозных предписаний и пр.

    Особыми чертами права стран Востока были консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Эта традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения.

    В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

    Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и их тесная связь с религией: индуизмом, исламом, конфуцианством, а также внутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний. Дхарма в Индии, санкционируемая и обеспечиваемая принудительной силой государства, была одновременно нормой морали, выполнение которой освящалось авторитетом религии. Индийской дхарме в основном соответствовали японские гири, предписывающие индивидам нормы поведения на все случаи жизни.

    В Арабском халифате, Делийском султанате и Могольской Индии, как и во всех мусульманских государствах, Коран был основным источником права. Теоретически ислам исключал законодательные полномочия правителей, которые могли лишь толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов. "Неизменяемым" считалось и основанное на "священных ведах" право дхармашастр у индусов.

    В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция, отобранные конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в догму образцы поведения, нормы конфуцианской морали (ли).

    Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.



    Военная деспотия - это когда власть в государстве принадлежит одному человеку, который управляет страной по своему усмотрению, не считаясь с законами. Опорой своей власти деспот рассматривает армию и полицейские структуры. Управление ведется в интересах силовых структур, в особенности командного состава данных структур. Жизнь государства подчинена интересам военных. Зачастую военная деспотия делает из всей страны один большой военный лагерь. Народные выступления и бунты жестко караются. Сам деспот принадлежит к армии.

    26. Раскройте основные этапы американской революции. Изложите основные положения Конституции США.

    28. Раскройте особенности французского права в XIX в. Оцените роль французских кодексов XIX в. для развития континентальной правовой семьи.

    Революционная эпоха не благоприятствовала созданию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного и часто не согласованного права.
    Французская революция XVIII в.

     при всем ее нигилистическом подходе к старому праву способствовала тому, что в дальнейшем во Франции происходит рост авторитета закона и превращение его в основной источник права. В глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная практика представлялся наиболее эффективным средством упразднения старых феодальных институтов и выработки нового доступного и справедливого права.
    Именно в законе прежде всего находили свое отражение постулаты естественного права и "требования природы". Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочием устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития общества, когда закон действительно был наиболее удобной правовой формой выражения как общей воли, так и интересов отдельных групп и прослоек общества, прежде всего его правящих кругов. Отсюда во французской правовой системе с формально юридической точки зрения любое решение суда должно было основываться (в отличие от Англии) на писаном праве - законе, а не на предшествующей практике - прецеденте.
    Новая правовая система создавалась во Франции в соответствии с принципами и целями, выдвинутыми еще в период революции. Именно революция XVIII в. подготовила необходимую почву для того, чтобы с установлением "сильной" правительственной власти (Наполеона Бонапарта) в интересах общества, а прежде всего новых предпринимательских кругов и крестьян-собственников, была проведена широкомасштабная кодификация всего французского права.
    За короткий отрезок времени (с 1804 по 1810 г.), в частности благодаря энергии и самого Наполеона, было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права и вошедших в историю под названием кодификации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).
    Эта кодификация, которая, по образному выражению юристов того времени, обладала "ясностью геометрической системы", имела большое значение для утверждения свободного предпринимательства.

    Хотя законодатель и делал в ряде случаев шаг назад по сравнению с более радикальным законодательством революции, эти кодексы, несомненно, имели революционное содержание, отразив итоги революционных бурь и потрясений.
    Успех кодификации Наполеона определялся в значительной мере и тем, что ее составители, используя революционные идеи и подходы, восстановили прерванную в годы революции преемственность в праве и обратились не только к революционной практике, но и к дореволюционному праву, кутюмам, каноническому праву, римскому праву.
    Во Франции в конце XVIII - начале XIX в., в отличие от Англии, законодатель, особенно при проведении кодификационных работ, широко использовал наследие римских юристов, воспринял сам дух римского права. Логика построения французского права (его деление на публичное и частное), его основные конструкции и понятия, многие юридические определения восходят к римскому праву, переработанному в соответствии с французскими условиями еще в дореволюционную эпоху такими видными юристами, как Дома, Потье, Буржон и др.
    Созданная уже в конце XVIII - начале XIX в. под непосредственным воздействием французской революции правовая система Франции в основных своих чертах, несмотря на усложнение ее структуры, модернизацию основных правовых институтов, развитие ее источников, сохранилась и к началу XX в.
    На протяжении почти всей первой половины XX в. во Франции формально продолжала действовать классическая наполеоновская кодификация права. Но после второй мировой войны усложнившийся характер общественной жизни, новые экономические процессы, рост правовой культуры и другие факторы повлекли за собой постепенное обновление традиционных наполеоновских кодексов.
    Реформированию и демократизации подверглись прежде всего кодексы судопроизводства. В 1958 г. наполеоновский УПК был заменен новым Уголовно-процессуальным кодексом.
    Своеобразная техника обновления наполеоновского законодательства использовалась в 1971-1973 гг. при составлении нового ГПК.

    Внимание!

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки.Узнать стоимость своей работы

    Он был сформирован путем издания четырех декретов, которые вошли в качестве самостоятельных разделов ГПК в 1975 г. В той или иной степени подверглись переработке и кодексы материального права (ГК, ТК и УК).
    В XX веке значительно активизировалась законодательная деятельность французского парламента. Это получило свое выражение в росте числа органических законов, вносящих дополнения как в статьи Конституции, так и в текущие (обычные) законы, принимаемые в сфере, закрепленной за законодательной властью (права и свободы граждан, порядок выборов, национализация и денационализация предприятий и т.д.).
    В последние десятилетия во Франции существенно возросло число нормативных актов, принимаемых органами исполнительной власти. Важную роль в развитии этого процесса сыграла Конституция 1958 г.
    В соответствии со ст. 34 Конституции, которая содержала исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции парламента, все прочие правовые вопросы, требующие законодательного регулирования, относятся к так называемой регламентарной власти, осуществляемой правительственными органами.
    Правительственные декреты могли изменять законы, одобренные до вступления в силу конституции. Правительства получили от парламента полномочия издавать декреты и ордонансы, содержащие нормы, которые обычно являются предметом законодательства. Это - декреты-законы (в период Третьей и Четвертой республики) и ордонансы (в период Пятой Республики).
    Во второй половине XX в, динамизм правовой жизни, в частности в законодательной сфере, показал очевидную недостаточность и ограниченность наполеоновской правовой системы, построенной из пяти кодексов. Рост числа законов, а также регламентарных актов с учетом традиционной приверженности французского права к кодифицированным формам послужил основой для возникновения во второй половине XX в. большого числа крупных консолидированных актов. Они положили начало формированию важных новых отраслей права, которые были неизвестны наполеоновской эпохе.

     Так, правительства Четвертой республики только с 1951 по 1956 г. ввели в действие 19 своеобразных кодексов: трудовой, таможенный, семьи и социальной помощи, дорожный, налоговый, публичного здравоохранения и т.д.
    В последующий период некоторые из них были отменены или пересмотрены. Вместе с тем сама жизнь потребовала сочетания законодательного и регламентарного регулирования и в других новых сферах общественной жизни. Так, появились дополнительные кодексы: строительства и жилищ (1978 г.), интеллектуальной собственности (1992 г.), гражданской авиации и др.
    В XX веке источниками французского права, которые практически не были известны правовой системе предшествующего времени, стали выступать правовые (торговые) обычаи, а также судебная практика в виде решений Кассационного суда. Таким образом, признававшееся в течение длительного времени во Франции в качестве источника права законодательство и основанные на нем нормативные акты исполнительной и муниципальной власти утратили свое исключительное, доминирующее значение.
    Для правовой системы Франции XIX в. было характерно достаточно четкое деление права на публичное и частное. К публичному праву в первую очередь относилось конституционное и административное законодательство, причем последнее получило особенно тщательную разработку и детализацию.
    К частному праву прежде всего относилось гражданское и торговое законодательство. Однако в правовой системе Франции в XX в. появился и ряд новых отраслей, которые во французской юридической литературе принято называть смешанными или комплексными, т.е. сочетающими публично-правовые и частноправовые подходы (налоговое, таможенное, банковское и т.д.).

    Роль

    В период Великой Французской революции конца 18 века закон стал основным источником права, были утверждены: принципы свободы слова и т.д. Была принята попытка кодификации права. В период правления Наполеона (т.е. 1 империи) было разработано и принято 5 кодексов:

    1) Гражданский

    2) Уголовный

    3) Гражданско-процессуальный

    4) уголовно- процессуальный

    5) Торговый кодекс

    Влияние Гражданского кодекса на мировую историю

    Кодекс стал первым законом, единым для всей Франции. В дальнейшем гражданские кодексы по его образцу приняли во многих других странах Европы, Северной и Южной Америки.

    Распространению Кодекса Наполеона в других государствах способствовала не только война, но и удобство в пользовании законом, качество терминологии и понятность формулировок текста. Всё это устраивало многие страны и режимы, включая, кстати, Францию, которая при реставрации монархии оставила Кодекс действующим. Большинство статей кодекса сохраняет действие в своём первоначальном или изменённом виде и в Пятой республике (как принято называть период истории Франции с 1958 года по настоящее время).

    Французский Гражданский кодекс сыграл огромную роль. Энгельс называет этот Кодекс “образцовым сводом законов буржуазного общества”1. Кодекс впервые в истории дал в сжатой и точной форме основные положения буржуазного законодательства в области гражданского права. Кодекс последовательно закрепил принципы капитализма. Этим объясняется то значение, которое Кодекс имел как в самой Франции, так и в ряде других стран. 
    30. Назовите особенности буржуазных и буржуазно-демократических революций нового времени.

    Синьхайская революция, буржуазная революция 1911—13 в Китае, приведшая к свержению маньчжурской династии Цин и провозглашению Китайской республики; началась в год «синьхай» по старому кит. календарю (отсюда название). Была вызвана исторической необходимостью уничтожить гнёт иноземной маньчжурской монархии, консервировавшей феодальные порядки в политической и общественно-экономической жизни страны, а также засилье иностранного империализма. Её движущими силами были национальная буржуазия, городская мелкая буржуазия, крестьянство, рабочие, либеральные помещики. Большую роль в её подготовке сыграла деятельность революционной организации Тунмэнхой. Началом С. р. явилось победоносное восстание войск 10 октября 1911 в г. Учан (см. Учанское восстание). К концу ноября 1911 в 15 провинциях Южного, Центрального и Северного Китая было свергнуто господство маньчжурской монархии. В результате экономической слабости и политической незрелости революционного крыла буржуазии к власти во многих провинциях пришли представители либеральной буржуазии и либеральных помещиков. Оказавшись в трудном положении, маньчжурский двор по совету китайской феодальной реакции и американско-английской дипломатии призвал к власти крупного китайского феодала, создателя реакционной бэйянской (северной) армии — генерала Юань Ши-кая, назначив его 2 ноября 1911 премьер-министром и главкомом действующей армии. Юань Ши-кай стал проводить политику лавирования между Цинской династией и революционерами в интересах китайской феодально-компрадорской реакции и международный империализма. Руководители республиканского лагеря пошли на переговоры с правительством Юань Ши-кая (официально начались в Шанхае 18 декабря 1911). 26 декабря 1911 из эмиграции на родину вернулся главный руководитель Тунмэнхоя Сунь Ят-сен. 29 декабря собрание делегатов от восставших провинций (в Нанкине) избрало его временным президентом Китайской республики (вступил в должность 1 января 1912). Империалистические державы не признали Нанкинского правительства, отказали ему в передаче причитающихся денежных отчислений из контролируемых ими кит. морских таможен, грозили прямой вооруженной интервенцией. Соглашательское большинство деятелей революционного лагеря требовало от Сунь Ят-сена передачи поста президента Юань Ши-каю. Пролетариат не играл самостоятельной политической роли, в стране отсутствовало активное крестьянское движение. 12 февраля 1912 маньчжурский император отрекся от престола, а 13 февраля 1912 Сунь Ят-сен под давлением внешней и внутренней контрреволюции вынужден был заявить о своей отставке (ушёл с поста 1 апреля 1912). 15 февраля 1912 Нанкинское собрание делегатов избрало Юань Ши-кая временным президентом.

      Опираясь на помощь международный империализма и кит. реакции, используя поддержку либеральных кругов и слабость буржуазной демократии, Юань Ши-кай начал готовиться к установлению единоличной военной диктатуры. Ставка Тунмэнхоя и его преемника — партии гоминьдан (создана в августе 1912), не имевшей опоры в широких народный массах, на буржуазно-демократическую временную конституцию (принята Нанкинским собранием 10 марта 1912) как на одно из основных средств предотвращения военной диктатуры не могла спасти революцию от поражения. В конце марта 1913 по тайному приказу Юань Ши-кая был убит гоминьдановский кандидат в премьер-министры — Сун Цзяо-жэнь. 27 апреля 1913, вопреки воле парламента, юаньшикаевское правительство для укрепления своего финансового положения подписало с империалистическим банковским консорциумом соглашение о займе в 25 млн. ф. ст. Это явилось началом открытого государственного переворота. Сунь Ят-сен призвал народ к антиюаньшикаевскому восстанию (см. «Вторая революция»), но оно в августе 1913 было подавлено бэйянскими войсками. В стране установилась военно-феодальная диктатура Юань Ши-кая.



    Особенности революции 1905-1907гг проявились в том, что:

    • она преследовала задачи буржуазные, но главное ее содержание составлял аграрный вопрос;

    • по средствам борьбы и руководящей роли революция была пролетарской;

    • в отличие от буржуазных революций Запада в России первую в эпоху империализма буржуазно-демократическую революцию возглавляла не буржуазия, а социально-демократическая рабочая партия – РСДРП, в 1905г. Рабочие в ее социальном составе составляли 64%.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта