Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Экспрессионизм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

  • 9. Функционализм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

  • 10. Демократизм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

  • 11. Футуризм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

  • Госы - ответы. 2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)


    Скачать 1.41 Mb.
    Название2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)
    АнкорГосы - ответы.docx
    Дата20.04.2018
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГосы - ответы.docx
    ТипДокументы
    #18311
    страница2 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    7. Конструктивизм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

    В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы, зародившейся на рубеже 19—20 вв. Этот стиль в архитектуре получил название конструктивизма. Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота312 м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 г. по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века. Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники. Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры.

    Развитие американского города, его лицо определили многоэтажные небоскребы Нью-Йорка, Чикаго и др. К началу 20 в. архитекторы так называемой чикагской школы, возникшей в конце 19 в., разработали проекты небоскребов с нависающими стенами. Американские города, например Нью-Йорк, сохраняют резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Стэйт Билдинг», нач. 1930-х гг., в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфеллер-центр, в 72 этажа, высотой 384 м, 1931—1947 гг.) и множеством других различных по масштабам зданий. В истории русского конструктивизма профессиональные архитекторы проектировали всевозможные модульные конструкции жилых единиц, соединяющиеся между собой в большие комплексы, движущиеся по наружным стенам лифты и т. д. Корифеем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников. Начав с постройки российских павильонов на Международных выставках в стиле традиционной деревянной архитектуры, благодаря которым он приобрел международную известность, Мельников переходит к проектированию очень актуальных построек нового (революционного) типа и назначения - рабочих клубов. Клуб им. Русакова, построенный им в 1927-28 годах, не имеет ничего общего ни с архитектурой предшествующего столетия, ни с архитектурой модерна. Здесь чисто геометрические бетонные конструкции организованы в некую структуру, форма которой определена ее назначением. Последнее замечание относится практически ко всей архитектуре модерна и 20 века и определяется как функционализм. В архитектуре конструктивизма функционализм приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Язык архитектурных форм, таким образом "очищается" от всего необязательного, декоративного, неконструктивного. Это язык нового мира, порвавшего со своим прошлым. Рождающийся архитектурный образ ясно передает динамику художественных процессов и жизни в постреволюционной России, упоение современными техническими возможностями. Архитекторы стиля конструктивизм считали, что в создании архитектурного образа современного сооружения должны принимать участие все элементы здания, даже такие, как вывески, часы, рекламные щиты, громкоговорители, шахты лифтов и т. д., поэтому все их также должен проектировать архитектор. Советские конструктивисты сосредоточили свои усилия на двух больших задачах: проектировании образцового социалистического города и коммунального многоквартирного жилья для рабочих - домов-коммун. Идя навстречу новым потребностям социалистического государства, конструктивисты занимались проектированием и строительством таких типов построек, как конторы, универмаги, санатории, типографии, исследовательские центры, заводы и фабрики, рабочие клубы и гидроэлектростанции. Молодая советская архитектура первых послереволюционных десятилетий реально была в авангарде мировой архитектуры, реализуя или создавая на бумаге самые смелые проекты, среди которых знаменитый Дворец Советов, который так и не смогли построить на месте разрушенного храма Христа Спасителя. С наступлением сталинского тоталитаризма в 30-е годы Россия постепенно теряет свои позиции в архитектуре, и до сих пор их не удается восстановить. В конце 20-х годов конструктивизм стал распространяться за пределы Советского Союза, получив наибольшее распространение в Германии и Нидерландах. В середине 60-х - 70-х годах традиции и идеи конструктивизма нашли неожиданное продолжение в архитектуре так называемого "хай-тек", направления, демонстративно обнажающего не только работу архитектурных конструкций, но и инженерных коммуникаций. Леонидов

    8. Экспрессионизм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

    Будучи малораспространенным именно в архитектуре стилем, он протекает параллельно с такими более известными и ярко выраженными стилями как модерн, конструктивизм и функционализм. Зарождаясь как самостоятельный стиль, экспрессионизм в архитектуре вначале представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу (Ф. Кафка), музыку (А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер), кино (Р. Вине, Р. Райнер), изобразительные искусства (В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее). Они первоначально проявляются в компоновке сценографических пространств, особенно в интерьерах фильмов: динамичные декорации с неожиданными и таинственными источниками света, наклонными стенами и каскадами ведущих в никуда лестниц. Всё это формировало эмоциональную, полу мистическую атмосферу действия. Используя, подобно функционалистам, современные конструкции (каркас, ленточные окна, плоские крыши и прочее), архитекторы- экспрессионисты отрицают композиционный аскетизм. В отличие от ортогональных и монохромных решений модернистов, экспрессионисты используют контраст ортогональных форм с криволинейными, динамичную асимметрию, выделяя объёмом или формой угловой участок или торец здания. Вводят в композицию башенные объемы (чаще с вписанной в них лестницей), применяют полихромные решения фасадов с контрастами цвета и фактуры. Архитектурным произведениям этого стиля присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры, то есть подчеркнутая пластика формы.

    Естественная специфика архитектуры ХХ века формировалась на определенной исторической базе, но главными в этом процессе стали функциональные, композиционные и технические достижения и открытия зодчества последней трети XIX-го и начала 1900-х гг. ХХ века. Развитие научно-технического прогресса на рубеже этих веков привело к образованию неизбежных процессов: индустриализации товарного производства, интенсивной урбанизации, резкому увеличению численности городского населения. Создаются новые строительные материалы, которые наделяются технологически-новыми свойствами. Это позволяет зодчему воплощать самые смелые идеи, формирующиеся на специфике освоения новых материалов, а также нестандартные формы, порой взаимосвязанные с природными чертами окружающего мира. Центром возникновения архитектуры экспрессионизма становится Германия, её ведущими мастерами Э. Мендельсон, Г. Шарун, Г. Пёльциг, Г. Хёринг. А символом экспрессионизма в архитектуре стало здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, спроектированное Эриком Мендельсоном, более известное под названием «Башня Эйнштейна». Это своеобразное сооружение, сочетающее в себе строгую функциональность с пластичностью в решении объема, уподобляющей это архитектурное сооружение произведению скульптуры. Архитектор видел основу формообразования в современной архитектуре в создании динамических композиций. «Функция плюс динамика — вот лозунг», — писал Мендельсон. Он не поддерживал ни тех, кто выдвигал на первое место функцию, ни тех, кто ставил превыше всего острую выразительность. Считая и то и другое в равной степени необходимым для архитектуры, Мендельсон раньше других своих современников — представителей нового направления сумел в своем творчестве объединить оба эти начала, собственно, поэтому и является ярким представителем архитекторов-экспрессионистов. Также стоит отметить, что Мэндельсон спроектировал текстильную фабрику «Красное Знамя» в Ленинграде, но по проекту Мендельсона построена только силовая подстанция, а остальной комплекс достраивался уже, будучи измененным советскими конструкторами. Вообще его проекты, относящиеся к производству, имели общую черту, которая выражалась в специальной доминантной выразительности. Монотонным протяженным объёмам промышленных зданий динамизм придавала врезка в основной объём технически обусловленных башенных объёмов.

    К середине 1930-х годов экспрессионизм уходит с архитектурной сцены, чтобы в 1950-1970-х годах проявится вновь; очень яркими произведениями, как архитекторов старшего (Ле Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утсон) поколений. С 1950-х годов направление получает наименование неоэкспрессионизма. И снова экспрессионизм будет спорить с более распространенными архитектурными стилями, но уже на совершенно другом уровне с большим преимуществом и в новом качестве.

    9. Функционализм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

    Основой идеологии функционализма в архитектуре стало создание самыми современными способами и конструкциями таких форм, которые бы обеспечивали наилучшее функционирование объекта, все излишнее отбрасывалось. Процессы, ради реализации которых построен стул, здание, район или город и даже регион должны получить наиболее удобную и технологичную оболочку или материальную базу. «Форма должна соответствовать функции» - вот лозунг функционализма. Первые формулировки функционального подхода к архитектуре появились в США в конце 19 века, когда архитектор Д.Салливен реализовал отчетливую зависимость формы и функции. Его новаторские многоэтажные конторские здания (Гаранти-билдинг в Буффало, 1894) стали первенцами функционального подхода к архитектуре. Наиболее значительны достижения функционализма в Западной Европе и России. Основной идеологический и практический центр функционализма, творческий центр «Баухауз» в Германии, начиная с 30 годов ведет теоретические исследования и прикладное проектирование. Создатель и руководитель Баухауза, крупнейшая фигура функционализма В.Гропиус был автором многочисленных памятников этого революционного стиля. Иконой функционализма является здание Баухауза в Дессау, Германия, построенное по проекту В.Гропиуса в 1928 году. Лаконичное и ясное сооружение, сплав современных конструкций и научно-производственного предприятия («Баухауз» - проектно-исследовательский центр дизайна) демонстрирует форму, определенную функцией и характерный для функционализма формальный ряд –плоские кровли, крупные плоскости стекла, полное отсутствие всего, что не нужно для конструкций. Французский архитектор Ле Корбюзье, наиболее известный творец функционализма, внес решающий вклад в теорию и практику этого стиля. Его идеи в градостроительстве, в теории массового индустриального жилья, во многом реализованные постройками и проектами, и по сей день актуальны. Этот поистине величайший архитектор современности насытил теорию функционализма идеологически и практически, его знаменитые принципы построения массового индустриального жилого дома (дом на опорах, плоская крыша-сад, ленточное остекление итд) используются и сегодня. «Жилая единица» - многоквартирный дом в Марселе и есть блестящая реализация этих принципов. Свободная планировка, оптимальная структура, чрезвычайно эффектная и рациональная система солнцезащиты этого здания, цветные акценты лоджий – компоненты этого шедевра функционализма просты, логичны, интересны и красивы. В здании вилы Савой в Пуасси, Франция, Ле Корбюзье воплощена идея жилья, как защищенной от непогоды части пейзажа, эта возможность реализуема лишь с использованием каркаса – плоскость покрытия опирается на пол колоннами, остальное- простор. Аналогичный подход к жилью виден в архитектуре Фарнсуорт хауза в Плано, США, арх. Л.Мис Ван дер Роэ - такой же прием заимствования части пейзажа для устройства в ней жилых объемов в предельно функциональной оболочке. Едва ли не примитивные формы становятся шедевром – в мастерском исполнении, разумеется. Административное здание в Чандигархе, Индия, также использует каркасную систему, удерживающую все необходимое- перекрытия, навесные стены фасада с мощной солнцезащитой. Все элементы предельно ясны и просты, но из этих простых функциональных элементов архитектор собирает чрезвычайно эффектный неповторимый образ. Символ каркасной конструкции, несущей «соты» конторских помещений и ограничивающие их навесные наружные стены определяет архитектуру здания IBM и Сигрэм, построенные Л. Мис Ван дер Роэ. Архитектура небоскребов имеет такой характер и по сей день. Памятники функционализма отличает не только демонстративная материализация процессов, в них происходящих, но и акцентирование сути и роли используемых для этого конструкций.

    Конструктивизм в СССР представлял собой функционализм с акцентом на выражение новых качеств новых конструкций, при этом содержание такой архитектуры выражало новаторские, подчас революционно-фантастические идеи нового быта. До тоталитарного подавления этого направления, архитекторы И.Голосов, братья Веснины, К Мельников и другие успели оставить выразительные новаторские сооружения, до сих пор вдохновляющие архитектуру нашего времени.

    10. Демократизм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.


    Архитектура «старательно покрывается орнаментом» не только на живописных фонах, но и в реальности. Тема райского подобия становится одной из главных архитектурных тем с середины и до конца века, а одним из главных средств ее выражения становится сугубый, доходящий до фантастического узорочья декоративизм. Именно декоративная сторона зодчества приняла на себя эту «хилиастическую» функцию, и не только эту. Судя по масштабам, до которых разросся в XVII в. декоративизм, по творческой активности и концентрации художественных проблем в его поле, можно смело утверждать, что эта сторона вообще была ведущей в концепции храмовой архитектуры этого времени.

    Системы декоративной разработки стали носителями не только новых духовных смыслов, но и новых принципов художественного мышления, показателями тенденций в религиозных и в культурных движениях. Основные принципы их организации и репрезентации почти буквально отражают характерные признаки духовного и культурного общественного сознания этой переходной эпохи.
    На протяжении второй половины XVII в. декорация храмовых сооружений претерпевает принципиальную эволюцию. По хронологии и по характеру разработки их можно в самом общем виде разделить на две группы: с 40-х до конца 70-х и 80-90-е гг. По характеру декора их можно условно противопоставить как «иррациональную» и «рациональную». Имеется в виду, прежде всего, тектоническая логика построения декора.
    Декоративной разработке первой группы памятников присуща общая атектоничность. Под ней мы подразумеваем многочисленные и систематические случаи нарушения собственной тектонической логики построения декоративных элементов фасадов. В бесстолпных храмах это постоянные нарочитые нарушения логики появившихся в русском архитектурном декоре ордерных взаимосвязей - смещение с осей симметрии в ордерной сетке пластически акцентированных наличников окон, при этом часто фронтоны наличников оказываются врезанными либо в богато профилированный карниз (ц. Николы на Берсеневке), либо в пилястру, либо наличник «размыкает» ордерную ячейку, перерезая сами колонки (например, киот на южном фасаде четверика храма Троицы в Никитниках). В традиционных четырех столпных храмах (например, ярославских) - это «разорванные» лопатки (церковь Вознесения, северный фасад), полные несовпадения в сочленениях (церковь Ильи Пророка, южный фасад), в ритмическом шаге вертикальных членений и «закомар»(церковь Федоровская) и т. п. Эти тектонические алогизмы на фасадах посадских храмов настолько обильны и настолько систематичны, что образуют целое художественное явление, которое можно кратко определить как перманентное стремление к нарушению и даже разрушению любого избранного зодчим за основу тектонического порядка - будь то ордер в его новой для Руси западной редакции или традиционная система членения фасада - идущее как бы «вторым голосом» к созиданию этого порядка и образующее программную художественную оппозицию «созидание - разрушение». Однако все эти «несистемные» алогизмы покрываются и синтезируются в единое художественное целое через принцип общего узорочья, доходящего порой до полной «ковровости», до боязни пустоты (ц. Воскресения на Дебре в Костроме, ц. Троицы в Останкине, ц. Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле и многие другие).
    Другая черта декора памятников этой группы - это его «энциклопедичность». Мастера XVII в. как бы выводят на стены храмов абсолютно все декоративные мотивы, накопленные древнерусской традицией, как бы обобщая их и доводя их художественное развитие до последнего предела - и качественно, и количественно. При этом они стремятся синтезировать их со всеми вновь узнанными архитектурными новшествами. Как мы уже заметили, в результате разрушаются и старый, и новый порядки, образуется свое собственное, достаточно «иррациональное» целое.

    Интересно, что при всем кажущемся «варварстве» подобного архитектурного мышления, часто

    представляющемся современному восприятию «непрофессионализмом», небрежностью, отсутствием мастерства, именно оно и есть, как это ни парадоксально, русский вариант ренессансного. Достаточно сопоставить его характерные признаки со стилем мышления европейского Ренессанса.

    11. Футуризм в архитектуре: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты.

    Футуристический стиль возник в начале 20-го века и может характеризоваться как начальная форма архитектуры этого времени. Проектирование в этом стиле включает в качестве основных посылов прямые линии, безотлагательность, скорость, непрекращающееся движение. Именно это требовалось в то время миру, поэтому движение футуристов, основанное Филиппо Томмасо Маринетти, написавшего в 1909 году Манифест Футуризма, стало очень популярным.

    Стоит отметить, что футуризм – это не только и не столько стиль архитектуры (хотя и он, в том числе), сколько подход к архитектуре, образ мышления и поведения. Строительство дома в этом стиле – чистое творчество, так как толкование этому стилю давали очень много раз, каждые несколько десятилетий – из чего можно сделать вывод, что футуризм – динамично развивающийся стиль. Он также вовлекает в себя также литературу, музыку и изобразительное искусство, являющиеся также формами творческого самовыражения человека.

    Сегодня нередко футуризм связывают со странными архитектурными формами, от которых веет космическими настроениями. Примерами таких зданий являются Здание Декин во Флориде, Космическая Игла в Сиэтле, Пирамида Трансамерика в Сан-Франциско. Но это далеко не все, так как футуристическое движение 20-х годов толковало футуризм намного более свободно, не связывая с политическими событиями того или иного периода. Ярким примером является дизайн проект Туморроуленд в Диснейленде в Анахайме.

    Отрицание традиционной культуры, ее художественных ценностей, культ техники, индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итальянских футуристов антигуманистический характер: по утверждению итальянского писателя Ф. Т. Маринетти - жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слёзы женщины. В живописи футуристов, представлявшей собой хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармонию цвета и формы, человек нередко трактуется как подобие машины. Отрицание гармонии как принципа искусства присуще и футуристической скульптуре. Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объёмов приводило к модернистской деформации. Поэзия футуристов заумна, нацелена на разрушение живого языка; это образец насилия над лексикой и синтаксисом. Футуристическая абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника в социально-идеологическом плане обнаружила различные тенденции. В итальянском футуризме она обернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. В сочетании с ярым национализмом всё это привело итальянских футуристов к союзу с фашистским режимом Муссолини. В других странах Запада футуризм был представлен немногочисленными группами. Сложившийся в России «кубофутуризм» лишь терминологически и некоторыми формальными чертами перекликается с итальянским футуризмом, отличаясь от него социально-классовой основой и конкретно-эстетическим содержанием. Русским футуристам были свойственны черты мелкобуржуазного анархического бунтарства, левацкий радикализм по отношению к культурному наследию, крайности формалистического экспериментаторства. После Октябрьской революции русские футуристы заявляли о своём желании создавать социалистическую культуру, искусство будущего, революционизировать быт. Во многом эстетические крайности футуристов, группировавшихся вокруг журнала «Леф»(редактор - Владимир Маяковский), были своеобразной реакцией на односторонность рапповской критики. К концу 1920-х гг. в процессе развития социалистического художественного сознания и организационного объединения различных художественных группировок футуризм в России прекратил свое существование.

    В эру, начавшуюся после Второй Мировой Войны футуризм, сниженный значительно, пересматривал себя в контексте тенденций Космической эры , автомобильной культуры и обаяния пластмассы . Пример этого типа футуризма - архитектура Гуги ( Googie ) 1950-ых годов в Калифорнии . Футуризм не стиль, а открытый подход к архитектуре, таким образом, этому направлению давали иное толкование различные поколения архитекторов каждые несколько десятилетий, но обычно отмечаются, формы, динамические линии, сильные контрасты и использование передовых материалов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта