Госы - ответы. 2. Понятие современная архитектура, общая характеристика(процессы периоды, движения и концепции, архитекторы, объекты)
Скачать 1.41 Mb.
|
18. Постмодернизм: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты. Во второй половине двадцатого века новаторский дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал. Городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе чистого рационального функционализма, создающими ощущение уныния, монотонности и однообразия. В 70-е годы в США, как реакция на это, появились огромные здания, по своим масштабам превосходящие стеклянные небоскребы в стиле Мис ван дер Роэ. Их масштаб никак не соотносился с человеческим телом, и был больше похожим на какой-то космический уровень. Когда надоедают формалистические холодные постройки "белого модернизма", скупые формы "минимальной архитектуры" функционализма, культ техники и конструкций "хай-тек", некоторые архитекторы делают попытку изменить формальный язык архитектуры, вернув в него формы из прошлых веков, исключенные из практики орнамент, цвет и прочие "лишние" элементы. Но было бы неверно ограничивать суть нового движения одним лишь ностальгическим обращением к историческим формами прошлого, хотя оно сыграло большую роль в сложении нового стиля, названного его теоретиками постмодернизмом. Главное, что попытались архитекторы постмодернизма вернуть в архитектуру, - это изгнанную из нее много десятилетий назад образность, делающую ее не просто процессом создания пространственных структур, а видом искусства. Архитекторы постмодернизма попытались внести в архитектуру еще и другие законы, кроме функционального соответствия и максимального упрощения основных форм - выдумку, фантазию, театральное игровое начало, сложные образные ассоциации. Еще одно качество, которое отличает архитектуру постмодернизма, особенно в европейских странах - это осознанное желание увязать новые постройки с историческим городским окружением, не испортив его новыми включениями, почувствовать городской контекст будущих построек. Иногда это направление постмодернизма называется контекстуализмом. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации. Марио Ботта внес в архитектуру постмодернизма некоторые формальные приемы, которые впоследствии были использованы его эпигонами и стали своего рода универсальным архитектурным языком постмодернизма. В его односемейных домах - виллах в Швейцарии заложены идеи уединения, изоляции в природном или архитектурном окружении. Его виллы самодостаточны, им не нужно никакого общения. В небольшом жилом доме используются крупные формы, как бы предназначенные для больших общественных зданий - огромные круглые окна с зеркальной поверхностью стекла, защищающие внутренний мир даже от взглядов извне. Австрийский архитектор Ханс Холляйн в интерьерах Бюро путешествий в Вене попытался средствами архитектуры передать ощущения, образы, мечты и иллюзии, возникающие у человека, отправляющегося в далекие страны. Там, где архитектор-модернист сделал бы стеклянные стены и увешал их рекламными плакатами, Холляйн ставит стальные пальмы, среди которых стоит руина классической колонны. Над авиакассой летают орлы. Пространство здесь похоже на сцену, а посетитель, двигаясь по ней, включается в общий спектакль, начиная играть какую-то роль. Архитектору удается создать атмосферу чего-то неизведанного, загадочного, полную предвкушения предстоящей поездки и открытия каких-то тайн. Часто архитектуру постмодернизма ругают за то, что вместо движения вперед она стала уводить назад в историю, объясняя это страхом перед будущим в условиях глобальных экологических катастроф. Но главной заслугой постмодернизма является то, что язык архитектурных форм стал несравненно богаче, выразительнее стали объемы и композиции, понятие красоты и образности было реабилитировано даже в отношении строго функциональных построек. Архитекторы постмодернизма, проявляя уважение к историческому и национальному наследию, создали немало замечательных проектов реконструкции исторических частей городов, ассимилируя современные постройки в историческую ткань города без ущерба для сторон. Но главное, что они вернули архитектуру в лоно искусства. 19. Хай-тек: социокультурная основа, принципы и приёмы формирования, конструкции, объекты. Хай-тек (англ. hi-tech, сокращенное от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Истоки Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры. Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — к идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи. Ранний хай-тек Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня). В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Современный хай-тек Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность, Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря). Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано). Основные черты 1Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. 2Использование прямых линий и форм. 3Широкое применение стекла, пластика, металла. 4Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания. 5Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения. 6Широкое использование серебристо-металлического цвета. 7Высокий прагматизм в планировании пространства. 8Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку). 9В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну. 20. Архитектура конца 20 – начало 21 вв: общая характеристика, процессы, периоду, движения и концепции, архитекторы ,обьекты. В 70-80-х годах хай-тек был представлен чаще всего «зеркальными» зданиями («Пасифик дизайн центр» в США). В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре. Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано). Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским Конгрессхалле (Kongresshalle): нарочитого усложнения внешнего объёма здания второстепенными техническими и технологическими аксессуарами и тяготением к тектонической ясности сооружения. Для современной архитектуры характерно многообразие стилевых поисков, концепций, творческих методологий, но среди них можно выделить органический подход, направленный на изучение и внедрение в архитектуру закономерностей живой природы. Большой диапазон объектов, созданных на основе органического подхода, сегодня определяется архитекторами и теоретиками, как лэндформная архитектура*, в которой архитектурное формообразование основано на тактильном взаимодействии с землей; архитектура на основе нелинейной, неортогональной геометрии; динамичная архитектура, связанная с трансформацией внешней формы, оболочки и внутреннего пространства; как экологическая архитектура, являющаяся примером инженерного усовершенствования архитектурных объектов на основе использования природных ресурсов с целью создания комфортной среды сосуществования человека и природы; как биоархитектура и множество других направлений. Архитектурные объекты, представляющие данные направления, часто лишены жесткой структуры, привязанной к ортогональной системе координат. Их структура не является следствием комбинаторики архетипичных форм или традиционного композиционного подхода, основанного на согласовании функций и объемов. Следует заметить, что формообразование этих объектов не всегда проистекает из внешних аналогий с природными формами. Эти объекты внешне не похожи на органическую архитектуру Ф. Л. Райта, хотя они основываются на сходных принципах формирования и при проектировании таких объектов используются аналогичные методы. Среди архитекторов, позиционирующих сегодня органический подход, определяющих концепцию своих объектов как организмов, звучат такие имена как Т Ито, Ш. Эндо, Э. Амбаз, М. Соркин, К. Йенг, Д. Пирсон, Р. Пиано, Т. Андо, Н. Денари, Э. Мираллес и К. Пинос, Д. Перро; и группы архитекторов: студия Декой, МВРДВ, ФОА, ЛАБ, Асимптота, ШоП, АРМ, ЮН Студия и НОКс, Архи-тектоникс, Дигит-олл студия. Известные деконструктивисты П. Эйзенман и З. Хадид сегодня заявляют об изменении своей творческой деятельности в сторону создания в архитектуре органической сложности. Все это позволяет считать феномен «органического» в архитектуре и органический подход все более распространенными. Применение органического подхода встречается сегодня не только в архитектуре, но и в естественнонаучных дисциплинах, социальных, политических и экономических дисциплинарных полях, в современном искусстве. Сегодня, когда идея устойчивого развития становится условием дальнейшего существования человека, необходимо устанавливать качественно новые отношения человека с природой. "Постиндустриальная архитектура начала XXI века характерна тем, что она в качестве концепции может использовать все, что угодно, любые образы из всего богатства мифопоэтического багажа человечества. При этом скорость, с которой виртуальные концепции переходят в реальность, поражает воображение. 20. Архитектура конца 20 – начало 21 вв: общая характеристика, процессы, периоду, движения и концепции, архитекторы ,обьекты. Начнем с архитектурного модернизма – по сути это переломный момент в понимании архитектуры, появление новых форм и конструкций зданий. Иногда его полуошибочно называют новейшей архитектурой. Один из ярких примеров модернизма - здание Баухауза (высшая школа строительства и художественного конструирования), существовавшее в Германии до 1933 года, чье создание со временем вызвало целое направление в архитектуре, последствия и примеры которого мы и сейчас можем наблюдать, глядя из окон наших домов или офисных зданий - это Интернациональный стиль архитектуры. Сталь и стекло, железобетон, как любимый материал архитекторов, множество этажей, предельная функциональность и лаконизм. Интернациональный стиль строительства - это прямые линии небоскребов и чистая геометрия форм. Архитекторы советского конструктивизма, как будто пытались повторить интернациональный стиль модернизма, но в чуть искаженной геометрии и немного ломаных формах. Это понятно и здесь огромную роль сыграли отголоски имперского прошлого нашей страны, и революционные движения тех годов в России. Но главное и в Европе, и в России – перед архитекторами стояла задача по расширению функционального пространства зданий. Под влиянием политической ситуации в России конструктивизм с 30-х годов двадцатого века запретили и на смену ему пришло, так называемое, «тоталитарное барроко» и сталинский неоклассицизм. Вспомнили о конструктивизме снова только в 60-х годах и еще раз, уже под другим названием, он вернулся в начале нашего, 21-го века. А постмодернизм и архитектура постмодернизма (представлявшая собой все тот же интернациональный стиль с примесью модернизма и авангардных веяний) в то время был по-прежнему популярен в Европейских странах. На смену ему постепенно пришел хай-тек (от значения, high technology - высокие технологии). Некоторыми основными чертами хай-тека стали: Использование при проектировании, инженерии и строительстве новых высоких технологий Все те же прямые линии и четкая геометрия форм. Использование стекла, металла и пластика в очень больших объемах. Большое количество новых высокотехнологичных и функциональных приспособлений в зданиях – лифты, системы вентиляции, децентрированное освещение и т.д. Функциональность и прагматизм в проектировании и планировании пространства. 21. Деконструктивизм: социокультурная основа, принципы и приемы формирования, конструкции, объекты Деконструктиви́зм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997). Деконструктивизм — это одно из направлений в современной архитектуре, которое основано на использовании в строительной практике идей и мыслей известного французского мыслителя и теоретика литературы Жака Деррида. Другим важным источником вдохновения для приверженцев этого архитектурного стиля является советский конструктивизм двадцатых годов 20 века. Для деконструктивизма характерны нарочито разрушенные и изломанные формы, визуальная усложненность и акцентированное вторжение в городскую среду. Архитектурный стиль деконструктивизм как самостоятельное течение сформировался в конце восьмидесятых годов (работы американских архитекторов Даниэля Либескинда и Питера Айзенмана). Во многом возникновению деконструктивизма способствовали рассуждения Деррида о том, что архитектура, которая вступает в конфликт, упраздняет саму себя. Свое дальнейшее развитие эти идеи получили в периодических изданиях голландского архитектора и теоретика Рема Колхаса. Манифестами стиля деконструктивизм являются музей Гуггенхейма в испанском городе Бильбао, построенный в 1997 году знаменитым американским архитектором Фрэнком Гэри и пожарная часть «Витра», возведенная по проекту британского архитектора Захи Хадида. Ярким примером деконструктивизма является здание Новой таможни в немецком городе Дюссельдорф. 23. Устойчивая архитектура: определение, характеристика, социокультурная основа, принципы и приемы формирования, конструкции, объекты В 1993 г. на Всемирном конгрессе архитекторов впервые прозвучала мысль об ответственности архитекторов за качество жизни людей в искусственной, оторванной от природы среде современных городов. В 21 веке очень многие жизненные процессы подверглись существенной трансформации. С повсеместным развитием интернет сетей информация стала более доступной, а способы потребления быстрее и разнообразнее. Спрос на новейшие технологии очень высок. Люди сами задают стандарты по которым строят свою жизнь и модель поведения в обществе. Появляются новые требования к производствам. Подобные изменения коснулись не только производства автомобилей или электротехники. Архитектура и строительство, как крупнейшая сфера потребления, также подверглась переосмыслению и изменению. Время зданий-памятников постепенно уходит. Сейчас недостаточно спроектировать просто красивое и пропорциональное здание. Появилось множество дополнительных немаловажных факторов. Термин «устойчивая архитектура» говорит об архитектуре ближайшего будущего. Об архитектуре которую мы будем использовать не только сегодня, но и завтра, с учетом растущих требований к экологии, экономике и качеству жизни человека. Существует несколько организаций, занимающихся обозначением и согласованием принципов устойчивой архитектуры и строительства. Британская компания BioRegional совместно с фондом дикой природы WWF. Бюро Clegg Bradley Studios. для широких категорий покупателей. Основной целевой группой в «One Brighton» являются молодые рабочие. Больше половины всех квартир – однокомнатные. Из них 31% попадает под категорию жилья умеренной стоимости. Всемирная комиссия по окружающей среде и впервые ввела понятие устойчивого развития, определив его следующим образом: «Человечество способно сделать развитие устойчивым – обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Сейчас понятие жизнеустойчивого развития работает в 4-х взаимосвязанных направлениях:1 здоровое ответственное общество 2 прикладная экология (баланс в окружающей среде) 3 эффективные инновации 4 справедливая зеленая экономика Значительную роль в повышении энергоэффективности здания играет внешняя сетка-экран, создавающая воздушную прослойку между внешней средой и остекленным фасадом. Таким образом уменьшается теплоотдача. Автоматические регулируемые панели оптимизируют температурный режим. Благодаря прозрачности сетки и сплошному остеклению периметра стен, 75% помещений здания получают естественное освещение. Зеленые насаждения на крыше снижают нагрев здания, сокращают сброс дождевой воды в канализацию, повышают теплоизоляцию здания. На крыше установлен генератор тепловой энергии в элекричество. В строительстве здания применены вторично переработанные материалы. В проекте применен ряд инновационных технологий, позволяющий сократить потребление электроэнергии, а также снизить расходы на отопление и освещение помещений. Преобладающее остекление на фасаде состоит из двух слоев стекла с высоким светопропусканием. Это позволяет большую часть рабочего времени обходиться естественным освещением, а система двойного стеклянного фасада – сократить расходы на отопление и шумоизоляцию. Стеклопакеты в солнечную погоду автоматически закрываются жалюзи. Также была применена новая система охлаждения: вместо кондиционеров, которые создают сквозняки, а снаружи портят архитектурный облик здания, используется технология холодных потолков. В потолке проложена трубка, по которой идет холодная вода. Тяжелый холодный воздух опускается вниз, и это приводит к мягкой циркуляции воздуха внутри помещения. Если объект удачно пройдет сертификацию, то станет одним из пионеров энергоэффективной архитектуры в России. Возможно, удачный пример штаб-квартиры «Новатэк» повлияет на инвесторов и покажет им суть выгоды вкладывать деньги в архитектуру и технологии, позволяющие сделать жизнь комфортной, как сегодня, так и в ближайшем будущем. 24. Архитектура России советского периода: общая характеристика, процессы, периоды, архитекторы, объекты |